Организация и методика физического воспитания детей в разных возрастных группах. Часть 2

Ольга Николаева
Организация и методика физического воспитания детей в разных возрастных группах. Часть 2

Часть 1

У детей старшего дошкольного возраста сила нервных процессов ярко выражается в решительности поступков, в усердности на занятиях, в повторении знаний, в заинтересованности к новым проявлениям условий окружающей среды, выносливости к неблагоприятным ее условиям.

Но, также имеются и слабости нервных процессов, которые проявляются в основном в унынии, боязни проявления инициативы, нерешительности, плохомсосредоточением на поставленной задаче, утомляемости. Правильный индивидуальный подход педагога-психолога к данным проблемам каждого ребенка позволяет скорректировать развитие нервной системы детей, и создать базу для их дальнейшей готовности к обучению в начальной школе.

Психо-физическое развитие детей дошкольного возраста индивидуально, что требует от педагога – воспитателя режимного подхода с особой концентрацией нагрузки в любой деятельности в каждом возрасте и к каждому ребенку индивидуально. Правильное выполнение этого принципа будет способствоватьстановлению физического состояния организма и развитию ребенка в целом.

1.2 Формы организации физического воспитания дошкольников

«Программа воспитания в детском саду» четко определяет связанность задач физического воспитания детей дошкольного возраста с эстетическим, музыкальным, нравственным воспитанием, развитием речи. Задачи физического воспитания направлены на развитие основных движений, формирование физических качеств детей: ловкости, быстроты, активности, умению действовать сообща, и, направлены на общее укрепление здоровья и готовности дошкольника к обучению в школе.

«Программа…» определяет различные формы физического воспитания, в которые входят как организованные занятия, гимнастика, упражнения во время проведения занятий («физминутка», так и проведение дополнительных спортивных (подвижных) игр и состязаний на прогулках. «Программа…» определяет, также, дополнительные возможности для педагогов-воспитателей, специалистов по музыкальному и физическому развитию, организовывать, в зависимости от уровня физической готовности детей, внеплановые занятия (подвижные игры) для различных возрастных групп. А также давать рекомендации для родителей по совершенствованию физического развития детей.

«Программа…» определяет и время, отведенное на занятия по развитию физического воспитания детей, в зависимости от возрастной группы.

Основная работа по организации физического развития детей ложится, в первую очередь, на педагогов - воспитателей.

План физического развития согласовывается с педагогом-инструктором по физическому воспитанию и с музыкальным руководителем, т. к. во время музыкальных занятий очень активно используются в движениях под музыку и элементы физического развития, например: шаг, упражнения на осанку, легкий бег, приставной шаг, движения руками, работа в команде, прыжки, приседания, упражнения с лентами, мячами, упражнения на координацию – повороты в движении, прыжки на одной ноге, смена направления движения и т. п. Огромное значение при проведении занятий по физическому развитию имеет возможность их организации под музыкальное сопровождение, помогая детям развить чувство ритма

Несомненно, для успешного решения задачи физического воспитания дошкольников и подготовке их к начальной школе, необходимо учитывать как общие особенности развития организма детей (изложенные в разделе 1.1, так и учитывать индивидуальные показатели физического развития каждого ребенка за определенный период времени.

Эти данные, в совокупности с передовыми научными разработками, позволяют правильно обосновать выбор физических упражнений, подобрать интенсивность занятий и уровень нагрузки, правильно, с методической точки зрения, организовать занятия, индивидуально для каждого ребенка, в зависимости от состояния его здоровья и уровня подготовленности.

Методика организации физического воспитания зависит от двигательной активности детей (как результата развития высшей нервной деятельности) и, как итог, меняется в зависимости от воздействий внешней среды на развитие ребенка, важными из которых являются: социально-психологическое состояние в семье, степень участия в развитии ребенка каждым из родителей, мера этого участия.

Анализ распадения браков с детьми показывает, что основная задача по физическому воспитанию детей перекладывается с семей на дошкольные учреждения,что несомненно, увеличивает воспитательную нагрузку на педагогов.

Более подробно методика организации физического воспитания детей, в зависимости от их психо-физических возможностей в дошкольных учреждениях изложена в главе 2.

Оценка физической готовности детей младшего-среднего-старшего дошкольного возраста определяется в соответствии с действующими «Рекомендациями по организации физического воспитания….»

Она проводится на основании соответствия общефизических показателей в соответствии с «Программой…»

Основными показателями физической готовности являются: ходьба, бег, прыжки, метание.

Результаты оценки физической готовности детей контрольной группы в течение года представлены в главе 3.

ГЛАВА 2. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ 3-7 ЛЕТ

Методика занятий по физическому воспитанию дошкольников напрямую связана с задачами физического воспитания и факторами, влияющими на физическое развитие детей.

2.1 Задачи физического воспитания дошкольников

Задачи физического воспитания в дошкольных учреждениях определяются «Программой…», носят общеразвивающий характер и корректируются в зависимости от возраста детей.

В общем процессе воспитания, физическое воспитание выполняет оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Оздоровительные задачи. Направлены на укрепление здоровья ребенка, выполняют функцию формирования самосохранения в экстремальных ситуациях, улучшение здоровья, повышение работоспособности.

Образовательные задачи. Правильное решение данных задач формирует основные двигательные навыки, развивает физические качества, осанку, навыки гигиены.

Воспитательные задачи. Выполнение данных задач способствует воспитанию у детей привычки к соблюдению режима дня, выполнению ежедневных физических упражнений дома, желанию физически развиваться в специализированных спортивных учреждениях.

Организация физического воспитания детей должен быть направлен на одновременное решение оздоровительных, воспитательных и образовательных программ.

2.2 Факторы, влияющие на физическое воспитание детей 3 – 7 лет

Основными факторами, влияющими на физическое развитие детей являются: гигиенические факторы, природные факторы, физические упражнения.

Гигиенические факторы. Включают в себя – режим дня, собственную гигиену и гигиену одежды, правильный рацион питания.

Природные факторы (температура воздуха, солнце, вода) оказывают огромное влияние на закаливание организма, повышение работоспособности, улучшают обмен веществ, улучшают защитные функции организма.

Организованные физические упражнения и массаж, как элемент физического развития, способствуют решению задач физического воспитания (оздоровительных, образовательных и воспитательных).

2.3 Основы методики проведения занятий по физическому воспитанию

В основе методики занятий по физическому воспитанию детей лежит целостность педагогического процесса, направленного на развитие ребенка в соответствии с общечеловеческими принципами развития.

В составе педагогического процесса, организация физического воспитания имеет важное значение. На обучении детей правильным физическим движениям накладывается определенная специфика, выражающаяся:

- в выработке у ребенка системы условно-рефлекторных связей, направленных на освоение движений;

- в передаче накопленного предшествующими поколениями универсального (общечеловеческого) и национального двигательного опыта;

- в двусторонности процесса обучения.

Правильно организованный процесс физического воспитания влияет и на формирование волевых качеств ребенка, его эмоциональность, развитие чувств, мыслей посредством двигательных действий.

В процесс физического обучения органично входят как разнообразные физические упражнения, так и спортивные и подвижные игры, соответствующие возрасту детей.

Правильно выбранная методика проведения занятий по физическому развитию помогает полноценному развитию личности ребенка, побуждает его к самосовершенствованию.

Своевременный и качественный контроль физического развития каждого ребенка в отдельности позволяет не только правильно организовать воспитательный процесс в общей группе детей, но и подготовить рекомендации для индивидуального развития каждого ребенка.

В основном, методика разучивания физических упражнений включает в себя 3 основных этапа:

1) начальное разучивание упражнения (рассказ);

2) углубленное разучивание, множественный повтор (показ);

3) закрепление упражнения (тренировка).

Первый этап разучивания ставит перед собой основную задачу – ознакомление детей с новым действием, оказав влияние на все органы чувств – зрительные, слуховые, в конечном итоге получив целостное представление о движении в комплексе общего упражнения.

На втором этапе происходит разучивание движения. Как правило, это производится в совокупности различных приемов.

Воспитатель может:

1) показывать свои движения без разделения на отдельные мелкие движения, все выполняя идеально - правильно с пояснением всех действий, что дает воспитанникам время и возможность скопировать действия воспитателя, или,

2) педагог, в зависимости от уровня психологической готовности детей, показывает новые движения в «пошаговом» режиме с пояснением всех своих действий.

Особенностью данного этапа является формирование у детей правильного (иногда рефлекторного) выполнения упражнения, с помощью примерного выполнения со стороны педагога, либо поощрения к выполнению при помощи детей, выполнивших упражнение самостоятельно.

На третьем этапе (закрепления упражнения) происходит выполнение упражнения, как правило, в процессе повседневной деятельности, на музыкальных занятиях, в подвижных играх. Задача педагога на данном этапе – скорректировать частично не правильные физические движения детей, помочь (показать, напомнить) в выполнении движений.

Публикации по теме:

Фитнес в жизни ребенка На протяжении первых семи лет жизни ребенок проходит большой путь физического и духовного развития. Появляясь на свет совершенно беспомощным.

Зимние забавы на участкеЗимние забавы на участке Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Новый год
  • Новый год
Автор публикации:
Организация и методика физического воспитания детей в разных возрастных группах. Часть 2
Опубликовано: 5 декабря 2013 в 04:12
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...