Методическое пособие по сенсорному воспитанию «Разноцветный городок»

Ольга Ясинова
Методическое пособие по сенсорному воспитанию «Разноцветный городок»

Методическая разработка по сенсорному воспитанию «Разноцветный городок»

Уважаемые родители и коллеги! На данном этапе существует множество пособий по развитию детей, но ребенок взрослеет и нам приходиться приобретать различные материалы. «Разноцветный городок» уникален тем, что дополняя его, мы поможем заниматься с ребенком с двухлетнего возраста до школьной скамьи.

Вашему вниманию предлагается методическое пособие затрагивают образовательную область «ПОЗНАНИЕ»

Сенсорное воспитание

Формирование элементарных математических представлений

Конструирование

Коммуникация (формирование монологической и диалогической речи)

Данное пособие используется в разных возрастных группах. Важным условием является – это соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего должны учитываться следующие примеры: доступность, повторяемость, постепенность выполнения задач.

Пособие можно использовать на подгруппных занятиях, индивидуально и в самостоятельных играх детей.

Ведущей целью данного пособия является сенсорное воспитание (это развитие у ребенка процессов восприятия и представления о предметах, и явлениях окружающего мира) Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда задач:

развитие зрительного восприятия формы

практическое выделение формы

зрительное восприятия величины

различение цветов

соотнесение цветов

восприятие пространственных отношений между предметами и их частями

развитие мышления

формирование элементарных математических представлений (количество и счет; величина; геометрические фигуры)

ориентировка в пространстве

развитие зрительно- двигательной координации

формирование наглядно- образного мышления

Материалы и оборудование:

Планшет с разными полями, разного цвета (красный, желтый)

Дорожки разной ширины

Наклеенные разноцветные геометрические фигуры

Плоскостные домики из картона разного цвета и двери к ним

Объемные домики разных цветов и размеров

Набор машинок разной величины

Набор цветных лент

Набор геометрических фигур разной величины

Коробки с крышками разных форм

Набор разноцветных игрушек разных размеров

Набор цифр от 1 до 10

Набор мебели разного цвета

Игры на развитие зрительного восприятия

«Спрячь игрушку»

Цель. Учить соотносить форму предметов с помощью проб.

Оборудование. Коробки с крышками разных форм (круглые, квадратные, многоугольные, мелкие игрушки или картинки

Ход игры. Педагог раскладывает на столе вперемешку 2 коробки и крышки к ним. Показывает детям маленькую игрушку или картинку, которую можно положить в коробку, и говорит, что нужно спрятать игрушку, а потом найти ее. Вызывает двух детей, один прячет игрушку и закрывает коробки крышками, а другой ищет. Педагог учит детей подбирать крышки путем проб (подходит, не подходит) При повторном проведении игры пары коробок меняются, а количество их увеличивается до 3—6.

«Чей домик?»

Цель: Учить соотносить плоскостную форму 'в практическом действии с предметами, пользоваться методом проб, отрабатывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.

Оборудование: Четыре коробки из плотного материала, в каждой из них по одной прорези (круглая, квадратная, овальная, прямоугольная, объемные геометрические формы (шар, куб, кирпичик, овал, треугольная призма, по размеру подходящие к прорези.

Ход игры. Педагог ставит на стол одну из коробок, например, е круглым отверстием, кладет около нее шар и кубик и говорит детям, что сейчас они узнают, чей это домик, что в нем должно находиться: шарик или кубик? Вызывает ребенка и предлагает ему протолкнуть в отверстие одну из форм. Побуждает малыша примерить ту или иную форму к отверстию. Другому ребенку предлагает уже другое сочетание форм, например, шар и овоид, формы которых не имеют столь четкого различения. В дальнейшем форма коробок меняется, увеличивается их количество до 3—5. Надо помнить, что при выполнении задания результат должен быть закреплен словом педагога: «Правильно ты подобрал форму, здесь должен находиться шарик (кубик, кирпичик)».

«Машины гараже» (2-6 лет)

Цель: Продолжать учить различению цветов, подбирать одинаковые цвета на глаз; Учить ориентироваться на цвет, как на значимый признак; Продолжать знакомить с названием цветов; Познакомить с широкой и узкой дорогой; Учить детей сравнивать длину с помощью условной меркой; Познакомить с линиями кривыми, ломаными, прямыми; Сравнение групп разных предметов.

Игра проводиться индивидуально и по подгруппам.

Ход занятия:

Первое задание: Детям раздается машинки разных цветов и детям предлагается проехать по дороге в соответствии с цветом машины.

Второе задание: Воспитатель предлагает проехать в определенный цвет сектора, ребенок должен методом проб определить по какой дорожке он должен проехать и назвать цвет дорожки.

Третье задание: Педагог выставляет перед ребенком две машинки разного цвета, предлагает выбрать дорожки для автомобиля в зависимости от ширины машинки. Затем предлагает назвать ширину дорожки «широкая» или «узкая» дорожка.

Четвертое задание: педагог выкладывает перед ребенком десять машинок, предлагает посчитать их и назвать цвета. Просит узнать хватит ли всем машинкам дорожек. Просит сровнять количество машинок и дорожек.

Пятое задание: Педагог предлагает проехать по разным видам дорожек: ломаной, кривой, прямой.

Шестое задание: Перед педагогом лежат разноцветные ленты, разной ширины. Воспитатель предлагает взять ленту и приложить к дорожке нужной ширины.

Седьмое задание: Ребенок по дороге должен проехать к дому с определенной цифрой.

«Дом для матрешки»

Цель: Учить воспроизводить пространственное расположение элементов конструкции по подражанию действиям взрослого.

Оборудование: Элементы настольного строителя (кубы, трехгранные призмы — для крыши, кирпичики (по два на ребенка, бруски (по три на ребенка, количество наборов должно соответствовать числу детей, более крупный набор у педагога, мелкие игрушки для обыгрывания постройки.

Ход игры: (проводится индивидуально и небольшими подгруппами). 1-й вариант: Педагог привозит на машине несколько

матрешек (по числу детей) и говорит, что для них надо построить

домики. Раздает детям кубы, призмы и по одному кирпичику,

раскладывая их в случайном порядке. Предлагает детям повторять

те действия, которые делает он: берет куб, ставит перед собой (дети

повторяют); затем берет призму, медленно ставит на куб, следит,

как это делают дети, берет кирпичик, ставит его вплотную к дому

на длинное узкое ребро (дети повторяют).«Посмотрите, -говорит педагог,— какой мы построили дом с забором. Матрешки

нравятся их домики». (Берет одну матрешку (побольше) себе, а

маленьких раздает детям.) По подражанию действиям педагога они обыгрывают постройку.

2-й вариант: Постройка дома с воротами и забором по обе стороны ворот проводится по той же методике. Для обыгрывания используются не только матрешки, но и другие маленькие куклы, машинки (проезжают под воротами, въезжают во двор выезжают из него.

3-й вариант: Те же постройки выполняются не по подражанию, а по образцу, т. е. педагог строит свои постройки за экраном, а дети сами анализируют образец и воспроизводят его.

«Спрячь мышку от кошки»

Цель: Продолжать учить различению цветов, подбирать одинаковые цвета на глаз с последующей проверкой; учить ориентироваться на цвет как на значимый признак; закреплять эмоционально-положительное отношение к игре; продолжать знакомить с названиями цветов.

Оборудование: Плоскостные домики из картона, окрашенные в разные цвета (основные) или обклеенные цветной бумагой прорезями для дверей; с обратной стороны домиков (к основной части) приклеиваются сверху и снизу картонные рейки так, чтобы между ними перемещалась (в виде задвижки) полоска картона с наклеенными дверями тех же цветов, что и домики; игрушечная кошка и плоскостные изображения мышек.

Ход игры: Дети сидят на стульях вокруг стола педагога. На столе разложены три-четыре домика разных цветов и на некотором расстоянии вперемешку двери к ним. Появляется мышка, она пищит и просит спрятать ее от кошки. Педагог прячет мышку в один из домиков и объясняет, что надо закрыть дверь, а то кошка найдет мышку. Обыгрывает этот момент: берет одну из дверей (цвет не подходит) и прикладывает к домику. Затем ищет дверь такого же цвета, как дом. Наконец находит дверь нужного цвета, закрывает мышку и обращает внимание на то, что двери не видно: она слилась с домиком. Выбегает кошка, бегает вокруг домика, ищет мышку, но не находит. Появляется другая мышка. Ее прячет ребенок. Игра (повторяется.

В конце педагог говорит, что дети хорошо спрятали мышек, правильно подобрал двери к домикам — все домики и двери одинаковые.

При повторном проведении игры используются домики другого цвета. Можно применять в окраске домиков незнакомые детям цвета и оттенки. Дома располагаются не в ряд, а в случайном порядке.

Затем происходит усложнение игры. Воспитатель просит детей закрыть дверь в зависимости от прорезей в геометрической фигуры.

«Цветные домики» (1,5-2 года)

Цель: Учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении, обозначать слова «такой», «не такой».

Оборудование: Планшет, плоскостные домики разных цветов (синий, красный, желтый, зеленый)

Игра проводиться индивидуально с каждым.

Ход игры: Взрослый предлагает разложит домики по однородному цвету на планшете. Ставит на желтый сектор красный домик и тут же выражает недовольство «не такой, переставляй на другой сектор», проводит рукой, подчеркивая их однородность. Затем просит ребенка сделать то же самое. Игра проводиться 2-4 раза.

Игры на количество и счет

Цель: Учить считать по образцу и названому числу; Понимать независимость числа от величины, расстоянии, пространственного расположении предметов

- составлять число 10 из двух меньших

- из неравенство делать равенство

- посчитай какие геометрических фигур больше

- сделай поровну

- сложи вместе красные и синие треугольники, сделай поровну.

Первое задание (2-3 года)

Найди геометрические фигуры такого же цвета, побуждать детей называть цвета.

Второе задание (5-7 лет)

Разложи геометрические фигуры по цветам.

Третье задание

- Разложи столько игрушек, сколько треугольников на планшете

- Разложи фигурки на одну меньше

Ориентировка в пространстве

Первое задание:

Предложить ребенку обустроить комнату для персонажа в соответствии с инструкцией воспитателя: Кровать поставить на красный сектор. Посередине, справа поставить большой синий стул, слева стол и т. д.

Логико-математические игры для детей (3-4 лет)

«Фифа»

Оборудование: Зеленые, синие, красные, желтые карточки или любые квадраты из разноцветного картона или ковролина.

Описание игры: Однажды гусеница Фифа появилась на полянке в новых башмаках белого цвета. Принесла она с собой для игры разноцветные квадратики. Разложила их, перед зеленым квадратиком, чтобы полюбоваться своей работой. Вдруг… башмачки позеленели. Фифа оглянулась. Ну и чудеса! Она стала замечать предметы только зеленого цвета. Встала перед синим квадратиком – башмачки посинели и вокруг стали четко видны предметы синего цвета.

Ход игры: Квадраты располагаются на игровом поле в ряд. Из разноцветного картона вырезаются башмачки точно такого же цвета. Дети напротив карточек прикрепляют башмачки одинокого,с ней, цвета и называют в окружающей обстановке предметы только этого цвета.

«Лопушок»

Описание игры: На полянку пришел Лопушок. Принес с собой для игры треугольник, круг и квадрат. Разложил их и … Если Лопушок вставал напротив круга, то становился круглым, напротив квадрата- квадратным, напротив треугольника- треугольным.

Оборудование: Квадрат, треугольник, круг. Игровое поле, шнурки (веревочка)

Ход игры: Это волшебная дорожка. Дети из разноцветных шнурков под квадратом делают квадрат, под кругом–круг, под треугольником- треугольник (это Лопушок меняет форму) Находят в окружающей обстановке и называют предметы квадратной, треугольной, круглой форм.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Публикации по теме:

Дидактические игры по сенсорному воспитанию для детей младшей группыДидактические игры по сенсорному воспитанию для детей младшей группы Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию сенсорный уголок для детей и дидактические игры по сенсорному воспитанию в моей группе.

Работа по сенсорному воспитанию в группе раннего возраста Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию фотографии совместной работы детьми раннего возраста с воспитателем. На фотографиях Вы увидите.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Земноводные, рептилии
Автор публикации:
Методическое пособие по сенсорному воспитанию «Разноцветный городок»
Опубликовано: 9 июня 2013 в 10:16
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Дидактические игры из солёного теста».
Всем известно, что дидактические игры - это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания...
Командные гонки по биатлону. Фото отчет.
Ежегодно с 1958 года проводится чемпионаты мира по биатлону, кроме тех лет, когда проводятся зимние Олимпийские игры. В этом зимнем сезоне Кубок мира по...
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...