Методическая разработка по экологическому направлению «Природа — наш дом»

Оксана Шелух
Методическая разработка по экологическому направлению «Природа — наш дом»

«Природа – наш дом»"

М. Монтессори. :
«Природа - источник огромного количества открытий и находок, счастья и труда"
Экологическое образование - одно из новационных направлений,

активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений.

Экологический компонент образования представлен в программе "Детство" в разделе "Ребёнок открывает мир природы". Отбор в программу представлений о природе осуществляется на основе ведущих идей естествознания и экологии: единства организма и среды, взаимосвязи живого и неживого, многообразия и изменчивости природы, её целостности, единства человека и природы.

Программа ориентирована на развитие самостоятельности ребёнка в познании природы и взаимодействия с живыми существами, о чём свидетельствует её название. Для этого в её содержание наряду с представленными о природе выделены познавательные, речевые и практические умения, овладение которыми обеспечивает, с одной стороны освоение детьми экологических знаний, а с другой, - их применение в деятельности и накопление тем самым опыта гуманного отношения к природе.

- гуманизация образования как соответствие задач, содержание методов и форм взаимодействия с дошкольниками их ведущим возрастным потребностям, ориентированность педагогического процесса на накопление у детей опыта гуманного отношения к миру людей и природы;

- экологизация образования с целью формирования у дошкольников основ экологического миропонимания и экологически целесообразного взаимодействия с природой.

Исходя, из этих идей приоритетными ценностями образования были определены следующие:

- дошкольное детство как самоценный период развития личности;

- ребёнок, его интересы, возможности, склонности;

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

- любовь, доверие, дружба, сочувствие, миролюбие;

Процесс присвоения способствует развитию у ребёнка гуманистических установок осознание ценности жизни, уважение к ней, понимания значимости бережного и заботливого отношения к живому обогащая его

экологическую воспитанность. Это придаёт взаимодействию ребёнка с окружающим гуманистически направленный, созидательный характер.

Целью проектирования педагогического процесса экологического образования в детском саду явилось формирование экологической воспитанности дошкольников, выражающейся в гуманно-ценностном отношении к природе, проявлениями которого служат доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.

Экологическая воспитанность рассматривалась как результат педагогически грамотного приобщения ребёнка к экологической культуре. Важным условием успешности экспериментальной работы является педагогический коллектив как группа единомышленников, уважающих самоценность каждого из её членов.

Изучение экологической воспитанности детей.

С дошкольниками проводятся беседы с использованием картинок, диагностические игры, наблюдения за их поведением в природе, создаются проблемные ситуации.

Анализ диагностических данных показал, что характер отношения детей к природе обусловлен недостаточностью полноты и существенности их знаний о живом, несформированностью умений осуществления деятельности в природе, недостаточным развитием эмоционально-ценностного опыта отношения к ней.

Организация развивающей экологической среды в ДОУ предусматривает:

- наличие постоянного и удобного для детей места хранения инструментов и материалов для осуществления деятельности в природе;

- подбор дидактического материала для решения задач экологического образования детей;

- возможность практикования детьми освоенного опыта, проявления заботы о живых существах, самостоятельного получения знаний.

План работы:

Цель: развитие экологической воспитанности дошкольников.

Задачи:1. Освоение экологических представлений.

2. Развитие познавательных умений.

3. Овладение умениями ухода за живыми существами.

4. Накопление опыта гуманного отношения к растениям и животным.

Задачи конкретизируются, исходя из особенностях возраста детей, результатов диагностики, интересов педагогов и детей, условий местности.

Содержание - раздел программы "Ребёнок открывает мир природы", соответствующий возрасту детей.

Система педагогического взаимодействия (организованное обучение, совместная деятельность взрослого с ребёнком, самостоятельная деятельность детей).

Совместная деятельность воспитателя и детей включает:

- диагностику экологической воспитанности детей (первичную, текущую, контрольную);

- наблюдения в уголке природы на прогулке у окна;

- целевые прогулки на природе;

- игры (дидактические, развивающего характера, сюжетные, подвижные);

- рассказы воспитателя, чтения детской литературы;

- беседы и разговоры детьми на экологические темы по их интересам;

- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе;

- сбор коллекций, семян, камней, осенних листьев;

- опыты, поисковую деятельность;

- труд в уголке природы;

- просмотра диафильмов, фильмов, презентаций;

- работа с моделями;

- работа с календарями природы, дневниками наблюдений;

- различные виды изобразительной деятельности на экологические темы;

- экологические досуги и праздники;

- выставка художественной литературы.

Специально организованное обучение включает:

- экскурсии, НОД, наблюдения за животными и растениями (распознающее за одним объектом, сравнительное, с использованием раздаточного материала, наблюдение за изменением и развитием);

- изобразительную деятельность по экологической тематике;

- ознакомление с трудом взрослых в природе;

- обучение детей по уходу за растениями и животными;

- развитие речи (составление рассказов о природных объектов и явлениях- по аналогии, описательных, сравнительных, из опыта; описательных загадок; придумывание экологических сказок; этические беседы);

- обобщение представлений о природе (беседы обобщающие; обобщающее наблюдение);

- классификацию представлений о природе (беседы с использованием моделей, НОД в форме дидактической игры на классификацию).

Самостоятельная деятельность детей:

- стимулирование педагогом самостоятельной деятельности детей, задания для самостоятельных наблюдений в природе, создание проблемных ситуаций - познавательных и практических;

- разные виды игр;

- экспериментирование;

- уход за растениями и животными в уголке природы;

- работа с литературой, энциклопедиями.

Результат: повышение уровня экологической воспитанности детей (подведение итогов диагностики, внесение корректив в технологию работы с детьми по результатам диагностики).

Тематика бесед и консультаций с родителями по экологическому воспитанию.

1."Не причиняя вреда природе". (Обговорить правила поведения в природе).

2."Поклонись ягодке". (Поговорить о ягодах своей местности, рассказать, какие знания можно дать детям, правила сбора ягод, их охрана).

3."Зелёная аптека". (О комнатных растениях).

4."Крылатые доктора". (Познакомить с птицами, за которыми можно проводить наблюдения).

5."Сокровища леса". (Роль леса в жизни человека; что человек получает от леса, как вести себя в лесу; помощь человека лесу).

6."Ядовитые растения". (Познакомить с ними, правила обращения с ядовитыми растениями, охрана ядовитых растений).

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания.

Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль ДОУ в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Наша задача - показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.

Экологическая культура - это знания, практические навыки, эстетические переживания - эмоциональное отношение и практические поступки и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться её красотой т. д.).

Рассматривая проблему "Игра - как метод экологического воспитания" надо учитывать её актуальность, так как в настоящее время среда, окружающая человека находится в критическом состоянии. Игра же предусматривает активную познавательную деятельность с использованием разных анализаторов, что важно в умственном воспитании в развитии доброго, чуткого отношения к природе, а значит и воспитании экологической культуры с дошкольного возраста.

В ходе игровой деятельности дети легко запоминают названия растений, их строение, учатся заботиться о них, любоваться их красотой. Что доказывает значимость игры как экологического метода.

Системное использование игровой деятельности в воспитании экологической культуры позволяет добиться высокого уровня знаний.

Экологические игры младшего дошкольного возраста.

Сентябрь: "Угадай растение по описанию", "Найди листок, какой покажу", "Чудесный мешочек" (овощи и фрукты, "Узнай на вкус" (овощи и фрукты).

Октябрь: "Где спряталась матрёшка?", "Найди о чём расскажу", "Ботаническое лото с элементами моделирования» (овощи и фрукты,

"Узнай по запаху" (овощи, фрукты).

Ноябрь: "Овощи и фрукты" (лото с элементами моделирования, "Найди такой же", "Вершки и корешки".

Декабрь: "Кто во что одет" (лото с элементами моделирования, "Где спряталась рыбка?"(изображение рыбки, "Кто где живёт", "Сложи картинку".

Январь: "Кто где живёт?", "Сложи картинку" (4части).

Февраль: "В зимней столовой", "Птички", "Узнай по голосу, какая это птичка", "Угадай растение по описанию" (бальзамин, китайская роза, фикус).

Март: "Вороны", "Уточка", "Через ручеёк", "Воробушки и кот", "Солнышко и дождик", "Найди, что потерялось" (на прогулке, "Угадай по описанию".

Апрель: "К дереву беги", "Через ручеёк", "Кто быстрее найдёт берёзу, ель, дуб", "Угадай по описанию".

Май: "Найди дерево по описанию", "Что изменилось", лото "Кто, где живет?" (с элементами моделирования); "Чья это тень", лото "Кто как двигается" (с элементами моделирования); "Собери цветок из частей".

Литература:

1. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. Издательство «Акцидент», Санкт-Петербург, 1997.

2.«Методика экологического воспитания дошкольников», С. Н. Николаева, Москва, 2001.

3.«Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников», Л. И. Егоренков, Москва, 2001.

4.«Занятия на прогулках с детьми дошкольного возраста», С. Н. Теплюк, Москва, 2001.

5. Журналы: «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Ребёнок в детском саду».

6. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?», издательство «Педагогика», 1976.

Публикации по теме:
Библиотека изображений:
  • Дом, предметы быта
  • Времена года и погода
  • Осень
Автор публикации:
Методическая разработка по экологическому направлению «Природа — наш дом»
Опубликовано: 30 ноября 2013 в 23:31
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Рисуем с детьми в нетрадиционной технике
"Мишка Панда" ( «тычок» жесткой кисти, поролон) Цель: учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении; продолжать учить детей...
Охрана безопасности жизнедеятельности «Зимняя прогулка» в старшей группе детского...
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию небольшой материал по ОБЖ. Зимние прогулки хоть и приносят огромную радость детям, но иногда омрачают радость...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические представления....