Методическая разработка «Познавательно-исследовательская деятельность детей. «Муравьи — санитары леса»

Галина Рассадкина
Методическая разработка «Познавательно-исследовательская деятельность детей. «Муравьи — санитары леса»

Познавательно-исследовательская деятельность детей старшей группы.

Образовательная область «Познание».

Тема: "Муравьи – санитары леса"

Образовательная область «Познание»

• Наблюдения за муравьями на участке

Программное содержание: Внимательно рассмотреть особенности строения муравья, воспитывать наблюдательность, любознательность.

• Темы для беседы: Муравьи — надёжные помощники лесоводов; Лесные муравьи — хищники; Муравьи неутомимые труженики; Как устроен муравейник; Какие враги есть у муравьев.

Программное содержание: Углубить знания детей о муравьях, их

образе жизни; о роли муравьев в жизни леса - о полезной деятельности

муравьев и о том, какой вред лесу причиняют те, кто разоряет

муравейники; Объяснять, что строительство муравейника - это большой

труд многих тысяч шестиногих созданий. Воспитывать доброжелательное

отношение к живым существам. Разъяснять, почему нельзя разорять

муравейники.

• Математическое развитие

Тема:«Стрекоза и Муравей»

С использованием приемов и методов ТРИЗ; блоки Дьенеша.

Программное содержание: Закреплять знания о геометрических телах, фигурах, линиях, углах. Формировать умение соотносить геометрическое тело и геометрическую фигуру. Развивать навыки работы со схемой, логическое мышление, внимание, зрительное восприятие.

Материал:. Картинки с изображением Стрекозы и Муравья.

Геометрические тела. Карточка с прямой, замкнутой и ломаной линиями. Схемы преобразования одной фигуры в другую (из счётных палочек). Карточки с геометрическими фигурами; счётные палочки; карточки для игры «Найди и закрась цифру»; цветной карандаш; схема и блоки Дьенеша; красный и жёлтый круги на каждого ребёнка.

Образовательная область «Коммуникация»

Тема: «Путешествие муравьишки».

С использованием приема моделирования.

Программное содержание: Обобщить представления детей о муравьях; упражнять в различении и назывании насекомого по ярким признакам (величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела); уточнить представления о пользе насекомого;

• развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок и решения творческих задач.

• Материал: Модель муравья и модели разных частей насекомых. Игрушки (паук, жук, муравей). Разрезные картинки “ муравей»; бросовый материал (веточки, спички, листочки вырезанные из бумаги) для изготовления муравейника.

Образовательная область «Художественное творчество»

Тема: «Муравей»

• Аппликация с использованием приема работы с сухими листьями.

Программное содержание: Познакомить детей со схематичным изображением предметов; учить соотносить размер и форму засушенных листьев с деталями изображения; упражнять в расположении деталей по отношению друг к другу и на фоне.

Материал: Образец аппликации, схемы с изображением муравья, засушенные мелкие листья (акация, шиповник, рябина, удлиненные листья (облепиха, ива и т. д, фломастеры, альбомный лист, клей, тряпочка, кисточка для клея.

• Нетрадиционная техника: Отпечатки листьев.

Программное содержание: Развивать эстетическое восприятие колорита в природе; учить изображать муравья с помощью отпечатков сухих листьев.

Материал: Образец рисунка, сухие осенние листья с различных деревьев, гуашь, альбомный лист, кисть.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Программное содержание: Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки; учить выделять главную мысль сказки, ее мораль; учить использовать образные выражения, народные пословицы для формулировки идеи сказки.

• Сказка М. Михайлова «Лесные хоромы»

• Басня И. Крылова «Стрекоза и муравей»

• В Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Чтение рассказа Л. Толстого «О муравьях»

Вопросы детям:

1. Что вы узнали из рассказа о муравьях.

2. Как муравьи поняли, где стоит варенье.

3. Что сделал муравей, чтобы рассказать другим, где находиться варенье.

Рекомендации по организации работы с детьми:

-Наблюдение за муравьями в разное время года.

-Связь с растительным и животным миром.

-Беседа с детьми о полезных свойствах муравьиной кислоты.

Игры с детьми: «Муравьиный терем»

-Детей можно разделить на команды. Каждая команда собирает ветки на своём участке. У кого получится муравейник больше. Когда ветки собраны, воспитатель спрашивает, устали ли дети? Похож ли их муравейник на муравейник лесных муравьев? Кто видел муравьиные кучи в лесу? Чем они отличаются от наших муравейников?

Эту игру лучше проводить весной после обрезки деревьев.

-Задания детям: "Нарисуй муравейник", "Сочини сказку", "Построй сам муравейник«, составь цепочку слов (ассоциация, исходное слово муравей, муравейник, пень и др.

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование на неделю (старшая группа) Старшая группа. Организованная непосредственно образовательная деятельность, совместная образовательная деятельность воспитателя и детей.

Расписание непосредственно образовательной деятельности в младшей разновозрастной группе Расписание непосредственно образовательной деятельности в младшей разновозрастной группе День недели Приоритетные направления Образовательная.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Насекомые и пауки
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Методическая разработка «Познавательно-исследовательская деятельность детей. «Муравьи — санитары леса»
Опубликовано: 10 ноября 2013 в 14:25
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник»
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник». Возрастная группа: средняя группа Цель: Доставить детям положительные эмоции и хорошее...
Проект «Все профессии нужны, все профессии важны»
Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны». Введение: Счастлив тот человек, который выбрал профессию по душе. Правильно подобранное ремесло...
Фотоотчет: рисование «Снеговики в шапочках и шарфиках»
Задачи: учить детей рисовать гуашью; показать приемы работы с гуашью; развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций; воспитывать...
Магнитик — сувенир. План — конспект совместной деятельности. Средняя группа.
Тема: Магнитик – сувенир. Цель: Вылепить с детьми сувенир – магнитик. Задачи: Формировать умение лепить из природной глины различные предметы;...
«Окна в дыму» (фото отчет детского творчества по теме «Безопасность»)
Прошла у нас неделя безопасности. Как результат работы было рисование « С дымом мешается облако пыли. » В работе с детьми мы использовали различные...