Программа кружковой работы «Разноцветные слова» по мнемотехнике.

Татьяна Ромашкина
Программа кружковой работы «Разноцветные слова» по мнемотехнике.

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п Наименование разделов Стр.

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка: 3

1.1.1. Цели и задачи реализации программы 4

1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы 5

1.2. Сроки реализации программы 6

1.3. Планируемые результаты освоения воспитанниками про-граммы 6

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.2. Планирование на учебный год 7

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Образовательная нагрузка (количество, длительность и время проведения) 12

3.2. Виды и формы работы с детьми 12

3.3. Структура занятий 13

3.4. Методическое обеспечение программы 13

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.

К. Д. Ушинский

1.1. Пояснительная записка

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи, это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). В детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания сервировки столов, уход за комнатными растениями т. п.

На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Актуальность программы: опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как, если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. Таким образом, приём символизации - это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например, в стихах.

Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица, подбираются рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). И так шаг за шагом создается мнемотаблица. Следующий этап работы с мнемотаблицей - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. Затем проводится словарная работа по произведению, беседа по смыслу прочитанного и предоставляет возможность воспроизвести текст детьми с опорой на рисунки. За время работы в группе будут созданы серии мнемотаблиц для детей на стихотворения различной тематики: «Зима», «Весна», «Перелётные птицы», «Зимующие птицы», «Насекомые», «Профессии» и многие другие. Основой мнемотаблиц являются известные стихи. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы. Постепенно память дошкольников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание станет для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым. Ведь одно из правил укрепления памяти и речи гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики».

1.1.1. Цели и задачи программы

Цель кружковой работы: развитие связной речи, памяти, мышления, воображения и внимания детей средствами мнемотехники, развитие творческих способностей.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие:

- расширение с помощью мнемотехники представлений ребенка об окружающем мире.

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

Познавательное развитие:

- создание исходной базы для развития памяти;

- перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы;

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

Речевое развитие:

- решение речевых проблем с помощью развития и расширения активного словарного запаса;

- воспитание у детей устойчивого интереса к изучению стихов, пересказу сказок и рассказов;

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи;

- воспитание и развитие навыка у детей к ораторскому искусству и умению слушать;

- овладение речью как средством общения и культуры.

Художественно-эстетическое развитие:

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;

- восприятие художественной литературы;

- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

- реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной).

Физическое развитие:

- развитие координации движений, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, крупной и мелкой моторики обеих рук.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы:

Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, в ее основу заложены основные принципы и подходы:

- принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка;

- принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной коррекционной педагогики);

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;

- принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (законных представителей, педагогических работников) и детей;

- предполагает реализацию образовательного процесса в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры, познавательной деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно- эстетическое развитие ребенка;

- строится на основе индивидуальных особенностей и потребностей детей, связан-ных с их состоянием здоровья;

- обеспечивает приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- основывается на возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); предусматривает поддержку инициативы детей в различных видах деятельности; непрерывность (преемственность) образования (формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью);

При разработке образовательной программы учтены принципы общей педагогики:

Единство воспитательного и образовательного процесса.

Научность содержания обучения.

Учет возрастных возможностей ребенка.

Доступность материала.

Повторяемость материала.

Концентричность материала.

1.2. Срок реализации программы: 1 год.

1.3. Планируемые результаты освоения воспитанниками программы:

- увеличивается круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

- увеличивается словарный запас и выходит на более высокий уровень;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Планирование на 2017-2018 учебный год

№ Месяц Тема Задачи

1. Сентябрь Знакомство с мне-моквадратами. Познакомить детей с мнемоквадратами. Развивать память, внимание, логическое мышление.

2. Сентябрь Игра-путешествие

«Угадай, где звук». Развивать внимательность, наблюдатель-ность, продолжать знакомство с мнемок-вадратами.

3. Сентябрь Знакомство с мне-модорожкой. Обучать составлять короткие предложе-ния по мнемодорожке. Развивать память, внимательность.

4. Октябрь Заучивание стихо-творения «Наша Таня громко пла-чет….» с использо-ванием приемов мнемотехники. Закреплять умение соотносить символы с образами.

Формировать способность детей эмоцио-нально воспринимать поэтические произ-ведения, осознавать содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести четверостишие.

5. Октябрь Заучивание стихо-творения «Еж свернулся в клубок» Закреплять умение соотносить символы с образами.

Формировать способность детей эмоцио-нально воспринимать поэтические произ-ведения, осознавать содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести четверостишие.

6. Октябрь Составление 2-3 предложения на те-му «Осень» по кар-тинке. Продолжать учить составлять предложе-ния по картинкам и мнемодорожкам. Учить составлять небольшой рассказ.

7. Октябрь Пересказ рассказа «Ёж» с опорой на мнемотаблицу. Закреплять умение соотносить символы с образами. Учить пересказывать рассказ близко к тексту с опорой на мнемотабли-цу.

8. Ноябрь Пересказ русской народной сказки «Гуси-лебеди» Закреплять умение соотносить символы с образами. Учить пересказывать сказку близко к тексту с опорой на мнемотабли-цу.

9. Ноябрь Заучивание латыш-ской потешки «Что за грохот, что за стук?.» с опорой на мнемотаблицу (отрывок). Выучить отрывок потешки. Вызвать по-ложительный эмоциональный отклик. За-креплять умение соотносить символы с образами.

10. Ноябрь Рассказ про медведя с опорой на мнемодорожку. Учить составлять описательные рассказы про медведя, опираясь на полученные раннее знания и мнемодорожку.

Закреплять умение соотносить символы с образами.

11. Ноябрь Пересказ рассказа В. В. Бианки «Купа-ние медвежат». Закреплять умение соотносить символы с образами. Закреплять умение пересказы-вать рассказ, опираясь на мнемотабли-цу. Развивать активный словарь детей, память, внимание, наблюдательность.

12. Ноябрь Отгадывание зага-док Учить отгадывать загадки по мнемоквад-ратам. Закреплять умение соотносить символы с образами.

13. Декабрь Составление асс-циаций «На свете все на все похо-же…» Формировать умение детей составлять ассоциативный ряд, находить «зацепы». Расширять словарный запас - подбирать слова, обозначающие действия, продол-жать развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление.

14. Декабрь Путешествие в страну «Запоминай-ка». Формировать умение детей, используя различные виды дидактических упражнений развивать память и ассоциативное мышление.

15. Декабрь Заучивание потеш-ки «Сидит белочка в тележке.». Создание коллажа. Закреплять умение соотносить символы с образами.

Формировать способность детей эмоцио-нально воспринимать поэтические произ-ведения, осознавать содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести четверостишие.

16. Декабрь Игра-путешествие «Страна Знайкина» Закрепить умения перекодирования ин-формации, развитие памяти.

17. Январь Заучивание стихо-творения «Я со-сульку не сосу…» с использованием приемов мнемотех-ники. Закреплять умение соотносить символы с образами.

Формировать способность детей эмоцио-нально воспринимать поэтические произ-ведения, осознавать содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести четверостишие.

18. Январь Рассказывание сказки «Рукавичка».

Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием на-глядности. Закреплять умение составлять сказку связно в логической последова-тельности. Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку.

19. Январь Пересказ «Кто ска-зал мяу?».

Формировать способность вслушиваться в содержание прозаического текста, понимать его. Формировать умение кодировать текст символами, перекодировать его обратно во время пересказа. Закреплять умение

Соотносить существительные, прилага-тельные, глаголы в роде, числе, падеже.

20. Февраль Крокирование сти-хотворения «Птич-ки в клетке» Закрепить умение крокировать слова, понимать их. Продолжать учить воспроизводить стихотворение при помощи кроков.

21. Февраль Заучивание стихо-творения «Падает снежок» Формировать способность запоминать текст с помощью мнемотаблицы.

22. Февраль Игра – фантазия

«Целое и половин-ка» Развитие образной памяти, развитие воображения, творческих способностей. Формирование графо - моторных навыков. Продолжать развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами.

23. Февраль Пересказ сказки Б. Поттера «Ухти-Тухти».

Упражнять детей в умении пересказывать сказку по сюжетной картинке. Развивать словарный запас. Формировать умение соотносить знаковые символы с образами.

24. Март Упражнение «Чепу-ха», знакомство с 4 драконами. Формировать умение детей отвечать на вопросы воспитателя. Активизировать словарь, развивать память и логическое мышление.

25. Март Заучивание стихо-творения «Солнце землю согревает».

Закреплять умение соотносить символы с образами.

Формировать способность детей эмоцио-нально воспринимать поэтические произ-ведения, осознавать содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести четверостишие.

26. Март Нахождение зако-номерностей в сло-вах. Учить находить закономерности. Развитие логического мышления, внимания, памяти.

27. Март Создание вербаль-ной цепочки слов и способы ее запоми-нания. Трансформация.

Учить детей различным способам запоминания слов вербальным способом. Развивать образное мышление, воображение.

28. Март Пересказ сказки «Кот, петух и лиса»

Развивать диалогическую форму речи, совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными, употреблять существительные с предло-гами. Формировать умение пересказывать, опираясь на таблицу.

29. Апрель Заучивание стихо-творения А. Н. Плещеева «Весна».

Формировать умение внимательно отно-ситься к образному слову. Запоминать и интонационно выразительно воспроизво-дить слова стихотворения, используя мнемотаблицы. Закреплять умение пере-кодировать информацию. Развивать па-мять, внимание.

30. Апрель Пересказ текста рассказа «Мышки» по К. Д. Ушинскому Формировать умение детей внимательно слушать сказку, понимать её содержание, кодировать информацию.

31. Апрель Пересказ рассказа «Пришла весна». Закрепить умение рассказывать текст по мнемотаблице. Развивать внимание, на-блюдательность, память, логическое мышление.

32. Апрель Составление рас-сказа при помощи опорной схемы «Животные вес-ной». Учить вместе с воспитателем составлять небольшой рассказ по опорной схеме; учить называть детенышей животных, образовывать слова с помощью суффикса -онок-; различать слова с противоположным значением.

33. Май Трансформация Э. Успенский «Хоро-шо и плохо».

Д. и. «Домики»,

«Мои друзья». Развитие образного мышления, памяти, логического мышления. Формирование правильного отношения к миру.

34. Май Пересказ рассказа Г. А. Балла «Нови-чок на прогулке», используя мнемо-таблицу. Закрепить умение рассказывать текст по мнемотаблице. Развивать внимание, на-блюдательность, память, логическое мышление.

35. Май Заучивание грузин-ской потешки «Зна-ешь мама, где я был?.» с помощью мнемотаблицы.

Формировать умение внимательно отно-ситься к образному слову. Запоминать и интонационно выразительно воспроизво-дить слова потешки, используя мнемотаблицы. Закреплять умение перекодировать информацию. Развивать память, внимание.

36. Май Игра-путешествие

«Страна Запоминания» Закрепить различные способы запомина-ния нескольких картинок.

37. Май «Сочиняем сказку».

Формировать умение составлять неболь-шой рассказ по схеме, соблюдая последовательность, умение согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе. Использовать в речи предлоги за, под, перед.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Образовательная нагрузка:

Работа проводится вне занятий во вторую половину дня 1 раз в неделю.

Длительность занятий 15 минут.

Категория обучаемых: 3 -4 года.

При проведении занятий педагогом используются здоровьесберегающие техноло-гии, такие как:

1. Дыхательная гимнастика.

2. Гимнастика для глаз, кистей рук, и мышц тела.

3. Положительные эмоции (ободрение, похвала).

4. Подвижные игры.

5. Физкультминутки.

3.2. Виды и формы работы:

1. Группировка информации (рациотехника, например, при заучивании номеров телефонов мы разбиваем их на группы чисел;

2. Ассоциативные цепочки, когда устанавливается сходство между запоминаемым предметом и давно знакомым, например, сравнение Аппенинского полуострова с сапогом;

3. Метод ключевых слов помогает запомнить цепочку информации (текст). При этом ключевые слова должны отражать смысл отрывка и быть логически связаны между собой. Таким образом, формируется некий костяк текста, содержание и форму которого можно воспроизвести, восстанавливая в памяти цепочку ключевых слов.

4. Перекодирование информации (что означает тот или иной символ);

5. Крокировка (зарисовка текста символами);

6. Использование различных приемов для запоминания.

7. Использование мнемотаблиц - как основу, а также, картины иллюстрации, игрушки для составления пересказа различной формы.

8. Разучивание и декламация стихов.

9. Подвижные игры.

10. Логоритмика, дыхательная гимнастика.

11. Пластические этюды.

12. Творческая деятельность: рисование.

13. Диалог с игрушкой.

14. Драматизация, что способствует устранению психологического барьера у детей, повышение самооценки, значимости.

3.3. Структура занятий:

1. Приветствие.

При выборе тематики занятия, учитывается уровень развития детей, их мотивация, интересы, соотнесенность образовательной познавательной деятельности.

2. Работа с мнемотаблицей строится по следующему принципу:

• Рассматривание мнемотаблицы.

• Перекодирование информации.

• Воспроизведение таблицы по памяти.

Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, затем последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

3.4. Методическое обеспечение программы

1. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. испр. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 96 с.

2. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64 с.

3. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 224 с.

4. Ефименко Л. Н. Формирование речи у дошкольников. -М.:Дрофа, 1985.

5. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи//Логопед. М., 2008.-№4.-С. 102-115.

6. Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников. //Дошкольная педагогика. М, 2006.- №7.- С. 18-22.

7. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

8. Ушакова О. С., Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду М.: Про-свещение, 1993.

9. Фомичёва Г. А. Методика развития речи детей дошкольного возраста уч. пособие 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984.

10. Чернобай Т. А., Рогачёва Л. В., Гаврилова Е. Н. Оценка успешности речевого и физического развития дошкольников: метод. Рекомендации для педагогов детского сада; Под ред. В. Л. Малашенковой. – Омск: ООИПКРО, 2001.

11. Закон РФ «Об образовании» от 26.12.2012 №121965-6; Глава II. Система образования; Статья 12. Образовательные программы.

12. ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) утверждён 17 октября 2013 года Приказом №1155 Министерства образования и науки РФ.

Публикации по теме:

Образовательная программа кружковой работы (художественно-эстетического направления развития) «Эврика» Пояснительная записка Актуальность программы: Кружок «Эврика» - одна из форм работы с детьми дошкольного возраста в области художественного.

Программа кружковой работы центра социальной помощи семье и детям Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Центр социальной помощи семье и детям Иланский» Программа.

Программа кружковой работы по ПДД «Красный, желтый, зеленый» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «КРАСНАЯ ШАПОЧКА» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.

Программа кружковой работы «От слова к слову» по развитию речи детей 5–6 лет с использованием приемов мнемотехники Пояснительная записка Китайская мудрость гласит: «Услышал – забыл. Увидел – запомнил. Сделал – понял.» Это утверждение можно отнести к.

Программа кружковой работы по физическому воспитанию «Игры народов мира» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Игровой фольклор народов мира богат и разнообразен. Неоценим он и по своему двигательному содержанию. Ходьба, бег,.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Программа кружковой работы «Разноцветные слова» по мнемотехнике.
Опубликовано: 14 ноября 2017 в 15:45
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по пластилинографии «Снеговик».
Цель: создание знакомого образа в технике пластилинографии на горизонтальной поверхности. Задачи: стимулировать интерес детей к экспериментированию:...
Фотоотчет о проведении «Фестиваля семейных театров»
Фотоотчет " Фестиваль семейных театров" Воспитатель Любовь Захарова. Ежегодно в нашем дошкольном учреждении проводится "Фестиваль семейных театров"...
Открытое занятие ко Дню Победы.
Открытое занятие ко Дню Победы. Составила воспитатель Милета Оксана Владимировна Данное занятие с презентацией рассчитана для разновозрастной группы....
Фотоотчет «Оригами — творчество. Первая часть»
1. Конспект НОД по оригами «Была-жила лисица». Задачи: учить детей складывать из двух квадратов бумаги лису способом оригами; развивать мелкую...
Декор из ниток для оформления приемной (по сезонам)
Доброго всем времени суток, уважаемые гости моего блога. Мне хочется поделиться с вами вариантом изготовления объемных букв из шерстяных ниток. Предлагаю...