Папки-передвижки

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II

Наталья Попова
Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II

"Курочка Ряба"

Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке «Курочка Ряба». Какой смысл несёт в себе эта сказка? О чём рассказывает? Для того, чтобы попробовать всё понять, давайте остановимся на персонажах сказки, которая несёт в себе рассказ о том, как понимали наши пращуры сам процесс сотворения Мира, образ которого они видели в Яйце. Яйцо, будучи символом Мира, означало как его зарождение, так и конец, и заключало в себе весь жизненный цикл.

Публикация «Методическая разработка „О значении устного народного творчества для воспитания детей“, Часть II» размещена в разделах

Дед и Баба – это всё человечество в миниатюре, в образе которых показывается абстрактная модель семейных отношений.

Одной из главных богинь древних была Макошь, имевшая множество ипостасей. И Курочка – это первая ипостась, с которой мы сталкиваемся в сказке. Имя её состоит из двух частей: суффикса –ба, означающего процесс движения (молотьба, просьба, свадьба и др., а также слово «судьба» (от «судить» + -ба, означающее ту сторону жизни, которой управляет богиня Макошь. А первая часть имени Ря – от древне-русского глагола – рять, рятать, обозначающего множественность, обильность, яркость. Вот и получилось, что Ряба говорит о её принадлежности к Космосу (как Мирозданию, жизни, а не непосредственно - межзвёздному пространству, ведь при рассматривании небосклона рябит глаза от множества звёзд. Вот и Курочка Ряба!

Кто же такая Мышь? Помимо того, что это просто животное – зооморфный образ, это ещё одна ипостась упоминаемой богини. Так причём же здесь эта её ипостась? А цепочка достаточно длинная – Макошь-прародительница создала Мир (Космос, Время, Пространство, из сосков коровы Зёмун (очередная ипостась Макоши) вытекало молоко и образовало Млечный путь, по которому ходили Человеческие Души. И их, в своей последней ипостаси Макоши-Мары, Богиня принимает в последний путь. Именно эта последняя сущность богини и есть Мышь, смерть. Мышь, которая хвостиком вильнула и… разбила яйцо! Т. е. прервала жизненный цикл.

Д. ф. н. В. Н. Топоров придерживался именно этой точки зрения, раскрывая идею о создании Трёх царств – золотого, серебряного и медного (помните поговорку – пройти огонь, воду и медные трубы – нет ли здесь связи, которые символизировали небо, землю и людей, её населяющих.

Очень мною любимый Б. Заходер придерживался мнения, что сказка эта о человеческом счастье – бьют его люди и так, и эдак, добиваются его, не зная зачастую, что же с ним делать, а мышка прибежала и – нет больше счастья, даже неразгаданного, т. е. того, что было заключено в золотом яйце.

Но если говорить коротко – сказка эта о Жизни и Смерти, о Мудрости Вселенной, которая и заключена в золотом Яйце. Ведь не каждому дана возможность постичь её, иногда мы соглашаемся и с простой мудростью, заключённой в простом яйце (недаром говорится, что синица в руке лучше журавля в небе).

И в конце своего пространного рассказа о сказке хочу напомнить, что всем нам известен лишь её «усечённый» вариант. Не поленитесь, поищите в интернете полный вариант сказки. Обещаю, вы многому удивитесь, потому что и здесь прослеживается прямая и крепкая связь с фольклором других земель, в частности со сказкой об умной Эльзе у братьев Гримм.

Мой рассказ не претендует на абсолютную точность и истину. Вопрос этот рассматривался, и продолжает рассматривается многими исследователями и специалистами. И трактований смысла сказки много. Но всё это необыкновенно интересно и знать надобно!

Приложение

1 слайд - иллюстративный материал к сказке "Курочка Ряба"

2 - 5 слайд - иллюстрации художника Анатолия Елисеева о бабе и курочке Рябе, о том, как рассказали внучке, что случилось и как мышка разбила яйцо.

6 -8 слайды - иллюстрации классика русской, советской школы живописи Юрия Васнецова о курочке, яйце и деде с бабкой.

9-11 слайды иллюстрации О. Матяш, выполненные в юмористическом, мультяшном жанре.

12 - 15 слайды - иллюстрации к сказке Венеамина Лосина, выполненные в реалистичной манере с подробностями быта - присутствует изображение прялки, половичка, лучины и деревянной мебели

16 - 18 слайды - иллюстрации Игоря Тугабея. Эти иллюстрации выполнены в манере упрощённой, без детализаций, но очень понятной и забавной.

19 слайд - конец.

Публикации по теме:

Развитие речи детей посредством устного народного творчестваРазвитие речи детей посредством устного народного творчества Перед воспитателем стоит задача-это заложить в детях семена любви и уважения к книге, художественному слову, фольклору. Я пришла к выводу,.

Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание детей Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №141 «Теремок» Консультация «Влияние устного народного творчества.

Использование устного народного творчества в развитии детей Бусарова Валентина Тимофеевна, МБДОУ «ЦРР – д/с № 18 «Дюймовочка», Иркутская обл., г. Усть-Илимск, 666679, пр. Мира 27, воспитатель. Раннее.

Конспект прогулки для детей старшего дошкольного возраста «С использованием произведений устного народного творчества» Наблюдение за снегопадом. Что за звездочки сквозные На пальто и на платке? Все сквозные, вырезные А возьмешь - вода в руке? (снежинки).

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Научно-методическая разработка «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Представление, что при любом двигательном тренинге упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло.

Педсовет «Развитие речи и речевого творчества детей посредством устного народного творчества» Педсовет разработан в соавторстве с О. О. Богдановой, заместителем заведующего МДОУ, Е. В. Хаяйнен, педагогом-психологом. Цель: определение.

Развитие речи детей средствами устного народного творчества Тема презентации: «Развитие речи детей средствами устного народного творчества» Цель проекта: -Использование произведений русского народного.

Творческий проект «Использование устного народного творчества для развития речи детей младшего дошкольного возраста» Актуальность Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи.

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей. Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Народное поэтическое слово помогает духовно обогатить среду, в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II
Опубликовано: 28 мая 2017 в 13:08
+372Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 142.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД