Папки-передвижки

Методическая разработка мероприятия с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми

Нина Клопова
Методическая разработка мероприятия с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми

Содержание

I. Введение.

1.1Вступительная часть.

II. Основная часть.

2.1. Психологические факторы проблемы жестокого обращения с детьми.

2.2. Познакомить родителей с видами жестокого обращения с детьми и их последствиями (физическое, психологическое, сексуальное насилие, пренебрежение нуждами ребенка).

2.3. Психологические аспекты предотвращения проблемы жестокого обращения с детьми.

III. Взаимодействие с родителями :

3.1. Просмотр видеоролика «Ребенок - не кукла»

3.2. Изготовление коллажа «Мама, папа, я счастливая семья».

Публикация «Методическая разработка мероприятия с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми» размещена в разделах

3.3. Подведение итогов анкетирования родителей :

«Как я воспитываю своего ребенка».

3.4. Просмотр видеоролика «Обратите на меня внимание».

IV. Подведение итогов.

4.1. Отзывы родителей о проведённом мероприятии.

V. Приложение: фотографии, коллажи, анкета для родителей, отзывы родителей о проведенном мероприятии, памятка «Семь золотых правил наказания».

Материалы: кирпичики, кубики, бумага А4, клей, картинки, журналы для коллажа, салфетки, анкеты для родителей.

Введение.

Современное российское общество характеризуется коренными преобразованиями в различных сферах жизни - экономической, социальной, психологической, политической, а также педагогической. Преобразования привели к множеству негативных последствий: резкому расслоению населения по уровню материального благосостояния и имеющимся в связи с этим возможностям, падению уровня жизни большой части населения и неуверенности людей в завтрашнем дне; утрате основных общественно значимых ценностей, в том числе и семейных, когда культивируемый в течение многих лет индивидуализм привёл к культу потребления, к потребности достичь успеха любой ценой, не считаясь с интересами других людей, используя их в своих целях; к отстранению общества, государства от ответственности за воспитание человека, формирование его морали и нравственных принципов. К негативным последствиям реформ относится и рост агрессии и насилия в обществе, в том числе и семейного, от которого страдают, прежде всего, дети как самая незащищенная и уязвимая социальная группа. В то же время рост семейного насилия - не только российская, но и общемировая проблема. Насилие в целом является актуальной темой для современной России, где число тяжких преступлений против личности не выражает, сколько бы то ни было очевидной тенденции к уменьшению. Проблема предотвращения насилия над детьми в России становится чрезвычайно актуальной. Она рождает множество практических вопросов этического, гуманистического, социально-экономического, правового, медицинского, образовательного характера, решить которые можно только совместными усилиями, вовлекая в рассмотрение планы охраны материнства и детства в целом. Жестокое отношение к детям сегодня превратилось в обычное явление: до 10% жертв насилия погибает, у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и влечет за собой другие тяжелые социальные последствия, формирует социально дезадаптированных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. Особенность российской ситуации состоит в том, что на обсуждение проблемы насилия над детьми, как и в целом насилия против личности, до недавнего времени было своего рода табу. Закрытой была тема внутрисемейных конфликтов, считалось неприличным вмешиваться в семейные отношения. Отдельные случаи, которые все же становились достоянием средств массовой информации, трактовались как действия уголовников и маньяков. Лишь теперь общество начинает осознавать катастрофические масштабы проблемы. Стало явным, что российские дети, так же как дети других стран (а может быть и в большей степени, подвергаются насилию в семье, в школе, со стороны общества и государства, становятся жертвами национальных и этнических конфликтов. В настоящее время в нашей стране практически не существует системы оказания помощи детям, пострадавших от различных форм насилия. Она переживает только начальный период своего становления, хотя уже имеется уникальный опыт отдельных разрозненных исследований, создания кризисных центров, убежищ и приютов для пострадавших женщин и детей, телефонов доверия. Для претворения в жизнь этих программ необходимы подготовленные кадры. До недавнего времени в России не велась подготовка специалистов, работающих с пережившими жестокое обращение и пренебрежение детьми и их семьями, не было методической литературы и образовательных программ, статистики, опросов общественного мнения. Явление жестокого обращения и пренебрежения детьми только недавно привлекло внимание психиатров, психологов, социальных работников и закона и в настоящее время считается одной из важнейших проблем общественного здоровья и ведущей причиной детского травматизма и детской смертности во многих странах. Рост насилия в отношении детей обнаруживает связь с общим возрастанием насилия в обществе, ростом случаев насильственных преступлений, вандализма, делинквентности, суицидов и несчастных случаев с летальным исходом. Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования, которые приводят к стойким личностным изменениям. Помимо непосредственного влияния пережитое насилие может приводить к долгосрочным последствиям, зачастую влияющим на всю дальнейшую жизнь. Поэтому проблема профилактики насилия над детьми является крайне актуальной.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что семья занимает важное место в формировании личности ребёнка, поэтому одним из проявлений жестокого обращения с детьми является отсутствие любви к ребёнку, они в настоящий момент имеют низкий уровень грамотности по воспитанию детей. Многие дети – жертвы насилия – уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи, поскольку результаты исследований психологов убедительно свидетельствуют о том, что насилие, перенесенное в детском возрасте, неизбежно сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями.

Новизна данной разработки.

К сожалению, эта тема не теряет своей актуальности. И невольно задумаешься – неужели в мире так много «ЗЛЫХ» родителей?

Цели:

1. Соблюдение прав и интересов детей.

2. Профилактика жестокости и насилия среди несовершеннолетних в семье.

Задачи: Познакомить с правовой ответственностью за жестокое обращение с детьми.

Содействовать улучшению отношений между родителями и детьми, взаимопониманию и взаимоуважению.

Условия применения:

В основе системы профилактики жестокого обращения в отношении детей лежит семейно-центрированный подход, который предполагает ориентацию на внутренние ресурсы семьи, и направлен на формирование у населения семейных ценностей и социальной активности в отношении поддержания психосоциального благополучия семьи и в первую очередь детей. В связи с этим ключевым элементом планирования действий по преодолению жестокого обращения является комплекс эффективных и всесторонних профилактических мер, центрированных на ребенке и ориентированных на семью, который основывается на межведомственном сотрудничестве учреждений здравоохранения, образования, системы социальной защиты, правоохранительных органов и органов правосудия.

Основная часть.

Ход занятия.

1. Вступительная часть.

Просмотр видеоролика «Ребенок не кукла».

- Добрый вечер, дорогие наши родители. Мы рады приветствовать Вас, и надеемся, что мы с пользой проведем время. Как вы уже заметили, что мы сегодня посвятим время теме: «Жестокому обращению с детьми». Дети – это будущее нашей страны. Каким станет будущее России и будущее наших детей зависит от многих причин и в первую очередь от того, какое воспитание, образование и развитие получат наши дети, как они будут подготовлены к жизни в этом мире. В группе мы наблюдаем разногласия между детьми, использование в речи грубых, оскорбляющих слов. Причем агрессия, по нашим наблюдениям, может наблюдаться у ребят не только по отношению друг к другу, но и по отношению к взрослым людям. Понятно, что причин здесь может быть несколько. И сегодня мы с вами рассмотрим одну из них.

Предлагаю начать с основ жизни ребенка – с семьи, где кроется одна из причин такого поведения. Сегодня мы поговорим на такую всем знакомую, и вместе с тем очень личную тему как наказание детей. Дети – это будущее нашей страны. Каким станет будущее России и будущее наших детей зависит от многих причин и в первую очередь от того, какое воспитание, образование и развитие получат наши дети, как они будут подготовлены к жизни в этом мире. В группе мы наблюдаем разногласия между детьми, использование в речи грубых, оскорбляющих слов.

(Родители расположились за столиками, разбившись на две команды). Воспитатель выполняет роль жюри. На доске вывешены высказывания В. А. Сухомлинского: «Главный смысл цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери»; «Ребенок – зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

Воспитатель:

Семья – источник вдохновения,

Где рядом взрослые и дети,

В семье от всех невзгод спасение,

Здесь друг за друга все в ответе.

По данным российской статистики:

• насилие, в той или иной форме, совершается в каждой четвёртой российской семье,

• около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет ежегодно избиваются родителями,

• более 50 тысяч детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения в семье,

• 25 тысяч из них находятся в розыске,

• около 2 тысяч детей ежегодно сводят счеты с жизнью.

Существует 4 вида насилия:

1. Физическое насилие - нанесение физических повреждений, телесных наказаний. Это также изоляция в темной комнате, изоляция в угол, лишение еды (вкусностей). Когда взрослый наказывает маленького ребенка, ребенок чувствует беспомощность. Эти чувства могут в дальнейшем сделать ребенка депрессивным или агрессивным. И это не решает проблем. Это только заставляет чувствовать ребенка плохо по отношению к самому себе. Низкая самооценка может остаться у него на всю жизнь. Это нередко сказывается здесь в детском саду, в играх и в деятельности, а так же, когда ребенок приходит и находит свою жертву, на которой он также может возместить выплеснуть весь свой негатив. Хочется подчеркнуть, физические наказания недопустимы. Физические наказания учат детей неправильному, нецивилизованному способу решения проблем. Дети с сильной нервной системой в результате физических наказаний вырастают грубыми, жестокими, лживыми, дети со слабой нервной системой – боязливыми, вялыми, нерешительными.

2. Психологическое насилие или эмоциональное насилие – отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость (словесные оскорбления, угрозы и т. п.). Самое первая и самая основная причина, почему дети плохо себя ведут: борьба за внимание, потребность в вашем внимании. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание. Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого!

3. Сексуальное насилие.

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера с взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды.

Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые:

• демонстрация ребенку обнаженных гениталий;

• демонстрация порнографических и эротических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов;

• подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур.

Классификация сексуального насилия:

1. Сексуальная эксплуатация – взрослый злоупотребляет беспомощностью, либо силой для удовлетворения собственного сексуального влечения.

2. Эротизация ребенка – стимуляция сексуального развития в ущерб другим сторонам развития.

3. Подавление детской сексуальности – формирование негативного отношения к любым проявлениям сексуальности и сексуальных интересов.

Сексуальное насилие в отношении детей очень скрытое, но далеко не редкое явление. Жертвами сексуального насилия могут стать дети любого возраста.

4. Пренебрежение нуждами ребенка.

Наиболее часто пренебрежение основными нуждами ребенка наблюдается в семьях, ведущих асоциальный образ жизни (пьянство или наркомания родителей). Нередко в таких дисфункциональных семьях роль родителей по отношению к маленьким членам семьи берут на себя дети постарше. Игнорирование безопасного окружения ребенка может оказаться смертельным для него. По данным Министерства здравоохранения России, 70% несчастных случаев, травм и отравлений детей в возрасте от 0 до 14 лет происходит из-за недосмотра и из-за невнимательности родителей или других близких людей. Пренебрежение основными потребностями ребенка приводит к тому, что детство из периода радостного, беззаботного, полного любви и внимания со стороны взрослых, превращается в безрадостное существование, когда ребенок страдает от холода, недоедания, болезней. Пренебрежение основными нуждами ребенка часто сочетается с физическим и психическим насилием. Дети, лишенные любви и заботы родителей, готовы полюбить и довериться любому взрослому, который проявит к ним хоть немного внимания. Поэтому они имеют высокий риск оказаться объектом сексуального посягательства со стороны педофилов, которые могут завоевать их привязанность, делая небольшие подарки.

Как говорят “Хорошие детки – дому венец, плохие детки – дому конец”. Так вот, чтобы наши с вами детки были хорошими, мы должны знать, как подобрать ключики ко всем замочкам в душе ребенка.

Карусель проблем

Решение педагогических проблемных ситуаций. Предлагается родителям проиграть возможные проблемные ситуации, найти оптимальные пути их решения.

Ведущий предлагает по одной педагогической ситуации каждой команде. Время обсуждения 2 мин.

Каждая команда за быстрое выполнение заданий, за активность и оригинальность получает в каждом туре кирпичик или кубик.

• Выпал первый снег. Дети явились домой довольные, но в грязной и мокрой одежде. Мать в качестве наказания поручает им мыть полы. Права ли она? Как поступили бы вы?

( Правильный ответ: наказание трудом в результате порождает негативное отношение к труду. Никакого проступка дети не совершили. Даже взрослые, когда на улице грязно, приходят в грязной обуви и могут замарать одежду. Что в этом случае делают взрослые? Чистят одежду, моют обувь. Поэтому и мы можем предложить ребенку вместе почистить одежду, тем самым ребенок поймет, как трудно привести в порядок вещь. В следующий раз ребенок постарается быть более аккуратным).

• За все успехи в учебе взрослые в знак благодарности делают подарки ребенку. Когда девочка заняла призовое место в олимпиаде, в качестве поощрения бабушка купила ей в подарок книгу о Пушкине и конфеты. А Надя, развернув подарок, сделала гримасу и всем объявила: «Книжки у нас есть, а конфеты такие дешевые не нужны!» И отвернулась.

Какие допущены ошибки в воспитании? Как поступили бы вы?

( Правильный ответ: конечно, очень важно заинтересовать ребенка учебой. За ответственное отношение можно похвалить, поощрить, но поощрение материальное не должно войти в систему. Важно, чтобы духовные ценности были выше материальных. Ребенок должен воспринимать вашу улыбку, похвалу, одобрение, как поощрение.)

Решаем конфликт

Что означает, по вашему мнению, быть толерантным? (За правильный ответ команда тоже может заработать кубик).

Толерантность – это способность мирным путем разрешить проблему, способность встать на место другого человека и понять его, терпимость к чужому мнению, лояльность, широта взглядов.

Предлагаю разрешить конфликт первой команде:

Мама говорит сыну: «Миша, играй тише! Почему у тебя опять разбросаны игрушки? А вчера ты сломал новую машину и испачкал фломастером стол. Я тебя накажу!

Как бы вы решили проблему с позиции толерантности? На обсуждение – 1 минута.

( Правильный ответ: «Миша, не шуми, пожалуйста, ведь уже поздно, все твои игрушки устали и хотят спать. Положи каждую на свое место и пожелай им спокойной ночи. А мы с тобой возьмем карандаши и нарисуем волшебные сны для твоих игрушек» Итог: мама удовлетворена. Конфликт исчез, не успев появиться. Причина конфликта – это поведение мамы. Не нужно предъявлять несколько претензий в один момент, ребенку трудно их усвоить и принять к сведению. Ни в коем случае не нужно кричать и унижать ребенка, помнить, что ребенок – это личность, и она требует к себе уважения и понимания.

Следующая проблемная ситуация для второй команды:

Рома: «Папа, идем кататься на каток! Смотри, Ваня с папой уже там. Ты мне вчера обещал.

Папа: «Ну и что, что обещал. Мне сейчас некогда. Нужно доделать очень важную работу.

Рома: «Ну, пожалуйста…

Папа: «Займись делом! Какую ошибку допустил папа? (Не сдержал обещание, оттолкнул от себя ребенка.) Как решить эту проблему?

( Правильный ответ: Роме не так важно пойти на каток, он мог бы пойти один, но для него очень важно, чтобы с ним пошел папа, потому что дети, а особенно мальчики, стремятся во всем быть похожими на своих отцов, гордиться и восхищаться ими. Совет папе: оставить проблему за дверью, пойти на каток с сыном, что поможет отвлечься от проблемы на некоторое время. Тем самым вы не усугубите ситуацию и не создадите еще один конфликт).

Обеим командам.

Продолжите фразу…

1. «Наказание ребёнка взрослым происходит, потому, что…»

2. «Как вы наказываете Вашего ребёнка…»

3. «Кто, по-вашему, более ответственен за воспитание ребёнка – родители или образовательное учреждение

В «Законе об образовании» указано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Детский сад – помощник родителям в деле воспитания и обучения детей.

Дорогие родители необходимо знать и помнить, что дети от жестокого обращения взрослых защищены законодательно!

Это:

Всеобщая декларация прав человека (1948)

Декларация прав ребенка (1959)

Конвенция ООН о правах ребенка (1989) – где дается определение понятию жестокого обращения и определены меры защиты и признания прав ребенка.

Уголовный кодекс РФ (ст. 106-136, ст. 150-157, который предусматривает уголовную ответственность за совершение насилия в отношении несовершеннолетних.

Семейный кодекс РФ (ст. 54, 56, 69, 77, который гарантирует права ребенка, вплоть до лишения родительских прав при непосредственной угрозе жизни и здоровью детей.

ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

ФЗ РФ «Об образовании».

А сейчас мы с вами попробуем на практике, как это «жизнь без насилия».

Ситуация для анализа (одной из команд)

Алеша баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания взрослых. В конце концов, он подавился и начал кашлять. Его наказали – поставили в угол. После того как мальчик «отбыл наказание», отец спросил его: - Будешь еще так делать?

- Нет, - ответил малыш.

- А ты понял, за что тебя наказали? – догадался спросить отец.

- Да, за то, что кашлял, - ответил ребенок.

Вопросы для анализа.

- Какими могут быть последствия взаимонепонимания?

Ситуация для анализа (другой команде)

- Папа, а меня Нина Петровна похвалила! Я запомнила стихотворение быстрее всех! Хочешь расскажу? – девочка радостно скачет, ей не терпится поделиться с отцом удачей.

- Лучше расскажи мне о своем поведении, что ты натворила вчера! – строго говорит отец.

Лицо девочки меркнет. Напрасно весь день вынашивала она в себе заряд радости… Дома девочка делает еще один заход:

- Мама, хочешь расскажу стихотворение про елочку?

- Мне не до елочки сейчас. В следующий раз расскажешь.

Вопросы для анализа

- Что ребенок испытывает в подобном случае, когда родители не стремятся его понять, разделить его радость?

- Чем в дальнейшем чревато невнимание родителей к проблемам дочки? (У ребенка имеется потребность в общении с близкими людьми. Если родители не реализуют ее, то ребенок найдет другого человека, с которым будет общаться, делиться своими проблемами. Так, иногда дети попадают в сомнительные компании. Иногда родители удивляются, почему последними узнают о событиях в жизни их ребенка.)

- Стараетесь ли вы поддержать стремление ребенка поделиться с вами своими радостями и огорчениями?

Ситуация для анализа

Мама: Миша, быстро собирай игрушки и иди спать!

Миша: не буду!

Мама: я тебе сейчас «поддам» и быстро соберешь!

Миша: не буду! (мама ударяет ребенка, он плачет, но собирает игрушки)

Я надеюсь, что каждый из вас из этих ситуации сделал свои выводы.

Подведение итогов.

Итак, давайте, посмотрим, что у нас получится. Подойдём к столу и построим дом из ваших фигур.

А теперь мы предлагаем вам немножко посмотреть еще один видеоролик: «Помните обо мне».

Воспитание детей в семье – важный и ответственный процесс. Мы же с вами часто даже не советуемся с ребенком, как он сам хочет разрешить ту или иную ситуацию, не раздумывая, иногда сгоряча, совершаем действия, которые влекут за собой необратимые последствия. Иногда эти последствия влекут за собой страшные последствия (правонарушения наших детей, ранения и даже, самое ужасное гибель детей).

Уважаемые родители! Предлагаем Вам сделать коллаж «Мама, папа, я – счастливая семья», на своё воображение, ведь оно у всех разное. Для этого у вас всё есть на столах. Пожалуйста, начинайте.

Выставка коллажей. Родители рассказывают, что в их понимании счастливая семья.

А сейчас мы попросим Вас написать отзыв о нашем мероприятии. Что нового вы узнали? Или все было известно ранее. Какие задания были для Вас более интересными? Необходимы ли такие мероприятия для родителей?

Желаем вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания вашего ребенка, пусть ребенок приносит вам радость и счастье!

Послушайте, пожалуйста, стихотворение «Берегите своих детей» Эдуарда Асадова.

Берегите своих детей,

Их за шалости не ругайте.

Зло своих неудачных дней

Никогда на них не срывайте.

Не сердитесь на них всерьез

Даже если он провинились,

Ничего нет дороже слез,

Что с ресничек родных скатились.

Если валит усталость с ног.

Совладать с нею нету мочи,

Ну а к вам подойдет сынок

Или руки протянет дочка,

Обнимите покрепче их,

Детской ласкою дорожите.

Это счастья короткий миг,

Быть счастливыми поспешите!

Ведь растают, как снег весной

Промелькнут дни златые эти

И покинут очаг родной

Повзрослевшие ваши дети.

Перелистывая альбом

С фотографиями детства,

С грустью вспомните о былом

О тех днях, когда были вместе

Как же будете вы хотеть

В это время опять вернуться,

Чтоб им маленьким песню спеть.

Щечки нежной губами коснуться…

И пока в доме детский смех,

От игрушек некуда деться

Вы на свете счастливей всех!

До новых встреч!

Публикации по теме:

Профилактика жестокого обращения с детьми (выступление на общесадовском родительском собрании) Цель: Профилактика жестокого обращения с детьми в семьях. Задачи: - привлечь внимание родителей к проблемам современных взаимоотношений.

Алгоритм построения работы в ДОУ при возникновении случаев жестокого обращения с детьми Актуальность усиления профилактики защиты детей от жестокого обращения и насилия в семье связана с тем, что насилие в семье оказывает негативное.

Консультация «Профилактика жестокого обращения с детьми» «Наказание вредно потому, что оно озлобляет того, кого наказывают… Желание наказать – есть желание мести». Л. Н. Толстой.

Организация мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми в младшей группе Слайд 1. Организация мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми в 1 младшей группе. Актуальность: проблема обеспечения для.

Организация работы ДОО с неблагополучными семьями, с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общения, нормы.

Перспективный план работы по профилактике жестокого обращения с детьми в первой младшей группе. СЕНТЯБРЬ:- игры на сближение детей друг с другом и с воспитателем: "Иди ко мне", "Петрушка", "Передай мячик"; - игровые ситуации: "Мишка.

Перспективный план работы с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми, в первой младшей группе. СЕНТЯБРЬ:- Консультация "В детский сад без слёз или как уберечь ребёнка от стресса" - Консультация "Особенности развития и воспитания детей.

Профилактика жестокого обращения с детьми Если Вы заметили признаки жестокого обращения с ребенком необходимо принять меры по оказанию ему помощи - сообщить руководителю образовательного.

Работа педагога-психолога с семьёй по профилактике жестокого обращения с детьми ДОО 1. Жестокое обращение с детьми: что это такое?Жестокое обращение с детьми (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет).

Тренинговое занятие для педагогов по профилактике жестокого обращения с детьми и сексуального насилия Тренинговое занятие для педагогов по профилактике жестокого обращения с детьми и сексуального насилия: «Сказки учат многому…» Автор- составитель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка мероприятия с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми
Опубликовано: 23 января 2018 в 14:20
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД