Получи документы

План работы по лексической теме «Хвойные деревья»

светлана шевченко
План работы по лексической теме «Хвойные деревья»

Цель: Формировать представления о хвойных деревьях

Задачи:

Расширять понятие о хвойных деревьях — ели и сосне, их сходстве и различии.

Совершенствовать умение подключать мануальные действия при обследовании веток, хвои, шишек деревьев ели и сосны.

Публикация «План работы по лексической теме „Хвойные деревья“» размещена в разделах

Развивать слуховое восприятие, цветоразличение, восприятие формы, величины хвои, веток, шишек деревьев ели и сосны.

Расширять активный словарь.

Формирование лексико-грамматических категорий по теме.

Воспитывать интерес к окружающему миру.

Словарь:

Существительные (предметы) :

Сосна, ель, кедр, пихта;

Хвоя, шишки, смола, ствол, крона, древесина, ельник, бор…

Слова-признаки:

Хвойные, вечнозелёные, еловые, сосновые, полезные, высокая, стройная, пушистая, ароматная, смолистая, пахучая, исцеляющая…

Слова-действия: растут, шумят, пахнут, лечат, исцеляют…

План работы :

1. Вспомнить лексическую тему : «Деревья»

Что ты знаешь о деревьях?

Есть у них могучий ствол.

Ветки, веточки и листья

Ветер в кроне их нашёл.

А ещё канаты – корни

В землю глубоко уходят.

Держат корни ствол и крону,

Воду под землёй находят.

На деревьях вздулись почки,

Распускаются листочки.

У лимона – кожура,

У апельсина – кожура.

У человека это кожа,

А у дерева - кора.

У царя на голове – корона,

А у дерева – крона.

Давайте сравним дерево и человека.

- У человека ноги, а у дерева - …корни.

- У человека руки, а у дерева - …ветки.

- У человека туловище, а у дерева - …ствол.

- У человека кожа, а у дерева - …кора.

2. Познакомить детей с хвойными деревьями.

Беседа по теме.

Не у всех деревьев есть листья. У некоторых листья имеют форму игл.

Эти иглы называются хвоя. А деревья – хвойные.

Угадайте эти деревья.

Загадки:

У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке. (Сосна)

Ее в лесу найдешь,

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем. (Ель)

Хвойные деревья отличаются от других деревьев тем, что листья у них не опадают на зиму, они всегда стоят зелёные. Их называют вечнозелёными.

Поэтому всем знакома такая загадка: «Зимой и летом одним цветом».

Конечно иголочки тоже меняются, но это происходит постепенно, почти незаметно.

А ещё у хвойных деревьев есть шишки, в которых прячутся семена. Из опавших на землю семян могут вырасти новые деревца.

Самые распространённые из наших хвойных деревьев – это ель и сосна. Листья у них узкие, иглистые, и не похожи на листья других хвойных деревьев : лиственница, пихта, кедр, можжевельник, секвойя, тис, кипарис.

Много хвойных деревьев растёт в лесах. Если в лесу только сосны – это сосновый бор. Если только ели - ельник. А если и сосны и ели то лес просто называется хвойный. Воздух в хвойных лесах очень чистый, насыщенный полезными веществами, помогает выздоравливать при заболеваниях сердца, лёгких. А в хвои содержится витамин С (столько же как в чёрной смородине). Поэтому из хвои делают целебные напитки. Воздух в хвойных лесах успокаивает, исцеляет, заряжает энергией. Прогулки по таким лесам очень полезны и благоприятны.

Хвойные деревья используются и в строительстве. После срубки из древесной коры делают мебель.

-Предложить детям рассказать что нового и интересного о хвойных деревьях они узнали и запомнили.

3. Сравнить сосну и ель.

Хвоинки: у ели короткие, у сосны – длинные.

у ели на веточке сидят по одной, у сосны – по две.

Шишки: у ели вытянутые, узкие, длинные;

сосновые – округлые.

Ствол: у ели красновато-коричневый, чешуйчатый;

у сосны медно-красный, более светлый.

По стволу ели и сосны часто стекает смола (сок). Она липкая и клейкая.

Стволы деревьев имеют одинаковую высоту (до 50 м)

Ветви: у сосны расположены вверху (ствол внизу почти голый) и растут вверх, от этого леса сосновые светлые;

у ели ветки растут от земли более густые и раскидистые, поэтому еловые леса тёмные.

4. Чтение рассказа для детей.

«Почему сосна и ель вечно зелёные?»

Это было давным-давно, в незапамятные времена. Как-то в один из годов очень рано наступила осень. Ещё и листья с деревьев не опали, а уже завернули сильные холода. Птицы начали сбиваться в стаи и заторопились в тёплые страны. Змеи, ящерицы, всякие лесные зверушки, спасаясь от холода, залезли в свои норы и дупла. Всё живое или улетело, или попряталось. Лишь маленькая птичка с пораненным крылом не смогла улететь со стаей и осталась одна в чистом поле на пронизывающем ветру.

Сидит птичка под кустиком полыни, горюет, что делать – не знает. Неужто так и придётся погибать? А на краю поля начинался большой дремучий лес. «Поскачу-ка я в этот лес, может, деревья сжалятся надо мной и пустят на свои ветки перезимовать», – подумала птичка и, оберегая своё раненое крылышко, поскакала к лесу.

На опушке леса стояла кудрявая красавица-берёза. Птичка к ней с просьбой:

- Берёза-берёзонька, густая и кудрявая, пусти к себе перезимовать.

- Веток у меня много, листьев ещё больше, мне за ними надо смотреть, до тебя ли тут, – ответила берёза.

Поскакала птичка со своим перебитым крылышком дальше. Глядит – стоит развесистый дуб-великан. Стала она его упрашивать:

- Дуб-богатырь, смилуйся, пусти меня на свои густые тёплые ветки до весны прожить.

- Вот ещё придумала, – ответил дуб. – Если всех пускать на зиму, вы у меня ни одного жёлудя не оставите. Нет, нет, не пущу, иди своей дорогой.

Птичка-невеличка поскакала дальше по лесу, оберегая своё раненое крыло. Приблизилась к речке, видит – на берегу, спиной к ней, лицом к речке, стоит, до самой воды уронив свои ветви плакучая ива.

- Добраяивушка, твои ветки густые, уютные, пусти меня прожить на них до весенних тёплых дней, – просит иву бедная птаха.

- Проваливай, я с рекой разговариваю, а со всякими встречными мне и разговаривать-то не к лицу,- гордо ответила ива.

Бедная пташка впала в отчаянье. Да и было от чего: никто её, горемыку, не пускает на зиму, все-то разговаривают свысока.

Усталая и голодная, побрела она дальше, в глубину леса, осторожно ступая, чтобы не сделать больно раненому крылышку. Несчастную птицу заметила зелёная ель.

- Ай-яй, бедняга, куда же ты идёшь? – спросила она птаху.

- Куда иду, и сама не знаю, – ответила та.

- Как же не знаешь? – удивилась ель.

- Да ведь не от хорошей жизни одна по лесу хожу, – печально сказала птичка. – Иду, куда глаза глядят.

- А что же ты со своими подругами не улетела?

- Крылышко у меня больное, не могу летать. А пришла в лес, попросилась у деревьев пустить меня перезимовать – никто не пустил, никто не пожалел.

- Ах, бедняжка! – жалостливо воскликнула сердобольная ель. - Тогда поживи у меня. Вот садись на эту мохнатую веточку – она самая тёплая.

Рядом с елью стояла старая сосна. Она тоже пожалела пташку.

- У меня ветки не такие густые, не такие тёплые, но я буду загораживать тебя от холодных северных ветров,- сказала она.

Птичка забралась в самую гущину еловых ветвей, а сосна прикрыла её от холодного ветра.

Так раненая птичка зажила хорошей жизнью.

Как-то ночью разыгрался, разбушевался ветер. Он так трепал ветви деревьев, что с них дождём сыпались листья. Понравилось это ветру, захотелось ему все деревья раздеть донага, но прежде, чем сделать это, решил он всё же спросить у Мороза:

- Батюшка-Мороз, со всех деревьев листья сорвать или на каких-то оставить?

Царь холода, Мороз, сказал:

-Со всех деревьев, что в листья одеты, срывай. А те деревья, что взяли под защиту маленькую пташку, не трогай, пусть они и зиму стоят зелёными.

Ветер не осмелился ослушаться батюшки-Мороза. Так они и по сию пору остались вечно зелёными.

5. Игры по теме.

«Маленький-большой»

Ель-ёлочка

Сосна-сосенка

Шишка-шишечка

Ветка-веточка

Хвоя-хвоинка

Иголка-иголочка

Ветка-веточка

«Посчитай»

Одна сосна, две сосны, три сонны, четыре сосны, пять сосен…

Одна ёлка…

Один сосновый бор…

Один ельник….

«Один-много»

У меня одна ёлка, а у тебя… (у меня много ёлок)

У меня одна сосна, а у тебя … (у меня много сосен)

У меня одна ветка, а у тебя…. И т. д.

«Назови лишнее»

Ель, берёза, сосна.

Дуб, можжевельник, ёлка.

Клён, пихта, липа, осина.

«Скажи правильно»

Ветка ели- еловая ветка.

Ветка сосны -сосновая ветка.

Шишка ели- еловая шишка.

Шишка сосны- сосновая шишка.

Ствол ели – еловый ствол.

Ствол сосны- сосновый ствол.

Хвоя ели- еловая хвоя.

Хвоя сосны- сосновая хвоя.

Лес с соснами- сосновый лес.

Лес с елями- еловый лес.

8. Символ Нового года

Очень скоро к нам придёт

Лучший праздник - Новый год!

В каждом доме и в саду

Будет ёлка на виду.

Вся в игрушках, мишуре

Радость дарит детворе.

Объяснить детям, что…

Легенды повествуют многое:

Кто-то верит сказаниям, что это волшебное дерево, в нём живёт добрый дух, который прогоняет всё плохое из дома, а хорошему даёт поселиться в семье.

Согласно истории России, ёлочку наряжают по традиции и приказу нашего царя Петра Первого, который побывав в Германии ввёл и у нас новое времяисчесление и приказал на Новый год наряжать это вечно зелёное дерево, украшая его орехами, яблоками.

Но неотъемлемым остается одно – елка символ Нового Года. Она наполняет дом незабываемым ароматом, волшебством, сказочностью.

Публикации по теме:

Фотоотчет о занятии «Хвойные деревья Кузбасса»Фотоотчет о занятии «Хвойные деревья Кузбасса» Лес- это богатство нашего Кузбасса, его нужно беречь и охранять. Наше занятие направлено на ознакомление детей с разновидностями хвойных.

Интеллектуальная игра «Поле чудес» по лексической теме «Деревья» Поле чудес по лексической теме "Деревья" 1тур. На флаге какого государства изображен кленовый лист? КАНАДА Флаг Канады — один из государственных.

Конспект открытой НОД с детьми подготовительной к школе группы «Хвойные деревья нашего леса» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 компенсирующего вида» г. Сосногорска КОНСПЕКТ.

Конспект занятия по лексической теме «Деревья» для старшей группы Лексическая тема «Деревья» Коррекционно-образовательные цели. Расширение представлений об изменениях, происходящих в природе осенью. логопедическое.

НОД в подготовительной к школе группе по лексической теме «Осень. Деревья» Задачи: 1. Уточнить знание лиственных и хвойных деревьев. 2. Уточнить уменьшительно-ласкательные названия деревьев. 3. Учить образовывать относит.

Планирование воспитательно-образовательной работы по лексической теме «Весна» Планирование воспитательно-образовательной работы (на неделю 03.04 – 07.04.2017) Тема: Весна. Итоговое мероприятие: чтение стихов о весне.

Познавательно-исследовательский экологический проект в старшей группе «Вечнозеленые хвойные деревья родного края» Колыбельникова Валентина Александровна, воспитатель, МБДОУ д/с №1 «Улыбка», с. Песчанокопское, Ростовской области, Elena.Prokop75@yandex.ru.

Рекомендации родителям по лексической теме «Деревья и кустарники осенью» Лексическая тема: Деревья и кустарники осенью Родителям рекомендуется: 1. Поиграть с ребенком в игру «Назови 5 деревьев». 2. Назови дерево.

Конспект познавательного занятия «Лиственные и хвойные деревья» Тема занятия: Хвойные и лиственные деревья. Старшая группа Цель. создание социальной ситуации развития детей в процессе ознакомления.

Занятие по ознакомлению с окружающим по лексической теме «Деревья» Образовательные задачи: закрепить названия деревьев, их строение, внешние при-знаки; формировать умение у детей различать деревья по внешним.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План работы по лексической теме «Хвойные деревья»
Опубликовано: 14 декабря 2017 в 17:47
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД