Лучший педагог года

Методическая разработка «Настроение» для детей 3–4 лет

НАДЕЖДА ПОЛИКАРПОВА
Методическая разработка «Настроение» для детей 3–4 лет

Методическая разработка для детей 3–4 лет

Пояснительная записка.

Жизнь без эмоций, без эмоционального реагирования, без эмоциональной окрашенности событий не может быть полноценной, гармоничной. «Стоит лишь на минуту представить себе жизнь людей, лишенную эмоций, - отмечал отечественный физиолог П. К. Анохин, - как сейчас же перед нами откроется глубокая пропасть взаимного непонимания и полной невозможности установить чисто человеческие отношения. Мир таких людей был бы миром бездушных роботов, лишенных всей гаммы человеческих переживаний и неспособных понять ни субъективные последствия всего происходящего во внешнем мире, ни значения своих собственных поступков для окружающих. Страшная и мрачная картина».

Публикация «Методическая разработка „Настроение“ для детей 3–4 лет» размещена в разделах

Эмоции выполняют регулирующую и охранную функции. Например, препятствуют осуществлению какой- либо деятельности из чувства страха или отвращения. Способствуют раскрытию потенциальных творческих способностей. Побуждают к определенным поступкам, окрашивают поведение в целом. Являются показателем общего состояния ребенка, его физического и психического самочувствия. Также эмоции способствуют социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных большинству родителей и педагогов вопросов: «Что такое хорошо? Что такое плохо?». Если с точки зрения данного общества или сообщества ребенок поступает плохо, ему становится стыдно, он испытывает эмоциональный дискомфорт. Эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций, как положительных, так и отрицательных, пресна и бесцветна.

Недостатки эмоционального развития детей, связанные с нарушением общих свойств эмоциональной регуляции, проявляются:

- в эмоциональной незрелости, неспособности выбрать поведение, соответствующее актуальным переживаниям, перестроить свое поведение и изменить качество, интенсивность выражения эмоций в зависимости от изменившейся ситуации;

в эмоциональной заторможенности или эмоциональной подвижности, часто провоцирующих возникновение и закрепление черт так называемого дурного характера - безынициативности, мрачности, подавленности или упрямства, вредности, агрессивности;

- в отсутствии или обилии страхов, их устойчивости и необоснованности, что свидетельствует о ранимости, беззащитности и уязвимости детей;

в неадекватности и бедности выразительного эмоционального реагирования, что в ряде случаев сопровождается отсутствием чувства привязанности, нежности, любви в ответ на аналогичные чувства родителей (воспитателей, сверстников).

1. Назначение методической разработки :

Цель организованной образовательной деятельности:

Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Снятие эмоционального напряжения.

2. Развитие дружеских взаимоотношений через игру, игровые занятия, общение.

3. Повышение уверенности в себе.

4. Развитие коммуникативных навыков у детей.

5. Сплочение детского коллектива.

3. Организация организованной образовательной деятельности»;

1. Ритуал приветствия (снятие эмоционального напряжения у детей, установление контакта.)

2. Основная часть (направлена на достижение цели программы и задач каждого занятия)

3. Игра (на повышение двигательной активности)

4. Релаксационные, дыхательные и мышечные упражнения.

5. Подведение итогов занятия, ритуал прощания ( сначала подводим итог занятия: что понравилось, что запомнилось; затем ритуал прощания; при необходимости детям дается домашнее задание.)

4. Организация процесса проведения ООД.

1. Группа состоит из 6-8 детей 3-4 лет.

2. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность 15-20 минут.

3. Формы деятельности на занятиях разнообразны: психогимнастика, этюды, игры, упражнения, беседы, рисование. Активно используется приемы игротерапии, терапии песка и воды, арт-терапевтические техники, как известные, так и авторские.

6. Материально-техническое обеспечение.

Куб-кресло, мячики-ежики, музыкальный центр и музыкальные диски с разнохарактерной музыкой, «звездное небо», «картина-аквариум с плавающими рыбками», мягкая игрушка «мяч», куклы по количеству детей, зеркальная панель и песок, искусственные цветы, мягкая игрушка «кот», маленькое зеркало, мячи: резиновый, массажный, поролоновый, деревянный, пластмассовый, металлический; большие платки для каждого играющего, маска «мишка», сенсорная дорожка, клубочек, рукавички вырезанные из бумаги, 4 нарисованных карточек с основными эмоциями, зонд.

7. Ожидаемые результаты

*рост интереса к другим детям, желание общаться, взаимодействовать;

*снижение негативных эмоциональных реакций - тревоги, агрессивности в контактах.

*адаптированность ребенка в группе, способность ребенка взаимодействовать с разными детьми в группе в позитивном ключе.

*проявление сочувствия, помощи, поддержки другим.

*освоение элементарных способов релаксации.

8. Оценка эффективности разработки.

Показатели результативности: рост интереса к другим детям, желание общаться, взаимодействовать (при недостаточно выраженных коммуникативных потребностях на начало занятий); совершенствование конкретных навыков общения; рост позитивных социальных проявлений в контактах со сверстниками (при начальном уровне ниже среднего, снижение негативных эмоциональных реакций – тревоги, обиды, агрессивности в контактах (при их уровни на начало занятий выше среднего, а так же адаптированность ребёнка в группе, наличие у него в группе взаимных симпатий с другими детьми, способность ребёнка взаимодействовать с другими детьми, способность сотрудничать.

Практический инструментарий

Занятие № 1

Задачи: обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями, развитие коммуникативных навыков, снятие эмоциональной напряженности, развитие мелкой моторики.

Материалы для занятия: мяч, кукла, зеркальная панель, песок, аудиозапись спокойной музыки, «Звездное небо».

Ход занятия:

1. Знакомство. Упражнение «Волшебный мячик»

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас начинаются необычные занятия. На них мы будем много разговаривать, играть, общаться. В руках у меня «волшебный мячик». Сейчас мы будем его передавать по кругу, те, у кого окажется мяч здоровается и называет свое имя (после каждого приветствия, взрослый называет ребенка по имени и благодарит) Молодцы, ребята! Как славно мы познакомились, волшебный мячик нам в этом помок.

2. Этюд «Забота»

-Ребята, вы слышите, кто-то плачет? (педагог берет на руку куклу). Что случилось? Как тебя зовут? (подводит куклу к уху как будто слушает) Ее зовут Катя. Ей грустно, потому что, нет солнышка. Ребята, давайте ее пожалеем, обнимем, погладим по головке, заглянем ей в глазки (выполняют действия) Вот и прошли у Кати слезки. Пойдем вместе искать солнышко (ищут) Как вы думаете, где сейчас солнышко? (ответы детей)

3. Зеркально-песочная терапия «Солнышко»

-(педагог подводит детей к столу) сейчас мы будем рисовать солнышко на песке.

Инструкция: берем песок из тазика, сильно сжав пальцы в кулак, удерживая песок в руке, посыпаем зеркальную поверхность, постепенно раскрывая ладошки, расслабляя кисти и пальцы.

(педагог распределяет равномерно песок на зеркальной панели)

Теперь рисуем пальчиками солнышко (педагог помогает)

Молодцы, красивое получилось солнышко. Катя теперь рада, в комнате светлее стало.

4. Упражнение на расслабление «Наблюдение за звездами»

(под спокойную музыку)

-ребята, какие красивые, яркие звезды…

-какие они разные

-выберите одну звезду, которое больше всего понравилось

-понаблюдайте за ним

-садитесь поудобнее, послушайте музыку…

5. Итог занятия

Говорит ребятам солнышко в окошко в окошке:

«Как же вы играли - загляденье просто!»

А вам что понравилось, друзья? (ответы детей)

6. Прощание

«Поиграли, отдохнули

И совсем мы не устали.

Скоро мы придем опять

Будем снова мы играть» (дети уходят в группу)

Занятие № 2

Задачи: развитие уверенности в себе, закрепление новых форм взаимодействия с другими детьми, снятие эмоционального напряжения.

Материалы для занятия: мяч, зеркальная панель, песок, искусственные цветы, «Звездное небо», магнитофон с записью спокойной музыки.

Ход занятия:

1. Упражнение «Волшебный мяч»

Участники бросают мяч друг другу по желанию, называя свое имя, приветствуя друг друга.

2. Игра «Узнай по голосу»

Дети становятся в круг, в центре стоит водящий с закрытыми глазами.

«Мы немножко поиграем,

А теперь в кружок мы встанем.

Ты загадку отгадай,

Кто тебя позвал - узнай!

Водящий должен назвать имя того, кто позвал. Если он угадал, узнанный становится водящим, если ошибся, то игра повторяется.

3. Игра с песком «Чистое поле»

Инструкция: «Перед нами чистое поле. Мы можем сделать здесь дорожки-прямые или волнистые, холмы и ямки. Нарисуем круг - это будет клумба, посадим на ней цветочки. Постройте из песка что хотите.

Анализ игры: (проводится на каждом занятии, вопросы психолога соответствуют теме).

Интересно играть с песком?

Красивое поле у нас получилось?

Какой песок на ощупь?

Примечание. На первых занятиях психологу необходимо в игре продемонстрировать возможности песка: выкопать в нем яму, построить из него гору и т. д.

4. Упражнение на расслабление «Наблюдение за звездами» (под спокойную музыку)

-посмотрите ребята, какие красивые, яркие звезды…

-какие они разные

-выберите одну звезду, которая больше всего вам понравилась…

-понаблюдайте за ним…

-Садитесь поудобнее, послушайте музыку…

5. Итог занятия. Прощание.

«Поиграли, отдохнули,

И совсем мы не устали.

Скоро мы придем опять,

Будем снова мы играть» (дети уходят в группу)

Занятие №3

Задачи: учить детей сочувствовать, помогать, поддерживать, когда кто-то огорчен; помочь детям научиться понимать собственное эмоциональное состояние; развивать игровые навыки.

Материалы для занятия: мягкая игрушка кот, мяч, магнитофон с записью спокойной музыки.

Ход занятия:

1. Упражнение «Назови ласково»

Дети, передавая мяч по кругу, называют свои имена ласково (если дети боятся, стесняются, взрослый помогает. Педагог каждого гладит по головке и хвалит, поощряет добрыми словами)

2. Этюд «Почему грустит котенок»

Педагог читает стихотворение, дети слушают.

«Жил был маленький котенок,

И совсем еще ребенок.

Ну, и этот Котя милый

Постоянно был унылый.

Почему? Никто не знал,

Котя это не сказал. (А. Блок)

Передавая игрушку по кругу, педагог просит каждого сказать, почему грустит котенок, чего он боится, чего ему не хватает (одинокий, голодный, бездомный и т. д.) Потом обсуждается как ему помочь (если дети затрудняются, педагог все проговаривает и ведет) Затем дети по очереди гладят котенка, жалеют, обнимают.

3. Игра «Кот и мыши»

Педагог рассказывает, что все дети будут мышками, а кто-то один – котом Васькой. Ребенка согласившегося быть котом, педагог уводит в уголок и спрашивает: «Как кот мяукает, знаешь?» Далее педагог объясняет всем детям: «Мы - мышки, будем водить хоровод, играть, веселиться, но как только проснется Васька-кот, сразу разбегайтесь, чтобы кот вас не поймал. «Мышки» водят хоровод и подпевают взрослому:

«Мышки водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише мышки не шумите

Кота Ваську, не будите.

Вот проснется Васька кот

Разобьет весь хоровод»

Кот просыпается и пытается поймать «мышей», а они разбегаются (игра повторяется)

4. Упражнение на расслабление «Волшебный сон» (под спокойную музыку)

«Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем…

Сном волшебным засыпаем…»

5. Итог занятия. Прощание:

«Поиграли, отдохнули,

И совсем мы не устали.

Скоро мы придем опять

Будем снова мы играть»

(дети уходят в группу)

Публикации по теме:

Методическая разработка проекта для детей 4–5 лет «Сказка в помощь» Методическая разработка: «Сказка в помощь» Актуальность: Сказки есть в каждом доме, из них дети черпают множество познаний: первые представления.

Методическая разработка «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста 6–7 лет» Комплексно-тематическое планирование по формированию экологической культуры у детей 6-7 лет подготовительной группы парциальная программа.

Методическая разработка мероприятия для детей 5–6 лет «Приключения в осеннем лесу» Игровая театрализованная программа «Приключения в осеннем лесу» в д. о. «Малышок» Цели: - развитие у детей восприятия красот осенней природы;.

Методическая разработка на тему «Право-лево» для детей 3–4 лет с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича Автор: Карташова Виктория Евгеньевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №62 Приморского района г. СПб Методическая разработка с учетом интеграции.

Методическая разработка по развитию речи для детей 4–5 лет на тему «Мебель» Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5 «Мебель». Юлия Тошман Методическая разработка по развитию речи «Мебель». Методическая.

Методическая разработка цикла занятий по слушанию музыки «Детский альбом» П. И. Чайковского для детей 5–6-лет Тематические занятия «Детский альбом» П. И. Чайковского в старшей группе Автор: Новосельцева Татьяна Алексеевна – музыкальный руководитель.

Методическая разработка «Развитие чувства ритма посредством музыкально-ритмической деятельности у детей 5–7 лет» У младшего дошкольника ритмическое чувство развивается независимо от общения с музыкой. Случайные несовпадения движения с моментами наступления.

Методическая разработка. Стихи для детей. Кто о чем мечтает? Воспитателем быть хочет Мирослава с ранних лет, Малышей учить хорошему И оберегать от бед. Водителем автобуса Алеша хочет.

Методическая разработка занятия по духовно-нравственному воспитанию детей 6 лет «Рождество Христово» Программное содержание Обучающая: познакомить детей с историей возникновения великого православного праздника; дать представление о его.

Методическая разработка «Пластилинография для малышей от 2-х до 4-х лет» I. Теоретический аспект 1.1. Развивающее значение руки человека «Представление, что при любом двигательном тренинге…упражняется не рука,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Настроение» для детей 3–4 лет
Опубликовано: 20 июля 2018 в 09:35
+43Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД