Папки-передвижки

Методическая разработка раздела образовательной программы «Экспериментальная исследовательская деятельность» (старшая группа)

Надежда Семенова
Методическая разработка раздела образовательной программы «Экспериментальная исследовательская деятельность» (старшая группа)

Методическая разработка раздела образовательной программы

Тема : «Экспериментальная исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Семенова Н. Ю., воспитатель

Процесс познания – творческий процесс, необычайно важный в личностном становлении ребенка дошкольника. Экспериментирование пробуждает творческую и познавательную активность детей, стимулирует воображение ребенка, включает его в творческую деятельность. Экспериментированием пронизана сама жизнь ребенка – дошкольника. Соприкасаясь с окружающим миром, он ежеминутно, ежечасно исследует, экспериментирует и в итоге – познает.

Публикация «Методическая разработка раздела образовательной программы „Экспериментальная исследовательская деятельность“ (старшая группа)» размещена в разделах

Разделы программы «Детство» «В игре ребенок развивается, познает мир, общается» (где включен раздел «Игра – экспериментирование с различными материалами», раздел «Ребенок открывает мир природы», реализуются через ряд методик и технологий :

О. В. Дыбина, Н. Н. Поддьяков «Ребенок в мире поиска»;

Т. А. Серебрякова Элементарная исследовательская деятельность в экологической работе с детьми старшего дошкольного возраста.

О. В. Дыбина «Неизведанное рядом»;

«Организация экспериментальной деятельности дошкольников», под ред. Л. Прохоровой

«Умственное воспитание детей дошкольного возраста», ред. Н. Н. Поддъякова

1. При организации экспериментальной исследовательской деятельности важно выбрать оптимальную форму деятельности, которая ни в коей мере не перегружая ребенка интеллектуально и физически, могла бы обеспечить результативность работы, главная цель которой - развитие интеллектуальных способностей детей, их чувственное развитие. И основным при этом будет овладение различными средствами решения познавательных задач. Развитие будет происходить только в тех случаях, когда ребенок оказывается в ситуации наличия - именно для него - познавательной задачи и решать ее успешно.

2. Этапы "исследовательского" обучения должны быть последовательными, идти по трем уровням реализации, определенным А. И. Савенковым (в рамках "Одаренный ребенок в массовой школе") :

• Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку;

• Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск);

• Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки решения осуществляются детьми самостоятельно.

3. Система отношений педагога с детьми должна строиться на основе сотрудничества:

• Безоговорочное уважение к любому ответу ребенка;

• Умение слышать и слушать друг друга;

• Приоритетность коллективного обсуждения и выработки единого решения;

• Внимательное отношение к детским вопросам.

Пути реализации поставленных задач

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : прием пищи, игру, прогулку, сон.

Для достижения поставленных задач мы наметили пути их реализации через:

• Предметно – развивающую среду

• Организованную деятельность с детьми

• Взаимодействие с родителями

Организация предметно-развивающей среды в группе

Накопление, систематизация, использование и преобразование опыта детей в деятельности опосредовано естественными и специально созданными условиями развивающей среды. При создании развивающей среды в группе мы опирались на положение А. В. Запорожца об амплификации (обогащении) детского развития, что предполагает расширение возможностей ребенка в разнообразных формах жизнедеятельности (игре, общении, экспериментировании, конструировании и др.) на основе предметной базы. Кроме того, предметно – развивающая среда должна соответствовать ряду принципов:

• Принцип дистанции, определенной позиции при взаимодействии ребенка с объектами неживой природы, помогающий обнаружить физические законы

• Принцип активности, самостоятельности, предполагающий обнаружение физических законов при взаимодействии ребенка и находящимися в группе объектами

• Принцип стабильности и динамичности. В группе каждый объект имеет свое место, однако если возникает необходимость передвинуть его, то на новом месте он символизирует то же отношение между объектами и явлениями физического мира.

• Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Данный принцип помогает выразить связи, существующие в мире живой и неживой природы, в жизни человека и природы.

• Принцип эмоциогенности, индивидуальной комфортности позволяет ребенку почувствовать свою внутреннюю, глубинную связь с природой, которая выполняет функцию создания внутреннего покоя человека, осознания своей гармоничности в мире природы

Для развития детского экспериментирования в нашей группе создан центр науки, который в себя включает:

1. Уголок природы. В нашей группе подобраны растения в соответствии с программными требованиями, имеются предметы ухода за ними.

2. Книжный уголок: В нем подобрана разнообразная литература природоведческого содержания: энциклопедии сказки, рассказы, стихи о природе.

3. И непосредственно сам Уголок экспериментирования, который включает в себя

• стол для экспериментирования,

приборы - помощники: увеличительные стекла, весы (безмен, песочные часы, компас, магниты;

разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, метал) разного объема и формы;

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена;

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы, дерева, пробки;

технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора;

разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;

красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);

медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы без иглы, мерные ложки, резиновые груши;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свеча

4. «Музей воздуха».

Организованная деятельность с детьми

В соответствии с программой «Детство» работа велась по трем направлениям:

• Живая природа

• Неживая природа

• Человек

Наиболее эффективными видами организованной деятельности на наш взгляд являются:

• НОД (Воздух-невидимка, Волшебная бумага, Поможем воде стать чистой, Магнитные силы, необыкновенная скрепка, Почему все падает на землю, Куда делась вода, Водяная мельница, Живые тени, Солнечные зайчики)

Экспериментальные игры : Тонет – не тонет, Мыльные пузыри, Сделаем растворы, в какой воде легче плавать, действия с магнитом, лупой, пересыпание сыпучих предметов, переливание жидкостей и др., позволяющие убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей.

• Наблюдение природных явлений в реальной жизни (замерзание воды в лужах, таяние снега при повышении температуры, выпадение тумана, появление радуги, образование пара от дыхания в холодную погоду и др) побуждают детей к поиску объяснения причин появления и образования природных явлений, обоснованию их физическими законами.

• Рассматривание схем к опытам, таблиц, рисунков позволяют упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.

• Использование энциклопедических данных повышает интерес к обсуждаемой проблеме, развивает интеллектуальную рефлексию

• Чтение художественной литературы позволяет услышать описание происходящих природных явлений.

Взаимосвязь детского экспериментирования с другими видами деятельности

Работа по экспериментированию охватывала все виды детской деятельности.

На НОД по изобразительной деятельности дети учились в графической форме изображать проведенный опыт, использовали нетрадиционную технику изображения, по математическому развитию дети знакомились с измерительной деятельностью, с условными мерками.

На НОД по развитию речи дети учились словами описывать этапы опытнической деятельности, грамотно и правильно выстраивать предложения, делать выводы и т. д.

В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания. Компьютер, интернет активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать образовательный процесс эмоционально окрашенным, привлекательным и вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности. Так, использование мультимедийных презентаций на НОД по математике, музыке, ознакомлении с окружающим миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.

Взаимодействие с семьей в развитии детского экспериментирования

Мы строили работу во взаимодействии с семьями наших воспитанников. Мы убеждали родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываем насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, стремиться узнать новое, самостоятельно выявить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности. Мы привлекаем родителей к участию в образовательном процессе через :

Родительские собрания с показом детской деятельности

Праздники

Выпуск совместной газеты

Оформление опыта семейного воспитания

Консультации

Участие родителей в обогащение предметно – развивающей среды

Анкетирование (Отношение родителей к поисково-исследовательской деятельности ребенка)

Конкурсы совместного творчества (выставка поделок, изготовленных родителями совместно с взрослыми)

Публикации по теме:

Методическая разработка «Инновационная деятельность в работе с родителями» Мы хотим вам рассказать об одном из видов арт-терапии, который мы используем в работе с детьми- это песочная терапия. Песочная терапия.

Методическая разработка Тема: «Формирование психологической готовности детей 6–7 лет к школе» Обоснование. Педагогами-практиками и исследователями отмечается, что многие дети приходят в первый класс школы недостаточно готовыми к школьному.

Методическая разработка, тема: «Как живут люди в деревне» НОД конспект «Добрые избы» ___198320, г. Санкт-Петербург, ул. Гвардейская, д. 19 кор. 2, литер.

Планирование образовательной деятельности по музыкальному развитию в рамках недели «Зима» (старшая группа) Возрастная группа: старшая группа Тема недели: Праздник Цель: Расширять представления о времени года «Зима» через все виды музыкально-игровой.

Опытно — экспериментальная деятельность с детьми 5–6 лет. Тема: «Почему скользят коньки?»Опытно — экспериментальная деятельность с детьми 5–6 лет. Тема: «Почему скользят коньки?» Цель. Развивать познавательную и речевую активность. Задачи: 1. Познакомить детей со свойствами льда; 2. Показать зависимость силы трения.

Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: Опыты с бумагой Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: Опыты с бумагой Цель работы: формирование у детей знаний и представлений о.

Методическая разработка «Формы образовательной деятельности при обучении детей плаванию» Формы образовательной деятельности при обучении детей плаванию в АМДОУ ЦРР д/с № 286 Цель: • Воспитание у детей физической культуры, привитие.

Разработка раздела образовательной программы «Развитие речи детей 2–3 лет средствами русского народного фольклора» В начале сентября, проводя обследование детей, проводя обследование детей, мы заметили, что дети по-разному реагируют на потешку, сказку,.

Экспериментальная деятельность в детском саду. Тема: Драгоценные камни.Экспериментальная деятельность в детском саду. Тема: Драгоценные камни. Экспериментальная деятельность в детском саду. Тема: Драгоценные камни. Цель: • проявление интереса к предметам и явлениям; • упорядочность,.

Экспериментальная и исследовательская деятельность с детьми младшей группы «Разноцветные льдинки»Экспериментальная и исследовательская деятельность с детьми младшей группы «Разноцветные льдинки» Задачи: познакомить со свойствами воды в жидком и твердом состояниях; показать, как цветная вода превращается в цветной лед. Оборудование:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка раздела образовательной программы «Экспериментальная исследовательская деятельность» (старшая группа)
Опубликовано: 6 декабря 2015 в 14:51
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД