Методическая разработка по формированию у детей цветоощущений и восприятия цвета

Марина Орлова
Методическая разработка по формированию у детей цветоощущений и восприятия цвета

Методическая разработка по формированию у детей цветоощущений и восприятия цвета

Мала ленточка, да пригодится!

Нужна она тем, кто умеет превращать цветные ленточки в необычные картины. В народе говорят: «На вкус и цвет - товарищей нет». А вот про цвет – разговор особый. За многие века люди вдоволь налюбовались на все многообразие и великолепие красок, созданное великим художником Природой, и открыли для себя законы цветовой гармонии. На своих занятиях я стараюсь не только знакомить детей с цветами спектра и его оттенками, но еще преподать это в интересной непринужденной форме. Так же, как и художникам, детям в жизни пригодятся знания цветовой грамоты. Недаром в науке о цветовой гармонии за основу гармоничного сочетания цветов принят цветовой ряд, состоящий, как и в радуге, из семи цветов красного, оранжевого, желтого,зеленого, голубого, синего и фиолетового. Последовательность цветов радуги заучиваем с помощью известного шутливого стихотворения: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан. Объясняю детям,что цвета делятся на две группы: «теплые» и «холодные». «Теплые» -красный, оранжевый, желтый –Напоминают о солнце и тепле. «Холодные» - зеленый, голубой, синий, фиолетовый (цвета воды и льда).

Ленточные букеты.

Как приятно подарить маме, бабушке или просто друзьям в праздник, на День рождения букет никогда не увядающих цветов! Сделать его совсем несложно, и нужны для этого сущие пустяки: остатки разноцветных шелковых, атласных лент, умелые руки и вдохновение. Работа начинается с подготовки и выбора фона для картины. Интересен бывает фон в виде корзиночного плетения. А дальше дерзайте и фантазируйте вместе с детьми! Учись играя!

Игра – это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребенка вливается удивительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский.

Одним из самых любимых занятий у детей является игра. Большую часть времени в течении дня дети играют. Играя, дети развиваются, обогащается и накапливается их жизненный, сенсорный опыт, познавательные способности, развивается мышление, память, внимание, воображение, интеллектуальные способности.

Что такое сенсорное развитие?

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов : их цвете, форме, величине положении в пространстве, а также запахе, вкусе и. т. д.

Сенсорное развитие, с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины – метрическая система мер.

В настоящее время на отечественном рынке представлено огромное количество дидактических игр и пособий для развития сенсорного восприятия, но мне нравится для работы с детьми с нарушением зрения создавать или адаптировать известные игры своими руками.

1. Сенсорные игровые пособия «Разноцветные ленточки» ,«Радужный зонтик».

Основная цель данных пособий весело, быстро, интересно,ненавязчиво, в игровой форме сформировать у детей представления о сенсорных представлениях. Они помогут решить ряд разнообразных задач:

- тренировка зрительного восприятия ;

-развитие представлений о цветах спектра и его оттенках;

- формирование сенсорных эталонов;

-развитие мелкой моторики пальцев и рук;

-ознакомление детей с удивительными особенностями и свойствами окружающих их предметов.

С данными пособиями можно играть,как с одним ребенком так и с подгруппой детей, и тогда совместная деятельность будет формировать у детей социальные, коммуникативные качества, умение взаимодействовать с партнером. Игры такого плана развивают у детей познавательную активность воображение, зрительное,тактильное восприятие, интерес к исследовательской деятельности.

В летний период с данными пособиями можно заниматься на улице.

Прогулка - хорошее время, чтобы закрепить в игровой форме полученные

детьми знания,развивать речь. Наблюдая за природными явлениями, рассматривая растения,насекомых необходимо обращать внимание детей на многообразие цвета. Мир такой разноцветный! Увидели

лягушку- «Какого цвета-«Найди такого цвета ленточку. «А что бывает желтого цвета

-Вот вам одуванчик-

Желтый сарафанчик.

Вот вам ромашка,

А на ней букашка.

Ты не рви цветочек,

Пусть живет дружочек.

С детьми младшего возраста можно поиграть с ленточками подняв ее в вверх, мы можем наблюдать, как ветер с ней играет, в какую он сторону дует. В осенний период поиграть с детьми в игру «С чьей ветки детка?», «Сравни ленточку с листочком». «А что такое «багряный» цвет?» -«Найдите его в листве.»Все эти впечатления обогащают чувственный опыт детей, дают пищу ума, души, воображения и творчества, обогащают словарь и активизируют речь ребенка.

С помощью данного пособия детей также легко подвести к осознанию отношений и усвоению величинных понятий, как «длинная – короткая» ,«узкая – широкая», «одинаковой – разной длинны», «такая же», «такого же цвета» и т. д. Дети осваивают цвета,соотношения по величинным признакам. Так дети узнают, что ленты одного цвета имеют одинаковую длину, и наоборот. Можно использовать различные игровые задания: «Я спрятала ленточку длиннее (уже, короче) красной (желтой т. д.). Найди ее!»Подобные задания развивают у детей зрительное восприятие,операции

такие, как анализ и синтез,сравнение, сериация.

На первом этапе детям необходимо дать возможность наиграться с ленточками: покружиться, потанцевать под музыку и т. д. Затем уточнить какого цвета лента у каждого ребенка. Что бывает такого цвета? (желтое- солнце, голубая- речка ит. д.)Попросить ребенка с помощью ленты попытаться изобразить «кто ты» (зеленая травка, красный мяч).Уточнить с детьми: «А что можно делать с ленточкой?» (завязывать бантики, узелки,

танцевать, выкладывать рисунок, плести коврики, украшать предметы, создавать картины и т. д.).

На втором этапе начинается работа познавательной-исследовательской деятельности. Дети рассматривают ленты, ощупывают, прислоняют к щеке. Определяют, что ленты бывают: гладкие, мягкие, скользкие, атласные, шелковые т. д. ,сравнивают по цвету, величине (длинная- короткая, узкая - широкая).

На третьем этапе проводятся игры и упражнения по совершенствованию сенсомоторной сферы.

Четвертый этап посвящен предметно- практической деятельности.

Варианты коррекционно-развивающих игр и упражнений.

Зрительное восприятие.

Коррекционные задачи:

-учить на основе сравнения и практических тренировок различать цвет и оттенки спектра, развивать цветовосприятие;

-учить отличать основные оттенки цвета, насыщенность, контрастность цветов,светлоту (от светлой до темной и наоборот);

-уточнить понятия «САМЫЙ СВЕТЛЫЙ - САМЫЙ ТЕМНЫЙ);

-познакомить с понятиями «теплые» - «холодные» цвета;

-учить способам сравнения, называть величину предметов путем наложения и приложения ;

-учить зрительному анализу величины предмета:подбирать ленты по убывающей и возрастающей величине

-учить создавать панно (по образцу, по собственному замыслу).

-развивать глазомер при выборе ленты определенной величины.

Варианты игр:

-«Какого цвета лена?;

-«Найди ленты разной длины, ширины»;

-«Какой ленты не стало?»;

-«Разложи ленты от самой короткой до самой длинной,и наоборот»;

-«Что у нас красное, синее, зеленое?»;

-«Найди пару»;

-«Подбери ленты «холодных» и «теплых» цветов»

-«Выбери цвета радуги».

Ориентировка в пространстве:

-учить сравнивать с помощью зрения и осязания контрастные по величине предметы, (ленты-длинная и короткая; узкая - широкая);

-учить определять пространственное расположение предметов с точки отсчета от себя (лента: справа - слева, вверху- внизу,впереди – сзади).

-расширять представления детей о величине предметов

Варианты игр:

-«Помаши красной лентой правой рукой»;

-«Возьми синюю ленту левой рукой, желтую ленту – правой рукой

--«Где расположена широкая лента?» ;

-«Привяжи зеленую узкую ленту на нижнее кольцо, желтую широкую на верхнее кольцо»;

-«Найди ленту, короче синей, но длиннее зеленой.»;

Развитие мелкой моторики рук:

-учить различать свойства поверхности предметов (гладкая - шероховатая, скользкая, грубая, мягкая,тягучая, атласная);

-учить различать величину предметов, осязательным приемам сравнения предметов :наложением, измерением с помощью осязательных действий пальцев, с использованием условных мерок (палец, рука и т. д.)

-развивать мелкую моторику рук.

Варианты игр:

-«Подбери ленту по образцу»;

-«Подбери ленты одинаковой длины, высоты, ширины»;

-«Найди самую узкую ленту»;

-«Заплети косичку»;

-«Завяжи узелок;

-«Укрась коврик, корзин»; панно.

Материал по пособию составлен на основе авторских наработок, адаптированных на занятиях с детьми с нарушением зрения. Данные коррекционно – развивающие игры и упражнения облегчают усвоение и запоминание материала, делают занятия наглядным,ярким и интересным,

Повышают психо – эмоциональное настроение детей.

В итоге у детей совершенствуется цветовосприятие, светоощущение,

глазомерная оценка, мелкая моторика рука тренировка кистей и пальчиков

благотворно влияет на развитие речи и интеллектуальных способностей детей. В дальнейшем хорошая координация движений рук поможет ребенку овладеть графическими навыками и письмом. Эти пособия не только занимательная игра, но и замечательный способ развивать в нем необходимые умения и важнейшие личностные качества (усидчивость, внимание, аккуратность и т. д.).Эти пособия можно использовать как оригинальные офтальмотренажеры для глаз для детей с нарушением зрения.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для дошкольников «Весёлые ленточки и платочки»Дидактическая игра для дошкольников «Весёлые ленточки и платочки» ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА для дошкольников «ВЕСЁЛЫЕ ЛЕНТОЧКИ и ПЛАТОЧКИ»Автор: учитель-логопед МАДОУ д/с № 87 «Кораблик» Дубенцова В. В. Цели:.

Подставка из карандашейПодставка из карандашей Здравствуйте, дорогие маамовцы! Вот не могу я сидеть без дела, всегда ищу, чем же занять свои руки. Вот и сегодня сидела без дела и на глаза.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Методическая разработка по формированию у детей цветоощущений и восприятия цвета
Опубликовано: 5 декабря 2013 в 17:48
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Спорт — это сила, спорт — это жизнь». Летнее спортивное развлечение. Фотоотчёт
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 210 « Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением по художественно-...
ДИ для проведения интегрированных занятий по ФЭМП и «Коммуникации» (счет в пределах...
Д/И для проведения интегрированных занятий по ФЭМП и "Коммуникации"( счет в пределах 5) для средн. возраста "Цветочная поляна" Цели и задачи:...
Рисуем лилии в нетрадиционной технике. Фотозарисовка
Об этих цветах было сложено много историй, мифов и легенд. Лилии называют повелительницей цветов. На Руси лилии ласково называют – ясными очами, солнечной...
Фотоотчёт «Творческие работы первоклассников»
Цель: развитие творческого умения учащихся первого класса Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу продемонстрировать Вам творческие работы моих...
Дидактическая игра для развития речи детей «Угадай, чего не стало?»
Дидактическая игра для развития речи детей :" Угадай, чего не стало ? ". Цель игры: учить детей запоминать предметы и их изображения, расположение предметов...