Особенности развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего дошкольного возраста

Виктория Сергеева
Особенности развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего дошкольного возраста

Введение.

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования делает приоритетным психологическое направление. Дошкольное образование – первое звено в системе непрерывного образования человека. Качество дошкольного образования и образовательных услуг обеспечивается многими условиями, в том числе и рациональным, соответствующим возрасту дошкольников наполнением предметно – развивающей среды детского сада.

Развивающая предметно – пространственная среда – это естественная, комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами; это комплекс эстетических, психолого – педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса.

В такой среде ребенок – дошкольник активно включается в познавательную творческую деятельность, развивается его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит развитие личности.

Предметная среда детства обеспечивает разные виды деятельности ребенка – дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности.

Во – первых, она необходима для удовлетворения потребностей ребенка в определенный момент своего развития.

Во – вторых, деятельность в условиях обогащенной предметной среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому осмыслению познанного.

1. Требования к развивающей предметно – пространственной среде в контексте ФГОС ДО

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда, создаваемая в ДОУ с учётом ФГОС ДО и учётом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, должна обеспечить условия для эффективного развития индивидуальности каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

При создании предметной среды я руководствовалась следующими принципами, определёнными во ФГОС дошкольного образования:

- полифункциональности: предметная развивающая среда открывает перед детьми возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, таких как ширма, мягкие модули, маты;

- трансформируемости: трансформируемость предметной среды позволяет детям по-новому взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявлять активность в обустройстве места игры и предвидеть её результаты. Для того, чтобы каждый ребёнок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделены центры организации определённого вида деятельности, которые не имеют чёткого разграничения, что позволяет соблюдать принцип полифункциональности и трансформируемости. Когда один и тот же игровой уголок по желанию ребёнка можно легко и быстро изменить в соответствии с детскими замыслами и развитием сюжета. В одной и той же зоне согласно принципу интеграции можно заниматься различными видами деятельности. Так, природный уголок может стать местом уединения, книжным уголком или исследовательским центром и др. Мнение ребёнка относительно содержания предметной среды также учитывается, поэтому воспитанники активно вовлекаются в процесс оборудования игровых зон и уголков, вносят свои предложения.

- вариативности: в соответствии с принципами вариативности всё пространство определено на сектора, предусматривающие разнообразие тематики материалов и оборудования, в которых созданы условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской). В среде заложена возможность её изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учётом разнообразных педагогических задач, определяющихся рабочей программой детского сада, культурными и художественными традициями, климатографическими особенностями (включение регионального компонента). Это лёгкие ширмы, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся, это вариативное использование предметов;

- насыщенности: среда соответствует возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём). Обеспечена игровая, познавательная, исследовательская и творческая активность воспитанников; двигательная активность; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

- доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;

- безопасности: оборудование группового пространства соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки – обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. Безопасность жизни детей, способствует укреплению здоровья каждого из них. Большое внимание уделено освещению групповой комнаты, ведь помимо физиологического, оно имеет и психологическое значение. Современное оборудование и игровой материал соответствует эстетическим требованиям и требованиям безопасности.

2. Структура игровой среды

Создание образовательного пространства в ДОУ во многом определяется целями и задачами реализуемой в ДОУ программы воспитания и обучения.

Важнейшим условием работы по программе является умение педагога содействовать становлению ребёнка как личности. Это предполагает:

- обеспечение детям чувства защищённости, уважение к свободе и достоинству каждого ребёнка;

- формирование у детей уверенности в себе и своих возможностях, развитие самостоятельности, активности и инициативности;

- развитие коммуникативности – умение общаться со взрослыми и сверстниками;

- формирование познавательного, созидательного и бережного отношения к миру.

Для осуществления этих задач необходимо создание условий для развития предметной деятельности. Немаловажным является соблюдение нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность педагога при организации воспитания и обучения детей.

При организации предметной среды в групповом помещении мы учитываем всё, что способствует становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка, развитию способностей и интересов. Так, в младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются интеллектуальная, нравственно-волевая и эмоциональная сферы личности ребёнка. Учитывая характерную для этого возраста потребность в самоутверждении и признании возможностей детей взрослыми, мы создаём условия для развития у них самостоятельности, инициативы и творчества.

В процессе оформления развивающей среды в групповом помещении был проведён косметический ремонт. Цвет стен в группе приближает интерьер группы к домашней обстановке, эстетически успокаивает, уравновешивает эмоциональный фон, оказывает благоприятное влияние на нервную систему детей.

Все предметы убранства и оборудования в группе гармонично сочетаются по цвету, стилю и материалам, из которых они изготовлены. Подбирая игрушки, мебель и оборудование для помещений, мы стремились максимально обеспечить условия для сенсорного развития ребёнка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции.

Структурно игровая среда представляет комплекс взаимосвязанных секторов, стимулирующих развитие различных видов не только игровой, но и познавательной, художественной, трудовой и других видов деятельности.

Нам удалось создать условия соответствующие духовным, социальным, познавательным, эстетическим, коммуникативным, общекультурным потребностям детей.

3. Развивающая предметно-пространственная среда в группе

Образовательное пространство для познавательной деятельности оформлено с учётом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований и организовано с учётом основных направлений развития ребёнка- дошкольника следующим образом.

Социально-коммуникативное развитие ребёнка

Игровой центр. Центр сюжетно-ролевой игры. В группе имеются необходимые атрибуты в соответствии с возрастом и половой принадлежностью детей. Для развития творческого замысла есть предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения, разнообразные технические игрушки, большое количество «подручных» материалов, игровое оборудование для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Поликлиника», «Парикмахерская», «Шофёры», «Магазин» и другие, которое творчески используется для решения различных игровых проблем. Для обогащения сюжетов игр и формирования игровых навыков у детей совместно с родителями и детьми изготовили необходимые атрибуты: сшили одежду для уголка ряженья, изготовили ширму – трансформер, которая может быть и кораблём, и автомобилем, и стенами домика, разделяя пространство для развития сюжета игры; продукты для игры «Магазин» из солёного теста, вместе их раскрашивали, используя тона и полутона. Совместная работа способствовала развитию творческого мышления и воображения, формированию бережного отношения к игрушкам и оборудованию, изготовленному своими руками. Игровое оборудование довольно мобильное, легко перемещается и может быть достроено детьми из крупных полифункциональных материалов.

Ящик занимательных вещей с различными украшениями, бантами, сумочками, деталями военной формы, предметы обмундирования и вооружения, разнообразные технические игрушки, большое количество «подручных» материалов (верёвок, коробочек, колёс, ленточек и др.) взаимозаменяемыми в различных творческих играх.

Центр игр, приобщающих к общепринятым нормам и правилам поведения, по развитию познавательных интересов, по формированию нравственных качеств, патриотических чувств, семейной и гражданской принадлежности к мировому сообществу.

Центр труда включает оборудование для трудовой деятельности (хозяйственно-бытового, в природе, ручного труда).

Познавательное развитие ребёнка:

Литературный центр, который расположен в хорошо освещённом месте вдали от места для активных игр, в нём расположены произведения, соответствующие программным требованиям и возрасту детей, которые хорошо им знакомы: русские народные сказки, произведения К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалков, В. Маяковский. Наряду с художественной литературой на полках размещены энциклопедии по ознакомлению детей с окружающим миром, пособия по краеведению, детские познавательные журналы.

Центр речевого развития

В группе оформлен сектор речевого творчества, представляющий возможность нашим воспитанникам действовать индивидуально. Нами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр: пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно – печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук. Я считаю, что речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребёнка.

Центр занимательной математики и развивающих игр с комплектом геометрических фигур, канцелярскими товарами, занимательный и познавательный математический материал, логико – математические игры, набор объёмных геометрических фигур.

Центр экологии и науки – в него входит место для детского экспериментирования с соответствующим оборудованием и материалами; календарь природы, комнатные растения, алгоритмы ухода за комнатными растениями; игры экологической направленности, картотека игр по ознакомлению с природой.

Физическое развитие ребёнка

Физкультурный центр с атрибутами для подвижных игр, оборудованием для спортивных игр, дорожки здоровья, дидактические игры спортивного содержания, художественная и познавательная литература о физической культуре, спорте и спортсменах.

Центр БЖД с плакатами, дидактическими играми, альбомами, книгами по формированию навыков безопасности и воспитанию привычки к здоровому образу жизни, алгоритмы безопасного поведения дома, на улице, в природе, иллюстрации с изображением проблемных ситуаций по ОБЖ.

Художественно – эстетическое развитие

Центр художественного творчества с разными видами бумаги, книжками-раскрасками, карандашами, фломастерами, пластилином, мелками, оборудованием для нетрадиционных техник изображения, схемы поэтапного рисования; материалы по ознакомлению с искусством (иллюстрации с изображением предметов декоративно-прикладного искусства, малые скульптуры); изобразительные материалы, предметы искусства, бросовый и природный материал для художественного труда с учётом регионального компонента.

Музыкальный центр с детскими музыкальными инструментами, дидактическими играми.

Центр театрализации с различными видами театров, большая ширма, фланелеграф и набор картинок для него, оборудование для театрализации: разные виды театров, элементы костюмов, маски, куклы для развёртывания постановок по знакомым детям произведениям.

Центр строительно – конструктивных игр с набором деревянных конструкторов, конструкторов «Лего», конструктора геометрических фигур, дополненные наборами мелких игрушек.

Патриотический центр. Нами учитывался и региональный компонент: представлены альбомы, художественная литература, разнообразные изобразительные материалы, предметы искусства, бросовый и художественный материал для художественного труда, это помогло в уточнении представлений о малой Родине, её достопримечательностях, воспитании патриотических чувств. Так как в младшем возрасте региональный компонент «Моя семья» и первичные представления о родном городе, были созданы фотоальбомы: «Мой любимый город», «Моя семья», дид/ материал о городе Ейске, о народных промыслах на Кубани, д/игры: «Собери флаг России», «Дружная семья», «Профессии», «Назови ласково», «Кто какую работу в доме выполняет», «Чей малыш», «Домик», «Сказки моей семьи» ; разрезные картинки «Собери домашнее животное», «Собери дымковскую игрушку», макет кубанского подворья с гостеприимными хозяевами: казаком и казачкой, мини хата с мебелью и убранством.

Родительский центр.

Для родителей в группе оформлен информационный уголок, из которого они узнают о жизнедеятельности группы (режим дня, сетка занятий, проводимых мероприятиях. Получают необходимую информацию (советы, рекомендации, консультации, памятки) от воспитателя об образовании и развитии детей.

4. Заключение

Организация развивающей предметно – пространственной среды с учётом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Развивающая предметно – пространственная среда детского сада обеспечивает условия для развития, воспитания и обучения ребёнка, участвует в становлении личности и творческого потенциала дошкольника, соответствует нормам СанПиНа и организована в соответствии с реализуемой примерной общеобразовательной программой МБДОУ и ФГОС ДО.

Публикации по теме:

Использование развивающей предметно — пространственной среды в развитии интеллектуальных способностей детей «Использование развивающей предметно – пространственной среды в развитии интеллектуальных способностей детей». Современные требования к.

Построение развивающей предметно-пространственной среды для детей второй группы раннего возраста в соответствии с ФГОС «У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему вовремя поиграть, но и пропитать игрой всю его жизнь».

Аквариум своими руками для создания развивающей предметно-пространственной средыАквариум своими руками для создания развивающей предметно-пространственной среды Аквариум своими руками для создания развивающей предметно-пространственной среды. Автор: Неизвестных Татьяна Валерьевна, воспитатель МБДОУ.

Аналитическая справка «О создании развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста» Аналитическая справка «О создании развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста» Характеристика группы: группу раннего.

Консультация для воспитателей «Разнообразие развивающей предметно-пространственной среды» «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг» В. А. Сухомлинский Развитие ребенка - дошкольника.

Оформление развивающей предметно-пространственной среды «Уголок уединения для детей раннего возраста»Оформление развивающей предметно-пространственной среды «Уголок уединения для детей раннего возраста» «Уголок уединения» - ведущая образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие». Направлен на развитие социального и эмоционального.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста от 2 до 3 лет Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста играет очень важную роль в развитии ребёнка. Среда – это не только.

Особенности формирования развивающей предметно-пространственной среды для организации игровой деятельности дошкольников Особенности формирования развивающей предметно - пространственной среды для организации игровой деятельности дошкольников (группового помещения,.

Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды (3–4 года) Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды (3 – 4 года) Для детей третьего года жизни является свободное и большое.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Тело, организм, эмоции
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Особенности развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 21 сентября 2017 в 19:50
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий «Праздник пап»
Летнее время самое прекрасное время, когда можно все праздники и развлечения проводить на улице. Задачи: • Привлечение семей воспитанников к участию в...
Консультация для родителей «Мама, я сам!»
Когда кроха, надевая ботинки, говорит:"Я сам( а! " - не торопитесь предлагать ребенку свою помощь. Задумайтесь, что важнее: вовремя выйти из дома или...
Фотоотчет «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью...
Хочу представить продолжение моей работы по самообразованию: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники...
Туристический поход с детьми старшей группы
МБДОУ д/с №8 “Золотой петушок” Конспект-разработка туристического похода с детьми старшей группы. Разработала Инструктор ФК Рыбальченко Н. С. Утвердила...
Детский проект «Танец одного народа?!»
• постановка темы ( проблемы) ; • актуальность темы ( проблемы) проекта; • цель и задачи ( задачи каждого этапа проекта) ; • обоснование способа решения...