Методическая разработка «Развитие мелкой моторики дошкольников».

Светлана Миронова
Методическая разработка «Развитие мелкой моторики дошкольников».

Развитие мелкой моторики дошкольников.

В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Как педагог детей среднего и старшего дошкольного возраста, я вижу актуальность данной проблемы на современном этапе при подготовке дошкольников к письму.

К тому же практика показывает, что монотонное написание букв его утомляет, не вызывает интереса, не активирует его мыслительных творческих способностей, не развивает речь.

Радость труда ребенок не испытывает. Создается барьер в обучении письму: не хочу! и не могу!

Неудачи влияют на его самооценку.

Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно - двигательной координации.

Поэтому необходимо подобрать максимально эффективные методы и средства для развития мелкой моторики.

В дошкольном возрасте формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать в игровой деятельности, ставя в начале игровые и практические задачи, используя метод проблемного обучения.

• Нарисуй по клеточкам домик для зайчика

• Нарисуй по точкам дорожку к белочке

• Соедини по точкам и др.

Эти игровые упражнения обеспечивают подготовку руки ребенка и дают возможность в дальнейшем выполнять более сложные задания: обведение элементов букв по точкам, написание элементов букв.

Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движения. Для развития мелкой моторики рук использую следующие приемы и упражнения:

• Массаж кистей рук с использованием чистоговорок и скороговорок.

• Пальчиковую гимнастику и пальчиковый игротренинг

• Работу с различным материалом: плоскостная лепка из пластилина, тестопластика, счетные палочки;

• Игры с мелкими предметами: нанизывание бус, пуговиц на леску, мозайка, конструктор, конструирование из палочек, полосок; «сухой бассейн»- нахождение мелких предметов в емкости с крупой;

• завязывание, развязывание узлов;

• работа с бумагой (обрывание бумаги разной плотности и фактуры, скатывание пальчиками шариков из салфеток

• плетение из бумаги и тесьмы, шнуровка

• вырезание ножницами фигурок по шаблону;

• игры на координацию движений:

Примерные упражнения для развития мелкой моторики рук дошкольника.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры, которые активизируют работу головного мозга ребёнка, способствуют развитию речи и помогают подготовить руку к письму.

В ходе этих игр у детей вырабатываются ловкость, умение управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности

1. Потягивание за кончики пальцев «Вытягивание» пальцев за ногтевые фаланги.

Тянут, тянут бабка с дедкой

Из земли большую репку:

«Вот пришла бы наша внучка,

Помогла б собака Жучка.

Где же кошка, мышка-крошка?»

Хоть держалась крепко, Вытянута репка!

2. «Ладонь – кулак» Руки ладонями вниз лежат на столе. Затем одновременно сжимаются в кулак и снова ложатся ладонями на стол.

Руки, как глазки,

Закрылись-открылись,

Словно из сказки

Они появились

А теперь правая рука сжимается в кулак, левая – прямая, затем смена рук: одновременно правая рука распрямляется, а левая – сжимается в кулак.

Один кулак – одна ладошка,

И поменяй их быстро, крошка!

Теперь – ладошка и кулак

И всё быстрее делай так!

3. Поочерёдное соединение всех пальцев

Поочерёдное соединение всех пальцев с большим. На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке: 2, 3, 4, 5, 5, 4, 3, 2. Затем смена рук.

4. «Ножки» Соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой (подушечками) – это 1-я пара. Затем – большой палец левой руки с указательным правой – это 2-я пара. После чего 1-ю пару размыкаем, обводим с разных сторон вокруг 2-й пары и снова смыкаем. Далее – размыкаем и смыкаем 2-ю пару, обводя вокруг 1-й, и т. д. Наши пальчики, как ноги, побежал по дороге.

5. Упражнение с прищепками. Берём прищепки и прищемляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждый ударный слог. (Внимание! Предварительно проверьте силу «кусания» на себе)

6. «Горошки». Насыпаем горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным (при необходимости и средним) пальцами берёт горошины одну за одной и удерживает их в руке (как при сборе ягод, и так набирает целую горсть. После двустишия – смена рук. Каждая горошинка берётся на ударный слог (всего, таким образом, их нужно 16 штук

С блюдца я беру горошки,

Словно птица клювом крошки.

И полны мои ладошки –

Руки держат все горошки.

7. Упражнение с пробками. Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. И «идём» пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая». После каждого двустишия – смена рук.

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперёд шагнули. (смена рук)

И пошли по переулку

На весёлую прогулку (смена рук)

Пальцы – словно балеринки,

Но одетые в ботинки. (смена рук)

Каждый пальчик – будто ножка,

Только шаркает немножко.

8. «Узловка» Берём верёвку диаметром 4-6 мм и завязываем на ней 4 – 8 узлов. Подвешиваем её вертикально. Ребёнок пальцами подтягивает узел, а ладонью сжимает его (как при лазанье по канату) и так двигается дальше. Лезет, лезет альпинист –

В этом деле он артист.

По скале и по верёвке

Он наверх залезет ловко!

Используемая литература:

Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М., 2006.

Анищенкова Е. С. Логопедическая ритмика. – М., 2006.

Белова Т. В., Солнцева В. А. Готовимся к школе. М., 2007.

Заикин М. С., Синицина Е. И. 250 развивающих упражнений для подготовки к школе. – М., 2001.

Публикации по теме:

«Чудо-птица». Дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук«Чудо-птица». Дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук Представляю вашему вниманию дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук. Как говорил В. А. Сухомлинский "Истоки способностей.

Нетрадиционная художественная деятельность. Рисование ладошками.Нетрадиционная художественная деятельность. Рисование ладошками. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Методическая разработка «Развитие мелкой моторики дошкольников».
Опубликовано: 21 февраля 2013 в 10:32
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс дидактическая игра «Что у нас на столе?»
Мастер – класс дидактическая игра «Что у нас на столе? ». Цель: расширение представление об окружающем мире. Оборудование и материл: коробка из – под...
Логопедический выпуск «Бюро путешествий «Солнцетур» Видеоролик с флешмоба
В апреле в нашем детском саду прошел логопедический выпуск трех групп. Каждый ребенок представлял свою страну и о ней читал стихотворение. В конце три группы...
Фоторепортаж с парада «9 Мая — День победы»
С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Уходит поколение, вынесшее...
Фотоотчет проекта «Цветочная рассада».
Познавательно исследовательский проект « Цветочная рассада». ( Средняя группа. Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию фотоотчет познавательно...
Мастер-класс по аппликации с элементами пластилинграфии «Дождик, дождик, мой дружок!»...
Предлагаю интересный вариант, как можно занять детей в вечернее время. Для работы вам понадобиться: шаблон зонтика, самоклеящаяся бумага – желтого,...