МААМ-картинки

Образовательный проект «Формирование у дошкольников интереса к народному творчеству через диалог культур»

Елена Митенькина
Образовательный проект «Формирование у дошкольников интереса к народному творчеству через диалог культур»

Из опыта работы

(Методическая разработка. Образовательный проект)

воспитателя МБДОУ Лямбирского муниципального района РМ

«Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

Митенькиной Елены Николаевны

Формирование у дошкольников интереса к народному творчеству

через диалог культур

Мордвин и русский … два народа.

Давно вы связаны родством.

Вы плоть от плоти. Год от года

Гордитесь этим естеством.

Публикация «Образовательный проект „Формирование у дошкольников интереса к народному творчеству через диалог культур“» размещена в разделах

Актуальность

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур.

В преддверии празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства, особенно актуально обращение к историческим корням и национальным истокам для формирования чувства собственного достоинства у дошкольника.

Проблема

Несформированность знаний о культуре своего народа и народов, проживающих

рядом, обуславливает низкий уровень развития личности ребенка, отсутствие у него поликультур-

ной компетенции. Уникальность родной культуры можно познать и почувствовать через диалог

культур. Все это побудило меня сконцентрировать внимание на параллельном изучении

русского и мордовского декоративно-прикладного искусства.

Научность

Исследования в области дошкольной педагогики свидетельствуют о том, что ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, декоративно-прикладному искусству.

Известный педагог, методист в области дошкольного образования Евгения Александровна Флерина одна из первых ратовала за использование народного искусства в детском саду. Через познание декоративно-прикладного искусства, по мнению Виктора Павловича Силина, ребенок усваивает социальные ценности».

Уникальность родной культуры можно познать и почувствовать через диалог культур. Что и побудило меня сконцентрировать внимание на параллельное изучение русского и мордовского декоративно-прикладного творчества.

В своей работе использую рекомендации программы «Валдоня» («Светлячок», «Мы в Мордовии живем», которая помогает приобщать детей к культурному наследию родного края.

Основной целью работы по формированию интереса к народному творчеству я считаю:

Цель:

Формирование духовно – нравственного отношения к своей Родине, культурному наследию своего народа и культурным различиям других народов.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

1.

Систематически расширять представление дошкольников о культуре и традициях русского и мордовского народов;

2.

Формировать духовно-нравственное отношение к Родине, к культурному наследию своего народа;

3.

Развивать эмпатию, доброжелательное отношение к представителям разных культур на основе толерантности и взаимопонимания;

4.

Воспитывать интерес, любовь и чувство гордости к национальной культуре.

Гипотеза

Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству предполагает создание в детском саду среды, насыщенной реалиями народного быта и духовной жизни.

Систематическое изучение народного творчества и разных культур, усвоение их

взаимосвязи и преемственности со школой.

Для решения данной проблемы я использую разные методы и приемы:

Наглядные (наблюдение предмета, использование образцов, показ картинок);

Словесные (беседа, художественное слово);

Практические (показ технических приемов рисования, самостоятельная работа детей);

Игровые методы (дидактические игры, игры-имитации, игровые действия и т. д.)

В процессе работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию своего народа и чувства сопричастности к нему использую следующие формы приобщения детей к этнокультуре и быту:

1. Предпраздничные посиделки;

2. Экспозиция работ мордовского художника Ф. В. Сычкова;

3. Оформление мини-музеев «Русская горница» и «Мордовская изба»;

4. Экскурсии и целевые прогулки по достопримечательным местам;

посещение музеев;

5. Уголки краеведения;

6. Продуктивная творческая деятельность детей;

7. Организация утренников и развлечений, посвященных народным праздникам;

8. Познавательные беседы.

Интеграция

Работа по формированию этнокультурной терпимости проходит в связи со всеми областями развития:

Познавательно - речевые (экология, природа, фольклор)

Социально – личностные (история отечества, символика)

Здоровье и физическое развитие (народные игры и забавы)

Художественно – эстетические (творчество народных художников, поэтов, художественная литература, народное творчество).

Главным залогом успешной работы является последовательность и системность. Реализация изучения мордовской и русской культур построена с учетом возрастных особенностей детей.

Вторая младшая группа: дети знакомятся с куклой в национальном мордовском костюме, выполняют простейшие элементы узора из знакомых геометрических фигур;

Средняя группа: усложнение материала идет через знакомство с народной игрушкой, ее лепкой и украшением, это разнообразные птички-свистульки, начинаю знакомство с народной одеждой (варежки, передники, простейшей посудой;

Старшая группа: Учу детей составлять композиции из простых элементов мордовского орнамента, сохраняя цветовую гамму и самобытность мордовского колорита. Более глубокое знакомство с элементами национальной посуды и одежды. Дети хорошо ориентируются в сходствах и различиях мордовского и русского орнамента, легко составляют узор. Обращаю внимание на растительный орнамент в русском орнаменте и геометрической четкости в мордовском.

Подготовительная группа: знакомлю с названиями разных видов одежды, головным убором (панарь, пулай, панга, увяс) их особенностям. Подробно знакомлю с мордовской вышивкой, украшениями и самобытностью мордовского орнамента, со средствами выразительности, основными элементами художественного языка (линии, формы, композиция, цветовая гамма). При этом особое внимание обращаю на развитие воображения и восприятия.

Используя возможности образовательного процесса веду пропаганду активной жизненной позиции, ценностей исторического, культурного и духовного наследия своего народа. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Развитию речи, рисованию, аппликации, а так же на музыкальных занятиях дети знакомятся с природой и фольклором родного края, историей отечества, символикой страны и малой родины, с творчеством народных художников, поэтов, особенностями орнаментов, играют в народные игры.

Работа с родителями:

По данной теме ведется плодотворная работа с родителями, которая реализуется в следующих видах работы:

1. Создание уголка детского творчества.

2. Выставка детских работ «1000 лет вместе».

3. Беседы и консультации по данной теме.

4. Совместные поездки в музеи.

Результаты работы показали успешное изучение мордовской и русской культур, совершенствование творческих способностей и повышение культурного уровня дошкольников.

Заключение

Оценивая результат работы, можно сделать вывод, что самый благодарный путь в воспитании преданности Отечеству, гордости за него, а также в развитии интереса к народам, живущим рядом – это возрождение забытых национальных ценностей, а детство – это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки народной культуры.

Только человек, не утративший свои корни, сможет понять и принять культуру

другого народа, дорожить дружбой, несмотря на различия национальности, языка и менталитета.

Публикации по теме:

Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно — прикладного искусства Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно - прикладного искусства воспитателя МБДОУ Лямбирского муниципального района.

Стихотворение «Мой Лямбирь» Бышева Елена Вячеславовна, воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Республика Мордовия, Лямбирский район,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательный проект «Формирование у дошкольников интереса к народному творчеству через диалог культур»
Опубликовано: 16 декабря 2013 в 00:24
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД