Папки-передвижки

Методическая разработка развлечения «Ремесла Архангельского Севера» для детей подготовительной группы

Ирина Калачникова
Методическая разработка развлечения «Ремесла Архангельского Севера» для детей подготовительной группы

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Развлечение «Ремесла Архангельского Севера»

для детей подготовительной группы и родителей

Интеграции образовательных областей:

«Познание», «Коммуникация»,

«Музыка», «Социализация»

Музыкальный руководитель 1 кв. кат.

Калачникова Ирина Александровна

Воспитатель высшая кв. кат.

Ларюшина Елена Владимировна

2017год

Актуальность:

Публикация «Методическая разработка развлечения „Ремесла Архангельского Севера“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах

Большая Родина всегда начинается с малой – место, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада…

Сохранение национальных духовных ценностей и восстановление естественного процесса в передаче подрастающему поколению.

Сухомлинского, который утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

Цель:

Дать представление о традициях, ремеслах и промыслах мастеров Архангельского Севера, сохранение национальных традиций, установление связей между крестьянской обрядовой и современной культурой

Задачи:

• Дать дошкольникам знания о разных видах художественных промыслов и ремёсел Архангельского Севера.

Развивать познавательный интерес к народному творчеству родного края, к окружающему миру через восприятие музыкального северного фольклора.

Развивать фонематический слух, память, зрительное и слуховое внимание;

• Активизировать словарь детей.

• Формировать бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края, гордость за свой край, уважение к людям труда.

• Формирование эмоциональных творческих способностей. Доставить радость и удовольствие от общения со сверстниками.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Материалы и оборудование: народные костюмы, предметы обихода (прялка, посуда, каргопольские игрушки, прялка, скамейки) музыкальные инструменты, аудиозапись народных мелодий:

1. Песня «Приезжайте к нам на Север» муз. Смирнова, сл. Жарова

2. Песня «Тетушка – Деленка» северная Устьянский район

3. Песня «Прялица – кокорица»

4. Песня «Я на камушке сижу» - игра «колышки»

5. Круговая пляска «Капуста» Мезенский район

6. Песня «Во кузнице»

7. Игра «Рыбка – окунечек»

Ход:

Дети заходят в зал под музыку

(«Приезжайте к нам на Север» муз. Смирнова, сл. Жарова)

Хозяйка:

Здравствуйте, гости дорогие!

Много гостей, много и новостей.

Гости к нам пришли – радость принесли.

Ох, ребята, сядем рядком да поговорим ладком! (садятся на лавочки)

На улице холод и дождь, а в доме тепло и уютно. А сколько стен у дома?

А где четыре стены, там и беды не страшны.

А вы работать любите? Вот и ране на Севере тоже было много ремесел, а люди, которые ими занимались – ремесленниками. Так уж было заведено, что никто без дела не сидел.

Дети:

1. Сто ремесел – сто названий.

Кузнецы коней куют,

Да не просто так – со звоном,

На чугунной, на решетке.

2. Из под рук ткачихи ловкой

Льется полотна краса.

И гончар создаст из глины

Волшебство и чудеса!

3. Мастерицы рушники

Вышивкой живой цветут

4. А на море рыбаки

Невод полный достают.

Хозяйка:

Русский Север всегда славился мастерами. Почти каждый помор умел делать деревянную посуду, или ковать инструменты, или работать на гончарном круге. Женщины ткали, шили, пекли знаменитые северные козули. В наши дни во многих районах Архангельской области сохраняют и развивают ремесленные традиции предков.

1. Прялка

Хозяйка:

А я вот сижу, да куделюшку пряду. Прялка – удивительный предмет. Она нужна была для того, чтобы прясть пряжу – шерстяные нитки. Кудель, клочок шерсти, нанизывали сверху прялки, вытягивали и скручивали шерстяную нить, наматывали её на веретено. Давным-давно прялка была не только орудие труда для крестьянок, но еще и спутницей всей жизни, так как прялку дарили девочкам в 6-8 лет. Это сейчас прялка – произведение искусства, а раньше прялка была в каждом доме.

Танец – песня ««Прялица – кокорица»

2. Крестьянский труд.

Хозяйка:

Крестьяне занимались земледельческим трудом. Они пахали землю, выращивали рожь, овес, овощи. Да и сейчас на дачах огороды славятся.

В конце осени работы в поле и огороде были закончены. Можно было и отдохнуть. Когда собирались гости – угощение было простое, не разносолы.

Картошка да капуста, огурцы да морковь. Всё выращено на своём огороде.

Отгадайте загадку:

На плечах Игнашки

Сорок три рубашки –

Все из ткани отбеленной,

А поверх пиджак зелёный.

(Кочан капусты)

Пальчиковая гимнастика. «Мы капусту рубим»

Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)

Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад)

Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)

Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки)

Круговая пляска «Капуста» Мезенский район (с участие родителей)

Хозяйка:

А ремесленники землю не пахали, хлеб не сеяли. Зато они обладали особыми умениями и зарабатывали себе на жизнь своим ремеслом. К таким мастерам относились плотники, мельники, печники, гончары, кузнецы. Относились к ремесленникам с большим уважением. Хозяева, нанимавшие работников, привечали мастеров, кормили, поили, старались им во всем угодить, чтобы те выполнили свою работу хорошо и в срок.

3. Плотницкое ремесло.

Хозяйка:

Топор – рубящий инструмент. Работали топором с давних времен. Людей этих называли плотниками. Наш край богат лесом, поэтому у плотника работы всегда много. Они рубили избы, строили церкви. Настоящий плотник любит свой инструмент, холит его и лелеет. Лезвием может побриться, а может и игрушку сделать – детям на потеху.

Дети:

1. Очевидно, у плотников издавна

Беспокойное счастье в руках –

Ароматные свежие избы

Оставлять на родных берегах.

2. От забот отвлекаясь субботних,

Люди плотника вспомнят добром:

«Это был настоящий работник,

Человек с золотым топором».

Пальчиковая игра «Что же вышло»

Подними ладошки выше

И сложи над головой

Что же вышло? Вышла крыша

А под крышей мы с тобой.

Хозяйка:

В доме сидим - друг друга веселим!

Собирайся народ в хоровод

Наши шутки – прибаутки

Каждый спляшет и споёт!

Считалка (выбор водящего)

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Песня «Я на камушке сижу» игра «Колышки»

Хозяйка:

Вот беда – кочерга погнулась. Кто же мне поможет выпрямить ее? Конечно же кузнец – молодец! Он и лошадь подковать сможет, и меч сковать.

Дети:

Эй, кузнец-молодец,

Захромал мой жеребец.

Ты подкуй его опять.

Отчего ж не подковать!

Вот гвоздь! Вот подкова!

Раз, два и готово!

4. Кузнечное дело.

Хозяйка:

Возможно, вы уже слышали русскую поговорку: “Кузнец – всем ремеслам отец”. Смысл ее очень прост: инструменты и материалы для многих ремесел делались в кузнице. Иголки, гвозди, молотки и топоры, ножи и крючки – все это делал кузнец. Работа кузнеца связана с огнем, поэтому кузницу строили у воды.

Хозяйка:

А давайте- ка песню про кузнецов споем!

Песня «Во кузнице» (оркестр народных инструментов с участием родителей)

Хозяйка:

Уморились наверное? А я вот вам водички ключевой из кувшина налью, пейте, на себя не лейте. Этот кувшин тоже сделал ремесленник – гончар. Вылепил его из глины, да в печи жаркой закалил. Вон какой красивый и прочный получился.

5. Гончарное ремесло.

Хозяйка:

Одно из самых древних на земле. Посуда людям была нужна всегда. Гончар клал на гончарный круг комок глины, ногами вращал, а руками оттягивал глину и лепил нужный сосуд.

В промысле работали и мужчины, и женщины, им помогали дети лет с 8 – 9. Делали посуду разных размеров, форм и названий: горшки, кринки, корчаги, латки, квашни, роговики, рукомои. Из остатков глины для забавы детворе «стряпали» расписные глиняные игрушкаи, известные теперь по всей России. Танцующие медведи, довольные коты, весёлые поморские мужики и жонки – каргопольские игрушки всегда содержат в себе весёлый сюжет. Известная каргопольская мастерица Ульяна Бабкина (1888–1977) передала свой опыт молодым мастерам, и ремесло удалось сохранить до наших дней.

Песня «Тетушка – деленка» северная Устьянский район

6. Рыбный промысел:

Хозяйка:

Помор – «человек, идущий по морю». Ведь главным их занятием были морские промыслы. Не случайно о поморах говорили -

Дети: «Радость и горе помору – все от моря».

А сами поморы с гордостью утверждали –

Дети: «Морем живем, ему и песни поем».

Поутру уходят поморы в море студёное, Белое, на рыбную путину. Трудна работа. Вместе с отцами, выходят в море и сыновья, робяты малые, их еще зуйками кличут. Рыбы много ловили, морского зверя добывали. Полны карбасы улова, пора якорь поднимать и домой возвращаться.

Игра «Рыбка – окунечек» (с участием родителей)

Задание родителям

Игра «Назови, кого так звали».

Хозяйка:

Издавна северных мастеров — ремесленников называли по сработанным ими вещам. Сейчас гости будут отвечать, а вы, ребятушки, слушайте внимательно и если надо - помогайте.

Бочарники (делали бочки)

Лукошечники (плели корзины, лукошки)

Столяры (делали мебель)

Плотники (строили дома)

Колесники (изготовляли колёса к телегам)

Ковшечники (делали ковши, кастрюли)

Кузнецы (изготовляли орудия труда из металла

Заключение:

Дети:

Это всем давным-давно признать пора.

У нас на Севере в почете мастера.

Суровый северный народ –

веками сказку создает!

Хозяйка:

Издавна существует такая пословица: «Кто что знает, тем и хлеб добывает». Есть такая пословица у русского народа: «Не просит ремесло хлеба, а само кормит». Вот почему каждому человеку нужно уметь что-то делать. И дело это человек должен любить и делать его хорошо.

Чтоб красоту творить на свете,

Трудолюбивы будьте, дети.

За дело смело принимайтесь,

Творите чудо, не стесняйтесь.

Помнить, детки, вы должны-

Умельцы нам всегда нужны.

А теперь мы улыбнемся

Крепко за руки возьмемся

И какие же слова

Говорим мы, уходя?

Дети прощаются и выходят из музыкального зала.

Литература

1. Мокроусова Л. И. «Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с традиционной культурой жителей беломорского Севера «Северная жемчужина»; Архангельск, 2005г.

2. Козлова Е. В., Рогозина И. А., Зайцева И. А., Линькова З. Н. «Региональная программа по приобщению детей к истокам народного творчества «Поморочка»; Северодвинск, 2003г.

3. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. «Красна изба … Знакомство с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «Детство – пресс», 2004г.

4. Яринич Е. В., Чебаевская Н. Ю. «Подвижные игры с регионольным компонентом: сборник конспектов, игр» Архангельск, 2011г.

5. С. С. Щекина, Г. В. Аверкиева, О. Б. Гринева, Ю. Н. Суриков «Поморская семья», Архангельск, 2008.

6. Интернет - ресурсы

Публикации по теме:

Методическая разработка фольклорного развлечения «Коляда» Методическая разработка фольклорного развлечения "Коляда". Аннотация: Данная разработка посвящена развитию интереса детей 7 – 12 лет к обычаям,.

Методическая разработка игротренинга для улучшения взаимопонимания детей и родителей Методическая разработка игротренинга «Игра и в шутку и в серьёз» ориентирована на создание такой среды, где дети и их родители смогут показать.

Методическая разработка «Игры народов Крайнего Севера» Дидактические игры и упражнения по Северной тематике (средний дошкольный возраст) Составила воспитатель: Култаева А. Б Норильск.

Методическая разработка комплексно-тематического планирования для средней группы Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы», составленное на.

Методическая разработка модуля «Секреты безопасности» для детей старшей группы Модуль «Секреты безопасности» в старшей группе. Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических.

Методическая разработка «Эколого-валеологическое воспитание детей подготовительной группы с тяжёлым нарушением речи» Методическая разработка планирования по теме: «Эколого-валеологическое воспитание детей подготовительной группы с тяжёлым нарушением речи».

Методическая разработка по экологии «Мы на улицу поидем и деревья там наидем» для детей младшей группы Тема: На участок мы пойдем и деревья там найдем». Цель: Формировать знания детей о деревьях. Задачи: 1. Расширять знания детей о деревьях.

Методическая разработка развлечения «Кинофишка» Методическая разработка развлечения на тему: «Кинофишка» для детей старшей группы с участием родителей воспитанников. Пояснительная Записка.

Методическая разработка занятия для третьей младшей группы «В осеннем лесу» Цель: накопление детьми опыта практического освоения окружающего пространства, развитие речи как средства общения, развитие компонентов.

Весёлые пальчики. Методическая разработка для развития мелкой моторики детей Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка развлечения «Ремесла Архангельского Севера» для детей подготовительной группы
Опубликовано: 6 ноября 2017 в 17:20
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД