Методическая разработка по формированию у детей цветоощущений и восприятия цвета

Марина Орлова
Методическая разработка по формированию у детей цветоощущений и восприятия цвета

Методическая разработка по формированию у детей цветоощущений и восприятия цвета

Мала ленточка, да пригодится!

Нужна она тем, кто умеет превращать цветные ленточки в необычные картины. В народе говорят: «На вкус и цвет - товарищей нет». А вот про цвет – разговор особый. За многие века люди вдоволь налюбовались на все многообразие и великолепие красок, созданное великим художником Природой, и открыли для себя законы цветовой гармонии. На своих занятиях я стараюсь не только знакомить детей с цветами спектра и его оттенками, но еще преподать это в интересной непринужденной форме. Так же, как и художникам, детям в жизни пригодятся знания цветовой грамоты. Недаром в науке о цветовой гармонии за основу гармоничного сочетания цветов принят цветовой ряд, состоящий, как и в радуге, из семи цветов красного, оранжевого, желтого,зеленого, голубого, синего и фиолетового. Последовательность цветов радуги заучиваем с помощью известного шутливого стихотворения: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан. Объясняю детям,что цвета делятся на две группы: «теплые» и «холодные». «Теплые» -красный, оранжевый, желтый –Напоминают о солнце и тепле. «Холодные» - зеленый, голубой, синий, фиолетовый (цвета воды и льда).

Ленточные букеты.

Как приятно подарить маме, бабушке или просто друзьям в праздник, на День рождения букет никогда не увядающих цветов! Сделать его совсем несложно, и нужны для этого сущие пустяки: остатки разноцветных шелковых, атласных лент, умелые руки и вдохновение. Работа начинается с подготовки и выбора фона для картины. Интересен бывает фон в виде корзиночного плетения. А дальше дерзайте и фантазируйте вместе с детьми! Учись играя!

Игра – это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребенка вливается удивительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский.

Одним из самых любимых занятий у детей является игра. Большую часть времени в течении дня дети играют. Играя, дети развиваются, обогащается и накапливается их жизненный, сенсорный опыт, познавательные способности, развивается мышление, память, внимание, воображение, интеллектуальные способности.

Что такое сенсорное развитие?

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов : их цвете, форме, величине положении в пространстве, а также запахе, вкусе и. т. д.

Сенсорное развитие, с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины – метрическая система мер.

В настоящее время на отечественном рынке представлено огромное количество дидактических игр и пособий для развития сенсорного восприятия, но мне нравится для работы с детьми с нарушением зрения создавать или адаптировать известные игры своими руками.

1. Сенсорные игровые пособия «Разноцветные ленточки» ,«Радужный зонтик».

Основная цель данных пособий весело, быстро, интересно,ненавязчиво, в игровой форме сформировать у детей представления о сенсорных представлениях. Они помогут решить ряд разнообразных задач:

- тренировка зрительного восприятия ;

-развитие представлений о цветах спектра и его оттенках;

- формирование сенсорных эталонов;

-развитие мелкой моторики пальцев и рук;

-ознакомление детей с удивительными особенностями и свойствами окружающих их предметов.

С данными пособиями можно играть,как с одним ребенком так и с подгруппой детей, и тогда совместная деятельность будет формировать у детей социальные, коммуникативные качества, умение взаимодействовать с партнером. Игры такого плана развивают у детей познавательную активность воображение, зрительное,тактильное восприятие, интерес к исследовательской деятельности.

В летний период с данными пособиями можно заниматься на улице.

Прогулка - хорошее время, чтобы закрепить в игровой форме полученные

детьми знания,развивать речь. Наблюдая за природными явлениями, рассматривая растения,насекомых необходимо обращать внимание детей на многообразие цвета. Мир такой разноцветный! Увидели

лягушку- «Какого цвета-«Найди такого цвета ленточку. «А что бывает желтого цвета

-Вот вам одуванчик-

Желтый сарафанчик.

Вот вам ромашка,

А на ней букашка.

Ты не рви цветочек,

Пусть живет дружочек.

С детьми младшего возраста можно поиграть с ленточками подняв ее в вверх, мы можем наблюдать, как ветер с ней играет, в какую он сторону дует. В осенний период поиграть с детьми в игру «С чьей ветки детка?», «Сравни ленточку с листочком». «А что такое «багряный» цвет?» -«Найдите его в листве.»Все эти впечатления обогащают чувственный опыт детей, дают пищу ума, души, воображения и творчества, обогащают словарь и активизируют речь ребенка.

С помощью данного пособия детей также легко подвести к осознанию отношений и усвоению величинных понятий, как «длинная – короткая» ,«узкая – широкая», «одинаковой – разной длинны», «такая же», «такого же цвета» и т. д. Дети осваивают цвета,соотношения по величинным признакам. Так дети узнают, что ленты одного цвета имеют одинаковую длину, и наоборот. Можно использовать различные игровые задания: «Я спрятала ленточку длиннее (уже, короче) красной (желтой т. д.). Найди ее!»Подобные задания развивают у детей зрительное восприятие,операции

такие, как анализ и синтез,сравнение, сериация.

На первом этапе детям необходимо дать возможность наиграться с ленточками: покружиться, потанцевать под музыку и т. д. Затем уточнить какого цвета лента у каждого ребенка. Что бывает такого цвета? (желтое- солнце, голубая- речка ит. д.)Попросить ребенка с помощью ленты попытаться изобразить «кто ты» (зеленая травка, красный мяч).Уточнить с детьми: «А что можно делать с ленточкой?» (завязывать бантики, узелки,

танцевать, выкладывать рисунок, плести коврики, украшать предметы, создавать картины и т. д.).

На втором этапе начинается работа познавательной-исследовательской деятельности. Дети рассматривают ленты, ощупывают, прислоняют к щеке. Определяют, что ленты бывают: гладкие, мягкие, скользкие, атласные, шелковые т. д. ,сравнивают по цвету, величине (длинная- короткая, узкая - широкая).

На третьем этапе проводятся игры и упражнения по совершенствованию сенсомоторной сферы.

Четвертый этап посвящен предметно- практической деятельности.

Варианты коррекционно-развивающих игр и упражнений.

Зрительное восприятие.

Коррекционные задачи:

-учить на основе сравнения и практических тренировок различать цвет и оттенки спектра, развивать цветовосприятие;

-учить отличать основные оттенки цвета, насыщенность, контрастность цветов,светлоту (от светлой до темной и наоборот);

-уточнить понятия «САМЫЙ СВЕТЛЫЙ - САМЫЙ ТЕМНЫЙ);

-познакомить с понятиями «теплые» - «холодные» цвета;

-учить способам сравнения, называть величину предметов путем наложения и приложения ;

-учить зрительному анализу величины предмета:подбирать ленты по убывающей и возрастающей величине

-учить создавать панно (по образцу, по собственному замыслу).

-развивать глазомер при выборе ленты определенной величины.

Варианты игр:

-«Какого цвета лена?;

-«Найди ленты разной длины, ширины»;

-«Какой ленты не стало?»;

-«Разложи ленты от самой короткой до самой длинной,и наоборот»;

-«Что у нас красное, синее, зеленое?»;

-«Найди пару»;

-«Подбери ленты «холодных» и «теплых» цветов»

-«Выбери цвета радуги».

Ориентировка в пространстве:

-учить сравнивать с помощью зрения и осязания контрастные по величине предметы, (ленты-длинная и короткая; узкая - широкая);

-учить определять пространственное расположение предметов с точки отсчета от себя (лента: справа - слева, вверху- внизу,впереди – сзади).

-расширять представления детей о величине предметов

Варианты игр:

-«Помаши красной лентой правой рукой»;

-«Возьми синюю ленту левой рукой, желтую ленту – правой рукой

--«Где расположена широкая лента?» ;

-«Привяжи зеленую узкую ленту на нижнее кольцо, желтую широкую на верхнее кольцо»;

-«Найди ленту, короче синей, но длиннее зеленой.»;

Развитие мелкой моторики рук:

-учить различать свойства поверхности предметов (гладкая - шероховатая, скользкая, грубая, мягкая,тягучая, атласная);

-учить различать величину предметов, осязательным приемам сравнения предметов :наложением, измерением с помощью осязательных действий пальцев, с использованием условных мерок (палец, рука и т. д.)

-развивать мелкую моторику рук.

Варианты игр:

-«Подбери ленту по образцу»;

-«Подбери ленты одинаковой длины, высоты, ширины»;

-«Найди самую узкую ленту»;

-«Заплети косичку»;

-«Завяжи узелок;

-«Укрась коврик, корзин»; панно.

Материал по пособию составлен на основе авторских наработок, адаптированных на занятиях с детьми с нарушением зрения. Данные коррекционно – развивающие игры и упражнения облегчают усвоение и запоминание материала, делают занятия наглядным,ярким и интересным,

Повышают психо – эмоциональное настроение детей.

В итоге у детей совершенствуется цветовосприятие, светоощущение,

глазомерная оценка, мелкая моторика рука тренировка кистей и пальчиков

благотворно влияет на развитие речи и интеллектуальных способностей детей. В дальнейшем хорошая координация движений рук поможет ребенку овладеть графическими навыками и письмом. Эти пособия не только занимательная игра, но и замечательный способ развивать в нем необходимые умения и важнейшие личностные качества (усидчивость, внимание, аккуратность и т. д.).Эти пособия можно использовать как оригинальные офтальмотренажеры для глаз для детей с нарушением зрения.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для дошкольников «Весёлые ленточки и платочки»Дидактическая игра для дошкольников «Весёлые ленточки и платочки» ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА для дошкольников «ВЕСЁЛЫЕ ЛЕНТОЧКИ и ПЛАТОЧКИ»Автор: учитель-логопед МАДОУ д/с № 87 «Кораблик» Дубенцова В. В. Цели:.

Подставка из карандашейПодставка из карандашей Здравствуйте, дорогие маамовцы! Вот не могу я сидеть без дела, всегда ищу, чем же занять свои руки. Вот и сегодня сидела без дела и на глаза.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Методическая разработка по формированию у детей цветоощущений и восприятия цвета
Опубликовано: 5 декабря 2013 в 17:48
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Предновогоднее детское творчество. Фотоотчёт
Ну вот и началось интересное время – время подготовки к самому любимому и детьми, и взрослыми празднику – Новому году! В группе царит приподнятое...
«Рыбка» Конспект НОД по художественно — эстетическому развитию. Лепка средняя группа.
Тема: Рыбка. Цель: Формировать умение лепить рыбку из глины природной. Задачи: Формировать умение детей приему оттягивания, сплющивания, передаче...
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает» Цель: Систематизировать знания детей о транспорте. Задачи:...
Конкурс «Лучшая приёмная к Новому году»
В нашем детском саду прошёл конкурс "Лучшая приёмная к Новому году". Подготовительная группа "Звёздочки"подошла к этому творчески. Три девочки представили...
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 год!»
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год! » Автор: Курбатова Маргарита Михайловна Организация: ГБОУ ЦО «Тропарево» Населенный пункт:...