Конспект интегрированного занятия «Путешествие в осенний лес»

Марина Битюкова
Конспект интегрированного занятия «Путешествие в осенний лес»

Методическая разработка конспекта интегрированного занятия

Вид методической разработки – конспект занятия.

Аннотация:

Методическая разработка представлена конспектом занятия по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группе.

Данная методическая разработка будет интересна воспитателям, работающим с возрастной категорией 5-7 лет, независимо от используемой образовательной программы. НОД направлена на развитие познавательного интереса старших дошкольников в наблюдениях за изменениями в природе

Содержание:

1. Описание методической разработки

Объяснительная записка

1.1. Цели и задачи методической разработки….

1.2. Актуальность и новизна данной методической разработки….

1.3. Условия эффективности использования методической разработки 1.4. Список использованной и рекомендованной литературы

2. Основная часть – конспект

2.1. Особенности данного занятия….

2.2. Предварительная работа с детьми….

2.3. Задачи….

2.4. Наглядный материал….

Описание методической разработки

Объяснительная записка 1. 1Цели и задачи методической разработки Цель: обобщить и систематизировать знание дошкольников о мире природы, животных, птицах через проведение нетрадиционных занятий с использованием мнемотаблиц, презентаций.

Основными задачами разработки являются

- Создать условий для формирования экологической культуры у детей

- Развивать творческие способности детей посредством использования новых информационных технологий.

- Создать здоровьесберегающую развивающую среду для организации исследовательской и экспериментальной деятельности по экологическому воспитанию детей.

1.2. Актуальность и новизна данной методической разработки

Экологическое воспитание дошкольников на сегодняшний день стало актуальным направление в дошкольном образовании. Каждый ребенок с малых лет должен понимать: «человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о себе, о своем будущем. То, что наносит вред природе, наносит вред самому человеку».

А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому.

Актуальность данной методической разработки заключается в том, что перед педагогами стоит задача определения наиболее эффективных путей в приобщении дошкольников в природе.

Новизна методической разработки состоит в использование современных нетрадиционных форм с использованием презентаций, мнемотаблиц, исследовательской деятельности, здоровьесберегающих технологий, что способствует обобщению знаний о природе, повышение интереса к обучению.

1.3. Условия эффективности использования методической разработки Эффективность данной методической разработки определилась следующими условиями: - готовность педагога и детей к проведению занятия; - наличие интересных игровых моментов и приемов работы с детьми; - постепенность и поэтапность работы.

4. Список использованной и рекомендованной литературы

1. Е. А. Алябеева «игры-путешествия на участке детского сада» М.: ТЦ Сфера,2015.

2.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «Путешествие в осенний лес»

2.1. Особенности данного занятия

Вид занятия: Ознакомление с окружающим Тип занятия: интегрированное Тема занятия: «Путешествие в осенний лес» Возраст детей:6-7лет

Методы: - словесный метод (художественное слово, беседа. обсуждение, рассказ); - игровой (дидактическая игра) – наглядного обучения (использование презентации, мнемотаблицы.) - практический (физкультминутка, пальчиковая гимнастика, опыт «Как маскируются животные»).

2.2. Предварительная работа с детьми: - чтение художественной литературы; - наблюдения в природе; - рассматривание иллюстраций о природе, животных птицах; -загадывание загадок о животных и птицах; -работа с мнемотаблицами; -беседы о временах года, животных птицах; -оформление альбома «Правила поведения в природе.

2.3. Задачи

- формировать элементарные представления об изменениях в природе осенью; - накопление знаний о взаимосвязи животных, птиц, растений; - развивать наблюдательность, связную речь детей, произвольное внимание; - воспитывать бережное отношение к обитателям леса и чувство сострадания к ним; любовь к родной природе, чувство важности и необходимости всего, что происходит в ней.

2.4 Наглядный материал:

1. Мнемотаблица «Осень». 2. Аудиозапись «Голоса птиц», «Музыка леса». 3. Карточк - запрещающие знаки «Чего нельзя делать в лесу». 4. Карточки с изображением птиц животных. 5. Презентация «Животные» 6. Мольберт (с изображением силуэты зайцев).

2.5. Содержание - ход занятия

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.

«В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто - то ходит под кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к теплым синим морям.»

(отрывок из рассказа О. Иваненко «спокойной ночи»)

Воспитатель: - Ребята, о каком времени года здесь говорится?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: - А как вы догадались?

Дети: (трава пожелтела, птицы стали улетать)

Воспитатель: - А кто еще знает признаки наступления осени? Дети: (ответы детей) Воспитатель: - А кто расскажет об осени с помощью мнемотаблицы? Дети: (ответы детей) Воспитатель: - А еще, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад и он мне подарил волшебный листок, с помощью которого мы сможем отправиться в путешествие.

Воспитатель: - Ребята, а с каким настроением нужно отправляться в путешествие?

-Правильно, с хорошим. Вот сейчас мы таким настроением и зарядимся. Дети: (ответы детей) Эмоциональный настрой: Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

-Отлично! Хорошим настроением мы зарядились. Теперь можно отправляться в путешествие. А хотите узнать, куда мы с вами отправимся? Тогда отгадайте загадку.

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню – земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой,

Катеньку – малинкой,

Ваню – хворостинкой

Дети: (ответы детей) - Правильно мы отправимся в лес. Сейчас время года – осень. - Значит, в какой лес мы с вами отправимся? Дети: осенний). Дети, вы хотите узнать, что же случилось в лесу? Тогда в путь. (Дети идут по кругу к стульчикам и поют)

Друг за другом пойдем, по тропинке в лес пойдем,

По тропинке в лес пойдем. Звонко песенку поем.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля Звонко песенку поем Воспитатель:-Ой, а что это за звуки, послушайте? Дети: (ответы детей) Воспитатель: - Ну, наконец-то мы прибыли в лес. Давайте поздороваемся с лесом. Пальчиковая гимнастика

Здравствуй, лес, (Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.)

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Воспитатель: - Что-то грустное и прощальное слышится в осеннем лесу. Чист и прозрачен воздух, прозрачна река. Тихо в лесу, шелестит под ногами опавшая листва. -- Ой а кто-то здесь? Дети: (ответы детей)

Воспитатель:- Фея Природы хочет услышать, как вы знаете правила поведения в лесу. - Для этого она предлагает нам игру «Если я приду в лесок». Фея Природы: - Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо «да», а если плохо, то все вместе говорим «нет». - Если я приду в лесок. И сорву ромашку? (нет)

- Если съем я пирожок. И выброшу бумажку? (нет) -А почему нельзя бросать в лесу бумажки и мусор?

-Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да) -Для чего его можно оставить?

-Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет) -А если костер останется непотушенным?

-Если сильно насорю, и убрать забуду, (нет)

-Я люблю свою природу, я ей помогаю (да)

Молодцы! Воспитатель: Фея природы очень рада, что вы знаете как себя вести в лесу, поэтому разрешает нам полюбоваться красотой осеннего леса.

Воспитатель: - Ой, а куда мы пришли? Ребята, как вы думаете? Дети: (наверное, на болото) - А какая вода осенью в болоте? Дети: (холодная) Воспитатель: - Проверьте, правда, холодная? Дети: (проверяют) Воспитатель:- А как же нам перебраться через болото, чтобы не замочить ноги. Ведь если мы замочим ноги, то обязательно…. (заболеем) Дети: (по кочкам) Воспитатель: -Правильно, нужно проскакать по кочкам на другой берег болота. Прыжки с кочки на кочку.

Воспитатель: -Ой, как сильно ветер подул и перепутал все листочки с деревьев. Дидактическая игра «С какого дерева листок?» (дети выходят по очереди, выбирают листок, показывают остальным ребятам и громко называют название дерева). Воспитатель: - Сейчас деревья сами расскажут о себе

Берёза: Осенью я надеваю золотое платье. Золотым дождём сыплются на землю мои листья. В застывшей тишине плывут по воздуху мои листья-кораблики и рассказывают свои, только им известные стихи. Ёлочка: Каждую осень, в день моего рождения, деревья дарят мне подарки. Рябина дарит мне красные фонарики, берёза золотые кораблики. И стою я нарядная, разноцветная. Воспитатель: Молодцы ребята, вы все листочки отыскали! Пойдем дальше, идите осторожно, раздвигайте колючие ветки, приподнимайте их, не уколитесь. Физкультминутка. Мы с друзьями.

Солнечным погожим днём

Мы с друзьями в лес идём.

Мы с собой несём корзинки.

Вот хорошая тропинка! (Ходьба на месте.)

Собираем землянику,

Ищем вкусную чернику,

Голубику, костянику,

Кисловатую бруснику. (Наклоны вперёд.)

А вокруг полно малины.

Пройти мимо не могли мы.

Собираем по кустам.

Здесь отличные места! (Повороты влево- вправо.)

Снова мы идём по лесу. (Ходьба на месте.)

А вокруг — так интересно! (Потягивания — руки в стороны.)

Отдохнуть пора, дружок.

Мы присядем на пенёк.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто это спрятался за пеньком?

Дети: Еж.

Давайте заведем хоровод и спросим куда идет ежик.

Хоровод «Ежик».

- Ежик, а как ты готовишься к зиме?

Еж (ребенок):

Я тоже буду спать, как мишка.

Я поохотился за лето:

Грибы искал, мышей ловил,

Мне нужно отдохнуть за это,

Устал я, выбился из сил,

- Я устилаю листьями свою зимнюю постель. Кубарем катаюсь по траве и накалываю листву на свои иглы. Вот так я приношу сухие листья в свою норку.

Воспитатель: - Спасибо тебе ежик.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, здесь еще какие-то следы. Чьи же это? (Лисьи)

- Обратите внимание, как расположены следы. Наверное, лиса за кем-то охотилась. Как она крадется, когда охотится, давайте и мы также пойдем по ее следам.

Воспитатель: - А вот и лиса. Расскажи, лисичка, как ты готовишься к зиме?

Лиса (ребенок): Я осенью линяю. У меня вырастает теплая шерсть. Цвет шерсти я не меняю, я зимой рыжая, потому что мне не от кого прятаться, я сама хищник и запасов на зиму не делаю.

Воспитатель: - Ребята, а где живет лиса, кто знает? (В норе)

- Чем питается?

- А чтобы лисоньке было легче гнаться за добычей, надо чтобы у нее лапки были ловкие, быстрые, давайте вместе сделаем зарядку?

Зарядка «Лиса»

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась.

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала –

Ручки, ножки и бока.

Вот какая красота!

А потом ладошкой

Пошлепала немножко.

Стала гладить ручки, ножки

И бока совсем немножко.

Ну, красавица – Лиса!

Воспитатель: - Спасибо, лисичка, нам пора отправляться дальше.

- А вот и новые следы. Чьи они? (Заячьи)

(Дети прыгают по следам зайца, а в это время играет песня «Зверя по следам любого узнавать умею я) .

Воспитатель: - Здравствуй, зайчик. Расскажи нам, как ты готовишься к зиме?

Заяц (ребенок): Осенью я меняю серую шубку на белоснежную, теплую, пушистую. Вот и вся моя подготовка к зиме.

- Зайчик, а почему ты свою нору не утепляешь?

- А у меня нет домика, я зарываюсь от зимней стужи в пушистый снег под кустом.

- Недаром говорят: «Родной куст и зайцу дорог».

Да, ребята, осенью зайчик начинает менять цвет шубки и линять. Но линяет зайчик не сразу. И поэтому зайцы любят тереться о кусты, чтобы побыстрее избавиться от летней шерстки. Поменял зайка шубку – значит, к зиме готов! Зимняя шубка его спрячет и от лисы, и от волка!

Опыт «Как маскируются животные»

(Вырезать заранее силуэт зайца из белого листа и прикрепить его на альбомный лист)

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что вы видите на листе? Дети: (ничего)

Воспитатель:- На этом листе прикреплен зайчик, но его не видно на белом фоне. А если его поместить на зеленый фон, вы видите зайца? Дети: (Да)

Воспитатель: - Как вы думаете, ребята, волк или лиса заметят его на белом снегу?

- Так зачем же заяц меняет шубку? Дети: (ответы детей) Воспитатель: Вывод: Животные часто меняют окраску – так, чтобы она слилась с цветом окружающего пейзажа. Это помогает им прятаться от хищников.

Воспитатель: Ребята, а кто это песенку поет? Дети: (ответы детей) Воспитатель: Да, ребята птицы поют прощальную песенку и улетаю на юг. А все ли птицы улетают в теплые края?

Проводится игра «Улетает - не улетает» (встали в круг, я называю,птицу в вы отвечаете, улетает она на зиму или нет.)

Воспитатель: Молодцы, ребята вот и закончилось наше путешествие по лесу,что вам понравилось сегодня. Что нового вы узнали? Дети: (ответы детей). Воспитатель: Смотрите, ч то перед нами корзинка, а в корзинке угощение, и письмо «Ребята я знаю, что сегодня вы себя вели очень хорошо. Я надеюсь, что каждый из вас будет любить природу и не причинит ей зла!- Фея Природы» Воспитатель: Дети, давайте все вместе попрощаемся с лесом.

До свиданья, лес дремучий! Мы к тебе еще придем. За дары спасибо скажем, Песню звонкую споем

Приложения

Приложение 1

Мнемотаблица «Осень»

Приложение 2

Публикации по теме:

Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе по теме: «Путешествие в осенний лес» Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе по теме: «Путешествие в осенний лес» Программные задачи: 1 .Познание -расширять.

Кубанские подвижные игры Кубанская подвижная игра "Заря-заряница" Ход игры: Один игрок (ребенок или взрослый)держит шест с прикрепленными на конце лентами. Каждый.

Методическая разработка «Битва под Москвой» Данная разработка представлена в рамках «Дня Воинской Славы» Цели: - Познакомить детей с соотечественниками, которые участвовали в обороне.

Методическая разработка танцевальной композиции «Веночки»Методическая разработка танцевальной композиции «Веночки» Танец с веночками Кол-во детей: 6-8 девочек Возраст: 6, 7 лет. Атрибуты: веночки Музыка: «Улетай на крыльях ветра» А. П. Бородина в исп.

Методическая разработка по теме недели «Мой родной поселок Анна» Саликова Е. И. воспитатель МКДОУ «ЦРР д/с №4» п. г. т. Анна ТЕМА НЕДЕЛИ: «Мой родной поселок Анна». ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «Познание».

Методическая разработка «Учим азбуку, играя» Сегодня для детей, поступающих в первый класс, нет таких, которые бы не знали о существовании букв, не видели их в книгах. Представление.

Методическая разработка «Воспитание мультфильмами» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 1. Развитие логического мышления – для того, чтобы создать свой мультфильм, нужно продумать его сюжет, выбрать декорации,.

Методическая разработка «Воспитательное значение народных игр»Методическая разработка «Воспитательное значение народных игр» .

Методическая разработка «Ориентация в пространстве» Введение Пространство – философская категория; протяженность предметов и расстояние между ними. Пространство – всеобщее свойство материальных.

Использование техники оригами в познавательно-речевом развитии детей старшей группы компенсирующей направленности Использование техники оригами в познавательно-речевом развитии детей старшей группы компенсирующей направленности. Методическая разработка.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия «Путешествие в осенний лес»
Опубликовано: 21 апреля 2016 в 20:51
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Оформление веранды в летний период
Автор: Котлова Екатерина Алексеевна Вот и наступило лето – чудесная пора! Всё вокруг цветёт и сияет, и нам хочется тоже сделать что–нибудь необыкновенное,...
Мастер-класс для родителей «Изготовление кукольного театра «Три медведя» на основе...
Мастер-класс для родителей «Изготовление кукольного театра «Три медведя» на основе конуса». Цель: Познакомить родителей с конусным театром: научить их...
Игра с песком «Кладоискатели»
Цели: - знакомить детей с основными свойствами сухого песка; - создание психологического комфорта, положительной эмоциональной среды общения в...
Сценарий выпускного «Дошкольное детство, прощай»
Ведущая: Сады цветут и отцветают понемножку, И солнышко так весело блестит. А наш любимый детский садик В весенний день немножечко грустит. Сегодня в...
Сюжетная лепка в парах для детей подготовительного к школе возраста
Тепло приветствую вас, друзья и гости моей странички! Сегодня в публикации речь пойдёт о сюжетной лепке. Сюжетная лепка требует от детей большого объёма...