Лучший педагог года

Методическая разработка «Развитие музыкальных способностей у дошкольников»

Ольга Арутюнян Шерстякова
Методическая разработка «Развитие музыкальных способностей у дошкольников»

Ольга Арутюнян

Методическая разработка «Развитие музыкальных способностей у дошкольников»

Данная консультация предназначена для музыкальных руководителей ДОУ. В ней раскрывается содержание понятий «музыкальное развитие» и «музыкальные способности» у детей дошкольного возраста, общие рекомендации по их диагностике.

Публикация «Методическая разработка „Развитие музыкальных способностей у дошкольников“» размещена в разделах

Не каждому взрослому, а только педагогам, дана возможность близко соприкоснуться с миром детства. Вместе с детьми они мечтают, фантазируют, играют, рисуют, уносятся в сказочный мир, мир музыки.

Дети, чувствуя расположение и близость взрослого, доверяют ему свои мысли и чувства, свои эмоции и тайны.

«Музыка для ребёнка- мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и, прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции». - эти слова Н. А. Ветлугиной я всегда беру за основу в своей работе, так как музыка является самой доступной и прекрасной формой общения взрослого и ребёнка.

Музыка открывает перед ребёнком дверь в мир прекрасного, оказывая воздействие на развитие его творческих способностей.

По мере накопления музыкальных впечатлений, опыта музыкальной деятельности, у ребёнка сначала формируется система элементарных, а затем всё более сложных музыкальных способностей. У малыша появляются любимые музыкальные произведения, формируется потребность в общении с музыкой, что является важным моментом музыкального развития. Этот путь ребё нок проходит со взрослыми: педагогами- музыкантами или родителями, которые выступают в роли проводников в мир музыкальных образов.

Влюбить детей в хорошую музыку- так можно определить главную задачу музыкального воспитания в дошкольном детстве. Решение этой задачи осуществляется через обучение детей различным видам музыкальной деятельности, а также формирования у них музыкальных способностей и основ высокого музыкального вкуса.

Гармоничное развитие личности возможно только при условии нормального, равновесного становления двух основных сфер психики- интеллектуальной и эмоциональной. В дошкольном детстве эмоциональная сфера является ведущей. Именно эмоциональная отзывчивость на музыку и является главным показателем музыкальности, так как из всех видов искусства, музыка, по самому своему содержанию, обладает наибольшей силой эмоционального воздействия на человека, обращаясь к его душе, настроению, миру переживаний. Недаром её называют языком чувств, по определению профессора В. В. Медушевского «моделью человеческих эмоций». Музыка заставляет радоваться, волноваться, грустить; позволяет переживать мощные эмоциональные напряжения, вызывает у человека благородные и возвышенные чувства.

Любовь к прекрасному, нравственные основы личности начинают закладываться у человека в самом раннем детстве. Они воспитываются различными средствами, в том числе и музыкой. Её влияние на эмоциональную сфер ребёнка способствуетвозникновению первоначальных ответных действий, в которых можно видеть предпосылки к формированию, в дальнейшем, основных музыкальных способностей.

Вопросы о природе музыкальных способностей детей (представляют ли они собой врождённые свойства человека или развиваются в результате окружающей среды, воспитания и обучения, изучались такими педагогами, как Н. А. Ветлугиной, И. Л. Дзержинской, А. И. Катинене, О. П. Радыновой, К. В. Тарасовой и др.

Свою позицию в вопросе о врождённости музыкальных способностей также чётко определил Б. М. Метлов. Психолог сделал важный вывод: «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности». Опираясь на исследования И. П. Павлова и С. Л. Рубинштейна, он считал, что «врождёнными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способностивсегда являются результатом развития, осуществляющегося в процессе воспитания и обучения».

В процессе музыкальной деятельности ребёнок приобретает некий музыкальный опыт- музыкальность, которую Б. М. Теплов определил, как комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для её успешного осуществления. По определению учёного, структура музыкальных способностей состоит из :

- ладового чувства (различать ладовые функции звуков, мелодии; эмоциональное восприятие музыки).

- музыкально- слуховых представлений (способность запоминать на слух музыкальное произведение, по памяти воспроизводить его мелодию).

- музыкально- ритмическое чувство (способность двигательно переживать музыкальное произведение, активно и эмоционально в движении передавать её характер и настроение.

Это три основные способности и являются стержнем музыкальности, т. е. способность воспринимать основной смысл, содержание музыкального произведения.

Развитие музыкальных способностей основано на усвоении ребёнком определённой системы музыкально- сенсорных эталонов- выработанных человечеством нормативных значений свойств и отношений в музыке : сила, высота и длительность звука, основные созвучия и интервалы и т. д.

По мнению Б. М. Теплова эффективность раннего музыкального развития обусловлена тем, что период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного, в том числе и музыкально- сенсорного развития ребёнка, и осуществляется путём овладения социальным опытом, накопленным предшествующим поколением при соблюдении следующих условий:

1. соответствие возрастным особенностям детей.

Очевидно, что в разные возрастные периоды, уровень музыкально- сенсорного развития у детей различный. Дальнейшее музыкальное развитие формируется у них на ранее приобретённых системах образов и функций, которые в процессе развития не исчезают. На основании этого, в работе с детьми разных возрастных групп, можно использовать одинаковые музыкально- дидактические игры, вводя в них усложнения, соответствующие возрасту детей, варьируя нагрузку, в зависимости от возможностей и желания каждого ребёнка и, в то же время, действовать в зоне их ближайшего развития.

2. комплексный подход, т. е. для достижения положительных результатов, необходимо развивать весь комплекс музыкальных способностей детей. А так как ведущим видом деятельности детей является игра, необходимо создавать игровую мотивацию, побуждающую детей к музыкальной деятельности.

3. систематичность. Особенность детского восприятия такова, что нуждается в многократном повторении и закреплении. Но только в том случае, когда процесс развития и обучения будет носить организованный и систематический характер, только тогда ребёнок усвоит известную систему общепринятых сенсорных эталонов, которую будет использовать затем в своей деятельности.

4. интеграция с другими видами детской деятельности. Организованный и систематический характер процессу музыкального развития придаёт интеграция музыкальной деятельности с другими видами детской деятельности. Именно она помогает создать целостность мировосприятия и даёт практическую направленность детской деятельности.

Музыкальные способности неразрывно связаны с общими способностями, которыми человек наделён от природы. Поэтому развитие музыкальных способностей будет закономерно происходить в развитии общих познавательных и психомоторных способностей, проявляющихся как в музыкальной, так и в любой другой детской деятельности, организуемой педагогом.

У человека каждая из способностей имеет свои особенности развития. И если они ярко выражены и позволяют ему продуктивно и качественно проявлять себя, то такого человека можно назвать способным. Это относится и к музыкальным способностям, включающих в себя и музыкальное мышление, и исполнительские, и творческие способности.

Проводя диагностику музыкальных способностей детей, педагог имеет возможность грамотно развивать музыкальные способности ребёнка с учетом его индивидуальных возможностей и развития.

В настоящее время сложились различные подходы (традиционные и нетрадиционные методы) к диагностике музыкальных способностей дошкольников (обследования о Н. А. Ветлугиной; показатели и критерии развитости по О. П. Радыновой организация диагностики А. Н. Зимина, проводя которые следует придерживаться некоторых общих рекомендаций:

1. до проведения диагностики, педагог должен знать общее развитие ребёнка, условия, в которых он существует и его индивидуальные особенности;

2. проведение диагностики должно осуществляться в привычной для ребёнка обстановке;

3. задания должны быть ввиде коротких тестов.

При этом педагог должен быть в общении с ребёнком доброжелательным, задавать простые и понятные вопросы, выслушивать до конца, не поправляя и не перебивая его ответы. В ходе диагностики рекомендуется использовать наглядность.

В настоящее время проблема диагностики музыкальных способностей остаё тся актуальной для современной психолого- педагогической науки: до сих пор проблемой остаётся определение самих музыкальных способностей, т. к. они представляют собой сложное сочетание врождённого, социального и индивидуального, что должно находить своё отражение в диагностике, требующей уточнения и поисков новых диагностических методов.

В дошкольном детстве эмоциональная отзывчивость на музыку является основной задачей музыкального воспитания и образования. И если мы, взрослые, сумеем её сформировать, всё остальное станет делом музыкальных технологий, помогающих становлению музыкальных способностей ребёнка, возникновению у него потребности и желания жить с музыкой.

Публикации по теме:

Занятие по эффективному развитие музыкальных способностей дошкольников «Фольклор» Каждый народ имеет национальную культуру, в которой существуют пласты народной и профессиональной культуры. С древнейших времен люди выражали.

Формирование музыкальных способностей у дошкольников Формирование музыкальных способностей неразрывно связано с умственными процессами. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности.

Мастер-класс «Выявление и развитие музыкальных и творческих способностей посредством игры на музыкальных инструментах» Конспект мастер-класса Тема: Выявление и развитие музыкальных и творческих способностей посредством игры на музыкальных инструментах Дата:.

Методическая разработка «Развитие коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37 «Колобок» Методическая разработка на тему: «Развитие.

Методическая разработка «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей» «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

Методическая разработка «Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах» Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных.

Методическая разработка ОД по развитию творческих способностей детей 6–7 лет «Город «Весёлых карандашей» Цель: укрепление мышечной структуры и приобщение к здоровому образу жизни ребенка, через игровой стрейчинг. Задачи: Образовательные:.

Методическая разработка: Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений. Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного.

Методическая разработка «Развитие речи дошкольников в игре» Методическая разработка «Развитие речи дошкольников в игре» Составитель Красикова Алла Николаевна Пояснительная записка Программа «Развитие.

Развитие музыкальных способностей дошкольников в семье РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ Консультация для родителей. Многие родители могут подумать следующим образом: “Наша.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Развитие музыкальных способностей у дошкольников»
Опубликовано: 23 июня 2018 в 09:29
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД