Развитие речи посредством конструирования, изобразительной деятельности

Наталья Верех
Развитие речи посредством конструирования, изобразительной деятельности

Развитие речи через конструирование, изобразительную деятельность.

“… От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям,

от красивых мыслей - к красивой жизни и

от красивой жизни – к абсолютной Красоте”.

Платон

Начинать целенаправленную работу с детьми нужно не в пять шесть лет, и не перед поступлением в первый класс, а значительно раньше, в младшем дошкольном возрасте. Это позволяет добиться более ощутимого коррекционного эффекта.

Детская продуктивная деятельность всегда насыщена эмоциями. Эмоциональные переживания детей, как в процессе деятельности, так и в процессе обсуждения ее результатов, побуждают детей говорить. А участие ребенка в создании коллективного произведения естественным образом порождает ситуации общения, речевого диалога.

Работа воспитателя по развитию речи у детей умения отвечать на вопросы в процессе рисования или конструирования в определенной последовательности.

Сначала от ребенка не требуется ответа словом.

1. Достаточно, чтобы он показал предмет или произвел необходимое действие с ним.

2. Затем воспитатель побуждает ребенка произнести слово вместе с собой (сопряженная речь).

3. Далее ребенка побуждают к самостоятельному высказыванию. Это высказывание состоит из одного слова, затем приобретает форму простого предложения из 1–2 слов; наконец, разрастается до самостоятельно построенного предложения из 2–3 слов, и потом из 3–4 слов.

Наряду с сопряженной речью, воспитатель практикует и отраженную форму речи - повторное произнесение ребенком (или всеми детьми одновременно хором) отдельных слов, фраз вслед за взрослым или другим ребенком. Простые образцы речи воспитатель использует в процессе практической деятельности в течение всего занятия. Более сложные - в конце, по завершении работы. Воспитатель подводит итог того, что дети сделали на занятии. Содержанием рассказа педагога, как правило, является повторение последовательности действий, выполненных детьми, и приглашение их к обсуждению результата работы.

На занятиях по конструированию у детей развивается сложная координация движений кисти рук, формируется способность комбинировать и чувствовать форму, создавать объемные поделки и умение пространственно мыслить.

Коллективная форма организации дает возможность формировать умения и навыки работать вместе, строить партнерские отношения. Перед каждым занятием модно проводить речевую разминку или артикуляционную гимнастику, она создает положительный микроклимат, атмосферу близости и доверия друг к друг. Чем богаче сенсорные способности детей, тем шире и координированнее их деятельность. Это в свою очередь, активизирует развитие центров речи, дети лучше рассказывают о своих рисунках, составляют рассказы и придумывают сказки.

Большое значение на занятиях и свободной деятельности уделяется пальчиковой гимнастике. Она нацеленная на активное развитие мелкой моторики рук, что для подрастающего поколения дошкольников – насущная необходимость. Умея оперировать компьютерной мышкой и пользоваться клавиатурой, многие пяти – шести летние дети с трудом пользуются ножницами, испытывают проблемы при попытках управиться с иглой, пуговицами, крючками и шнуровкой ботинок.

В ходе игры я использую стихи, потешки, прибаутки, рифмованные фразы, которые привлекают внимание и быстро запоминаются. При этом ритмичность, сохраняющийся неизменным порядок слов и рифма успокоят даже легковозбудимого ребенка, помогут ему сосредоточиться. Пальчиковая гимнастика проводить можно регулярно, начиная с простых упражнений затем постепенно их усложнять. Соблюдаю комфортный для детей темп выполнения. Очень важно хвалить детей и давать точные инструкции, проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу. Только так можно получить наибольший эффект от упражнений. Дети демонстрируют умение сообща планировать и осуществлять работу, терпимость, трудолюбие, инициативу, самостоятельность. Повышается уровень развития речи детей.

Важную роль в развитии моторики рук играет закрепление навыков, такую работу можно проводить во второй половине дня. Вырезывание картинок из журналов, альбомов, открыток; вырезывание по шаблону или трафарету – полезное и увлекательное занятие для детей. На каждого ребенка в группе можно приобрести тетради по рисованию, в которых дети учатся обводить, дорисовывать, штриховать, срисовывать и раскрашивать. Такая предварительная работа поддерживает интерес к рисованию, предоставляет возможность рисовать более выразительно, самостоятельно действовать на занятиях и изображать то, что им хочется.

Выполняя повторяющие движения в рисовании (штрихи, мазки, линии, дети любят сопровождать их речью в такт движениям руки: топ – топ - («следы», кап – кап – («Дождик идет»): оживляют свои выполненные работы. Это также следует использовать для развития разных сторон речи.

Первым шагом в развитии понимания речи на занятиях изобразительной деятельностью является усвоение номинативной (назывательной) функции слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает название. Для того чтобы слово-название перешло в слово-понятие, необходимо освоить многочисленные условные связи, в том числе и двигательные. Чему успешно способствуют все виды изобразительной деятельности.

Развитие речи детей на материале изобразительной деятельности в сопровождении литературных и музыкальных произведений повышает эмоциональность восприятия и способствует более глубокому проникновению в художественный образ. В изобразительной деятельности сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета или явления, воспринимают художественный образ живописного произведения и соотносят это восприятие с созданием словесного образа, который передают в своей работе. Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание для их речи. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности, описывать содержание картины, придумывать сопутствующие события к представленному сюжету.

Выполняя повторяющие движения в рисовании (штрихи, мазки, линии, дети любят сопровождать их речью в такт движениям руки: топ – топ - («следы», кап – кап – («Дождик идет»): оживляют свои выполненные работы. Это также следует использовать для развития разных сторон речи.

Взаимосвязь ИЗО деятельности с музыкой также очень много дает детям в их эстетическом и творческом развитии. Можно также передать ритм музыки средствами рисунка. Но при этом педагог должен помочь детям, предложив им вспомнить, какое настроение передавала та или иная музыка, и подумать, как это можно изобразить в рисунке.

Любое занятие только выиграет, если воспитатель создаст фон с помощью спокойной музыки. Это еще больше подхлестнет творческий процесс, привьет детям любовь к эстетическому искусству.

Развитие речи детей на материале изобразительной деятельности в сопровождении литературных и музыкальных произведений повышает эмоциональность восприятия и способствует более глубокому проникновению в художественный образ. В изобразительной деятельности сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета или явления, воспринимают художественный образ живописного произведения и соотносят это восприятие с созданием словесного образа, который передают в своей работе. Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание для их речи. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности, описывать содержание картины, придумывать сопутствующие события к представленному сюжету. Предложение отразить в рисунках образы музыкальных произведений, как правило, вызывает у них положительные эмоции, отклик. При этом содержание рисунков по одному и тому же музыкальному произведению бывают различными: каждый ребенок находит свою тему, композицию изображения. Воспитатель при этом стимулирует его творческий поиск, поощрять его самостоятельность.

Учить пересказывать, развивать память и продолжать закреплять основные цвета и их оттенки с детьми можно с помощью игры, которая называется “Цветная сказка”. Вы читаете детям вслух сказку, а ребенок должен составить цветовую картину. Как только ребенок услышит название какого-либо цвета в сказке, он берет соответствующий карандаш и закрашивает первый квадрат, затем закрашивает следующий и т. д. Например, “Пришел дед в огород и стал копать черную землю. Решил посадить желтую репку. Стала репка расти. Ботва у нее зеленая. Созрела репка. Стал репку тянуть. Лицо у него стало красное. Сбросил дед на землю серую фуфайку. Небо над ним было голубым. Позвал дед бабку. Стали они вместе тянуть репку. Лицо у бабки стало белым. Солнце над ними оранжевое. Сели они с бабкой на скамейку коричневую. Позвали внучку. Прибежала внучка в бордовом платочке. Зовут Жучку, у нее язык розовый. Позвали Мурку, у не шерстка серая. Стали тянуть репку, тянули-тянули и вытянули. Наступил фиолетовый вечер. Достали коричневый горшок и сварили из репки желтую кашу. ” Ребенок должен вспомнить всю сказку, опираясь только цветовые подсказки.

Отсюда, особой заботой для воспитателя являются дети, имеющие слабое развитие художественное, речевое, общее. Известно, что при ослаблении в формировании названных процессов, происходят изменения в развитии координации движений, мелкой моторики, осанки. Серьезность таких отклонений и их обратимость зависят от того, когда будет начата коррекционная работа. Формирование навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных видах предметно-практической деятельности. Направлена на формирование у детей автоматизированных навыков в различных видах изобразительной деятельности. Мышечные возможности руки требуют тренировки и коррекции. В свою очередь, овладение движениями рук и пальцев имеет немаловажное значение для развития речи ребенка. Нужно особую роль в развитии мелкой моторики отводить пальчиковым играм. Они позволяют корректировать движения каждого пальца как отдельно, так и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций. Если они сопровождаются стихами, то у детей развивается речь и чувство ритма. В процессе работы с карандашом, кистью и др. изобразительными средствами у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев, совершенствуется координация движений.

Так, в процессе изобразительной деятельности, союзником рисования стало слово, точнее - речь. Она тесно связана с изобразительной деятельностью детей, и процесс рисования связан с активностью речевых разделов мозга, а рисунок отражает уровень общения, доступный его мышлению.

Публикации по теме:

Стихотворение «Лес» " Лес - наше богатство"- твердили всегда. Его преумножив Окрепнет земля. Мир будет прекрасней Красивей земля. Цвести будут травы Цветы на.

Учебная рабочая программа кружка по рисованию во 2 младшей группе «Разноцветные ладошки» Автор: Толстикова Инна Васильевна Воспитатель МБДОУ д/с№ 25 «Умка» г. Саяногорск Республики Хакасия Учебная рабочая программа по дополнительному.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Сюжетные картинки
  • Головоломки
Автор публикации:
Развитие речи посредством конструирования, изобразительной деятельности
Опубликовано: 1 декабря 2013 в 07:45
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Люблю берёзку русскую…» История одной выставки
Александр Прокофьев Береза Люблю березу русскую, То светлую, то грустную, В белом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С...
«Дружат дети большой страны». Фотоотчет.
Два дня назад к нам в садик почтальон принес письмо. Письмо было адресовано моим ребятам от детей детского сада "Эврика" из города Пермь. Событие было...
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...