Методическая разработка по экологическому направлению «Природа — наш дом»

Оксана Шелух
Методическая разработка по экологическому направлению «Природа — наш дом»

«Природа – наш дом»"

М. Монтессори. :
«Природа - источник огромного количества открытий и находок, счастья и труда"
Экологическое образование - одно из новационных направлений,

активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений.

Экологический компонент образования представлен в программе "Детство" в разделе "Ребёнок открывает мир природы". Отбор в программу представлений о природе осуществляется на основе ведущих идей естествознания и экологии: единства организма и среды, взаимосвязи живого и неживого, многообразия и изменчивости природы, её целостности, единства человека и природы.

Программа ориентирована на развитие самостоятельности ребёнка в познании природы и взаимодействия с живыми существами, о чём свидетельствует её название. Для этого в её содержание наряду с представленными о природе выделены познавательные, речевые и практические умения, овладение которыми обеспечивает, с одной стороны освоение детьми экологических знаний, а с другой, - их применение в деятельности и накопление тем самым опыта гуманного отношения к природе.

- гуманизация образования как соответствие задач, содержание методов и форм взаимодействия с дошкольниками их ведущим возрастным потребностям, ориентированность педагогического процесса на накопление у детей опыта гуманного отношения к миру людей и природы;

- экологизация образования с целью формирования у дошкольников основ экологического миропонимания и экологически целесообразного взаимодействия с природой.

Исходя, из этих идей приоритетными ценностями образования были определены следующие:

- дошкольное детство как самоценный период развития личности;

- ребёнок, его интересы, возможности, склонности;

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

- любовь, доверие, дружба, сочувствие, миролюбие;

Процесс присвоения способствует развитию у ребёнка гуманистических установок осознание ценности жизни, уважение к ней, понимания значимости бережного и заботливого отношения к живому обогащая его

экологическую воспитанность. Это придаёт взаимодействию ребёнка с окружающим гуманистически направленный, созидательный характер.

Целью проектирования педагогического процесса экологического образования в детском саду явилось формирование экологической воспитанности дошкольников, выражающейся в гуманно-ценностном отношении к природе, проявлениями которого служат доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.

Экологическая воспитанность рассматривалась как результат педагогически грамотного приобщения ребёнка к экологической культуре. Важным условием успешности экспериментальной работы является педагогический коллектив как группа единомышленников, уважающих самоценность каждого из её членов.

Изучение экологической воспитанности детей.

С дошкольниками проводятся беседы с использованием картинок, диагностические игры, наблюдения за их поведением в природе, создаются проблемные ситуации.

Анализ диагностических данных показал, что характер отношения детей к природе обусловлен недостаточностью полноты и существенности их знаний о живом, несформированностью умений осуществления деятельности в природе, недостаточным развитием эмоционально-ценностного опыта отношения к ней.

Организация развивающей экологической среды в ДОУ предусматривает:

- наличие постоянного и удобного для детей места хранения инструментов и материалов для осуществления деятельности в природе;

- подбор дидактического материала для решения задач экологического образования детей;

- возможность практикования детьми освоенного опыта, проявления заботы о живых существах, самостоятельного получения знаний.

План работы:

Цель: развитие экологической воспитанности дошкольников.

Задачи:1. Освоение экологических представлений.

2. Развитие познавательных умений.

3. Овладение умениями ухода за живыми существами.

4. Накопление опыта гуманного отношения к растениям и животным.

Задачи конкретизируются, исходя из особенностях возраста детей, результатов диагностики, интересов педагогов и детей, условий местности.

Содержание - раздел программы "Ребёнок открывает мир природы", соответствующий возрасту детей.

Система педагогического взаимодействия (организованное обучение, совместная деятельность взрослого с ребёнком, самостоятельная деятельность детей).

Совместная деятельность воспитателя и детей включает:

- диагностику экологической воспитанности детей (первичную, текущую, контрольную);

- наблюдения в уголке природы на прогулке у окна;

- целевые прогулки на природе;

- игры (дидактические, развивающего характера, сюжетные, подвижные);

- рассказы воспитателя, чтения детской литературы;

- беседы и разговоры детьми на экологические темы по их интересам;

- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе;

- сбор коллекций, семян, камней, осенних листьев;

- опыты, поисковую деятельность;

- труд в уголке природы;

- просмотра диафильмов, фильмов, презентаций;

- работа с моделями;

- работа с календарями природы, дневниками наблюдений;

- различные виды изобразительной деятельности на экологические темы;

- экологические досуги и праздники;

- выставка художественной литературы.

Специально организованное обучение включает:

- экскурсии, НОД, наблюдения за животными и растениями (распознающее за одним объектом, сравнительное, с использованием раздаточного материала, наблюдение за изменением и развитием);

- изобразительную деятельность по экологической тематике;

- ознакомление с трудом взрослых в природе;

- обучение детей по уходу за растениями и животными;

- развитие речи (составление рассказов о природных объектов и явлениях- по аналогии, описательных, сравнительных, из опыта; описательных загадок; придумывание экологических сказок; этические беседы);

- обобщение представлений о природе (беседы обобщающие; обобщающее наблюдение);

- классификацию представлений о природе (беседы с использованием моделей, НОД в форме дидактической игры на классификацию).

Самостоятельная деятельность детей:

- стимулирование педагогом самостоятельной деятельности детей, задания для самостоятельных наблюдений в природе, создание проблемных ситуаций - познавательных и практических;

- разные виды игр;

- экспериментирование;

- уход за растениями и животными в уголке природы;

- работа с литературой, энциклопедиями.

Результат: повышение уровня экологической воспитанности детей (подведение итогов диагностики, внесение корректив в технологию работы с детьми по результатам диагностики).

Тематика бесед и консультаций с родителями по экологическому воспитанию.

1."Не причиняя вреда природе". (Обговорить правила поведения в природе).

2."Поклонись ягодке". (Поговорить о ягодах своей местности, рассказать, какие знания можно дать детям, правила сбора ягод, их охрана).

3."Зелёная аптека". (О комнатных растениях).

4."Крылатые доктора". (Познакомить с птицами, за которыми можно проводить наблюдения).

5."Сокровища леса". (Роль леса в жизни человека; что человек получает от леса, как вести себя в лесу; помощь человека лесу).

6."Ядовитые растения". (Познакомить с ними, правила обращения с ядовитыми растениями, охрана ядовитых растений).

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания.

Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль ДОУ в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Наша задача - показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.

Экологическая культура - это знания, практические навыки, эстетические переживания - эмоциональное отношение и практические поступки и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться её красотой т. д.).

Рассматривая проблему "Игра - как метод экологического воспитания" надо учитывать её актуальность, так как в настоящее время среда, окружающая человека находится в критическом состоянии. Игра же предусматривает активную познавательную деятельность с использованием разных анализаторов, что важно в умственном воспитании в развитии доброго, чуткого отношения к природе, а значит и воспитании экологической культуры с дошкольного возраста.

В ходе игровой деятельности дети легко запоминают названия растений, их строение, учатся заботиться о них, любоваться их красотой. Что доказывает значимость игры как экологического метода.

Системное использование игровой деятельности в воспитании экологической культуры позволяет добиться высокого уровня знаний.

Экологические игры младшего дошкольного возраста.

Сентябрь: "Угадай растение по описанию", "Найди листок, какой покажу", "Чудесный мешочек" (овощи и фрукты, "Узнай на вкус" (овощи и фрукты).

Октябрь: "Где спряталась матрёшка?", "Найди о чём расскажу", "Ботаническое лото с элементами моделирования» (овощи и фрукты,

"Узнай по запаху" (овощи, фрукты).

Ноябрь: "Овощи и фрукты" (лото с элементами моделирования, "Найди такой же", "Вершки и корешки".

Декабрь: "Кто во что одет" (лото с элементами моделирования, "Где спряталась рыбка?"(изображение рыбки, "Кто где живёт", "Сложи картинку".

Январь: "Кто где живёт?", "Сложи картинку" (4части).

Февраль: "В зимней столовой", "Птички", "Узнай по голосу, какая это птичка", "Угадай растение по описанию" (бальзамин, китайская роза, фикус).

Март: "Вороны", "Уточка", "Через ручеёк", "Воробушки и кот", "Солнышко и дождик", "Найди, что потерялось" (на прогулке, "Угадай по описанию".

Апрель: "К дереву беги", "Через ручеёк", "Кто быстрее найдёт берёзу, ель, дуб", "Угадай по описанию".

Май: "Найди дерево по описанию", "Что изменилось", лото "Кто, где живет?" (с элементами моделирования); "Чья это тень", лото "Кто как двигается" (с элементами моделирования); "Собери цветок из частей".

Литература:

1. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. Издательство «Акцидент», Санкт-Петербург, 1997.

2.«Методика экологического воспитания дошкольников», С. Н. Николаева, Москва, 2001.

3.«Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников», Л. И. Егоренков, Москва, 2001.

4.«Занятия на прогулках с детьми дошкольного возраста», С. Н. Теплюк, Москва, 2001.

5. Журналы: «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Ребёнок в детском саду».

6. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?», издательство «Педагогика», 1976.

Публикации по теме:
Библиотека изображений:
  • Дом, предметы быта
  • Пожарная безопасность
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Методическая разработка по экологическому направлению «Природа — наш дом»
Опубликовано: 30 ноября 2013 в 23:31
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Рекомендации, сценарный план и презентация «Год Маршака»
130 лет С. Я. Маршаку 2017 год объявлен годом Маршака. 3 ноября – 130 лет со дня рождения великого поэта, писателя, переводчика. Что можно сказать о С....
Фотоотчёт по рисованию поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень»
Фото отчёт «Рисование поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень» Доброго времени суток уважаемые коллеги! Хочется представить вам фото отчёт...
Конспект занятия по конструированию из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста...
Цель: освоение первичных навыков моделирования, приобретение начальных представлений о правилах комбинаторики, развитие пространственных представлений,...
Фотоотчет совместной выставки работ родителей и детей «Покровская ярмарка — поделки...
Уж ты, батюшка Покров, Защити наш дом и кров От беды-ненастья, непогоды-горести, Отсыпь нам счастья-радости полные горсти! Уж мы тебя рады каждый год...
Фотоотчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»
Фото отчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»! Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Мне кажется, что никто не написал об осени лучше...