Лучший педагог года

Методическая разработка проектной деятельности «Художники Башкортостана»

Лариса Андреева
Методическая разработка проектной деятельности «Художники Башкортостана»

Методическая разработка проектной деятельности по теме "Художники Башкортостана", МАДОУ Детский сад № 274 город УФА, воспитатели Овчинникова Елена Мавлитовна и Косарева Ирина Ивановна

Идея проекта :

очень важно в детстве соприкоснуться с искусством, дать почувствовать радость, вызвать у детей чувство гордости за соотечественников, самобытных художников Башкортостана.

Вид проекта :

Тип проекта : информационно - познавательный.

Публикация «Методическая разработка проектной деятельности „Художники Башкортостана“» размещена в разделах

Участники проекта : дети, педагоги, родители.

Масштаб проекта : краткосрочный.

Вид проекта : групповой.

Основание для разработки :

Реализация проекта обеспечивает активное участие детей, родителей и педагогов.

Проект может быть реализован в рамках совместной деятельности.

Актуальность проекта :

2014 год - Год культуры в Российской Федерации и РБ.

Художественное образование и воспитание средствами искусства – неотъемлемая часть достойного образования. «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного».

Духовное развитие человека, включая эстетическое, начинается с раннего детства. Одна из отличительных особенностей ребенка дошкольного возраста – способность эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов, явлений, произведений искусства, в том числе живописи. Ребенок открывает мир как радостное, прекрасное, полное красок целое.

При ознакомлении детей с художниками Башкортостана. открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.

Цель проекта :

Содействовать всестороннему культурному развитию детей. Формирование у дошкольников потребности в получении новых знаний о живописи графике художников Башкортостана и развивать чувство прекрасного на основе знакомства с их творчеством.

Задачи проекта :

1. Познакомить детей с творчеством художников республики Башкортостан.

2. Учить различать виды искусства (пейзаж. портрет, натюрморт)

3. Формирование познавательных умений: поиск и сбор информации, сравнение и анализ, умение отражать результаты поиска в разных видах творческой деятельности (игровой, музыкальной, художественной).

4. Развивать мышление, эстетическое восприятие, творческую активность.

5. Воспитывать чувство гордости за своих талантливых земляков.

6. Формировать интерес к самостоятельному творчеству.

Реализация проекта :

Сбор информации (фотографий художников, статьи и т. д) о художниках республики Башкортостана, с вовлечением родителей и детей.

Выставка коллажей по теме: «Времена года в творчестве художников и детей».

Выставка детских рисунков по теме «натюрморт»

Экскурсия в музей художественной выставки «Ижад».

Реализация проекта предполагали следующие этапы:

1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.

Проблема исследования:

Проблема состоит в том, что родители мало посещают городские музеи, в том числе и художественные выставки. Многие дети не знают замечательных художников Башкортостана, об их творчестве. а также их работы.

Гипотеза исследования:

Если познакомить детей с творчеством художников Башкортостана, тогда самостоятельная художественная деятельность детей станет более разнообразной и содержательной. В соответствии с проблемой и гипотезой исследования,поставили задачи дальнейшего исследования проблемы.

Пробудить у детей интерес к окружающей действительности на основе знакомства с творчеством художников-соотечественников.

Познакомить детей с творчеством художников Башкортостана.

Обеспечить участие семьи в воспитательном направлении развития интереса к художественному искусству.

Создать культурно-эстетическую среду в ДОУ, в которой ребенок выступает, как зритель, исследователь, активный участник, созидатель, творец.

Учить детей правильно вести себя в музеях и других общественных местах и улицах нашего города

Закрепить приобретённые знания через игровую деятельность.

Предполагаемый результат:

У детей появится интерес к окружающей действительности на основе знакомства с творчеством художников-соотечественников, разовьются потребности в приобретении новых знаний

Сформируются познавательные умения: поиск и сбор информации, сравнение и анализ, умение отражать результаты поиска в разных видах творческой деятельности (игровой, музыкальной, художественной,дошкольники установят собственные отношения с историей, культурой, людьми.

Закрепятся приобретённые знания через игровую деятельность.

Организация исследования в рамках проекта, виды исследовательской деятельности

2 этап Подготовительный.

Всю работу, предшествующую проведению проекта можно разделить на несколько этапов:

Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).

Уточнение представлений детей их знаний детей о художниках Башкортостана и их творчестве, т. е. их личный опыт, на который можно опереться (проведение первичной диагностики).

Изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей с творчеством художников, их живописью и графикой.

Беседа с детьми. Цель: выявить знания о художниках, их готовность пополнить эти знания, предложить создать на эту тему. : Выставку коллажей по теме: «Времена года в творчестве художников и детей».Выставка детских рисунков по теме «натюрморт».Создание в детском саду,выставки семейного рисунка.

Доведение до участников проекта важности данной проблемы. Заинтересовать каждого темой проекта.

Подбор материала по данной теме: методического, научно-популярного и художественной литературы.

Совместное составление плана работы над проектом. Учитывается мнение всех участников проекта «Знакомство старших дошкольников с художниками Башкортостана»

3 этап. Выполнения проекта.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Процесс

Совместная деятельность педагога и детей

Деятельность педагога

Подготовительный этап

Выявление проблемы

Диагностика знаний и представлений о сезонных изменениях в природе, о колорите цветов осеннего времени года, об умении передавить красоту осеней природы в художественном творчестве.

Организационная работа

Чтение художественной литературы :

Рассказ В. Сутеева «Мешок яблок»; В. Корабельникова «Солнечный свет осени»; М. Соколова-Микитова «Осень в лесу»; Г. Скребицкого «Четыре художника» (отрывок из рассказа).

Сказки: В. И. Даль «Война грибов»; русская народная сказка «Война грибов».

Стихотворения: А. С. Пушкин, И. Бунин, С. Дрожжин, З. Федоровская, А. Фет,

Н. Некрасов, А. Майков, Ф. Тютчев, А. Плещеев, Ю. Тувим.

Продуктивные виды деятельности

1. Подборка дидактических игр и упражнений, загадок, пословиц, поговорок, пальчиковых игр, физкультминуток, динамических пауз, художественных репродукций об осени.

2. Сбор осенних листьев, природного материала (шишки, каштаны, жёлуди, веточки).

3. Составление букета из осенних листьев.

4. Разгадывание кроссворда «Дары осени».

Беседы с детьми:

«Значимость профессии художника»

«Виды жанров: портрет, пейзаж, натюрморт»

«Как художник составляет натюрморт?»

«Что такое настроение и бывает ли оно у картины»

"Теплые и холодные цвета"

«Мир природы»

По картинам:

Б. Ф Домашников «Это все березы»; «Под Уфой-Весна»

Адия Ситдикова «Чак-чак»; «Аромат меда»

К. А Давлеткильдеев «Девушка-башкирка в голубом»

А. Ф Лутфулин «Женский портрет»

А. Э Тюлькин «Изба Салавата»

Кадыров Рафаэль «Цветы с бабочкой»

Игры (дидактические) :

«Найди свой цвет»

"Времена года"

«Какого цвета осень»

«Какое дерево лист потеряло»

«Собери фрукты»

«Составь натюрморт»

«Овощи»

«Подбери цвет»

«собери картину»

Подвижные:

«Краски»

«Огород»

«Листопад»

«Дождик и солнышко»

Экскурсии:

Музей художественной выставки «Ижад»

Рассматривание осенних деревьев на территории детского сада.

Взаимодействие с музыкальным руководителем.

Слушание музыкальных произведений:

Пьеса «Октябрь», «Осенняя песнь», цикл «Времена года» П. И. Чайковского, А. Вивальди «Осень», А. Лядов «Музыкальная табакерка», В. Гаврилин «Вальс. Весёлая прогулка» из цикла «Зарисовки»

Основной этап:

Систематизация информации

Тема «ЗНАКОМСТВО С ИСКУССТВОМ - РАССМАТРИВАНИЕ НАТЮРМОРТОВ» (рисование)

Тема «ЧТО ТАКОЕ НАТЮРМОРТ?» (рисование)

Тема «ВАЗА С ФРУКТАМИ» (лепка)

Тема «Цветы в вазе (барельев)

Тема «Фрукты на тарелке»(апликация)

Тема" Знакомство с жанром-пейзаж"

Тема «ОСЕННИЙ ЛЕС» (рисование)

Тема «ДУЕТ СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР. (рисование)

Тема «ЧТО ТАКОЕ ПЕЙЗАЖ» (рисование)

Тема «Золотая осень»(рисование)

Тема «Поздняя осень»(рисование)

Тема «осенний пейзаж» (аппликация)

Тема «Березовая роща»(аппликация)

Тема: Знакомство с жанром -портрет

«Нарисуй друга»(рисование)

Тема «Автопортрет»(рисование)

Итоговый НОД на тему «Художники Башкортостана»

Работа с родителями:

Консультации в папки-передвижки:

«Осенние превращения»

«Природа глазами художников»

«Осень щедра на подарки»

«Жанры живописи. Натюрморт»

«Жанры живописи. Пейзаж»

«Аппликация из осенних листьев»

4 Этап (результаты практической деятельности)

Выставки детских рисунков, разных жанров изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт).Овладение знаниями о художниках Башкортостана и об их творчестве.

Вывод:

Проектный метод явился действительно эффективным, при формирований познавательного интереса детей к творчеству художников нашей республики.

Работы педагогов по ознакомлению старших дошкольников с живописью повысили уровень художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников.

Мы гордимся родной республикой, гордимся своими художниками.

Уверенны. что и наши дети активно участвуя в познании культурного наследия, вырастут любящими свой родной край, умеющими защитить его и сделать еще красивее.

Литература:

Серия «Энциклопедия живописи для детей» : «Пейзаж», «Портрет», «Сказка в русской живописи» и др.

Доронова Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей».

Ёлкина Н. В., Мариничева О. В. «Учим детей наблюдать и рассказывать». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития». 1997 г.

Программа «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой (раздел «Художественное творчеств)

Комарова Т. С. «Детское художественное творчество». Методическое пособие для воспитателей и педагогов. Издательство Мозайка - Синтез, г. Москва, 2006г.

Курочкина Н. А. «Дети и пейзажная живопись. Времена года» Библиотека программы «Детство» г. Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2004.

Публикации по теме:

Фрагмент рабочей программы: планирование тематической недели «Наш детский сад» (вторая младшая группа) Пояснительная записка. Нормативно-правовые документы: 1. Федеральный закон от 29.12.2012. № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

Методическая разработка (фрагмент) НОД «Мой город» Методическая разработка (фрагмент) НОД по теме «Мой город». Составление лозунгов на тему «Чистый город» совместно с родителями. 1. Любим.

Конспект НОД «Весна Победы» Конспект НОД на тему: "Пусть будет мир над головою, подвластно белым голубям!" Цель: прививать любовь к Родине, желание служить ей, защищать;.

Методическая разработка организации проектной деятельности старших дошкольников по теме «Мир профессий»Методическая разработка организации проектной деятельности старших дошкольников по теме «Мир профессий» Управлением образования Администрации города Екатеринбурга с целью расширения знаний о мире профессий, развития творческих способностей.

Методическая разработка по обеспечению прикладной деятельности «Наш любимый детский сад». В данной методической разработке мы расскажем, как создать в рамках проектной деятельности макет уголка природы «Наш любимый детский сад».

Методическая разработка по проектной деятельности в подготовительной группе «Что такое космос?» Возраст: 6 – 7 лет (подготовительная группа). Тип проекта: краткосрочный информационно – познавательный проект. Проблемные вопросы: Что.

Методическая разработка по теме «Игрушки» Я работаю учителем – логопедом 31 год. Из опыта работы я знаю насколько необходимо для успешности и эффективности коррекционного процесса.

Методическая разработка по воспитанию у детей любви к родному краю и ознакомлению с культурой народов Башкортостана Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 84 корпус 2 Советского района городского округа город Уфа.

Методическая разработка проектной деятельности «Физическое воспитание–это то, что обеспечит здоровье и доставит радость» Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того,.

Методическая разработка проектной деятельности «Физическое воспитание» Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка проектной деятельности «Художники Башкортостана»
Опубликовано: 21 августа 2015 в 13:37
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД