Получи документы

Методическая разработка по ФЭМП в старшей группе «Интересные факты из истории математики: как люди научились считать»

Ольга Клопот
Методическая разработка по ФЭМП в старшей группе «Интересные факты из истории математики: как люди научились считать»

Беседа «Интересные факты из истории математики : как люди научились считать»

Цель:

1. Дать детям представление об истории возникновения счёта и цифр.

2. Вызвать интерес к математике, как к науке.

Задачи:

Образовательные:

- выяснить как люди научились считать;

-закрепить счет до 20.

Развивающие:

- познакомить с периодами развития математики;

- развивать память, внимание.

Воспитательные:

Публикация «Методическая разработка по ФЭМП в старшей группе „Интересные факты из истории математики: как люди научились считать“» размещена в разделах

-развить любознательность;

- воспитывать интерес к математике.

Использование современных образовательных технологий:

1. ИКТ-технология

2. ТРИЗ-технология

3. Музейная педагогика.

4. Здоровьесберегающие технологии:

- Пальчиковая гимнастика

5. Исследовательская технология

Оборудование: ноутбук, проектор, экран;

Раздаточный материал : камешки для счета, счеты, карточки с арабскими и римскими цифрами.

Воспитатель: Ребята сегодня мы совершим далекое путешествие во времени. Отправимся с вами в каменный век, когда древние люди жили в пещерах и добывали огонь с помощью палочек.

(слайд 3)

Первобытные люди не знали ни скотоводства, ни земледелия. Они охотились на диких зверей, ловили рыбу, собирали ягоды, грибы и орехи, выкапывали из земли съедобные корни.

(слайд 4,5)

Вначале люди знали только два числа: один и два. Число «один» они связывали с единичным предметом (луна, солнце). Число «два» связывалось с парными предметами. Ребята, каких предметов по два?

Дети: глаза, уши, крылья, руки.

Воспитатель: Если предметов было больше двух, то люди говорили просто «много». Чего вокруг нас «много», дети?

Ответы детей.

«Много» было звёзд на небе, но и пальцев на руке было тоже «много».

Позже люди научились считать до пяти и соединять два «пятка» в десяток.

Пальцы оказались прекрасной вычислительной машиной. Так, например, желая обменять, сделанное им копье с каменным наконечником на пять шкурок для одежды, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого пальца его руки нужно положить шкурку.

(слайд 6)

Шумеры жили в своих домах постоянно, а по тому вещи всё накапливались и накапливались. Им нужны были цифры больше, чем древним охотникам, и они начали считать по пальцам. Сосчитав все пальцы на одной руке, они переходили на другую, а затем считали всё заново по второму кругу и т. д. Они считали десятками и эту систему мы у них позаимствовали.

Одна пятерня означала 5, две – 10. Когда рук не хватало, в ход шли и ноги. Две руки и одна нога – 15, две руки и две ноги – 20.

Шумеры, также, предпочитали считать дюжинами (число 12). Это число удобно тем, что его можно представить в виде очень многих сочетаний: 2 шестёрки, 3 четвёрки, 4 тройки, 6 пар. Бывало, что за основу счёта брали число 60. Взгляните на любые часы: в каждом часе 60 секунд, 60 минут.

(слайд 7)

Так люди начинали учиться считать, пользуясь тем, что дала им сама природа, – собственной пятерней. С того далекого времени, когда знать, что пальцев пять, значило то же, что уметь считать, пошло это выражение: «Знаю, как свои пять пальцев». Пальцы были первыми изображениями чисел. Очень сложно было складывать и вычитать. Загибаешь пальцы – складываешь, разгибаешь – вычитаешь.

Люди стали возделывать землю и приручать некоторых животных.

Надо было знать, сколько овец в стаде, сколько мешков зерна положено в амбары. Ребята, как вы думаете, с помощью чего еще можно сосчитать свое богатство?

Ответы детей.

Чтобы сделать процесс счета более удобным, первобытный человек начал использовать вместо пальцев небольшие камни. Он складывал из камней пирамиду и определял, сколько в ней камней, но если число велико, то подсчитать количество камней на глаз трудно. Поэтому он стал складывать из камней более мелкие пирамиды одинаковой величины, а из-за того, что на руках десять пальцев, то пирамиду составляли именно десять камней.

(слайд 8)

Следующим шагом было создание древнейших из известных счетов – "саламинская доска" по имени острова Саламин в Эгейском море – которые у греков и в Западной Европе назывались "абак", у китайцев – "суан - пан", у японцев – "серобян". Вычисления на них проводились путем перемещения

счетных костей и камешков (калькулей) в полосковых углублениях досок из бронзы, камня, слоновой кости, цветного стекла.

(слайд 9)

Физкультминутка: (пальчиковая гимнастика)

Домик.

Раз, два, три, четыре, пять.

Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого пальца.

Вышли пальчики гулять.

Ритмично разжимаем все пальцы вместе.

Раз, два, три, четыре, пять.

Поочередно сжимаем широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.

В домик спрятались опять.

Возвращаемся в исходное положение.

Воспитатель: Теперь давайте вернемся в наше путешествие.

Перекладывать каждый раз глиняные фигурки было утомительно. Поэтому люди стали придумывать числам названия. Сначала получили названия только числа 1 и 2. а все, что шло после двух, называли «много». А когда придумали название для числа три, то его стали применять вместо слова «много». В некоторых сказках, поговорках, пословицах число три обозначает много. Русская пословица говорит: «Обещанного три года ждут», а в сказках героев отправляют «за тридевять земель, в тридесятое царство», они сражаются с трехглавым змеем.

С развитием скотоводства и земледелия люди все чаще начали сталкиваться с большими числами, запоминать которые стало трудно. Нужно было придумать, как их записать. В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Очень разные и порою даже забавные эти “цифры” у разных народов.

(слайд 10,11,12,13,14)

Происхождение каждой из девяти арабских цифр хорошо видно, если их записать в “угловатой” форме. От арабов к нам пришло и слово “цифра” от слова “сифр”. Цифрами называют все десять значков для записи чисел, которыми мы пользуемся: 0, 1, 2, 3, 4, 5, …. Современное слово “нуль” появилось гораздо позже, чем “цифра”. Оно происходит от латинского слово “нулла” – “никакая”. Изобретение нуля считается одним из важнейших математических открытий. При новом способе записи чисел значение каждой написанной цифры стало прямо зависеть от позиции, места в числе. При помощи десяти цифр можно записать любое, даже самое большое число, и сразу ясно, какая цифра что обозначает.

(слайд 15)

Воспитатель: Пора, ребята возвращаться домой. Спасибо – все были молодцы.

Рефлексия:

Воспитатель: умели ли древние люди считать?

Дети: ответы (возможны вопросы).

Воспитатель: при помощи чего люди начали считать?

Дети: ответы.

Воспитатель: какими были первые счетные машины?

Дети: ответы.

Воспитатель: «Время» подарило нам, ребята: счетные камешки, счеты и карточки цифрами. Давайте посчитаем до двадцати.

Выкладываем на стол (столы сдвинуты для коллоквиума) из чуда - мешочка раздаточный материал : камешки, счеты, карточки с арабскими и римскими цифрами.

Дети подходят – считают.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект беседы по ФЭМП в старшем дошкольном возрасте «Как люди научились считать» Беседа по формированию элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте Воспитатель: Шадрина Ксения Валерьевна Тема:.

Конспект занятия «Знакомая незнакомка — интересные факты о моркови» Ка мы делали на каникулах книжку-малышку о моркови. Дети плохо ели витаминный стол в нашей столовой. И тогда родилась идея сздать книжки-малышки.

Интересные факты о Рождестве Рождество Христово — один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения во плоти Иисуса Христа от Девы Марии. Обычаи.

Фотоотчет «Интересные люди в группе. Профессия повар-кондитер»Фотоотчет «Интересные люди в группе. Профессия повар-кондитер» Среди множества профессий, существующих в мире, есть такие, которые постоянно находятся на слуху, к примеру, менеджер, экономист, юрист,.

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Раз, два, три, четыре, пять, начинаю я считать» Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Раз, два, три, четыре, пять, начинаю я считать» ЦЕЛЬ: - овладение умением ориентироваться, считать.

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Раз, два, три, четыре, пять — Научились мы считать!» МБДОУ “Детский сад №38 “ г. Владивосток Выполнила: Алекберова М. М «РАЗ,ДВА,ТРИ,ЧЕТЫРЕ,ПЯТЬ – НАУЧИЛИСЬ МЫ СЧИТАТЬ!» Цель: продолжать формировать.

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе с ОНР, по сказке «Козлёнок, который умел считать до 10» Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе с ОНР по ФЭМП. по сказке «Козлёнок, который умел считать до 10».

Методическая разработка НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Математическая эстафета в десятку» Цель: Закрепление темы: «Состав числа 10» Образовательные задачи 1. Закрепление умение считать в пределах десяти, различать и называть цифры.

Методическая разработка по ФЭМП в старшей группе «В гостях у Белоснежки» Цель: Формирование и развитие элементарных математических представлений в рамках исследовательской деятельности детей старшего дошкольного.

Методическая разработка урока истории в 5 классе «Охотники и собиратели эпохи первобытности» Тема урока: "Охотники и собиратели эпохи первобытности" Цель урока: познакомить с расселением древнейшего человека, описать портрет древнейшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка по ФЭМП в старшей группе «Интересные факты из истории математики: как люди научились считать»
Опубликовано: 7 июня 2018 в 16:33
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД