Методическая разработка «Развитие музыкальных способностей у дошкольников»

Ольга Арутюнян (Шерстякова)
Методическая разработка «Развитие музыкальных способностей у дошкольников»

Ольга Арутюнян

Методическая разработка «Развитие музыкальных способностей у дошкольников»

Данная консультация предназначена для музыкальных руководителей ДОУ. В ней раскрывается содержание понятий «музыкальное развитие» и «музыкальные способности» у детей дошкольного возраста, общие рекомендации по их диагностике.

Не каждому взрослому, а только педагогам, дана возможность близко соприкоснуться с миром детства. Вместе с детьми они мечтают, фантазируют, играют, рисуют, уносятся в сказочный мир, мир музыки.

Дети, чувствуя расположение и близость взрослого, доверяют ему свои мысли и чувства, свои эмоции и тайны.

«Музыка для ребёнка- мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и, прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции». - эти слова Н. А. Ветлугиной я всегда беру за основу в своей работе, так как музыка является самой доступной и прекрасной формой общения взрослого и ребёнка.

Музыка открывает перед ребёнком дверь в мир прекрасного, оказывая воздействие на развитие его творческих способностей.

По мере накопления музыкальных впечатлений, опыта музыкальной деятельности, у ребёнка сначала формируется система элементарных, а затем всё более сложных музыкальных способностей. У малыша появляются любимые музыкальные произведения, формируется потребность в общении с музыкой, что является важным моментом музыкального развития. Этот путь ребёнок проходит со взрослыми: педагогами- музыкантами или родителями, которые выступают в роли проводников в мир музыкальных образов.

Влюбить детей в хорошую музыку- так можно определить главную задачу музыкального воспитания в дошкольном детстве. Решение этой задачи осуществляется через обучение детей различным видам музыкальной деятельности, а также формирования у них музыкальных способностей и основ высокого музыкального вкуса.

Гармоничное развитие личности возможно только при условии нормального, равновесного становления двух основных сфер психики- интеллектуальной и эмоциональной. В дошкольном детстве эмоциональная сфера является ведущей. Именно эмоциональная отзывчивость на музыку и является главным показателем музыкальности, так как из всех видов искусства, музыка, по самому своему содержанию, обладает наибольшей силой эмоционального воздействия на человека, обращаясь к его душе, настроению, миру переживаний. Недаром её называют языком чувств, по определению профессора В. В. Медушевского «моделью человеческих эмоций». Музыка заставляет радоваться, волноваться, грустить; позволяет переживать мощные эмоциональные напряжения, вызывает у человека благородные и возвышенные чувства.

Любовь к прекрасному, нравственные основы личности начинают закладываться у человека в самом раннем детстве. Они воспитываются различными средствами, в том числе и музыкой. Её влияние на эмоциональную сфер ребёнка способствуетвозникновению первоначальных ответных действий, в которых можно видеть предпосылки к формированию, в дальнейшем, основных музыкальных способностей.

Вопросы о природе музыкальных способностей детей (представляют ли они собой врождённые свойства человека или развиваются в результате окружающей среды, воспитания и обучения, изучались такими педагогами, как Н. А. Ветлугиной, И. Л. Дзержинской, А. И. Катинене, О. П. Радыновой, К. В. Тарасовой и др.

Свою позицию в вопросе о врождённости музыкальных способностей также чётко определил Б. М. Метлов. Психолог сделал важный вывод: «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности». Опираясь на исследования И. П. Павлова и С. Л. Рубинштейна, он считал, что «врождёнными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способностивсегда являются результатом развития, осуществляющегося в процессе воспитания и обучения».

В процессе музыкальной деятельности ребёнок приобретает некий музыкальный опыт- музыкальность, которую Б. М. Теплов определил, как комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для её успешного осуществления. По определению учёного, структура музыкальных способностей состоит из:

- ладового чувства (различать ладовые функции звуков, мелодии; эмоциональное восприятие музыки).

- музыкально- слуховых представлений (способность запоминать на слух музыкальное произведение, по памяти воспроизводить его мелодию).

- музыкально- ритмическое чувство (способность двигательно переживать музыкальное произведение, активно и эмоционально в движении передавать её характер и настроение.

Это три основные способности и являются стержнем музыкальности, т. е. способность воспринимать основной смысл, содержание музыкального произведения.

Развитие музыкальных способностей основано на усвоении ребёнком определённой системы музыкально- сенсорных эталонов- выработанных человечеством нормативных значений свойств и отношений в музыке: сила, высота и длительность звука, основные созвучия и интервалы и т. д.

По мнению Б. М. Теплова эффективность раннего музыкального развития обусловлена тем, что период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного, в том числе и музыкально- сенсорного развития ребёнка, и осуществляется путём овладения социальным опытом, накопленным предшествующим поколением при соблюдении следующих условий:

1. соответствие возрастным особенностям детей.

Очевидно, что в разные возрастные периоды, уровень музыкально- сенсорного развития у детей различный. Дальнейшее музыкальное развитие формируется у них на ранее приобретённых системах образов и функций, которые в процессе развития не исчезают. На основании этого, в работе с детьми разных возрастных групп, можно использовать одинаковые музыкально- дидактические игры, вводя в них усложнения, соответствующие возрасту детей, варьируя нагрузку, в зависимости от возможностей и желания каждого ребёнка и, в то же время, действовать в зоне их ближайшего развития.

2. комплексный подход, т. е. для достижения положительных результатов, необходимо развивать весь комплекс музыкальных способностей детей. А так как ведущим видом деятельности детей является игра, необходимо создавать игровую мотивацию, побуждающую детей к музыкальной деятельности.

3. систематичность. Особенность детского восприятия такова, что нуждается в многократном повторении и закреплении. Но только в том случае, когда процесс развития и обучения будет носить организованный и систематический характер, только тогда ребёнок усвоит известную систему общепринятых сенсорных эталонов, которую будет использовать затем в своей деятельности.

4. интеграция с другими видами детской деятельности. Организованный и систематический характер процессу музыкального развития придаёт интеграция музыкальной деятельности с другими видами детской деятельности. Именно она помогает создать целостность мировосприятия и даёт практическую направленность детской деятельности.

Музыкальные способности неразрывно связаны с общими способностями, которыми человек наделён от природы. Поэтому развитие музыкальных способностей будет закономерно происходить в развитии общих познавательных и психомоторных способностей, проявляющихся как в музыкальной, так и в любой другой детской деятельности, организуемой педагогом.

У человека каждая из способностей имеет свои особенности развития. И если они ярко выражены и позволяют ему продуктивно и качественно проявлять себя, то такого человека можно назвать способным. Это относится и к музыкальным способностям, включающих в себя и музыкальное мышление, и исполнительские, и творческие способности.

Проводя диагностику музыкальных способностей детей, педагог имеет возможность грамотно развивать музыкальные способности ребёнка с учетом его индивидуальных возможностей и развития.

В настоящее время сложились различные подходы (традиционные и нетрадиционные методы) к диагностике музыкальных способностей дошкольников (обследования о Н. А. Ветлугиной; показатели и критерии развитости по О. П. Радыновой организация диагностики А. Н. Зимина, проводя которые следует придерживаться некоторых общих рекомендаций:

1. до проведения диагностики, педагог должен знать общее развитие ребёнка, условия, в которых он существует и его индивидуальные особенности;

2. проведение диагностики должно осуществляться в привычной для ребёнка обстановке;

3. задания должны быть ввиде коротких тестов.

При этом педагог должен быть в общении с ребёнком доброжелательным, задавать простые и понятные вопросы, выслушивать до конца, не поправляя и не перебивая его ответы. В ходе диагностики рекомендуется использовать наглядность.

В настоящее время проблема диагностики музыкальных способностей остаётся актуальной для современной психолого- педагогической науки: до сих пор проблемой остаётся определение самих музыкальных способностей, т. к. они представляют собой сложное сочетание врождённого, социального и индивидуального, что должно находить своё отражение в диагностике, требующей уточнения и поисков новых диагностических методов.

В дошкольном детстве эмоциональная отзывчивость на музыку является основной задачей музыкального воспитания и образования. И если мы, взрослые, сумеем её сформировать, всё остальное станет делом музыкальных технологий, помогающих становлению музыкальных способностей ребёнка, возникновению у него потребности и желания жить с музыкой.

Публикации по теме:

Занятие по эффективному развитие музыкальных способностей дошкольников «Фольклор» Каждый народ имеет национальную культуру, в которой существуют пласты народной и профессиональной культуры. С древнейших времен люди выражали.

Формирование музыкальных способностей у дошкольников Формирование музыкальных способностей неразрывно связано с умственными процессами. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности.

Мастер-класс «Выявление и развитие музыкальных и творческих способностей посредством игры на музыкальных инструментах» Конспект мастер-класса Тема: Выявление и развитие музыкальных и творческих способностей посредством игры на музыкальных инструментах Дата:.

Методическая разработка «Развитие коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37 «Колобок» Методическая разработка на тему: «Развитие.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Русские народные сказки
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Методическая разработка «Развитие музыкальных способностей у дошкольников»
Опубликовано: 23 июня 2018 в 09:29
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День города Светлый-День Рыбака
В День города — День рыбака жители округа и его гости собрались на набережной морского канала. И даже дождь не помешал всем хорошо провести время! С утра...
Фотоотчет с веселого развлечения «Джунгли зовут!!!»
Фотоотчет с веселого развлечения «Джунгли зовут! » Спортивная игра «Зов Джунглей» всегда пользовалась большой популярностью среди детей. Она создает...
Здравствуй лето игра «Веселый дождик»
Цикл игровых ситуаций для дошкольников, "веселый дождик" в летний период времени с целью создания радостного настроения для детей. Задачей являются...
Развлечение для детей старшей группы «Быть здоровыми хотим»
Цель: формирование у детей основ здорового образа жизни. Задачи: 1. Развивать координацию движений, ловкость, быстроту. 2. Развивать коммуникативные...
Конспект физкультурно-оздоровительного мероприятия «Веселые старты»
Физкультурно - оздоровительное мероприятие "Весёлые старты" в младшей группе №1 Провела: воспитатель Андреева М. А. Цель: • Оздоровление детского...