Лучший педагог года

Методическая разработка «Развитие речи и обогащение словаря детей посредством произведений УНТ»

Наталья Кашицына
Методическая разработка «Развитие речи и обогащение словаря детей посредством произведений УНТ»

Пояснительная записка

Младший дошкольный возраст, имеет особое значение для речевого развития ребенка. Несмотря на тот факт, что по своей структуре и правилам язык представляет собой одно из сложнейших изобретений человечества, дети, независимо от страны проживания, исторических и географических факторов, социальных, политических и экономических изменений, влияющих на общество, с необыкновенной легкостью усваивают язык и овладевают речью в раннем детстве. В младшем дошкольном периоде дети уже обладают более или менее определенными представлениями о том, что их окружает. Они постепенно учатся правильно комбинировать слова, объединяя их в небольшие фразы. Интерес ребенка к миру вокруг продолжает возрастать. Он быстро усваивает значения слов, относящихся к окружающим его предметам, прислушивается к речи других людей, пробует различные интонационные реакции. И для того, чтобы ребенок не просто пассивно накапливал словарный запас, а учился эффективно применять его на практике, в данном возрасте крайне важно постоянное, разнообразное общение взрослых с ребенком. Именно поэтому продуктивное развитие словарного запаса ребенка является одной из основных задач дошкольной педагогики.

Публикация «Методическая разработка „Развитие речи и обогащение словаря детей посредством произведений УНТ“» размещена в разделах

По словам К. Д. Ушинского, "пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребёнка", обогащая тем самым детскую речь. Русские народные сказки, потешки, прибаутки, как наиболее интересные и актуальные для дошкольников жанры устного народного творчества, можно рассматривать оптимальным содержанием художественно-речевой и игровой деятельности. В данных видах деятельности создаются благоприятные условия для совершенствования вербальной и невербальной выразительности речи, обогащения словарного запаса, а так же для речевого самовыражения ребёнка.

Актуальность программы:

В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых и детей.

Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохин, А. М. Шахнарович, Л. И. Айдарова и др.)

Проблема развития речи – актуальная проблема сегодняшнего дня. Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений русского народного творчества педагогами, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала её и, в свою очередь, сама обогащалась ею. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, скороговорки, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ. А между тем, правильно поставленная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписываться в любой коллектив. Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к уверенности в себе. Поэтому, считаю необходимым начать знакомство детей с устным народным творчеством как можно раньше.

Новизна:

• новизна опыта состоит в усовершенствовании применения методов: планировании тематических дней, использовании малых фольклорных форм в различных видах деятельности: игровой, образовательной, в процессе прогулок, утренней гимнастики, труда, режимных моментов.

• в использовании нетрадиционных форм и методов: стимулирующих детей к использованию малых фольклорных форм, создания ситуаций побуждающих к действиям.

• обучение детей проводится с раннего возраста;

• подобран и систематизирован материал для работы по развитию речи и обогащению словаря у детей в соответствии с перспективным планом;

• знания и навыки дети получают в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Цель методической разработки:

Разработка системы работы по развитию речи и обогащению словаря детей младшего дошкольного возраста посредством произведений устного народного творчества.

Задачи:

1. Разработать перспективный план работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию речи и обогащению словаря посредством устного народного творчества.

2. Создать предметно – развивающую среду по развитию речи и обогащению словаря детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.

3. Осуществлять взаимодействие с родителями по развитию речи и обогащению словаря детей младшего дошкольного возраста посредством произведения устного народного творчества.

Ожидаемые результаты:

1. Разработана система работы по развитию речи и обогащению словаря детей младшего дошкольного возраста посредством произведений устного народного творчества.

2. Систематическая работа в данном направлении позволит достичь у детей следующих положительных результатов:

- разовьётся речь, обогатиться словарь;

- разовьётся умение внимательно слушать и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок;

- разовьётся любовь и интерес к устному народному творчеству;

-обогатятся чувства, воображение.

3. Родители будут вовлекаться в процесс работы с детьми, и интересоваться работой детского сада, проявлять повышенный интерес к развитию детей.

Продолжительность реализации, описание форм и режима занятий:

Методическая разработка рассчитана на детей младшего дошкольного возраста от 2 до 4 лет. Продолжительность реализации 2 года. Реализуется через совместную деятельность взрослого и детей (организация непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой, и при проведении режимных моментов, самостоятельную деятельность и создание развивающей предметно – пространственной среды.

Теоретическая часть:

Установлено, что в младшем дошкольном детстве происходит интенсивное развитие речи, происходит быстрое обогащение словаря. В развитии словаря детей младшего дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.

Словарная работа (развитие словарного запаса ребёнка) – это целенаправленный процесс, направленный на обогащение словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Многих родителей интересует, как расширить словарный запас ребёнка, но они не совсем понимают о составе словарного запаса малыша.

Весь словарный запас ребёнка можно разделить на две большие части – это активный словарь ребёнка и пассивный словарь ребёнка.

Активный словарный запас ребёнка – это те слова, которые ребёнок не только понимает, но и использует в своей речи регулярно.

Пассивный словарь ребёнка – это те слова, значение которых ребёнок понимает, но не применяет эти слова в своей повседневной речи.

Таким образом, основная задача словарной работы с дошкольниками заключатся в обогащении пассивного словаря детей и помощи в активизации активного словарного запаса.

В детском саду предусмотрены такие средства развития речи:

- свободное речевое общение;

- культурно – языковая среда;

- обучение родному языку и речи на специальных занятиях;

- различные виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые);

- художественная литература;

- различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр);

- использование произведений народного творчества;

- взаимосвязь с семьей по речевому развитию.

Наиболее эффективным средством в развитии речи детей младшего возраста является устное народное творчество (фольклор). В произведениях устного народного творчества заключено богатое содержание и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами и другими, которые дети используют в собственной речи, что способствует не только обогащению словарного запаса, но и образности речи. Вероятно это одна из причин использования произведений устного народного творчества для ознакомления детей в дошкольных учреждениях.

Произведения устного народного творчества способствуют развитию речи и обогащению словарного запаса детей при условиях:

- систематического использования жанров устного народного творчества

- общение с детьми (бытовой, игровой деятельности)

- совместной работе детского сада и родителей.

-включения произведений малого фольклора в режимные процессы, игровую деятельность.

Использование произведений устного народного творчества в работе по развитию речи и обогащению словаря дают положительные результаты при соблюдении следующих дидактических принципов:

1. Принцип активности и посильной самостоятельности.

2. Принцип познавательной активности

3. Принцип наглядности

4. Принцип поэтапности

5. Принцип вариативности

Методическая часть:

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитании детей.

Быстротечность и значимость первых лет жизни ребенка предъявляют особые требования педагогу, работающему с детьми младшего возраста, а именно: он должен хорошо знать возрастные особенности детей, видеть индивидуальность каждого малыша, прогнозируя "зону ближайшего развития" (Л. С. Выгодский). Все это позволит дать многое малышам в плане их умственного развития. Педагог должен знать, что дети младшего возраста имеют неповторимые особенности в общем развитии и учитывать это при организации и методики ознакомления с произведениями устного народного творчества.

В своей работе я выделила два направления:

1) Использование устного народного творчества в образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой.

2) Использование произведений устного народного творчества в повседневной жизни.

В младшем дошкольном возрасте очень важно ускорить "рождение" первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Свою работу я начала с детьми 1 младшей группы дошкольного возраста.

Особую значимость произведений устного народного творчества представляет в первые дни жизни малыша в детском саду. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка, помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоиться.

Для выполнения этих задач подобрала серию потешек, пестушек, попевок, прибауток. (Приложение № 1). При подборе обращала внимание на то, чтобы они были просты, коротки, с чётким ритмом, побуждали к действию, движениям. Они удовлетворяют рано возникающую у ребёнка потребность в художественном слове, в ритмических движениях.

Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. И вот, для того чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием, я решила прибегнуть к потешкам. Так, во время умывания использовала потешку «Чистая водичка, моет Даше личико»». Ритмичные слова вызывали у ребят радость, они с удовольствием подставляли руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытались подтянуть рукавчики.

Потешка способна корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение. Вот почему я старалась, чтобы потешка присутствовала в течение всего времени пребывания детей в детском саду, настраивала их на мажорный лад. Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желание есть, произносила: «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку, вкусную, душистую».

Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. Таким детям ласково пела песенки «Баю, баюшки, баю».

Одевание - сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, я вместе с няней проговаривала потешку: «Вот они - сапожки».

Разработала перспективный план работы с детьми 1 группы младшего возраста по ознакомлению с устным народным творчеством и художественной литературой. (Приложение № 2).

Игры - занятия с использованием русского фольклора я рассматривала не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства - вот в чём приоритет игр-занятий с использованием элементов устного народного творчества.

Образовательную деятельность строила при участии и сотворчестве педагога и ребёнка. Прикладывала усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали. На играх-занятиях создавала условия, чтобы у детей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым, скажем, желание делового общения - что-то подтвердить или возразить (хотя бы используя набор самых простых слов: "да", "нет", "так", "вот" и т. п., но эта речевая активность возникает только в том случае, если дети заинтересованы образовательной деятельностью. Старалась вызвать у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа. Передавала смысловое содержание текста, пыталась заразить малыша своим настроением. Предлагала малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста, например, попоить цыплят из ведёрочек (у каждого ребёнка должно быть маленькое ведёрко; показать, как цыплята ходят и клюют зёрнышки и т. д.). Как известно, малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности, их внимание неустойчиво. Поэтому при чтении произведений использовала все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, тембр, старалась прочесть эмоционально, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога.

В образовательной деятельности использовала наглядные средства (игрушки, картинки, пособия, с помощью которых создавала развернутую картину действий и результата. Пояснения были лаконичные, четкие, сжатые (иначе за потоком слов потеряется смысл текста) подкреплялись показом наглядного дидактического материала.

В образовательной деятельности использовала прием инсценирования произведения с помощью картинок, ширмы, игрушек. С их помощью можно добиться предельного понимания содержания.

Наиболее интересным и запоминающимся для детей прошла игра-занятие «Во дворе у бабушки» (Приложение № 3).

Известно, что в младший дошкольный период жизни дети отличаются конкретностью восприятия. Это значит, что малыши должны видеть последовательную цепь событий, описываемых в тексте. В этом случае дети улавливают взаимосвязи, начинают понимать причинно-следственные отношения, вытекающие из содержания текста.

В работе так же использовала прием действенного соучастия. Он рассчитан на активное вхождение детей в развёртывающееся перед их глазами действие. Детям предлагала позвать, например, петушка, напоить цыплят, посадить на веточки птичек. Приём действенного соучастия помогает ребёнку стать как бы соучастником событий, о которых идёт речь.

Ещё один приём, который я использовала в образовательной деятельности - динамический акцент на фрагментах текста, сочетающихся с действенным показом игрушки, её перемещением, приведением в движение частей игрушки и т. п. Например, говоря о петушке - «масляна головушка», привожу в движение именно часть игрушки; при чтении строки «Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь?» приводим игрушку в движение (петушок как бы встрепенулся) и «подаем голос» (петушок кукарекает, поёт). Это приём помогает понять смысл прочитанной строчки.

Использовала произведения устного народного творчества не только в образовательной деятельности по развитию речи, но и других продуктивных видах деятельности. На конструировании строили домик (избушку, обыгрывали ее приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет», «Курочка в сапожках избушку метет». На лепке - лепили оладушки, обыгрывали потешкой «Ладушки-ладушки испечем оладушки». На рисовании - рисовали «колобок». Для того, чтобы вызвать положительный настрой к образовательной деятельности использовала загадку, обыгрывала песенкой.

Таким образом, использование в образовательной деятельности произведений устного народного творчества, делает занятия эмоциональными, интересными, что способствует лучшему усвоению материала, обогащает словарь детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность языка произведений устного народного творчества, ребёнок не только овладевал речью, но и приобщался к красоте и самобытности русского слова.

Если сначала малыши просто слушали потешку, то потом, благодаря простоте и мелодичности звучания потешек, играя, легко вводили их в свою речь. Например, во время кормления кукол приговаривали: “Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку”.

Когда я напевала колыбельную, дети начинали подпевать, делали имитационные движения: баюкают, сложив руки на груди. Малыши не только слушали песенки, но и сами пели их куклам - и про кота-воркота, и про гулей, про серого волка, приучая ухо к интонационному строю родной речи.

В режимных моментах использовала фольклорные подвижные игры: «У медведя во бору», «Выпал беленький снежок», «Жмурки» и др.

Известно, что созданию положительного эмоционального настроя в детском коллективе, а также развитию речи, расширению кругозора способствуют и развлечения по обогащению речи и обогащению словаря. Когда у детей накопился опыт слушания и осмысленного восприятия потешек, я использовала более сложный материал для таких развлечений. Любимое развлечение малышей - “Петушок и курочка”. (Приложение № 4)

Если в начале своей работы я использовала миниатюры устного народного творчества – потешки, песенки, хороводы, то затем дети начали увлеченно слушают народные сказки.

Для решения поставленных задач в группе была создана соответствующая развивающая среда. Было выбрано достаточно освещенное место для книжного уголка, в котором поместила новые красочные книги с детским фольклором; крупными иллюстрациями к потешкам такие как «Ладушки», «Загадки и стишки для самых маленьких», «Большая книга русских народных сказок для самых маленьких» и др. В театральный уголок поместила разные виды театров по сюжету произведений устного народного творчества: пальчиковый театр «Колобок», театр кукол «Курочка Ряба», театр картинок «Репка» и т. д. Так же создала картотеку пальчиковых игр по потешкам (Приложение № 5)

Во 2 младшей группе продолжила работу по развитию речи и обогащению словаря детей посредством произведений устного народного творчества.

Провела диагностику (Приложение № 6). Составила перспективный план работы с детьми 2 младшей группы дошкольного возраста с элементами фольклора основанный на результатах диагностики (Приложение № 7). В группу были приобретены настольно-дидактические игры: пазлы «Из какой сказки герой?», кубики «Назови сказку» и т. д.

Дети всегда радовались, когда я появлялась в роли бабушки-забавушки, в русском сарафане, они с интересом рассматривали мой костюм, корзиночку, которую я держала в руках. С восторгом встречали игру “Коза рогатая” и уже знакомую “Ладушки”. Приподнятое настроение детей вызывало желание общаться с бабушкой-забавушкой, рассказать ей о козе.

Известно, что наибольший эмоциональный отклик у ребёнка вызывает общение с родными, близкими людьми. Поэтому я рассказывала родителям о значении эмоционального общения с ребёнком. Провела консультацию «Устное народное творчество как средство развития словаря детей». (Приложение № 8). Проводила с родителями беседы и собрания, показывала презентации (приложение № 9, уделяя особое внимание на то, что произведения устного народного творчества играют большую роль в развитии речи и обогащении словарного запаса детей.

Апробация:

Данная методическая разработка была апробирована с детьми младшего дошкольного возраста от 2 года до 4 лет.

Реализуя данную методическую разработку, пришла к выводу, что целенаправленное и систематическое использование произведений устного народного творчества с детьми младшего дошкольного возраста позволило развить речь и обогатить словарь, заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. На основе этого я разработала методические рекомендации для педагогов и родителей (Приложение № 10)

Благодаря образовательной деятельности в специально подготовленной предметно-пространственной среде у детей возросли умения выполнять имитационные движения по показу взрослого (на 15%); количество понимаемых слов значительно возросло (на 31%); интенсивно развилась активная речь детей (на 27%); восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление стало совершенней (на 23%). Знание потешек, пестушек, сказок, колыбельных песен сформировало у детей эмоциональную отзывчивость на произведения народного творчества. Устное народное творчество способствовало быстрому развитию предметной деятельность, ситуативно-деловому общению ребенка и взрослого.

Таким образом, я пришла к выводу, что устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речи и обогащении словаря детей младшего дошкольного возраста, пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша. На мой взгляд, необходимо возродить лучшие образцы народной педагогики. Произведения устного народного творчества – одно из действенных и ярких средств, таящие огромные дидактические возможности. Поэтому необходимо как можно шире использовать его воспитание детей.

Публикации по теме:

Данная методическая разработка закрепляет знания детей о правах ребенка посредством «проигрывания» детьми фрагментов сказок Игровые тренинги по правовому воспитанию по содержанию русских народных сказок. ЦЕЛЬ: поставить самого ребенка на место героя сказки и «проиграть».

Методическая разработка «Адаптация детей посредством художественной литературы с использованием регионального компонента»Методическая разработка «Адаптация детей посредством художественной литературы с использованием регионального компонента» Направленность: развитие всех компонентов устной речи. Предпосылки: обогащение материально- технической базы и развивающей среды группы.

Методическая разработка по обучению чтению и развитию речи детей дошкольного возраста ОО Речевое развитие. Тема «Понятие о звуках. Восприятие звуковых сигналов» Для детей 5-6 л ЦЕЛЬ:Научить различать звуки, отрабатывать умение.

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей младшего возраста посредством игр с водой» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2 «Ласточка» станицы Выселки муниципального.

Развитие творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования у воспитанников старшего дошкольного возраста Содержание: Введение. 3 Глава 1. Теоретические подходы к проблеме.

Методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Пояснительная записка Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое.

Обогащение и активизация словаря дошкольников с нарушениями речи в игре Подготовила воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ детского сада № 411 г. Новосибирска Власенко Наталья Павловна Основные.

Перспективное планирование «Развитие речи и речевого общения у детей посредством произведений художественной литературы» Перспективное планирование работы по теме: «Развитие речи и речевого общения у детей посредством произведений художественной литературы».

Семинар-практикум «Развитие и обогащение словаря ребёнка. Подготовка детей к школе. Психологическая готовность детей» Семинар-практикум логопеда и педагога-психолога для родителей «Развитие и обогащение словаря ребёнка. Подготовка детей к школе. Психологическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Развитие речи и обогащение словаря детей посредством произведений УНТ»
Опубликовано: 11 декабря 2016 в 16:06
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД