Лучший педагог года

Сценарий квест-игры «Путешествие в страну финансов» детей дошкольного возраста

Марина Николаевна Богданова
Сценарий квест-игры «Путешествие в страну финансов» детей дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Боханский детский сад №2»

Методическая разработка занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Квест – игра «Путешествие в страну финансов»

Подготовила: воспитатель первой

квалификационной категории

Богданова Марина

Николаевна.

п. Бохан 2023 г

СОДЕРЖАНИЕ

1 Введение …стр. 3

Публикация «Сценарий квест-игры „Путешествие в страну финансов“ детей дошкольного возраста» размещена в разделах

2 Актуальность….стр. 4

3 Цели и задачи методической разработки…. стр5

4…Конспект занятия Квест-игра … «Путешествие в страну Финансов» стр. 6-7

5. Интеграция …с другими образовательными областями….стр. 8

6 Результативность освоения программы…стр. 9

7 Список используемой литературы…. стр10

8 Использованные ресурсы….стр10

9 Приложение….стр11-13

Введение

С давних времен считалось, что финансовая грамотность необходима только работникам финансовая структур. Люди все чаще жалуются на отсутствие экономических и финансовых знаний, которые уберегли бы их от сомнительных денежных операций. И уже в сентябре 2017 года правительством РФ утверждена государственная стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на период с 2017 до 2023г

Методическая разработка занятия «Основы финансовой грамотности» включает следующую информацию: актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость.

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их преумножать. Другими словами - это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и остаться на этом уровне всю свою жизнь. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности. Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием.

Данная тема разработана в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста в рамках планирования образовательной деятельности.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных навыков.

Актуальность написание данной разработки актуально, так как соответствует запросам современности и потребностям родителей нашего поселка. В общеобразовательных учреждениях детям преподается множество важных предметов, но, к сожалению, абсолютно не уделяется внимание развитию некоторых важных жизненных навыков, таких как, например, финансовая грамотность. Между тем, с точки зрения реальной практической пользы это знание имеет не меньшее значение, чем многие изучаемые в рамках общеобразовательной программы.

цели и задачи образовательной деятельности с детьми.

Занятие предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателям, что облегчает восприятие детьми нового материала. Методическая разработка занятия составлена в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) :

Данная разработка занятия состоит из 5 частей образовательной области.

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое развитие» «Физическое развитие». Через познавательное развитие на занятие решались следующие задачи: формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира. Понимание ребенка, что труд приносит доход. Зарабатывать деньги можно трудом. На занятии по финансовой грамотности Квест – игра «Путешествие в страну Финансов» -дети закрепляют понятие «деньги», «труд», «доходы», «расходы». Понимание ребенком, что любой труд-это хорошо, сидеть без дела – плохо. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, возрастная адекватность дошкольного образования. Занятие по финансовой грамотности строятся на основе художественной литературы. Овладеть экономическими понятиями детям помогает использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и заучивание пословиц и поговорок об экономике. Игра по пословицам «Как потопаешь, так и полопаешь», т. е. труд и доходы – вознаграждения за труд. Через художественно-эстетическое развитие одна группа детей занимается изготовлением денег. Социально- игровая технология «Нарисуем деньги для нашей группы». Вторая группа детей занимается изготовлением кошелька.

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их преумножать. Другими словами - это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и остаться на этом уровне всю свою жизнь. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности. Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием.

Данная тема разработана в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста в рамках планирования образовательной деятельности.

Обучение финансовой грамотности не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать детей На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь, а также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями. В конце реализации данной темы у детей формируются следующие понятия и представления:

1 Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.

2. Сначала зарабатываем – потом тратим.

3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег)

4. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, которые они могут потратить в магазине)

5. Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов)

6 Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купить)

Актуальность опыта обусловлена тем, что проблема экономического воспитания дошкольников определяется социальным заказом и ФГОС дошкольного образования. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным.

Актуальность: формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста. Это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, особенно в ДОУ.

Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.

В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных

Социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.

Содержание методической разработки занятия предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме. Мероприятия направлено на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства

Знания по экономике проводила, как занятия-путешествия.

Игровые упражнения для развития математических способностей:

овладение счетными операциями.

Цель: познакомить воспитанников с основами финансовой грамотности на доступном уровне с помощью с помощью игры.

Задачи:

Образовательные: проанализировать работу по формированию финансово грамотного поведения детей, сформировать первичные экономические понятия, расширять знания детей о возникновении денег, об их значении, источнике происхождения.

Расширять интерес у детей к элементарным экономическим знаниям.

Развивающие: развивать представления детей о понятии «деньги», развивать память, внимание речь, стимулировать активность детей. Привлечь родителей к экономическому воспитанию дошкольников и совершенствованию предметно развивающей среды дошкольного возраста.

Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к родным и близким товарищам. Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию. Обьяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: деньги, цена, стоимость с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д. ; научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)

Материалы к занятию: видеозапись сюжета приглашения в Страну Финансов и заключительной части, Карта Путешествия, детские деньги «школики» 10 шт, пазлы-подсказки с заданиями, кошелек, карточки «Профессии – результат труда», листы бумаги А-5 на каждого ребенка, шаблоны кошелька, простые карандаши, макеты «Банк», «Магазин игрушек», мяч, сюрприз для детей (монетки-шоколадки, шкатулка.

Ход занятия

1 Организационная

Воспитатель: - Ребята, я нашла какой-то кошелек. Вы не знаете, кто его потерял? (1слайд)

На экране появляется королева Финансов : (видеозапись)

«Здравствуйте, ребята! Я – Королева страны Финансов. Приглашаю вас в свою страну, где вас ожидают различные испытания, выполнив которые, вы сможете заработать детские деньги –и разгадать одну великую тайну. Кошелек для денег уже у вас, там же имеется и подсказка. Выполненное задание дает вам подсказку для следующего. Желаю успеха!»

Воспитатель: Вот это да! Вот оказывается откуда кошелек! Ну что, ребята, принимаем приглашение?

2 Основная часть. Разминка.

Тогда надо проверить, готовы ли мы к испытаниям, Согласны? (ответы детей) – Что такое финансы? – дети (это деньги)

Воспитатель: Для чего нужны деньги? Ответы детей (для покупок, для оплаты за коммунальные услуги, телефон, поездок)

Что с ними можно делать? (тратить, менять, копить) – ответы детей.

Воспитатель: Вижу, знакомы с деньгами, можем отправляться. Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие в страну финансов, только с чего бы нам начать. (ответы детей)

Дети нам подскажет Карта путешествия. (Приложение№1)

Станция «Загадочная»

3 Задание 1) Где же находится 1 задание? Достаем подсказку из кошелька – это загадка:( 2 слайд с загадками)

На товаре быть должна, обязательна (цена)

Люди ходят на базар, там дешевле весь… (товар)

И врачу и акробату, выдают за труд (зарплату)

Из какого аппарата, выдается нам зарплата? (банкомат)

Воспитатель: Ну вот, мы справились с заданием с 1 заданием. А вот и заработанные деньги (монеты)

4 Задание 2) станция «Экономия» (Приложение №2)

Воспитатель: дети скажите, как вы можете помочь родителям экономить деньги. Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, дети ведь на сэкономленные деньги, родители сделают что-то полезное, можно сьездить на отдых. Я вам предлагаю вспомнить поговорки об экономии и бережливости. Дети читают поговорки.

«Тот без нужды живет, кто деньги бережет»

«Запасливый лучше богатого»

«Бережливость не скупость» «Запас человека не портит» «Копеечка к копеечке - рубль набегает».

Воспитатель, молодцы дети и с этим заданием вы справились, еще заработали свои деньги.

5 Задание: Станция «Бюджетная»

Воспитатель: Молодцы дети и с этим заданием вы справились, еще заработали свои деньги.

6 Задание: Станция «Бюджетная»

Воспитатель: Финансы нужно планировать, чтобы не остаться без еды или света, необходимо планировать свой бюджет. Любые деньги любят счет. Мама в семейный кошелек их кладет. Все деньги в вашей семье, которыми она распоряжается, называется бюджет семьи.

Практическое задание: (на столах монеты 10 рублей)

Воспитатель: Подсчитайте семейный бюджет.

Папа зарабатывает 5 монет, мама зарабатывает 3 монеты, бабушка с дедушкой – пенсию 2 монеты. Выложите нужное число. Воспитатель хвалит детей и раздает детям заработанные деньги.

7 Задание Станция «Угадайте» Дидактическая игра «Можно – нельзя»

(Приложение №3)

Если этот предмет можно купить за деньги, то хлопните в ладоши, если нет, то не хлопайте. (слайды на экране)

Телевизор, солнце, здоровье.

Конфеты, молоко, совесть.

Квартира, игрушки, доброта.

Мебель, планшет, любовь.

Одежда, радуга, дружба.

8 Задание: Станция «Домик, в котором живут деньги» (Приложение №4)

Воспитатель: У каждой монеты – есть дом, в котором они живут. Давайте и мы с вами сделаем кошелек из бумаги, чтобы класть в него свои монеты. Изготовление детьми кошелька. Другая группа детей раскрашивает монеты.

Воспитатель: Молодцы ребята, красивые кошельки у вас получились. Заработанные деньги нужно посчитать и сложить в кошельки.

А сейчас посмотрите на карте, где лежит клад и найдите его (задание на ориентирование в пространстве группы)

Воспитатель: Вот вы и нашли сундук с сокровищами (шкатулка в которой лежат монеты- шоколадки)

8 Заключительная часть. Рефлексия.

Воспитатель: Молодцы! Скажите дети, вам понравилась наша игра?

Что мы с вами искали? Что для вас было сложным? Все это вам в жизни пригодится? (дети да)

А теперь мы улыбнемся, Дружно за руки возьмемся, и друг другу на прощанье, мы подарим пожелание – Знания ищи всегда, умным станешь ты тогда!

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Основные идеи непосредственно образовательной деятельности

1. Человек в современном мире не может сам производить всё, что ему нужно для жизни.

2. Обмен товарами – путь удовлетворения экономических потребностей.

3. Деньги – универсальное и удобное средство обмена.

4. Заработная плата – цена работы по производству товаров.

5. Цена – количество денег, которые люди платят за товар.

6. Рынок – обмен товарами продавцами и покупателями.

7. Семейный бюджет – деньги, которые семья может тратить на свои нужды по своему усмотрению.

О семейном бюджете, о товарах и услугах, о банке, кредите и бартере. Конечно можно! Ведь у воспитателя есть самый главный и очень действенный инструмент-игра. А с помощью игры у любого ребенка дошкольного возраста можно сформировать базу понятий на любую тему. С помощью игр и практик, я старалась донести до детей, что деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Обьясняю, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности. Через игру старалась до нести до детей, сначала зарабатываем – потом тратим - соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить. На занятии обьясняла, что цена –это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине –это результат труда других людей, поэтому он стоит денег. Деньги любят счет. Финансы нужно планировать, через игру приучаем детей вести учет доходов и расходов. Так же обьясняю детям, что не все покупается. Прививаю понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.

Одним из ведущих методов обучения является – игра. Игра дает ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности» (А. Н. Леонтьев).

Таким образом, процесс формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в ходе занятия различными методами, средствами и приемами, а также их сочетанием.

Результативность

Дети могут:

Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе НОД (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

Представлять о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.

Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.

Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей

Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.

Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.

Осознавать на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества», признание авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие - и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта (материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.).

В результате такой работы проводимой в ДОУ у ребят формируется правильное представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные взвешенные решения. В процессе ДО мы с детьми познакомились с понятием «труд», как основа жизни, необходимая каждому человеку.

Список использованной литературы:

1. Смоленцева Л. А. Введение В мир Экономики, или как мы играем в Экономику. 2009- с. 17

2А. Казаков Школьнику о рыночной экономике.

3А. Д. Шатовой Экономика для взрослых и детей.

4 Программа дошкольного образования От рождения до школы.

5 Дошкольное воспитание 2007г. №6 «История возникновения денег»

Использованные источники

1 Интернет-ресурсы — официальный сайт Банка России — сайт 2 Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура» — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации— сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами» https://www.maam.ru/detskijsad/programa-kruzhkovoi-raboty-po-finansovoyekonomicheskoi-gramotnosti-doshkolnikov-yekonom-ka-vozrast-5-7-let.html https://infourok.ru/programma-finansovaya-gramotnost-dlya-detey-let-3944208.html

3. Свергунова Т. Ю. Игровое занятие «Путешествие в страну «Сказочная экономика» - https://doshvozrast.ru/konspekt/poznovrazv104.htm

4. Социальная сеть работников образования -

5. Автономов В. С., Голдстин Э. Экономика для школьников - https://www.bibliotekar.ru/biznes-63/index.htm

6. Экономические загадки для школьников - https://zanimatika.narod.ru/Narabotki12.htm

Публикации по теме:

«Путешествие в страну Финансов». Конспект мероприятия по финансовой грамотности для детей 4–6 лет«Путешествие в страну Финансов». Конспект мероприятия по финансовой грамотности для детей 4–6 лет «Путешествие в страну Финансов» Цель: формирование у детей элементарных экономических представлений. Задачи: Образовательные: - формировать.

Квест-игра «Путешествие в страну финансов» для старших дошкольниковКвест-игра «Путешествие в страну финансов» для старших дошкольников Квест-игра: “Путешествие в страну финансов” Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Финансовая грамотность-это.

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста в формате квест-игры «Космическое путешествие»Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста в формате квест-игры «Космическое путешествие» Квест- игра «Космическое путешествие» (сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста)Цель: уточнить и систематизировать представления.

Сценарий квест-игры «Путешествие в страну Умникус»Сценарий квест-игры «Путешествие в страну Умникус» Цель: создание положительного эмоционального настроя, творческого настроения, мотивации к достижению успеха; развитие интереса к познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий квест-игры «Путешествие в страну финансов» детей дошкольного возраста
Опубликовано: 6 марта 2024 в 13:44
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД