Методическая разработка: «Развитие творческого воображения детей в процессе рисования».

Екатерина Куликанова (Сорвачева)
Методическая разработка: «Развитие творческого воображения детей в процессе рисования».

Департамент образования администрации г. Арзамаса

Методическая разработка

раздела образовательной программы «Художественное творчество»

«Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, в процессе организованной образовательной деятельности по рисовании».

Работу выполнила:

Воспитатель муниципального

бюджетного дошкольного

учреждения «Детский сад № 36»

Сорвачева Екатерина Владимировна

Арзамас, 2012

Аннотация

Воображение — основное психическое новообразование дошкольного детства. Этот возрастной период сензитивен для его развития. Именно в дошкольном возрасте требуется целенаправленное развитие механизмов воображения.

В данной методической разработке раскрыты вопросы развития творческого воображения у детей старшего возраста, через образовательную область «Художественное творчество».

Адресовано воспитателям, руководителям дополнительного образования, занимающихся с детьми 5 – 6 лет по изодеятельности, родителям.

Содержание

Введение стр. 4

Глава I Творческое воображение детей старшего дошкольного возраста

1.1 Цель и задачи стр. 5

1.2 Особенности развития воображения в дошкольном возрасте стр. 6 – 8

1.3 Виды изобразительной деятельности и их возможности для развития творческого воображения стр. 9 - 10

Глава II Методические приемы, способствующие развитию воображения в старшем дошкольном возрасте стр. 10 - 13

Глава III Перспективное планирование непосредственно – образовательной деятельности по рисованию, способствующих развитию воображения детей с федерально-государственными требованиями стр. 14 - 21

Заключение стр. 22 -25

Литература стр. 26 - 27

Приложение стр. 28

Введение

В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития воображения.

Психологи доказали, что воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Особенно значимым становится выявление специфики воображения, закономерностей его развития и становления при изучении дошкольного детства, так как именно в этот период, как указывал Л. С. Выготский, закладываются основы развития данного процесса. На значение воображения, фантазии в жизни ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них (В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн) указывали на относительность детского воображения, которое можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов. Глубоко подметил это К. Д. Ушинский, который писал: «Воображение ребенка и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека, и не заключает в себе ничего поэтического, так как эстетическое чувство развивается позже других, но дело в том, что и слабенькое детское воображение имеет такую власть над слабой и еще неорганизованной душой дитяти, какого не может иметь развитое воображение взрослого человека над его развитой душой».

Существует представление о воображении, как о психическом процессе создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание. Выделены виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающие или репродуктивное и творческое.

Таким образом, развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что творческое воображение является предпосылкой эффективности усвоения новых знаний, условием творческого преобразования окружающей действительности, способствует саморазвитию личности. Творческие возможности у детей не всегда полностью реализуются, если специально не организуются развивающие занятия, направленные на развитие механизмов воображения дошкольников, активизацию творческих способностей.

Глава I Творческое воображение детей старшего дошкольного возраста

Воображением называется создание новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления. Важнейшая особенность восприятия как познавательного процесса человека – его роль в преобразовании окружающего мира. Деятельность педагога направлена, прежде всего, на формирование и развитие творческого воображения. Рисование имеет огромное значение в формировании интегративных качеств ребенка. Особенно важна связь рисования с мышлением. Рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, учит детей думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Способность к необычному комбинированию элементов действительности, сообщение предметам новых функций, создание не имеющих в реальности аналогов определяют главные черты воображения как акта творчества: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить способы решения проблемных ситуаций.

Работая по данной теме, изучив методическую литературу под редакцией Л. С. Выготский, Г. С. Швайко, Т. С. Комарова я поставила следующие цели и задачи:

1.1 Цели и задачи

Цель– Составление перспективного тематического планирования по рисованию в старшем возрасте на развитие творческого воображения в соответствии с задачами образовательной области «Художественное творчество».

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

- Изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей старшей группы в процессе организации образовательной деятельности по рисованию;

- Рассмотреть виды Художественно – изобразительной деятельности;

- Проанализировать основные методические приёмы рисования в развитии творческого - - Составить серию конспектов по рисованию в старшем возрасте на развитие творческого воображения.

1.2Особенности развития воображения в дошкольном возрасте.

По Л. С. Выготскому, воображение ребенка развивается постепенно, в процессе накопления им жизненного опыта, и все образы деятельности воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на впечатлениях реальной жизни.

Появление и дальнейшее развитие целенаправленного воображения в этом возрасте психологически связывают с возникновением новых, более сложных видов деятельности, с изменением содержания и форм общения ребенка с окружающими, в первую очередь – с взрослыми.

Воображение ребенка развивается в процессе его жизни под влиянием условий жизни и воспитания. Его развитие предполагает накопление опыта и выработку умения мысленно объединить образы в новые сочетания.

Таким образом, особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста состоят в том, что в дошкольном возрасте воображение ещё очень ограничено и отличается, с одной стороны, своим пассивным воссоздающим, а с другой стороны — непроизвольным характером. Воображение в старшем дошкольном возрасте становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование; ребенок осваивает приемы и средства создания образов; воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов; воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию.

Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. В 5-7 лет внешняя опора подсказывает замысел, и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. Так, просмотр мультфильма «Спящая красавица» наталкивает девочек на

игру в фею. Они вырезает крылья, клеят и раскрашивают волшебную палочку и шапку. Воображая себя феей, снимают крылья и шапку только во время еды и сна, носят этот наряд несколько дней, дотрагивается до предметов палочкой, чтобы их во что-нибудь превратить.

Рост произвольности воображения проявляется у дошкольника в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение.

Старшие дошкольники способны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности планируя процесс воплощения замысла. Они намечают план достижения цели, предварительно отбирают и готовят необходимое оборудование.

Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации. Причем в первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх, продуктивных видах деятельности, то есть там, где деятельность протекает с использованием реальных объектов и ситуаций и требует согласованности действий ее участников.

Растущая познавательная потребность ребенка во многом удовлетворяется с помощью воображения. Оно как бы снимает дистанцию между тем, что ребенок может воспринять, и тем, что недоступно его непосредственному восприятию. Ребенок представляет лунный пейзаж, полет в ракете, тропические растения, арктических животных.

Следовательно, воображение значительно расширяет границы познания. Кроме того, оно позволяет дошкольнику «участвовать» в событиях, которые не встречаются в обыденной жизни. Подчеркну, что, фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего.

Создание новых образов - это не умозрительный, а тесно связанный с действительностью процесс. Именно в реальном мире находится источник образов воображения.

Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в художественной деятельности. Средства и приемы воображения интенсивно осваиваются в дошкольном возрасте. Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные. Действенный способ преобразования действительности дополняется оперированием образами, которые не опираются на сиюминутно воспринимаемую ситуацию.

В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемов - изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны.

Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность, например ребенок рисует фантастическую чудо-машину, используя агглютинацию, олицетворение, парадоксальное комбинирование (то есть помещение объекта в несвойственную ему ситуацию). А содержание эпизодов дети заимствуют из литературных произведений с известными изменениями. У старших дошкольников образы в рисунках становятся все более оригинальными.

В силу важности и значимости воображения для ребенка необходимо

всячески помогать его развитию. Формированием воображения в дошкольном возрасте является потребностью новых впечатлениях, открывающим способы получения впечатлений. Воспитывая детское воображение, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением нашей действительности. Знакомясь на прогулках, в беседах с окружающей жизнью, ребёнок затем отражает воспринятое в своих рисунках, играх, и в процессе этой творческой переработки накопленного опыта формируется воображение. Развитие воображения не является результатом прямого обучения. Оно обусловлено растущей преобразующей активностью ребенка и механизмами саморазвития воображения.

1.3 Виды изобразительной деятельности и их возможности для развития творческого воображения.

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним. Я рассматриваю, такой вид занятия, как рисование:

Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.

В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Подражая действиям взрослых, ребенок уже в раннем детстве начинает манипулировать карандашами и бумагой, создавая каракули. Постепенно ребенок уходит от бездумных чирканий по бумаге. Он начинает понимать функцию карандашей, его движения становятся более точными и разнообразными. Это период доизобразительной деятельности. Рисунок появляется, когда ребенок связывает некоторые из своих каракуль с предметами и специально создает воображаемые объекты. Словесное формулирование намерения является началом изобразительной деятельности. Вначале стремление изобразить с воспоминанием знакомого ему графического образа. Чаще всего это кругоподобные кривые, в которых ребенок «видит» дядю, тетю и т. д.

Все, что только он способен вообразить, представить в своей фантазии, ребенок пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес к фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов т. п. Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять воображение и представления ребенка об окружающем мире. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения – произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений. Своеобразие лепки, как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняют воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребёнка, тем самым развивая воображение. В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли дошкольников и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Итак, развивая воображение дошкольников, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка.

Глава II Методические приемы, способствующие развитию воображения в старшем дошкольном возрасте

В изобразительной деятельности используются разнообразные методы и приемы, которые условно можно подразделить на наглядные и словесные.

К наглядным методам и приемам обучения относятся наблюдения, рассматривание отдельных предметов; использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке. В своей работе по развитию творческого воображения детей я использую метод наблюдений, который лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству. От того, насколько у детей будет развито умение наблюдать окружающее, устанавливать связи между явлениями действительности, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческого воображения.

В старшей группе создается необходимость внесения некоторых предметов для рассматривания. Например, перед рисованием на тему сказки «Три медведя» я предлагаю детям рассмотреть игрушечного медведя, выделить особенности формы и пропорции отдельных частей, проследить изменение расположения их в зависимости от поворота предмета. Каждый ребенок изображает медведя в том положении, которому соответствует эпизод, выбранный для рисунка. В тех видах изобразительной деятельности, где основной целью не является закрепление впечатлений от восприятия окружающего, а стоят задачи по развитию отдельных моментов этой деятельности, образец применяется как метод обучения. Так, основная цель занятий декоративным рисованием— обучение приемам создания узора и развитие художественного вкуса. Дети рассматривают красивые предметы: ковры, вазы, вышивки и т. п., что повышает общую эстетическую культуру.

В обучении детей чаще используется частичный показ — изображение той детали или отдельного элемента, который дошкольники еще не умеют изображать. Например, дети рисуют ствол дерева в виде треугольника с широким основанием. Эта ошибка бывает порой вызвана объяснением воспитателя: «Ствол дерева вверху узкий, а внизу широкий,— и дети буквально следуют этому указанию. Воспитателю необходимо наряду со словесным указанием дать показ изображения ствола дерева.

В работе с детьми использую словесный метод. К нему относится: беседа, указания в начале и в процессе образовательной деятельности, использование словесного художественного образа. Образовательная область по изобразительной деятельности, как правило, начинаются с беседы с детьми. Цель беседы — вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию. Особенно велика роль беседы на тех занятиях, где дети будут выполнять работу на основе представления, не пользуясь наглядными пособиями, таким образом, развивается творческое воображение детей.

Я главным образом обращаю внимание на то, что будет иметь значение для дальнейшей работы, т. е. на конструктивное цветовое и композиционное решение рисунка.

Таким образом, правильно организованная беседа будет содействовать лучшему выполнению задания детьми. Художественный образ, воплощенный в слове (стихотворение, рассказ, загадка и т. д., обладает своеобразной наглядностью и помогает детям фантазировать. Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения.

При рисовании на темы литературных произведений применение других приемов обучения в начале занятия нецелесообразно, так как они могут помешать работе воображения. Картина или натура свяжут ребенка определенной изобразительной формой, словесный образ потускнеет.

Например, при иллюстрировании стихотворения Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» почти у всех ребят получились хорошие работы, так как в этом произведении автор ярко описал внешний вид зверьков, их позы. Такие зримые образы помогают ребенку конкретно передать их. Художественный литературный образ вызывает работу не только воспроизводящего воображения, но и творческого.

Даже если словесный образ очень конкретен и ярок, ребенку надо многое додумать и представить: обстановку, расположение, детали и многое другое. Мои указания обязательно сопровождают все наглядные приемы, но могут использоваться и как самостоятельный прием обучения.

В сознании детей 5—6 лет слово вызывает воспоминание о нужном приеме и о том, какое действие при его употреблении надо произвести.

Игровые приемы обучения. Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения.

В разных видах изобразительной деятельности приемы обучения специфичны, так как образ создается разными средствами. Например, задача обучения композиции в сюжетных темах требует в рисовании объяснения по картине, показа в рисунке того, как отдаленные предметы рисуются выше, а близлежащие ниже. Ни один прием нельзя использовать без тщательного продумывания стоящих задач, программного материала занятия и особенностей развития детей данной группы. Отдельные методы и приемы — наглядные и словесные — совмещаются и сопутствуют один другому в едином процессе обучения на занятии.

Наглядность обновляет материально-чувственную основу детской изобразительной деятельности, слово помогает созданию правильного представления, анализу и обобщению воспринятого и изображаемого, способствуют развитию творческого воображения.

Образовательная область «Художественное творчество» интегрируется со многими образовательными областями.

Глава III Перспективное планирование образовательной деятельности по рисованию, способствующих развитию воображения детей, в количестве 34 часа.

Литература

1. Венгер, Л. А. Восприятие и обучение [Текст]/ Л. А. Венгер. - М.: Наука, 1969. - 365 с.

2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст]/ Л. С. Выготский. – М.: Психология, 2001. -457 с.

3. Грязнов, Б. С. Логика, рациональность, творчество. [Текст]/ Б. С. Грязнов – М.: Наука, 2002. – 256с.

4. Демьянченко, О. М. Воображение дошкольника [Текст]/ О. М. Демьянченко // Дошкольное воспитание. – 2002. № 5. – С. 12-14.

5. Дъяченко О. М. Развитие воображения дошкольников. [Текст]/ О. М. Демьянченко – М.: РАО, 2006. – 197 с.

Дъяченко О. М., Кириллова А. Н. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста [Текст]/ О. М. Демьянченко // Вопросы психологии. – 1998. - № 2. – С. 107-114.

6. Дьяченко О. М. Пути активизации воображения дошкольников [Текст]/ О. М. Демьянченко // Вопр. психол. 1997. № 1. С. 44—51.

7. Жукова, Е. С. Динамика становления творческих способностей на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста. [Текст]/ Е. С. Жукова – М.: Наука, 2000. – 423с.

8. Казакова, Т. Т. Развитие творчества у дошкольников. [Текст]/ Т. Т. Казакова. – М.: Просвещение, 1999. – 192 с.

9. Кириллова, Г. Д. Развитие воображения в детстве. [Текст]/ Г. Д. Кириллова. – Орел: МП Простор, 1992. – 120 с.

10. Лапутина, О. С. Развитие творчества в играх-драматизациях [Текст]/ О. С. Лапутина // Руководство играми детей в дошкольном учреждении. – М.: Просвещение, 1998. – 140с.

11. Листик, Е. М. Творческие сюжетные игры для детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ Е. М. Листик, А. Е. Курганова //Психолог в детском саду. – 2004. - № 1. – С. 67-77.

12. Медведева, Е. А. Формирование предпосылок творческого воображения у старших дошкольников с задержкой развития в театрализованных играх. [Текст]/ Е. А. Медведева. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2002. – 240 с.

13. Неменова, Т. Развитие творческого проявления детей в процессе театральных игр [Текст]/ Т. Неменова // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 1. – С. 19.

14. Петровский, А. В. Воображение / Общая психология. [Текст]/ А. В. Петровский – М.: Просвещение, 1977. -654 с.

15. Поддъяков, Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников [Текст]/ Н. Н. Поддъяков // Вопросы психологии. – 1990. - № 1.- С. 97-102.

16. Фурмина, Я. С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театральных играх: Художественное творчество и ребенок [Текст]/ Я. С. Фурмина / под ред. Н. А. Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1972. – 278 с.

17. Шарагина, Л. И. Логика воображения. [Текст]/ Л. И. Шарагина. – М. ИНФРА, 2005. – 217 с.

Публикации по теме:

Обновление содержания образовательной области «Художественное творчество» в ДОУ В нашем городе в декабре прошлого года проходила методическая неделя на тему "Первые шаги по внедрению ФГТ". Нашему детскому саду был предоставлен.

Семинар с педагогами «Теория ТРИЗ-технологий» Цель семинара Создание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и уровня изобретений за счет использования.

Библиотека изображений:
  • Рисование
  • Искусство
  • Искусство
Автор публикации:
Методическая разработка: «Развитие творческого воображения детей в процессе рисования».
Опубликовано: 26 апреля 2013 в 22:10
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...