Методическая разработка «Познавательно-исследовательская деятельность детей. «Муравьи — санитары леса»

Галина Рассадкина
Методическая разработка «Познавательно-исследовательская деятельность детей. «Муравьи — санитары леса»

Познавательно-исследовательская деятельность детей старшей группы.

Образовательная область «Познание».

Тема: "Муравьи – санитары леса"

Образовательная область «Познание»

• Наблюдения за муравьями на участке

Программное содержание: Внимательно рассмотреть особенности строения муравья, воспитывать наблюдательность, любознательность.

• Темы для беседы: Муравьи — надёжные помощники лесоводов; Лесные муравьи — хищники; Муравьи неутомимые труженики; Как устроен муравейник; Какие враги есть у муравьев.

Программное содержание: Углубить знания детей о муравьях, их

образе жизни; о роли муравьев в жизни леса - о полезной деятельности

муравьев и о том, какой вред лесу причиняют те, кто разоряет

муравейники; Объяснять, что строительство муравейника - это большой

труд многих тысяч шестиногих созданий. Воспитывать доброжелательное

отношение к живым существам. Разъяснять, почему нельзя разорять

муравейники.

• Математическое развитие

Тема:«Стрекоза и Муравей»

С использованием приемов и методов ТРИЗ; блоки Дьенеша.

Программное содержание: Закреплять знания о геометрических телах, фигурах, линиях, углах. Формировать умение соотносить геометрическое тело и геометрическую фигуру. Развивать навыки работы со схемой, логическое мышление, внимание, зрительное восприятие.

Материал:. Картинки с изображением Стрекозы и Муравья.

Геометрические тела. Карточка с прямой, замкнутой и ломаной линиями. Схемы преобразования одной фигуры в другую (из счётных палочек). Карточки с геометрическими фигурами; счётные палочки; карточки для игры «Найди и закрась цифру»; цветной карандаш; схема и блоки Дьенеша; красный и жёлтый круги на каждого ребёнка.

Образовательная область «Коммуникация»

Тема: «Путешествие муравьишки».

С использованием приема моделирования.

Программное содержание: Обобщить представления детей о муравьях; упражнять в различении и назывании насекомого по ярким признакам (величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела); уточнить представления о пользе насекомого;

• развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок и решения творческих задач.

• Материал: Модель муравья и модели разных частей насекомых. Игрушки (паук, жук, муравей). Разрезные картинки “ муравей»; бросовый материал (веточки, спички, листочки вырезанные из бумаги) для изготовления муравейника.

Образовательная область «Художественное творчество»

Тема: «Муравей»

• Аппликация с использованием приема работы с сухими листьями.

Программное содержание: Познакомить детей со схематичным изображением предметов; учить соотносить размер и форму засушенных листьев с деталями изображения; упражнять в расположении деталей по отношению друг к другу и на фоне.

Материал: Образец аппликации, схемы с изображением муравья, засушенные мелкие листья (акация, шиповник, рябина, удлиненные листья (облепиха, ива и т. д, фломастеры, альбомный лист, клей, тряпочка, кисточка для клея.

• Нетрадиционная техника: Отпечатки листьев.

Программное содержание: Развивать эстетическое восприятие колорита в природе; учить изображать муравья с помощью отпечатков сухих листьев.

Материал: Образец рисунка, сухие осенние листья с различных деревьев, гуашь, альбомный лист, кисть.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Программное содержание: Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки; учить выделять главную мысль сказки, ее мораль; учить использовать образные выражения, народные пословицы для формулировки идеи сказки.

• Сказка М. Михайлова «Лесные хоромы»

• Басня И. Крылова «Стрекоза и муравей»

• В Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Чтение рассказа Л. Толстого «О муравьях»

Вопросы детям:

1. Что вы узнали из рассказа о муравьях.

2. Как муравьи поняли, где стоит варенье.

3. Что сделал муравей, чтобы рассказать другим, где находиться варенье.

Рекомендации по организации работы с детьми:

-Наблюдение за муравьями в разное время года.

-Связь с растительным и животным миром.

-Беседа с детьми о полезных свойствах муравьиной кислоты.

Игры с детьми: «Муравьиный терем»

-Детей можно разделить на команды. Каждая команда собирает ветки на своём участке. У кого получится муравейник больше. Когда ветки собраны, воспитатель спрашивает, устали ли дети? Похож ли их муравейник на муравейник лесных муравьев? Кто видел муравьиные кучи в лесу? Чем они отличаются от наших муравейников?

Эту игру лучше проводить весной после обрезки деревьев.

-Задания детям: "Нарисуй муравейник", "Сочини сказку", "Построй сам муравейник«, составь цепочку слов (ассоциация, исходное слово муравей, муравейник, пень и др.

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование на неделю (старшая группа) Старшая группа. Организованная непосредственно образовательная деятельность, совместная образовательная деятельность воспитателя и детей.

Расписание непосредственно образовательной деятельности в младшей разновозрастной группе Расписание непосредственно образовательной деятельности в младшей разновозрастной группе День недели Приоритетные направления Образовательная.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Насекомые и пауки
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Методическая разработка «Познавательно-исследовательская деятельность детей. «Муравьи — санитары леса»
Опубликовано: 10 ноября 2013 в 14:25
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Женская обережная куколка «Долюшка» или «На счастье»
Доброго времени суток, мои друзья и читатели моей странички! Начну свою публикацию стихами хорошо нам с вами известной Леночки Пономарёвой: Нежно в руки...
«Наш мордовский уголок!»
Мордовский уголок в саду- это приобщение ребенка к национальной культуре:обычаям, традициям народов родного края. Именно в дошкольном возрасте...
Занятие «Домашние животные»
На доске рисунки животных: кошка, собака, корова, коза, лошадь, свинья, лиса. Педагог. Кто "лишний"? Как можно назвать остальных животных одним словом? (...
Летнее творчество детей старшего дошкольного возраста. Панорамная композиция...
Идея создания яркой картины для украшения группы пришла сама собой, на улице моросили дожди и хотелось чего-то яркого и весёлого. Мы с ребятами немного...
Мини-песочница для экспериментирования «Волшебный чемодан» (Фотоотчет)
Добрый день, уважаемые коллеги! Этим летом, когда мы оформляли территорию на участке нашего детского сада, одна из мам принесла к нам в группу огромный...