Получи документы

Методическая разработка НОД для детей старшего дошкольного возраста «Поэзия Донского края»

Романова Галина
Методическая разработка НОД для детей старшего дошкольного возраста «Поэзия Донского края»

Автор: воспитатель МБДОУ Детский сад № 11 «Светлячок», г. Гуково, Ростовской области: Романова Г. В.

Дисциплины (образовательные области) : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Тема: «Поэзия Донского края»

Возраст участников – 5-7 лет

Время проведения – 35 минут.

Форма проведения занятия: Посиделки.

Участники занятия: педагоги, дети, родители.

Публикация «Методическая разработка НОД для детей старшего дошкольного возраста „Поэзия Донского края“» размещена в разделах

Цель: Приобщать детей к культуре Донского края, поэтическому наследию Дона, воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников на основе знаний о казаках, развитие в детях интереса к истории родного края, желания познавать его.

Задачи:

1. Воспитание у детей сознательного понимания того, что они являются носителями национальной культуры. Идентификация с культурными традициями казаков;

2. Развитие творческих способностей, интонационной стороны устной речи, развитие слухового восприятия;

3. Знакомство «жемчужинами народной мудрости» (легендами, пословицами, загадками, песнями, танцами).;

4. Создание радостного настроения.

Материал и оборудование: презентация, медиа проектор, веревки, куклы в колясках, кухонная утварь, игрушки-коровы, прищепки, игрушки-лошадки, гимнастические палки, маски; для сюрпризного момента: нитяные куклы-«мартинки»

Оформление зала: центральной стене (на экране) : курень, плетень с подсолнухами, лавочки, бочки и т. п. Перед куренем стоят лавки для детей.

Ход занятия.

Дети входят в зал. В зале их встречают Казачки.

1-я Казачка. Здорово дневали, ребята, как уж вам я нынче рада.

Вы ребятки, осмотритесь.

По сторонкам оглянитесь.

Хаты, куреня, пшеница.

Хлеб румяный золотится.

Солнце на небе смеется.

Как наш край родной зовется?

Ответы детей

1-я Казачка. Да, Донской край. Послушайте, как говорится о нем в старинных сказаниях.

2-я Казачка. Ой ты Край Донской – воля вольная,

Воля вольная – степь широкая,

Степь широкая да ковыльная,

Ты ковыльная степь раздольная.

Пораскинулась степь – ты матушка

Да во все края, во все стороны,

Да во все края, во все стороны

Все от батюшки Дона Тихого.

Славный Тихий Дон, он прорыл, прокопал младец горы грубые.

А на праву то на сторонушку – леса темные,

А на леву то на сторонушку – зелены луга,

А живут на Дону люди вольные удалые братцы казаченьки

Да казачки – красавицы статные.

Вслушайтесь в эти слова: «Дон-батюшка», как вы думаете, почему казаки с такой любовью и теплотой относились к реке Дон?

Ответы детей.

Дон-батюшка, потому что кормилец и поилец. В реке казаки ловили рыбу, из реки же и воду брали. По берегам реки – обширные пастбища для домашнего скота, а главное для лошадей, без которых казаки не мыслили свою жизнь. Послушайте, какая красивая легенда живёт в народе про наш Дон – батюшку.

«У старого Иван-озера было два сына – Дон Иванович и Шат Иванович. Шат Иваныч был старший брат; он был сильнее и больше, а Дон Иваныч был меньший и был меньше и слабее. Братья по характеру отличались друг от друга. Буен и неукротим, вспыльчив и непокорен был Шат, тих и ласков, сдержан и послушен был младший сын Дон. Отец любил и дорожил обоими. Показал отец каждому дорогу и велел им слушаться. Шат – шатун, пока старик был здоров, не смел своевольничать и перечить ему. Но после тяжёлой болезни Иван – озеро ослеп и не мог присматривать за старшим сыном. И тут Шат решил сбежать от старого отца, искать счастья и удачи в дальней стороне. Отец Иван отличал сыновей по правой руке: у Дона была сильная, мужественная, лохматая, а у Шата – тонкая, гладкая. Чтобы обмануть слепца, одел Шат шубу, пришёл к отцу и просил отпустить посмотреть иные земли. Пощупал отец протянутую руку, решил, что это Дон и дал благословление.

Обрадованному Шату не удалось далеко уйти, упал он в мутную реку Упу.

А Дон Иваныч послушал отца и тихо, не спеша понёс свои воды на юг куда отец приказывал. Прошёл он всю Россию, достиг Азовского моря и славен стал».

1-я Казачка. Прекрасен Донской край. Это о нё м так страстно и взволновано написал наш земляк Михаил Шолохов: «Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою прекрасную землю, донская, казачьей нержавеющей кровью политая, степь!».

2-я Казачка. Многими поэтами был воспет наш донской край. Поклонимся и мы ей, донской земле.

Великий русский поэт А. С. Пушкин, побывав в краю донском, написал стихотворение «Дон» проникнутое радостью и восторгом.

Дети читают стихотворение.

Блеща средь полей широких,

Вон он льется. Здравствуй, Дон!

От сынов твоих далеких

Я привез тебе поклон.

Как прославленного брата,

Реки знают тихий Дон;

От Аракса и Евфрата

Я привез тебе поклон.

Отдохнув от злой погони,

Чуя родину свою,

Пьют уже донские кони

Арпачайскую струю.

Приготовь же, Дон заветный,

Для наездников лихих

Сок кипучий, искрометный

Виноградников твоих.

1-я Казачка. С давних пор славится наш край смелостью, отвагой донских казаков. Об этом ив песнях наших казачьих поется.

Исполняется песня «Во саду вишенка цветет».

1-я Казачка. Казаки не только защищали край от врагов, но и много трудились, пахали поля, выращивали хлеб. Все вы знаете, что наш край богат хлебом. Дон – житница нашей страны. Послушайте стихотворение «Донской каравай».

Дети читают стихотворение.

Как сладко пахнет хлеб зерном,

Спеченным на листе капустном;

Какая корочка на нем,

И как хрустит он вкусно!

В земле проклюнулось зерно

Кинжальчиком едва заметным,

Пригрелось под лучом оно

И закачалося под ветром.

И — стебель к стеблю — на простор,

Как будто протянуло стрелы.

От синих вод до синих гор.

И вот зерно созрело.

И ветер гнет, и дождь сечет,

Но в бункера зерно течет,

Шумит донской волною;

И солнца свет роняет след

Над золотой стернею.

А мы садимся у стола,

Друг друга поздравляя,

Что вот уже пришла пора

Донского каравая.

Еще он отдает зерном,

Спеченным на листе капустном;

Какая корочка на нем,

И как хрустит он вкусно!

2-я Казачка. А скажите, мне ребята, какое первое слово произносит маленький казачок?

Ответы детей.

1-я Казачка. Мама! Самое понятное слово на земле. У мамы самое доброе сердце. У мамы самые теплые и ласковые руки. Вы любите своих мам, ребята?

Ответы детей.

2-я Казачка.

На заре, на зорюшке, только рассветет,

Матушка - казаченька по воду пойдет.

На плечах у матушки тяжко коромысло.

Матушка - казаченька, дай воды напиться.

Катит воды батюшка – православный Дон,

Слышится заутренней колокольный звон.

Вышла к речке матушка с утренней зарей,

На мостках склонилася над речной водой.

Под мостками плещутся воды Дон-реки.

Постирает матушка белы рушники.

Борщ на стол поставила, крынку с молоком.

Хлеб накрыла матушка чистым рушником.

Ох, истерты рученьки да грубы мозоли.

До темна-то матушка все трудилась в поле.

Вечером у прялочки поучает дочь.

Оглянется матушка: за окошком ночь.

1-я Казачка. Видите, ребята, как тяжело раньше проходил день матери-казачке. Потому как, казаки часто уходили в походы, и всю работу приходилось делать женщинам-казачкам. Кроме того, если селению грозила опасность, казачки брали в руки оружие и вставали на защиту своих близких.

Но матери-казачки, как и все матери на свете, любили и ласкали своих детей. Пели им колыбельные песенки.

Великий русский поэт М. Ю. Лермонтов проезжая на Кавказ останавливался на постой в казачьих станицах. Наблюдал, подмечал, слушал и написал «Казачью колыбельную».

Видео «Казачья колыбельная»

2-я Казачка: Мать-казачка, и никто другой, отвечала за воспитание детей и перед Богом, и перед людьми. Приучала их к трудолюбию, прививала им чувство собственного достоинства, любовь к родной земле, родному краю, к своему народу, воспитывала уважение к человеку. Поэтому большое значение имела в казачьей семье женщина - мать, которая умела посвящать себя семейной жизни, своим детям. На долю казачке выпадало самое главное – готовить свое дитя к своему казачьему предназначению.

Выходят дети в казачьих костюмах. Спорят между собой.

Девочка: А я гутарю казачка!

Мальчик: Нет казак!

2-я Казачка: Здорово дневали, казачата! Об чем гутарите!

Мальчик: Да, мы тут с ребятами поспорили, кто главней: казак или казачка? По мне так казак. Ить казаки с покон веку Родину защищають.

Девочка: Нет казачка! Казачка завсегда на себе дом, хозяйство несла, детей ростила, и казаку пособляла.

2-я Казачка: Эх, детушки. Что спорить тут? Да никто не главней.

Мальчик: Как так?

2-я Казачка: А вот так! Главней – природа – мать, земля наша донская, что кормит нас, силу, красу нам дает. Дон наш могучий, что нас мудрыми делает, учит силу к делу прилагать, а не к безделью. А дите человеческое, коли у природы учится – добрым человеком станет, малого да слабого не забидит, старого уважит. Про то и песни наши поются.

А вы слыхали как поют донские казаки,

Уставшие вернувшись из похода?

Видали вы, как горько слёзы льют они,

Друзей припоминая и погодков?

Но вот, смахнет казак слезу щеки,

Рукою крепкою поднимет чашу

И скажет:

- Будя. Будя, казаки!

Кум, заводи. А ну, сыграем нашу!

Видео казачья песня.

2-я Казачка: Ох, добре песню играют! Любо!

Мальчик: А я вот как слышу песню, нашу казачью, так вроде Дон наш батюшка волною серебрится, девки гутарють. А то конь наметом пошел. И так сладко делается, как жеребенок до мамки тянется.

2-я Казачка: Да, сынку, такие песни играть умеют казаки, потому как народ красивый, сильный, добрый, как Дон родимый.

Девочка: Маманя, а мы тоже с ребятами песню казачью знаем.

2-я Казачка: Так позови ребят, и сыграйте песню, а мы послушаем.

Девочка: Ребята!

Исполняется песня «Эх, казачата»

2-я Казачка: Ох, добре! Любо!

Песни вы играть умеете, а сказки любите?

1-я Казачка. Жарко солнышко печет,

Река Дон течет, течет,

А по-Тихому по Дону

Сказка в гости к нам плывет.

Видео «Сказки Тихого Дона»

2-я Казачка: Что-то вы тут, казачатки, попритихли? В наши - то годы, когда я мала была, в такие веселые игры играли…

1-я Казачка: И мы много казачьих игр знаем, правда, детушки?

Дети перечисляют игры.

Казачка (если дети не назвали) называет свою любимую игру, предлагает поиграть.

1-я Казачка: В былые времена одной из самых любимых детских игр была игра в "Коршуна".

Дети выбирают "коршуна" и "наседку", остальные "цыплята".

Выбор осуществляется с помощью считалок:

2-я Казачка: Прилетел издалека,

Из высока- высока,

Опустился он на баз,

Чтоб ловить цыплят у нас.

Аты- баты, ата- ты,

Этот коршун будешь ты!

1-я Казачка: На базу цыплятки- детки

Разбежались без наседки.

Чтобы горю пособить,

Знать, тебе наседкой быть!

ИГРА «КОРШУН»

2-я Казачка: Ай, молодцы. Только казаки во все времена были знатными наездниками. Казак без коня – сирота! А ну, казачата, выходите, себя покажите!

ИГРА «НАЕЗДНИКИ»

1-я Казачка: Ай, да удальцы! Любо! Любо! Настоящие казаки!

2-я Казачка: А казачки на Дону всегда были знатными хозяйками, хлебосольными, да рукастыми. И дитя укачать, и еды наготовить, и скотину подоить, и белье постирать. А ну-ка, казачки выходите, какие вы хозяюшки, покажите!

ИГРА «ХОЗЯЮШКИ»

1-я Казачка: Ай, да хозяюшки! Добре! Добре!

2-я Казачка: Казаки и казачки всегда были не только лихими да удалыми, но еще и смекалистыми. А вы смекалистые? Загадки отгадывать умеете?

Тогда внимательно слушайте, да отгадывайте.

ЗАГАДКИ ЖИТЕЛЕЙ ДОНА:

* Крепка, звонка да отточена.

Кого поцелует, тот с ног долой. (сабля).

* На чужой спине едет, на своей груз везёт. (седло).

* Погоны жёлтые, шашки острые,

Пики длинные, кони борзые,

Полем едут с песнями

Искать царю честь, а себе- славы! (казаки).

* Не казак, а с усами; о четырёх ногах, а не конь. (кот).

* Лохматый казак, посерёдке кушак, по двору ходит, порядок

наводит. (метла).

* Кривой двух братцев понёс к Дону купаться. Пока братцы купаются, кривой без дела валяется. (вёдра и коромысло).

1-я Казачка: Давным-давно на вольный Дон пришли казаки и крепко обосновались на его песчаных берегах. Сколько поколений свободных казаков вырастил Дон - батюшка – не сосчитать. И пусть их современники, т. е. мы, не живем в куренях, не ходим в заморские походы. Но тот, кто живет в донском краю, должен чтить и уважать традиции и обычаи своих предков, обязан помнить и возрождать культурное наследие.

Исп. песня «Широки просторы наши» (взрослые).

2-я Казачка: Да, нам есть чем гордиться. История нашего края, быт, культура донских казаков – это то, о чем необходимо знать каждому человеку, живущему на Дону, потому что это – наша малая родина. Отсюда все мы родом.

1-я Казачка: Ну а мы хотим подарить вам на память вот этих куколок, которых сделали вместе с ребятами из группы «Фантазеры» и группы «Радужная».

2-я Казачка: Это ребята, куклы не простые, это куклы - желаньица. Подержите в ладошках, покачайте немножко.

К сердечку прижмите. Чуть-чуть подождите.

А теперь загадайте желание. Просите все, что хотите. Только не для себя просите, а для своей семьи, для своих родных.

Этих куколок, ребята, дома спрячьте в укромное местечко. И пусть все задуманное исполнится.

Публикации по теме:

Методическая разработка квест-игры «Знакомство с числом и цифрой 5» для детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка квест-игры «Знакомство с числом и цифрой 5» для детей старшего дошкольного возраста Дайте детству наиграться Вдоволь, досыта, не вкратце, Дайте дождиком умыться, Дайте, как цветку раскрыться. Дайте детству наиграться,.

Методическая разработка игрового занятия по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет»Методическая разработка игрового занятия по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет» "Методическая разработка мероприятия по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста". Юницкая Евгения Актуальность.

Методическая разработка «Игровое пособие» для детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка «Игровое пособие» для детей старшего дошкольного возраста Игровое пособие "Хлеб - всему голова!" Игровой комплекс можно перемещать в любую точку игрового пространства группы. Не маловажным нужно.

Методическая разработка ОД с использованием LEGO для детей старшего дошкольного возраста «Магазин продуктов» Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Магазин продуктов» с использованием LEGO для детей старшего дошкольного.

Методическая разработка викторины по основам безопасности для детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка основной образовательной деятельности по основам безопасности для детей старшего дошкольного возраста Викторина.

Методическая разработка занятия по логопедии для детей старшего дошкольного возраста «Спасём сокровища Шутландии!» Цель: Приобщать детей к здоровому образу жизни путём использования здоровьесберегающих технологий. Закрепить правильное произношение звука.

Методическая разработка по обучению детей старшего дошкольного возраста синквейну Наверное каждый педагог сегодня ищет и выбирает новые, интересные методики и ставит перед собой цели и задачи, решая которые, в первую.

Методическая разработка занятия по окружающему миру «Кузьминки» для детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка занятия по окружающему миру «Кузьминки» для детей старшего дошкольного возраста Очень важно прививать дошкольникам традиции русского народа, знакомить с русскими праздниками, их празднование на Руси, учить готовить простые.

Методическая разработка занятия «Путешествие в осенний лес» для детей с ОНР 3–4 уровня старшего дошкольного возраста Методическая разработка занятия Тема: «Путешествие в осенний лес» для детей с ОНР 3-4 уровня, старшего дошкольного возраста (в рамках.

Методическая разработка праздника «Зимняя спартакиада в детском саду» для детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка праздника «Зимняя спартакиада в детском саду» для детей старшего дошкольного возраста Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции несколько различны, но для всестороннего.

Автор публикации:
Методическая разработка НОД для детей старшего дошкольного возраста «Поэзия Донского края»
Опубликовано: 19 марта 2018 в 18:48
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД