МААМ-картинки

Методическая разработка «Эколого-валеологическое воспитание детей подготовительной группы с тяжёлым нарушением речи»

Александра Овчинникова
Методическая разработка «Эколого-валеологическое воспитание детей подготовительной группы с тяжёлым нарушением речи»

Методическая разработка планирования по теме:

«Эколого-валеологическое воспитание детей подготовительной группы с тяжёлым нарушением речи»

БЛОК «ОСЕНЬ»

Лексические темы Экологическая тема

непрерывной образовательной деятельности Самостоятельная деятельность детей Работа с родителями

Мы – Земляне

Наша родина - Россия.

"Земля - наш общий дом"

Публикация «Методическая разработка „Эколого-валеологическое воспитание детей подготовительной группы с тяжёлым нарушением речи“» размещена в разделах

Цель: закрепить представления о том, что планета Земля наш общий дом; всему живому нужен чистый воздух, вода, чистая земля. Дать знания о том, что сейчас наша планета загрязнена, болеет и чтобы ей помочь, спасти её, надо научиться любить и беречь природу с детства.

Опыты, эксперименты "Смена частей суток и времён года"

опыт с глобусом и фонариком "Что будет, если. "

"Путешествия по карте" - игра с фишками

Акция «Дети и взрослые помнить должны – каждую каплю воды береги!»

Осень. Изменения в природе. "Природа - не природа. Живая - не живая природа".

Цель: дать знания о том, что в мире всё делится на две большие группы - природу и не природу; познакомить с признаками живого.

Опыты, эксперименты: "Почему цветы осенью вянут и листья опадают?" (установить зависимость роста растений от температуры поступаемой влаги) "Природа - не природа" - лото

"Живое - не живое"

"Чудесный мешочек"

" 4-ый лишний" Акция «Семечко и зернышко про запас!»

(сбор семян для подкормки птиц)

Деревья «С кем дружит дерево?»

Цель: познакомить с невидимыми взаимосвязями в лесу между растениями и животными: ель - белка, дятел, мышка; дуб -кабан, рябина - снегири и т. д. "Этажи леса"

"Растения" - лото

«Чей лист?» «Что из чего?» Проект "Невидимые нити природы"

Грибы. Ягоды. "Грибное царство, ягодное государство"

Цель: Расширить кругозор о видовом разнообразии ягод и грибов, условиях их произрастания, правилах сбора

"Грибы - это растения?" "Почему их так называют?"- предположения и рассуждения детей "Лесные модники" "Съедобное -несъедобное"

"По грибы"- игра с фишками Акция «Чистый участок – чистый город!»

Осенние дары: овощи и фрукты

"Овощи и фрукты - витаминные продукты"

Цель: Расширение представления об овощах и фруктах, их полезных свойствах; знакомство с витаминами А, В, С, их значение для человека; польза фруктов и овощей.

Опыты, эксперименты: "Живой кусочек" (Установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения) "Овощи. Фрукты" лото, домино

"Помоги повару сварить обед"

"Четвёртый лишний","Вершки и корешки" Проект "Овощи и фрукты – витаминные продукты"

Откуда хлеб пришел. Сельскохозяйственные работы "Путешествие колоска"

Цель: познакомить со злаковыми культурами, из которых выпекают хлебобулочные изделия. Развивать умение различать злаковые растения по характерным признакам. Познакомить с современной технологией изготовления хлеба и сравнить с тем, как его готовили раньше.

Опыты, эксперименты: "Почему земля кормит?"

( состав почвы: песчаные, глинистые, чернозём) "Что сначала, что потом?"

"Раскопки"

"Рисование по манке"

Домашнее задание:

- «Выпечка сдобы»

- Оформление

«Книги полезных рецептов»

Перелетные птицы "Как узнать птиц"

Цель: развивать обобщённые представления о птицах, как о живых существах, живущих на земле, в воде, в различных климатических зонах, которые умеют и не умеют летать, имеющих типичное строение.

Опыты, эксперименты: "Почему первые птицы не летали?", "Как устроены перья у птиц?" - предположения и рассуждения детей "Путаница"

"Перелётные и зимующие птицы"

"Загадай, мы отгадаем"

"Дружба в лесу"

"Фотоаппарат"

Поздняя осень "Невидимые нити природы"

Цель: углубить и обобщить представления о лесе: лес - это дом для животных и растений, в нем существуют взаимосвязи, которые не должен нарушать человек;

Опыты, эксперименты: "Есть ли в почве воздух"

С помощью воды и почвы установить, есть ли в почве воздух. "Этажи леса"

"Четвёртый лишний"

"Дружба в лесу"

"Фотоаппарат" - узнай животное Выставка

"Осенние фантазии"

(поделки из природного материала)

Человек. Части тела. "Наши умные помощники - органы чувств"

Цель: сформировать представления о способах познания окружающего мира. Закрепить знания о необходимости ухода за органами чувств

Опыты, эксперименты:"Наши помощники - органы чувств"

Значение органов чувств в восприятии окружающего мира. "Что звенит за ширмой?"

"Чудесный мешочек"

"Ящик ощущений"

"Узнай по запаху"

Одежда. Обувь. Головные уборы. "Как и из чего возникла одежда"

Цель: дать знания о том, что одежда возникла в древности, двух видов происхождения: растительного и животного. Познакомить со способами производства льняных, хлопковых и шерстяных материалов для одежды. Обобщить знания: одежда должна быть не только красивой, но и полезной для здоровья.

Презентация «История обыкновенного клубка»

Опыты, эксперименты: "Мир тканей" - Сравнить разнообразные ткани по свойствам и качествам "Что сначала, что потом"

"Четвёртый лишний"

Методическая разработка

занятия по теме "Невидимые нити природы"

(для детей подготовительной группы с тяжелым нарушением речи)

Составила: воспитатель ГБДОУ детского сада № 67 Кировского района Санкт-Петербурга Овчинникова Александра Валерьевна

Образовательные области:

познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие

Цель:

углубить и обобщить представления детей о лесе : лес - это дом для животных и растений, в нем существуют взаимосвязи, которые не должен нарушать человек

Задачи:

развивать у детей элементы экологического сознания : "Мы нужны друг другу на земле";

способствовать развитию у детей эмоционально-положительного отношения к внешне непривлекательным животным (червяк, комар, лягушка, волк);

продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ;

воспитывать умение слушать друг друга, дополнять ответы своих товарищей, уточнять их, высказывать свое мнение.

воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе

Материал:

- аудиозапись "Звуки леса"

- сказочные герои Старичок-Лесовичок, Художник

- картины леса на магнитах

- подносы, емкости с землей, стаканчики с водой, одноразовые ложки, влажные салфетки

- фланелеграф, пособие "Кто дружит с елью"

- клубок ниток для игры "Паутинка"

- пособие "Фотоаппарат" с картинками: червяк, комар, лягушка, мухомор, волк

- игра на слайдах "Прятки"

- три корзинки, кленовый лист, дубовый лист, березовый лист, угощение "грибочки"

Ход:

Дети заходят в зал, в зале тихо звучит аудиозапись "Звуки леса"

Педагог спрашивает детей :

-Ребята, вы любите слушать сказки?

- А мне очень нравится читать и рассказывать вам сказки и сказочные истории, и вот одну такую историю я вам хочу сегодня рассказать.

- Хотите послушать? Присаживайтесь, пожалуйста на стульчики.

(дети присаживаются на стульчики)

• Сказочная история на основе рассказа О. Дмитриева "Что такое лес"

- Случилась эта история с нашим знакомым Художником.

Однажды в дождливый осенний денёк Художник захотел нарисовать лес.

Взял он кисти и краски, и начал рисовать. Долго старался Художник: нарисовал мохнатые ели, стройные березки, высокие сосны.

Вот такая картина получилась у Художника (выставляет на мольберт картину)

- А в уголке картины, посмотрите, он кого нарисовал? (Старичка-Лесовичка)- Правильно, какой же лес без Старичка-Лесовичка.

Довольный Художник полюбовался своей картиной и пошел гулять. А когда вернулся, то вместо елочек и берез он увидел одни только палки. (выставляет вторую картину)

- Что случилось?- удивился Художник – почему мой лес засох?

- Какой же это лес? - вдруг услышал Художник - это был не лес, одни деревья.

Понял Художник, кто это с ним разговаривает, это Старичок-Лесовичок, он ворчал, - лес - это не только деревья, ведь там растут ещё.

- Ребята, я думаю, что вы точно знаете, что еще растет в лесу? (цветы, ягоды, грибы)

Взял Художник краски и начал снова рисовать лес. Очень долго он рисовал, старался ничего не забыть: деревья, цветы, ягоды, грибы, вспомнил про жучков, паучков и то же их нарисовал. (выставляется новая картина на мольберт). Красивая картина получилась. Полюбовался Художник и ушел по делам. А когда вернулся - испугался - его лес не засох, почернел!

(выставить картину на мольберт, а бедный Старичок-Лесовичок сидел испуганный на самом краю картины.

- Что случилось?

- Твой лес съели насекомые, ведь ты забыл нарисовать. Ребята, подскажите, кого забыл нарисовать Художник? (птиц)

Вздохнул Художник и стал рисовать новую картину, долго-долго рисовал он, старался ничего не забыть. Посмотрел Старичок-Лесовичок на картину и сказал:

- Нравится мне твой лес, и я не хочу, чтоб он снова погиб, нужно еще кого-то нарисовать.

- Ребята, подскажите, кто ещё живет в лесу? (дикие животные)

Целый день и всю ночь продолжал рисовать свою картину и, наконец, у него получился настоящий лес.

- Ребята, хотите посмотреть? Вот она (выставляет картину на мольберт)

- А где же Старичок-Лесовичок? Да, наверное, он спрятался где-то и наблюдает за порядком в лесу.

- Ребята, вам понравилась сказочная история?

- А можно ли сказать, что лес – это дом для всех его жителей? (да)

- Есть ли в этом доме этажи? (да)

- Кто будет жить на самом верхнем этаже? (сосны, ели, дятел, клест, белка, куница, рысь)

- Кто будет жить этажом ниже? (березы, рябины, осины, снегири, синицы)

- Как вы думаете, кто будет жить на самом нижнем этаже? (ягоды, грибы, цветы, заяц, волк, лиса, медведь, еж, лягушка, лось, насекомые)

- В обычном доме есть квартиры, а в доме природы, у лесных жителей есть квартиры? Назовите, кто и где живет? (дупло, нора, берлога, хатка, муравейник и т. д.)

- В обычном доме есть подвал, там находятся трубы, а есть ли в доме природы жизнь под землей? (да, там живут животные: червяк, крот, жуки, корешки растений)

- Они там живые? (да)

- А чем они там дышат? (воздухом)

- Давайте проверим, есть ли в земле воздух?

• Опыт - эксперимент

- Подойдите к столу, посмотрите, что нам сегодня необходимо для опыта? (земля и вода)

- Кто догадается, что мы с этим будем делать? (предположения детей)

- Возьмите кусочек земли и опустите в стаканчик с водой, что вы видите? Что происходит? (появляются пузырьки)

- Это выходит воздух. Можно сделать вывод, что в земле действительно есть воздух, который помогает жить подземным жителям.

- Ребята, а может ли нас мудрая природа чему-нибудь научить? Давайте поиграем.

• "Мудрая природа" - речь с движением

Нас в любое время года (дети хлопают в ладоши)

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению (машут "крыльями")

Паучок - терпению (пальчики правой руки бегут по ладошке левой)

Пчелы, в поле и в саду, (присаживаются на корточки, имитируют движения)

Обучают нас труду, и к тому же,

В их труде все по справедливости.

Отражение в воде (встать, ладошки сложить, посмотреть в них, как в зеркало)

Учит нас правдивости.

Учит снег нас - чистоте (ладошки показывают, как падает снег)

Учит солнце - доброте (руки поднять вверх)

И при всей огромности (медленно вращаются вокруг себя)

Обучает скромности.

У природы круглый год (взяться за руки, идти по кругу)

Обучаться нужно (остановиться)

Нас деревья всех пород (спрятать руки за спину)

Весь большой, лесной народ (дети дают друг другу руки)

Учат крепкой дружбе!

- Ребята, мы сейчас сказали, что деревья нас учат крепкой дружбе, а кто же в лесу дружит с елью?

• Игра "Кто дружит с елью?"

На фланелеграфе - карточка с изображением дерева ель.

На столе лежат карточки с предложенными животными, дети выбирают, только тех, кто дружит с елью, прикрепляют на фланелеграф, и обосновывают свое решение.

(клёст, дятел, белка, мышка, заяц)

• Игра "Паутинка"

( игра с клубком: подосиновик - осина, подберезовик - береза, мухомор- лось, снегирь - рябина, кабан - дуб, клест- сосна, мышка - дуб и т. д.)

• Игра "Фотоаппарат" (узнай по видимой части)

- Ребята, наш знакомый Художник любит не только рисовать, но и фотографировать. Сейчас я вам покажу фотографии тех жителей леса, которых Художник считает, что они лесу не нужны, их можно уничтожить.

- Посмотрите, догадайтесь, кого сфотографировал Художник:

1. Лягушка - охотиться на комаров и мушек, поедает слизней в огороде, являются едой для аиста, журавля, цапли.

2. Комар - является едой для ласточек, стрижей, лягушек.

3. Червяк - нужен природе, рыхлит землю, помогает проникать воздуху для корешков и подземных жителей, им питаются птицы, ежи, лягушки.

4. Волк - поедает только слабых и больных животных

5. Мухомор - еда для лося, красота для леса.

- Молодцы, ребята, вы все правильно объяснили Художнику, все-все природе нужны.

- Лесные звери очень любят играть в прятки, давайте попробуем отгадать, кто, где спрятался?

Слайды:

• Игра "Прятки" (на слайдах)

за кустом заячьи уши

за деревом волчий хвост

из норы виден лисий нос

из берлоги видна медвежья лапа

Слайд

- Ребята, Старичок-Лесовичок прислал Художнику корзинку, а в корзинке не грибы и не ягоды, а непонятные знаки, вы поможете расшифровать знаки из корзинки

• "Зашифрованные знаки" (на слайдах)

(поведение в природе)

- Ребята, вы все правильно рассказали, но тогда получается, что ничего в лесу делать нельзя. Что же можно делать людям в лесу? (собирать ягоды, грибы, шишки и веточки для поделок, слушать пение птиц, дышать лесным воздухом, любоваться красотой леса)

- Ребята, мне очень понравилась ваша история, понравилось, как помогали Художнику, какие вы были внимательные и мы со Старичком-Лесовичком приготовили вам сюрприз, посмотрите под елкой стоят три корзины. Наш сюрприз находится не в самой большой корзинке (рябиновый листик, и не в корзинке с дубовым листом, а где, кто догадался? В корзинке с кленовым листом.

Дети заглядывают в корзинку и находят "Книгу леса".

Прощаются и уходят в группу.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: книга 1, 2. – М. : ТЦ Сфера, 2007

2. Бондаренко Т. М. "Экологические занятия с детьми" – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2009

3. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003

4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /О. В. Дыбина (отв. ред.). – М. : ТЦ Сфера, 2002

5. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2004

6. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. – М. : АРКТИ, 2004

7. Николаевой С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М. : Просвещение, 2002

8. Рыжовой Н. А. "Наш дом - природа"- Москва LINKA-PRESS, 1998г.

9. Страунинг А. М. "Чудеса в природе открываем сами" – Обнинск, ООО «Принтер», 2001

10. Шорыгина Т. А. "Ягоды. Какие они?", "Злаки. Какие они?", "Домашние животные. Какие они?" – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2003

11. Шорыгина Т. А. Познавательные сказки. Беседы с детьми о Земле и ее жителях. – М. : ТЦ Сфера, 2014

Публикации по теме:

Конспект занятия по аппликации «зимний лес» для детей подготовительной группы с острым нарушением речи. Задачи :1. Расширить представления о зимних явлениях природы и приметах. 2. Продолжать закреплять технические навыки вырезывания из цветной.

Методическая разработка «Доисторический мир» для детей старшей логопедической группыМетодическая разработка «Доисторический мир» для детей старшей логопедической группы Методическая разработка "Доисторический мир" для детей старшей логопедической группы Цель: формирование элементарных знаний детей о жителях.

Методическая разработка утренника «Мама-солнышко моё!» для детей младшей группы Под весёлую музыку дети входят в зал, встают полукругом. Вед: Сегодня солнце светит для милых наших мам. Поёт весёлый ветер для милых наших.

Методическая разработка «Организация коррекционно-развивающей работы по развитию речи детей младенческого возраста» На основании многолетнего профессионального опыта работы и анализа ряда программ («Игры с детьми младенческого возраста» Ю. А. Разенковой;.

Методическая разработка открытого занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема «Идет матушка - весна» Цель: закреплять знания о весне и весенних месяцах Задачи: • Обогащать речь словами - действиями; • Упражнять.

Методическая разработка проведения родительского собрания на тему «Нравственное воспитание детей через сказку» Актуальность 2. Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменение ситуации жизни современной.

Методическая разработка «Развитие речи и обогащение словаря детей посредством произведений УНТ» Пояснительная записка Младший дошкольный возраст, имеет особое значение для речевого развития ребенка. Несмотря на тот факт, что по своей.

Методическая разработка экологической викторины «Знатоки природы» для детей подготовительной к школе группы Конспект экологической викторины «Знатоки природы» для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности Программные.

Научно-методическая разработка «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Представление, что при любом двигательном тренинге упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло.

Основная образовательная деятельность (занятие) по развитию речи с детьми старшего возраста с тяжёлым нарушением речи Основная образовательная деятельность (занятие) по развитию речи с детьми старшего возраста с тяжёлым нарушением речи. Тема: «Моя малая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Эколого-валеологическое воспитание детей подготовительной группы с тяжёлым нарушением речи»
Опубликовано: 6 мая 2017 в 09:52
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД