Получи документы

Методическая разработка «Общение детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры»

Любовь Иванова
Методическая разработка «Общение детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры»

Предисловие.

Уважаемые педагоги

дошкольных образовательных учреждений!

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребёнка.

Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны.

Ребёнок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включится в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему ещё недоступно, кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности.

Публикация «Методическая разработка „Общение детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры“» размещена в разделах

Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность дошкольного возраста, поэтому я считаю, что данная разработка поможет Вам понять значение игры для развития ребёнка, социальную природу ролевой игры, главные противоречия детской игры.

Предлагаю Вашему вниманию из опыта работы план организации сюжетно-ролевой игры в разных возрастных группах.

Надеюсь, что данный материал будет Вам полезен.

Желаю Вам, уважаемые коллеги, творческих успехов, радости и удовлетворения в труде!

Введение.

Понятие «игра» в русском языке многозначно. Ролевая игра, или творческая игра, появляется в дошкольном возрасте. Игра – это деятельность детей, в которой они берут на себя «взрослые» роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребёнок, выбирая определённую роль, имеет и соответствующий этой роли образ – доктора, водителя, мамы, дочки. Из этого образа вытекают игровые действия ребёнка. Образный внутренний план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции. В их играх мама может быть строгой или доброй, грустной или весёлой, ласковой и нежной. Образ проигрывается и запоминается. Почти все ролевые игры детей наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений.

Игра берёт свои истоки из предметно-манипулятивной деятельности ребёнка в период раннего детства. Сначала ребёнок поглощён предметом и действиями с ним. Когда он овладеет действием, то начинает осознавать, что действует сам, как и взрослый. Он и раньше подражал взрослому, но не замечал этого. Нам известно, что в дошкольном возрасте внимание переносится с предмета на человека, благодаря чему, взрослый и его действия становятся для ребёнка образцом для подражания. На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр, один из них: образно – ролевая игра.

Мы наблюдаем, как ребёнок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в соответствии с этим образом. Обязательное условие для развёртывания такой игры – яркое, запоминающееся впечатление, которое вызвало у него сильный эмоциональный отклик. Образно – ролевая игра является источником сюжетно-ролевой игры, которая ярко проявляется с середины дошкольного возраста. В практической части я предложу Вашему вниманию план организации сюжетно-ролевой игры в разных возрастных группах.

В каждой игре имеются свои игровые средства: участвующие в ней дети, куклы, игрушки и предметы. Их подбор и сочетание различны для младших и старших дошкольников. В младшем возрасте игра может состоять из однообразных повторяющихся действий, а состав участников может быть ограничен одним - двумя детьми. Например, трёхлетний ребёнок может «готовить обед» и пригласить на обед «гостью» или «готовить обед» для своей дочки-куклы. Игровые условия детей старшего дошкольного возраста могут включать большое количество участников игры.

Каждый участник может иметь несколько дополнительных предметов и игрушек для более полного раскрытия своего образа. В ходе игры иногда складывается сложная схема перехода игрушек и предметов от одного участника к другому, в зависимости от развития игрового сюжета.

Игра начинается с договора. Старшие дети договариваются о начале игровой деятельности, выбирают сюжет, распределяют между собой роли и выстраивают свои действия в соответствии с выбранной ролью. Взяв на себя роль, ребёнок начинает понимать и принимать ролевые права и обязанности. Например, «врач», если он лечит больного, должен быть уважаемым человеком, он может потребовать, чтобы «пациент» выполнял его указания.

В сюжетно-ролевой игре дети отражают окружающий мир и его многообразие. Они могут воспроизводить сцены из семейной жизни, из взаимоотношений взрослых, трудовой деятельности и т. д. По мере взросления ребёнка, усложняются сюжеты игр. Например, игра в «дочки-матери» в 3-4 года может продолжаться 10-15 минут, а в 5-6 лет – 50 минут. Наряду с разнообразием сюжетов, увеличивается и длительность игры. Игровой сюжет чаще всего не планируется ребёнком младшего возраста, а возникает ситуативно, в зависимости от того, какой предмет попал ему в данный момент в руки. Игра же у старших дошкольников подчиняется правилам, вытекающим из взятой на себя роли.

Актуальность проблемы.

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребёнка.

В игре дети познают смысл человеческой деятельности, начинают ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Ребёнок начинает осознавать своё место в системе человеческих отношений.

• Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребёнка.

• В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других.

• Игра способствует развитию произвольного поведения ребёнка.

• В развитой сюжетно-ролевой игре у детей формируется творческое воображение.

• Игра способствует становлению произвольной памяти, внимания и мышления.

• Игра создаёт реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребёнку для успешного перехода к учебной деятельности.

Согласно концепции детской игры Д. Б. Эльконина, ролевая игра является «выражением возрастающей связи ребёнка с обществом – особой связи, характерной для дошкольного возраста». В игре выражается такое стремление ребёнка к участию в жизни взрослых, которое не может быть реализовано непосредственно, в силу сложности орудий труда и их недоступности для ребёнка. Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берут на себя дети. Роль является основной единицей развитой формы игры, а игровое действие является способом осуществления роли. Например, роль шофёра или продавца невозможно выполнять без реальных игровых действий.

Наши дошкольники, к сожалению, проводят много времени у экранов телевизоров, поэтому лучше знакомы с жизнью иностранных героев и предпочитают брать на себя их роли, а не производственные или профессиональные (врача, повара, учителя). Однако это не меняет сути игры : при всём многообразии сюжетов за ними скрывается принципиально одно и то же содержание – деятельность людей, их поступки и отношения.

Цель разработки : оказание методической помощи воспитателям в понимании значения, социальной природы, противоречий ролевой игры для развития ребёнка и в планировании организации сюжетно-ролевой игры.

Содержание проблемы.

Как возникает роль в игре ребёнка?

Ответу на этот вопрос посвящено исследование Н. Я. Михайленко «Педагогические принципы организации сюжетной игры», в котором осуществлялись разные стратегии формирования ролевой игры : пересказ простого сюжета, показ игровой ситуации, эмоциональное подключение ребёнка к сюжетной игре и др.

Главный вывод из этого исследования: переход к роли в игре требует руководства со стороны воспитателей и родителей. Для того чтобы сформировать ролевую игру, я в своей практике провожу совместные игры с детьми и стараюсь фиксировать все произведённые ребё нком действия: «ты играл в доктора», «ты играл в почтальона». После совместных игр, дети охотно играют при простом сюжете и легко берут на себя роли.

Самое важное – сохранить самостоятельность игры и пробудить игровое творчество детей, желание вносить новое, совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки. Воспитатель участвует в игре на правах равного партнёра через игровой образ.

Содержанием игры старших дошкольников становится выполнение правил, вытекающее из взятой на себя роли. Дети 6-7 лет внимательно следят, насколько их действия и действия партнёров соответствуют общепринятым правилам поведения – бывает так или не бывает: «мамы так не делают» или «суп после второго не едят». Игра с правилами способствует продуктивному для ребёнка общению, его социализации.

Склонность к игровой деятельности присуща не всем детям и зависит от темперамента. Поэтому, чтобы научить детей играть в традиционные сюжетные игры, я стараюсь придерживаться следующих принципов:

•Начать играть с ребёнком самим, рассказать, как играли вы, ваши родители, в какие игры.

•Придумать или пригласить посредника – куклу, партнёра по игре.

•Поощрять в ребё нке все проявления инициативы и фантазии: новые слова, образы, ассоциации, новые роли.

•Использовать театрализованные представления, сочетающие элементы кукольного театра или театра масок (для застенчивых детей важно, что не видно их лица)

•Не привлекать в игру ребёнка вопреки его желанию, важно, чтобы ему было комфортно.

Умение играть – это не просто возрастной навык, это элемент жизненной философии, делающей жизнь человека более лёгкой и радостной. К концу дошкольного возраста игра изменяется и достигает высокого уровня развития. В развитии игры выделяются две основные фазы. Для первой фазы (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей, содержанием игры являются предметные действия. Во второй фазе (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Игра – одно из сложных и спорных понятий философии и психологии: до сих пор ведутся споры о том, для чего она нужна, какие задачи выполняет. Но именно в игре создаётся нечто новое, чего не было раньше. Это относится и к играм детей. То, что «проиграно», превращается затем в реальность.

Публикации по теме:

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста Изучение происхождения игры, как особого вида человеческой деятельности даёт возможность определить её сущность: игра - образное, действенное.

Формирование сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста. Принципы формирования самостоятельной игры .

Конспект сюжетно-ролевой игры «В гости к бабушке» для детей старшего дошкольного возраста Конспект сюжетно-ролевой игры «В гости к бабушке».[/h3] Автор: Мальханова Г. Ф., воспитатель I квалификационной категории МБДОУ № 7 «Буровичок».

Методическая разработка «Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей младшего дошкольного возраста» Пояснительная записка 3 I. Цели и задачи развития сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте 5 II. Руководство сюжетно-ролевой.

Методическая разработка «Оценка развития креативности детей 5–6 лет в сюжетно-ролевой игре» Цель оценки: изучить своеобразие сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста и особенности креативности, а именно творческих.

Методическая разработка по организации сюжетно-ролевой игры «Детское кафе «Лакомка»Методическая разработка по организации сюжетно-ролевой игры «Детское кафе «Лакомка» Методическая разработка по организации сюжетно-ролевой игры «Открытие кафе «Лакомка» в соответствии ФГОС ДО Возраст: 4- 5 лет Аннотация:.

Методическая разработка «Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста» Музыкально-дидактические игры - это игры, специально созданные для решения задач музыкального воспитания, обучения и развития детей. Музыкально.

Социализация детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры Социализация – это процесс, во время которого усваиваются ценности, традиции, культура общества, к которым принадлежит ребёнок. Обращаясь.

Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Город мастеров»Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Город мастеров» Конспект сюжетно-ролевой игры для старшего дошкольного возраста. Название: «Город – мастеров». Цель: Помочь создать игровую обстановку,.

Конспект занятия по социализации детей младшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевой игры Цель; Приобщать детей к духовно- нравственной культуре, через народные игры. Помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Общение детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры»
Опубликовано: 20 сентября 2015 в 13:33
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД