Лучший педагог года

Использование нетрадиционных художественно-графических техник в условиях Дома ребенка

Татьяна Твердунова
Использование нетрадиционных художественно-графических техник в условиях Дома ребенка

Методическая разработка

учителя-дефектолога

СПб ГКУЗ «Психоневрологический дом ребёнка № 9»

Твердуновой Татьяны Викторовны

по теме: «Использование нетрадиционных

художественно-графических техник

в условиях дома ребенка»

Сегодня во всем мире внимание психологов, физиологов и педагогов привлечено к проблеме раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного физического, психического и нравственного развития. От того, в каких условиях оно будет протекать, будет зависеть будущее ребенка.

Публикация «Использование нетрадиционных художественно-графических техник в условиях Дома ребенка» размещена в разделах

Ребенок раннего возраста охотно вовлекается в продуктивную познавательно-творческую деятельность.

В процессе изобразительной деятельности он приобретает способность всматриваться, вслушиваться, ощущать, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное. У него развивается внимание, усидчивость, тренируется рука и глаз.

При проведении занятий мы формируем у детей изобразительные умения и навыки пользоваться кисточкой, карандашом, пластилином.

Ниже дано описание так называемых нетрадиционных художественно-графических техник :

1. Тычок жесткой полусухой кистью

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

2. Рисование пальчиками

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Для нанесения краски можно использовать ватные палочки

3. Рисование ладошкой

Материалы: широкие блюдечки с гуашью. Кисть, потная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается

4. Оттиск пробкой

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки

Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка

5. Оттиск печатками из картофеля

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля

Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка

6. Обрывание бумаги

Материалы: салфетки или двухсторонняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная бумага либо цветной картон для основы

Способ получения изображения: ребенок отрывает от листа бумаги кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем клеем смазываем то, что будем изображать. Ребенок накладывает кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объемным.

7. Скатывание бумаги

Материалы: салфетки или двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Опыт моей работы показал, что использование нетрадиционных художественно-графических техник в процессе организованной образовательной деятельности с воспитанниками детского дома даё т положительный результат: расширяются возможности для развития у детей восприятия, фантазии, обогащения сенсорного опыта, пополнения запаса понимаемых слов и активного словаря, общения и сотрудничества с взрослым.

Примеры занятий:

- Мозаика из изюма

Раскатать пласт теста. Высыпать изюм на поднос перед малышом. Положить изюминку на тесто, пусть малыш вдавит её пальцами или ладошкой. Получившееся «произведение» можно запечь.

- Барашек из ниток

Соберите остатки ниток для вязания. У ребенка появляется прекрасная возможность поучиться работать ножницами. Возьмите руку ребенка в свою руку и настригите нитки на мелкие кусочки. Нарисуйте силуэт барашка. Раскрасьте мордочку и ноги. Отдельно нужно вырезать овал для туловища, подходящий по размеру к силуэту. Дать малышу кисточку и клей и, показав, как нанести на овальную заготовку клей, присыпьте её нитками. Нитки нужно слегка прижать ладошкой. А после того, как клей высохнет, остатки клея нужно стряхнуть. Теперь кудрявую спинку можно приклеить на место.

- Картина из ватных шариков

Положите лист плотной цветной бумаги на столе. Вам также понадобятся кусок ваты и клей. Нанести на картон узнаваемое изображение котенка или медвежонка. Намажьте клеем ватный шарик и покажите ребенку, как приклеить его к листу бумаги. Будем делать мягкую шубку – попросим ребенка приклеивать шарики внутри контура. Параллельно с развитием творческих навыков, мы способствуем уточнению пространственных представлений ребенка, уяснению понятий «внутри» и «снаружи».

- Песчаные художества

Цветным песком рисовали американские индейцы и монахи в буддийских монастырях. Это завораживающее действо может очаровать и современных детей. Нужно сделать большой конус из картона (можно использовать перевернутую пластиковую бутылку, оставив маленькое отверстие в его вершине, и привязать к его краям веревочки, за которые конус можно повесить или держать сверху. Под ним ставим большой поднос, застеленный темной бумагой. Наполняем конус песком. Затем ребенок может слегка раскачивать конус над бумагой и делать песочные узоры. Это занятие – ещё одно открытие для ребенка, он узнает свойства песка. В начале нужно позволить ему наблюдать за тем как он сыплется, образуя горку. Малыш сам вскоре перейдет к раскачиванию конуса. Если менять цвет песка в конусе, то изображение получится разноцветным.

Песком можно рисовать, добавив в него канцелярский клей. Тогда после подсыхания получится картина, которая не будет осыпаться. Можно рисовать дорожки. Если песок цветной, можно рисовать солнышко, траву. Изображение наноситься деревянной палочкой или шпателем.

- Пластилинография – техника работы с пластилином, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных техник художественного творчестваИспользование нетрадиционных техник художественного творчества Мастер-Класс Ангелины Некрасовой Данная презентация адресована педагогам с целью ознакомления с разнообразными формами работы с детьми старшего.

Развитие мелкой моторики в школе раннего развития «Дошкольник». Презентация. Школа раннего развития "Дошкольник" в нашем Доме детского творчества существует уже около 20 лет. Создана она была для детей, не посещающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нетрадиционных художественно-графических техник в условиях Дома ребенка
Опубликовано: 13 июля 2013 в 18:36
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД