Папки-передвижки

Методическая разработка по правовому воспитанию дошкольников «Детям о правах»

Ольга Козлова
Методическая разработка по правовому воспитанию дошкольников «Детям о правах»

Методическая разработка по правовому воспитанию дошкольников

«ДЕТЯМ О ПРАВАХ»

АННОТАЦИЯ

Права человека, права ребёнка – это важная и актуальная тема в настоящее время. В современном мире совершается много насилия над детьми, нарушаются права маленьких детей, их достоинства. Поэтому правовое воспитание, по-моему мнению, - это основа, которая поможет ребёнку реализовать себя в нашем современном мире.

Публикация «Методическая разработка по правовому воспитанию дошкольников „Детям о правах“» размещена в разделах

В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность - вот основа правового воспитания дошкольников.

Правовая культура ребёнка - это правовая культура взрослых и их соответствующее поведение.

Данное пособие поможет не только у дошкольников, но и у педагогов, у родителей сформировать разумное отношение к праву и закону, понимание необходимости соблюдения правопорядка.

Методическая разработка адресована педагогам дошкольных образовательных организаций, родителям (законным представителям) дошкольников.

Автор: Козлова Ольга Петровна, воспитатель МДОУ детского сада №5 города Хвалынска, высшая квалификационная категория

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Необходимо предоставлять каждому ребёнку не только условия для творческой самореализации, но и условия для свободного самоопределения: как гражданина новой общественной системы, при которой человек становится не только субъектом практического действия, выработки средств достижения целей, но и субъектом общественного целеполагания. Личность, уважающая себя, обладает гораздо больше потенциальной активностью, чем, лишенная достоинства. И дошкольному учреждению, и родителям принадлежит особая роль в воспитании будущего гражданина своей страны.

Правовое воспитание дошкольников – это важный этап в развитии гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально-развитой, творческой личности.

Главная цель данной методической разработки – оказать методическую помощь педагогам дошкольных учреждений в организации образовательного процесса по правовому воспитанию дошкольников.

Необходимость и актуальность правового воспитания детей дошкольного возраста в современном обществе

Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Права относятся ко всем сферам деятельности, в том числе к образовательной, и распространяются на всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов.

К основным международным документам, касающимся прав детей, относятся: Декларация прав ребенка (1959, Конвенция ООН о правах ребенка (1989). (Декларация прав ребенка является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер).

В Декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и образование, возможность развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание уделяется защите ребенка. Указывается, что ребёнок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Жестокое обращение с детьми включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ребенка, педагогами, представителями органов правопорядка. Различают 4 формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребёнка. Декларация является основой для Конвенции о правах ребёнка.

Конвенция о правах ребёнка состоит из преамбулы и пятидесяти четырёх статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей. Конвенция признаёт за каждым ребёнком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального и социального происхождения, юридическое право на : воспитание; развитие; защиту; активное участие в жизни общества

В Конвенции выдвинуты требования к образовательному процессу (статья 29) :

а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей

ребёнка в их самом полном объёме;

б) воспитание уважения к правам человека;

в) воспитание уважения к родителям ребёнка, к его культурной самобытности,

языку, национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает;

г) подготовка ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе

понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы

между всеми народами, этническими и религиозными группами;

д) воспитание уважения к окружающей природе.

Правовое воспитание - процесс формирования правовой культуры и правового поведения, т. е. активного и сознательного соблюдения норм нравственности, формирования умения взаимодействовать с другими людьми, строить свои взаимоотношения на уровне доброжелательности и уважения не зависимо от ситуации.

Правовое воспитание дошкольников - это именно тот важный момент, который нельзя упустить. Если детям правильно объяснить то, какие именно поступки являются хорошими, а какие плохими, то можно избежать массы проблем в будущем. Именно в дошкольном возрасте у ребёнка закладываются столь важные понятия, как любовь к порядку, уважение других людей, привычки действовать в соответствии с нормами, заложенными обществом.

Очень важно чтобы ребёнок осознавал, что он имеет право на любовь, внимание и заботу со стороны взрослых. Малыш должен быть защищён от любых видов насилия. Очень важно объяснять ребёнку, что такие простые вещи, как нормальный уровень жизни и отдых - это то, на что он имеет право.

Впервые ребенок сталкивается с социумом в детском саду. Группа сверстников – это первый его коллектив, где есть свои правила, традиции, нормы поведения.

Именно здесь ребенок учится взаимодействовать не только со взрослыми, но и со своими сверстниками.

Во время общения он впервые сталкивается с проблемами, которые ему приходится решать самостоятельно. Главное, чтобы педагог, который находится рядом, помог малышу справиться с возникшей проблемой, формируя при этом навыки правового поведения.

Чувство доверия у ребёнка появляется очень рано, в том возрасте, о котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном возрасте у ребенка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.

Поэтому возникает необходимость с дошкольного возраста проводить работу по правовому воспитанию.

Целью педагогического процесса в правовом образовании дошкольников является формирование основ правового сознания дошкольников.

Задачи:

- Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения.

- Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребёнка.

- Воспитывать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.

- Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.

- Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

- Разъяснять общественные нормы и правила поведения.

- Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

Раздел I. Основные направления деятельности педагога

по правовому воспитанию детей в детском саду

1.1. Работа с родителями по правовому воспитанию дошкольников.

Первая необходимая составляющая, обеспечивающая правовую культуру ребёнка – это правовая культура взрослых и их соответствующее поведение.

Работу по привитию основ правового сознания необходимо проводить совместно с родителями воспитанников.

Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьёзные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность, вызывают отчаяние слабое развитие, нелюбознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях в детском саду, но родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях.

Установлено, что родители при воспитании своих детей используют телесные наказания, угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными.

Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребёнка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, ведут себя.

Правовая и педагогическая культура большинства родителей находиться на низком уровне. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – вполне распространенное явление.

От квалификации педагога и его культуры зависит соблюдение прав детей в дошкольном учреждении, защита от жестокого обращения в семье. Успешность работы по этой проблеме во многом зависит от подготовленности и компетентности педагога.

Поэтому необходимо ведение правового просвещения родителей, выявление групп семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка, содействовать защите прав и достоинства детей.

Организовывать работу по повышению родительской компетентности в вопросах воспитания и защиты прав ребенка следует через коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные формы сотрудничества с семьей.

Эффективными формами работы с родителями являются:

просветительские:

• информация о международных и российских документах о правах ребенка;

• информационные стенды «Права ребенка», «Права и обязанности

родителей»;

•памятки для родителей «Нужно ли наказывать ребенка»; «Будем взаимно вежливы»; «Если ребенок провинился…»; «Кнут или пряник?» и др.

традиционные:

•родительские собрания «Знаем ли мы права ребёнка», «Защита прав и достоинства ребёнка»;

• консультации «Права и обязанности родителей», «Как воспитать ребёнка без физических наказаний», «Понимаем ли мы своих детей»;

• совместные праздники, досуги, конкурсы.

интерактивные:

•дискуссии;

•анкетирования, тестирования «Я и мой ребенок», «Какой Вы родитель»;

«круглые столы» : «Я и мой ребёнок», «Обсуждаем права детей», «Соблюдение прав ребёнка в семье»;

•тренинги;

•деловые игры;

•индивидуальные и групповые беседы;

•посещения на дому;

•почтовый ящик «Правовая почта».

1.2. Работа с детьми по правовому воспитанию.

В младшем дошкольном возрасте (I этап) у детей закладываются нормы поведения в коллективе, умения устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми людьми через различные формы организации: игровые ситуации в ходе режимных моментов, игры.

В среднем дошкольном возрасте (II этап) продолжается работа по развитию коммуникативных способностей детей; формированию нравственных норм поведения. И педагог подводит детей к умению оценивать на примере героев сказок те или иные поступки, как положительные, так и отрицательные, а также оценивать свои поступки.

В старшем дошкольном возрасте (III этап) формируется нравственно – правовая культура на основе знаний основных прав, дети знакомятся с понятием «право».

Нормативно-целевым ориентиром в образовательной работе с детьми по формированию основ правовой культуры стала картина психологического склада ребёнка на пороге школы. К пяти годам складывается детское общество, основывающееся на совместной игре и продуктивной деятельности. Ребёнок уже может регулировать свое поведение, исходя из бытовых и игровых правил и норм. К 6 – 7 годам дошкольник вполне управляет своим поведением, умеет произвольно подчинять себя поставленной цели (концентрировать внимание, прилагать волевое усилие, владеет образными и речевыми средствами упорядочения опыта, обладает довольно сложным внутренним миром, этическими образцами, определяющими его действия и отношения. То есть к концу дошкольного детства ребёнок становится активным, осознающим себя субъектом собственной деятельности и отношений с взрослыми и сверстниками.

Правовое воспитание дошкольников заключается в формировании основ правового сознания.

В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников.

Работа по формированию правовой грамотности у ребенка должна включать в себя:

1. Вырабатывание у детей представления о своих правах как важной составляющей формирования личности для приобретения знаний, умений и навыков. На основе этого представления у ребёнка вырабатывается активное поведение на занятиях и в самостоятельной деятельности (тщательное выполнение заданий, внимание к словам взрослых);

2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия.

3. Воспитание опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки); данные качества являются составляющими правовой личности и позволяют соблюдать права других детей;

4. Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной и трудовой деятельности в условиях семьи. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает ребенка более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам, что также позволяет реализовать свои права.

Критериями правового воспитания у ребенка дошкольного возраста являются : знания детей о своих правах и обязанностях, оценка собственного поведения и поведения других людей с точки зрения норм права, оперирование правовыми знаниями в собственном поведении и реализация правового поведения в различных видах деятельности, полнота знаний и потребность в получении новых знаний, умение адекватно оценить свои и чужие поступки с точки зрения норм права, сформированность качеств самоконтроля, самооценки результатов деятельности, умение соблюдать запреты и исполнять обязанности.

Раздел II.Формы и методы правового воспитания детей.

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека. Поэтому необходимо организовывать образовательную деятельность с дошкольниками по правовому воспитанию в течение всего пребывания детей в дошкольной организации : в ходе режимных моментов, в различных видах детской деятельности и формах общения.

Основной принцип в работе – дать детям возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.

Педагог на свое усмотрение, в соответствии с целями и задачами, комплексно-тематическим планированием и неожиданно возникшей проблемной ситуацией, может планировать и подбирать различные формы и темы в работе с детьми старшего дошкольного возраста по правовому воспитанию используя, подходящую по его мнению и творческому замыслу, методическую литературу.

Форма совместной деятельности – подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая образовательная ситуация должна нести в себе момент воспитания.

2.1. Формы работы с детьми:

• Организованная деятельность;

• Игры (ролевые, театрализованные и дидактические и др.);

• Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков.

• Беседы;

• Проблемные ситуации.

Продуктивная деятельность: создание альбомов, символов, изготовление плакатов, эмблем.

2.2. Методы работы с детьми :

• Использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, CD – диски, презентации, беседа о прочитанном и просмотренном.

• Решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком, если бы я поймал золотую рыбку, если бы я вдруг превратился в …

Дидактические игры: «Я имею право», «Чьи права нарушены, «Назови права героев», «Выбери право».

• Наблюдение. Например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот приём способствует развитию эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.

Метод драматизации упражняет детей в умении «вчувствоваться» в другого, войти в его положение. Каждому ребёнку присуще «театральный инстинкт» - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных.

Метод презентации детьми различных рисунков, иллюстраций, сказок, рассказов. С помощью этого дети сами учатся понимать окружающий мир. Герои из сказок учат детей правильно мыслить и действовать по законам современного общества. Такого рода обучение стимулирует детей поступать как можно лучше.

Раздел III.Толковый словарь для детей

Адвокат — защитник на суде.

Адрес — место жительства человека или людей.

Верховный суд Российской Федерации — самый главный суд в России.

Гражданин — человек, который живет в каком-либо государстве, подчиняется

его основным законам и пользуется всеми официальными правами.

Закон — правило, соблюдать которое обязательно.

Законы — правила, за соблюдением которых следит государство.

Имя — личное название человека, которое дается ему при рождении.

Индивидуальность — неповторимость каждого человека.

Иск — заявление в суд от граждан.

Конвенция — международный договор, соглашение по какому-либо вопросу.

Конституция — главный закон России.

Культура — достижения человеческого общества в определенную эпоху.

Национальность — возникшая в процессе исторического развития совокупность

людей, которых объединяют язык, культура, традиции.

Обычаи — правила общественного поведения, со временем ставшие

общепринятыми.

Образование — знания, полученные в результате обучения.

Отечество — Родина.

Паспорт — основное удостоверение гражданина России.

Патриот — человек, который любит свою Родину, свой народ.

Президент — человек, стоящий во главе государства.

Религия — вера в бога.

Свидетельство о рождении — удостоверение ребенка от рождения до 14 лет.

Судебное решение — указание суда, которое обязательно надо выполнять.

Травма — повреждение организма.

Трудовая книжка — документ, в котором записывается трудовой стаж и место работы человека.

Федеральный закон — закон, который действует на территории России.

Раздел IV. Литература для чтения детям

Александрова 3. Бабушка.

Андерсен Г. X. Гадкий утенок.

Артюхова Н. Трудный вечер.

Барто А. Стихи.

Берестов В. Как хорошо уметь читать.

Благинина Е. Солнечный луч.

Васильева-Гангнус Л. О том, как надо себя вести мамой, папой и остальными членами своей семьи.

Гайдар А. Чук и Гек.

Грузинские народные сказки.

Заходер Б. Лиса и крот.

Казахские народные сказки.

Калмыцкие народные сказки.

Катаев В. Цветик-семицветик.

Киргизские народные сказки.

Коринец Ю. Таинственный дом.

Л индгрен А. Три повести о Малыше и Карлсоне.

Маршак С. Двенадцать месяцев.

Маршак С. Кот и лодыри.

Маршак С. Кошкин дом.

Маршак С. Почта.

Маршак С. Рассказ о неизвестном герое.

Михалков С. Дядя Степа.

Михалков С. Три поросенка.

Носов Н. Бобик в гостях у Барбоса.

Носов Н. Приключения Незнайки и его друзей.

Носов Н. Фантазеры.

Осеева В. Просто старушка.

Осеева В. Сыновья. Печенье.

Перро Ш. Золушка.

Перро Ш. Спящая красавица.

Пословицы и поговорки.

Пушкин А. Сказки.

Ротенберг Р. Расти здоровым.

Татарские народные сказки.

Толстой JI. Старик сажал яблони.

Толстой J1. Старый дед и внучек.

Толстой JI. Филиппок.

Трутнева Е. Наша бабушка.

Туркменские народные сказки.

Украинские народные сказки.

Чуковский К. Марусеньке копеечку.

Юдин Г. Главное чудо света.

Литература

Абрамов В. И. Правовая политика современного Российского государства в области защиты прав детей // Государство и право. — 2004. — №8.

Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. — М., 2004.

Антонов Ю. Е., Левина Л В. и др. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей. — М., 2003.

Аромштам М. Флаг, герб и гимн российского государства // Дошкольное образование. — 2003. — №23.

Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. / Отв. редактор Л. Е. Курнешова. — М., 2002.

Зеленова Н. Г., Карабанова Л. Н. и др. Программа «Защити меня». — Самара, 2002.

Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Программа «Я - ребёнок, и я имею право…». — Москва, 2007.

Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. — Ярославль, 1997.

Культура мира, права человека, толерантность и миролюбие: Учебное пособие для учащихся средних школ. — М., 2002.

Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, — М., 2005.

Мячина Л. К., Зотова Л. М. и др. «Маленьким детям – большие права» Учебно – методическое пособие. – СПб. : Детство – Пресс, 2010

Права ребенка : Нормативные правовые документы. — М., 2005.

Ривина Е. К. Ознакомление дошкольников с государственной символикой России // Управление ДОУ,— 2005.— №1.

Соловьева Е. В., Данилина Т. А. и др. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка : Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М., 2003

Суслова Э. К., Бонтарь В. Д. Игры-драматизации — основа знакомства с культурой других народов // Дошкольное воспитание. — 2004. — №3.

Усачев А. Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. — М., 1992. Формирование нравственного здоровья дошкольников : Занятия, игры, упражнения. / Под ред. Л. В. Кузнецова, М. А. Панфиловой. — М., 2002. л

Публикации по теме:

Конспект НОД «О правах — играя» по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. ЦЕЛЬ: Обобщение представления детей об их правах. ЗАДАЧИ: Обучающая: Закрепить знания детей об их гражданских правах. Развивающая: Развивать.

Методическая разработка дополнительной образовательной программы по патриотческому воспитанию «Наш дом — Россия» Управление народного образования администрации городского округа города Бор Нижегородской области Методическая разработка программы.

Методическая разработка по музыкальному воспитанию «Развитие техники на раннем этапе обучения» «Музыка есть звуковой процесс; именно как процесс, а не миг и не застывшее состояние, она протекает во времени. Отсюда простое логическое.

Методическая разработка по патриотическому воспитанию детей от 4 до 7 лет «Родина для человека – самое дорогое и священное, Без чего человек перестает быть личностью» В. А. Сухомлинский «Любовь к родному краю,.

Методическая разработка по ПДД во второй младшей группе «Как Зайка познакомился с ПДД, благодаря детям» Цель: формирование основ безопасности, поведение детей на дороге. Задачи: Обучающие: научить детей основным цветам сигнала светофора (красный,.

Методическая разработка по развитию зрительного восприятия у дошкольников. Окружающий человека мир – это мир предметов и явлений, поэтому целостное восприятие предметов позволяет человеку правильно ориентироваться.

Методическая разработка по экологическому воспитанию «Чем пахнет кора?» Пояснительная записка В наши дни, когда мир находиться на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание как никогда является.

Методическая разработка по экологическому воспитанию «Путешествие по лесу со Старичком Лесовичком» Методическая разработка по экологическому воспитанию в старшей группе Тема: «Путешествуем по лесу вместе со Старичком-лесовичком!» Воспитатель:.

НОД по правовому воспитанию дошкольников НОД по правовому воспитанию дошкольников. Тема: «Мы все разные, но мы все равны». ЦЕЛИ: Формировать у детей понятие о том, что все люди.

Занятие по правовому воспитанию для детей подготовительной группы «Знакомим детей с Конвенцией о правах ребёнка»Занятие по правовому воспитанию для детей подготовительной группы «Знакомим детей с Конвенцией о правах ребёнка» Цель занятия: познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребёнка; формировать понимание того, что права принадлежат детям, они неотъемлемы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка по правовому воспитанию дошкольников «Детям о правах»
Опубликовано: 19 марта 2017 в 15:49
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД