Лучший педагог года

Методическая разработка развития словарного запаса детей с особыми образовательными потребностями

Ирина Ищенко
Методическая разработка развития словарного запаса детей с особыми образовательными потребностями

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

развития словарного запаса

детей с особыми образовательными потребностями

Ищенко И. Н.

Енакиевская СОШИ № 30

МОН ДНР

Публикация «Методическая разработка развития словарного запаса детей с особыми образовательными потребностями» размещена в разделах

Словарный запас умственно отсталых детей значительно беднее, чем у нормальных сверстников. У них наблюдается большая разница между объемом пассивного и активного словаря. Активный словарь детей, имеющих интеллектуальные проблемы гораздо меньше по объему пассивного. Речь детей младшего школьного возраста состоит в основном из существительных и обиходных глаголов. Редко встречаются прилагательные, наречия, союзы. Причинами неточности в употреблении слов у умственно отсталых детей являются трудности дифференциации, различения самих предметов. Умственно отсталые школьники, вследствие слабости дифференцировочного торможения, легче воспринимают сходство предметов, чем их различие. Поэтому дети усваивают, прежде всего, сходные и наиболее конкретные признаки предметов. Таким общим и конкретным признаком предметов в приведенных примерах является их назначение. Различия же этих предметов не улавливаются, а обозначения не разграничиваются. Умственно отсталые школьники младших классов используют лишь незначительное количество слов, обозначающих признаки предмета, называние основных цветов (красный, синий, зеленый, величины предметов (большой - маленький, вкуса (сладкий - горький). Противопоставления же типа "длинный - короткий", "толстый - тонкий" используются очень редко. Это связано, прежде всего, с трудностью дифференциации самих представлений о качествах и признаках предметов.

Словарная работа связана со всей системой обучения в школе. Ведь словарный запас - это «строительный материал» любого высказывания.

В настоящее время есть много интересных методик по развитию словарного запаса детей. Методика американского врача Глена Домана, пригодна именно для обучения умственно отсталых детей, глухих, парализованных, с травмами мозга.

Она значительно отличается от общепринятых.

Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление воспитанников, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Их применение на логопедических занятиях интересно, познавательно и увлекательно. Экран притягивает внимание, которого логопед порой не может добиться при фронтальной работе с детьми.

Чтобы ребенок запомнил любое слово, его надо показать и назвать 12-15 раз. Каждый набор (10 слайдов) необходимо демонстрировать 3 раза в день в течение 5 дней. Время показа одного слайда - 1 секунда. Если затягивать показ каждого слайда на 3 сек. и более – ребенок быстро устанет и потеряет интерес к картинкам. Опыт коррекционной логопедической работы показал, что дети с ОВЗ хорошо запоминают картинки, даже если видят их всего одну секунду. Затем из каждого набора удалять по одному изученному слову и вводить по одному новому.

Идея использования презентаций с подписанными и озвученными картинками, которые можно каждый день показывать обучающимся на экране монитора, возникла на основе популярной методики Глена Домана по созданию карточек с «битами» знаний.

Глен Доман - наш современник, выдающийся американский врач, основатель филадельфийского "Института ускоренного развития ребенка" ("Better Baby Institute" (BBI). Он рекомендует приоритет зрительного опыта над всеми остальными способами познания мира.

Практика показала, что для большинства детей с особыми возможностями здоровья просмотр ярких, озвученных картинок становится любимым занятием, они требуют показывать ещё и ещё. Такое обучение стимулирует развитие различных отделов головного мозга, благодаря чему у ребенка формируется фотографическая память, развивается словарный запас.

Для занятий с детьми можно использовать уже готовые презентации "Вундеркинд с пелёнок", которые содержат более 200 озвученных, автоматизированных, развивающих русскоязычных слайд-шоу (более 5 000 слайдов).

Презентации для детей с особыми возможностями здоровья можно демонстрировать на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Начинать необходимо с самых простых категорий, количество слайдов – не более 10-12.

Динамика развития словарного запаса обучающихся прослеживается в таблицах мониторинга, который проводится в начале и конце учебного года и протоколах обследования словарного запаса обучающихся.

Публикации по теме:

Интеграция детей с особыми потребностями в общеобразовательной группе для решения социально-коммуникативных задач Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в среду нормально развивающихся сверстников признается сегодня в нашей стране.

Консультация для воспитателей «Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей» Консультация для воспитателей «Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей» Уважаемые коллеги! Хочу предоставить.

Коррекционно-развивающее сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в детском саду Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья.

Медико-психолого-педагогическим сопровождением детей с особыми образовательными потребностями Медико-психолого-педагогическим сопровождением детей с особыми образовательными потребностями Мир, в котором живет современный ребенок существенно.

Особенности развития мелкой моторики у детей 3–4 с особыми образовательными потребностями Развитие мелкой моторики одна из важнейших задач педагогов дошкольного учреждения. Ежедневное развитие мелкой моторики способствует формированию.

Особенности реализации различных принципов при формировании навыков самообслуживания у детей с особыми потребностями в разных Одной из центральных задач специального дошкольного образования является создание условий для социального развития детей с отклонениями.

Педагогический проект «В гостях у сказки» для детей с особыми образовательными потребностями Автор проекта: Кораблёва Л. В., воспитатель высшей квалификационной категории, ОБСУСО «Шуйский комплексный центр социального обслуживания.

Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста Закономерности развития словарного запаса старших дошкольников в онтогенезе Дошкольный возраст - период активного усвоения всех структур.

Занятие с педагогами «Позитивное восприятие педагогами дошкольников с особыми образовательными потребностями» Практическое занятие с педагогами на тему: «Позитивное восприятие педагогами дошкольников с особыми образовательными потребностями в контексте.

Конспект занятия «Звук [Я] и буква Я. Развитие словарного запаса в речи детей» Тема; "Звук и буква Я» печатание её. Развитие словарного запаса в речи детей". Воспитатель: Чмыщенко Светлана Леонидовна. МАДОУ№30 «Дружба».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка развития словарного запаса детей с особыми образовательными потребностями
Опубликовано: 30 ноября 2016 в 00:20
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД