Лариса Жарикова
Методическая разработка открытого занятия по математике по теме «Повторение»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого занятия по математике
по теме «Повторение»
Разработал :
педагог дополнительного образования
Жарикова Лариса Александровна
Брянск 2019
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Информационная карта занятия
3. Технологическая карта занятия
4. Конспект занятия
Пояснительная записка
Публикация «Методическая разработка открытого занятия по математике по теме „Повторение“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Материал занятия в целом направлен не на знакомство с новым, а систематизацию знаний.
Конкретные знания, умения и навыки, приобретенные ребенком, в ходе проведения занятия, не рассматриваются как конечная цель, а выступают в качестве средств развития личностных, интеллектуальных и физических качеств ребенка.
. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия
, а также организация самостоятельной деятельности детей. Одно из требований проведения занятия - построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм организации работы с детьми: фронтальной, групповой, индивидуальной.
Информационная карта занятия
№ Разделы Содержание
1. Учреждение дополнительного образования МБУДО «Центр внешкольной работы»
г. Брянска
2. Дата проведения и время 26.10. 2019г.
3. Педагог дополнительного образования Жорикова Лариса Алесандровна
4. Направленность образовательной программы Социально - педагогическая
5. Образовательная программа Образовательная программа дополнительного образования детей «Ступеньки по математике»
6. Возраст обучающихся 6 – 7 лет
7. Количество человек в группе 14 чел. Группа второго года обучения
8. Продолжительность занятия 30 мин
9. Тема «Повторение»
10. Место данного занятия в образовательной программе 2-й год обучения.
11. Тип учебного занятия в зависимости от дидактического цикла систематизация знаний
12. Форма занятия Открытое занятие
13. Цель занятия закрепление и повторение пройденного материала, полученного на занятиях в течение года
14. Задачи занятия
Задачи:
закреплять знания счета в пределах 20 в прямом и обратном счете;
продолжать обучать детей составлению и решению примеров и задач на сложение и вычитание;
находить состав числа из двух меньших;
умение ориентироваться на листе бумаги;
умение «записывать» и «читать» записи используя знаки – больше, меньше или равно;
закреплять представления детей о геометрических понятиях (отрезок, луч, прямые, ломаные, кривые, углы: острый, прямой, развернутый)
закреплять знания о временах года, названия месяцев, дней недели;
закрепить названия дорожных знаков;
развивать мыслительные операции, внимание, память, воображение;
развивать связанную речь, умение строить простейшие выводы;
воспитывать умение работать в коллективе, понимать учебную задачу и решать ее совместно
15. Методы
Методы эмоциональной мотивации и стимулирования: создание ситуации успеха в обучении, поощрение, стимулирующее оценивание.
Методы организации учебно-познавательной деятельности: объяснение, беседа, иллюстрация, демонстрация, творческие упражнения, практическая работа.
Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности: наблюдение за учебной работой обучающихся, устный опрос.
16. Результат занятия
Обучающиеся будут знать: счет в пределах 20, геометрические фигуры, дни недели,
уметь: ориентироваться на листе бумаги, решать примеры.
Технологическая карта занятия
по теме «Повторение»
№
Этапы занятия
Продолжительность этапа Задачи этапов
Содержание этапов Средства обучения
Формы и методы
Деятельность педагога Деятельность обучающихся
1
Организационный
0.5 мин Подготовка обучающихся к работе на занятии.
Организация начала занятия.
Приветствие группы.
Создание психологического настроя на учебную деятельность, активизация внимания. Дети входят в кабинет. Встают в круг, .проводится игра в кругу.
Метод эмоциональной мотивации и стимулирования: создание ситуации успеха.
2 Подготовительный
5 мин Активизация опорных знаний, навыков, памяти и внимания.
Графический диктант.
Работа в тетради,
Методы организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная работа.
3
Основной
15 мин Развитие воображения
Развитие образного и логического мышления, анализа, сравнения, классификации
Формирование целостного представления о теоретических знаниях.
Развитие логического мышления.
Постановка цели занятия.
Организация действий обучающихся.
Ответы на вопросы.
. Работа с презентацией.
Работа у доски
Составление и решение задач.
Работа с геометрическим материалом. Аудиовизуальные средства.
«Дорожные знаки»
Карточки с примерами
Слайды презентации. Методы получения новых знаний: объяснение, иллюстрация и демонстрация.
Методы выработки практических умений и накопления опыта учебной деятельности: практическая работа.
Динамичная разминка.
4
Закрепление знаний и
способов действий
8
мин
Активизация познавательной деятельности на основе теоретического материала.
Формирование диалектичности мышления. Уточнение имеющихся у детей знаний.
».
Выполнение практического задания на усвоение теоретического материала.
Аудиовизуальные средства.
Круги красного и синего цвета. Методы закрепления изученного материала : упражнения, игры, практическая работа.
5
Контрольный
1
мин Выявление качества и уровня овладения знаниями, умениями и навыками. Установление правильности и осознанности усвоения нового материала и способов действий, выявление неверных представлений и их коррекция.
Оценивание работы каждого обучающегося.
Ответы на вопросы.
Индивидуальная и групповая формы.
Методы контроля и диагностики учебно- познавательной деятельности: игра, устный опрос.
6 Итоговый 0,5
мин Анализ и оценка успешности достижения цели.
Подведение итогов
занятия.
Определение перспективы применения
полученных знаний навыков. Оценка детьми собственной деятельности.
Метод эмоциональной мотивации и стимулирования: стимулирующие оценивание, поощрение, создание ситуации успеха.
Конспект занятия
1. Организационный момент.
Дети входят в кабинет.
2. Подготовительный этап.
Психологический настрой
Постановка проблемы
Развитие логического мышления
-Здравствуйте, ребята!
Я рада новой встречи с вами. Приглашаю вас стать в круг.
(Дети становятся в круг, педагог произносит слова, в которых заложены действия, дети выполняют действия).
Тому, кто справа, улыбнись.
Тому, кто слева, улыбнись.
Тому, кто справа, руку дай.
Тому, кто слева, руку дай.
Теперь по кругу ты шагай,
С друзьями вместе ты шагай.
Тому, кто справа, подмигни.
Тому, кто слева, подмигни.
Того, кто справа, обними.
Того, кто, слева, обними.
Ну, вот закончилась игра,
Начать занятие пора!
Тут затеи и задачи, Игры, шутки – все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!
(Дети проходят за столы)
-Я предлагаю отправиться в путешествие по Стране, в которой живут цифры, геометрические фигуры.
- Кто скажет, как называется эта Страна?
- Страна Математика.
- На чем можно путешествовать?
3. Основной этап
.
Развитие пространственных представлений
Развитие мышления: анализ
Развитие логического мышления.
Закрепление знаний.
Работа у доски
Состав числа 8 из двух меньших
Закрепление представления детей о геометрических понятиях
Сравнение чисел
Составление задач
4. Итоговый этап.
1. «Графический диктант»
-И если мы его правильно выполним, то узнаем - на чем мы отправимся в путешествие
Задание: начинаем движение от точки
1 кл. – по диагонали вправо вверх
3 клетки – вправо
1 кл. – вниз по диагонали
2 кл. – вправо
1 кл. – вниз
1 кл. - влево
2 кл. - полукруг влево
4 кл. – влево
2 кл. – полукруг влево
1 кл. – вверх
2 кл. - вправо
Так на каком виде транспорта мы будем путешествовать?
Правильно мы отправляемся в путешествие на легковой машине.
(Светофор) Слайд 1
- Что это?
- Какой свет горит на светофоре? (Красный)
-Что он означает?
- Остановимся и внимательно рассмотрим машину.
2. Виды углов
(Схематический образец машины)
- И наша машина имеет много углов, назовите их?
Задание: обозначить синим цветом – прямые углы на машине; красным – острые; зеленым – тупые. Дети по желанию выходят к доске отмечают, называют и считают углы.
(Переключается светофор)
- Мы отправляемся дальше, пока мы едем отгадайте математические загадки.
1. Дама сдавала в багаж: диван, чемодан, саквояж. Картину, корзину, картонку и маленькую собачонку. Сколько предметов сдавала дама в багаж?
2. Семь весёлых поросят у корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться, сколько свинок у корытца? (а как вы узнали? Дети отвечают: 7-2= 5)
3. Пять цветочков у Наташи и ещё ей три дал Саша.
Кто тут сможет посчитать? Сколько будет три и пять ( дети отвечают: 3+5= 8)
4. Стоит дуб. На дубе висят два больших и три маленьких яблока. Сколько всего фруктов растет на дубе? (ни одного)
- Молодцы! Вы были очень внимательными на этом участке пути и наше путешествие продолжается дальше!
Следующий дорожный знак «Автобусная остановка» Слайд 2.
И я предлагаю нам тоже сделать небольшую остановку и пройти для игры с мячом.
Дети встают в полукруг, педагог каждому задает вопрос, а дети передают друг другу мяч
4. Блиц – опрос
1. Назови соседей числа 9;
2. Назови число следующее за числом 10;
3. Назови число предыдущее числу 17;
4. Обратный счет от 20 до 10;
5. Обратный счет от 10 до 0;
6. Что длиннее неделя или месяц?
7. Сколько дней в неделе?
8. .Назови соседей понедельника
9. Какое сейчас время года (весна)
10. Назови весенние месяцы;
11. Сколько месяцев в году?
12. Сколько ушей у двух мышей?
13. Сколько хвостов у трех котов?
14. Посчитай десятками до 100
- Молодцы! И с этим заданием тоже вы справились!
- А у нас на пути следующая опасность – дорожный знак «Круговое движение» Слайд 3
5. «Круговые примеры»
- А как мы будем решать эти примеры?
Дети отвечают, какой ответ получается, то с такой цифры начинаем следующий пример
- А поможет нам в решении числовой отрезок
Если пример у нас на сложение, то мы двигаемся вперед
Если пример на вычитание, то мы двигаемся назад
И начнем мы вычислять от примера 6-2=
( дети проговаривают: начинаем считать от цифры 6, делаем 2 шага назад и останавливаемся на цифре 4, записывают ответ и проводят стрелку к примеру 4+3=) и т. д
4+3=7; 7- 2=5; 5+3=8; 8-6=2; 2+8=10;10-5=5; 5+1=6.
- Посмотрите, получилось ли у нас круговое движение? Да, и мы вернулись к первому примеру.
- Едем дальше. Слайд 4.
- Что впереди? (Домики).
- Один домик пустой, давайте его заполним.
6. «Заполни числовые домики»
Состав числа 8 из двух меньших
Детям раздать числовые домики
Задание: заполнить так числовой домик цифры 8, чтобы все цифры с ней подружились
После выполнения задания дети называют все "этажи"- пары чисел в домиках
Молодцы! А впереди нас поджидает вот такой дорожный знак «Опасный поворот» Слайд 5.
7. «Назовите геометрические понятия»
- Есть конвертик у меня, в нем задания простые, вы сумейте разгадать и скорее мне назвать (воспитатель показывает карточки, дети называют)
Прямая. Без конца без края линия прямая, хоть сто лет по ней иди, не найдешь конца пути
Отрезок. Есть начало и конец
Луч. Часть прямой с одним концом
Кривая замкнутая, кривая незамкнутая, две пересекающие прямые линии с точкой пересечения, горизонтальная прямая линия, вертикальная прямая линия, ломаная линия
- Молодцы! Все задания назвали правильно! И опасный поворот мы проехали!
Слайд 6. Светофор красный свет.
Физминутка
Следующий дорожный знак - «Направление поворота» Слайд 7.
8. «Сравним пары чисел»
Задание: расставить правильно знаки
6 2 1 8 9 9 4 3 7 5
Следующий дорожный знак «Разводной мост» Слайд 8.
Если выполните задание, то наше путешествие продолжится
9. «Задачи по рисункам» Слайд 9.
Задание:
Составить задачу по рисунку (2-3 задачи)
Следующий дорожный знак – «Пешеходный переход» и я предлагаю пройти со мной по пешеходному переходу. Слайд 10.
Вот и прошли мы с вами и эту дорожку и приблизились к Стране Математике
- Каждый из вас молодец! Путешествию конец, с математикой дружите, знания свои копите! Пусть помогут вам старания, память, логика, внимание!
Итог:
- понравилось ли вам путешествовать и выполнять задания?
- если вам было легко, возьмите красный кружок, если были затруднения, то желтый