Реализация программы «Разговор о правильном питании» посредством активных форм работы с детьми

Елена Казачкова
Реализация программы «Разговор о правильном питании» посредством активных форм работы с детьми

Пояснительная записка.

В последнее время во всём мире наметилась тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.

Воспитание основ здоровья и умения его сохранить у детей дошкольного возраста ставит перед собой цель сохранить и преумножить здоровье подрастающего поколения. Однако особенности развития дошкольников заставляют искать специальные методы и приёмы для обучения этих детей.

Необходимость данной работы подтверждается тем, что при успешном овладении знаниями и умениями по укреплению и сохранению собственного здоровья, увеличивается степень успешной адаптации детей к школьной жизни, а привычка правильно питаться останется у ребенка на всю жизнь.

Как правило, задачи по формированию положительного отношения к собственному здоровью редко ставят перед собой родители, хотя они должны являться основными участками педагогической помощи в этом направлении. Свои приоритеты они отдают получению знаний, умений, навыков, которые облегчат переход ребенка к обучению в школе. Вопросы оздоровления остаются закрытыми, а ведь зачастую плохая успеваемость ребенка в школе напрямую зависит от его состояния здоровья.

Коллектив нашего дошкольного учреждения ставит перед собой одной из главных задач обеспечение конституционного права каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни и правильному питанию, как его составляющей, несомненно, также является одной из задач сохранения и укрепления здоровья детей нашего дошкольного учреждения.

Программа «Разговор о правильном питании» реализуется в детском саду с 2008 – 2009 учебного года, и за эти годы удалось добиться следующих результатов:

• Значительно расширился диапазон знаний и умений воспитанников, связанных со здоровым образом жизни, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей.

• У детей повысилась осведомленность о правилах здорового питания.

• Изменились предпочтения детей в питании. Дети охотнее выбирают продукты, полезные для здоровья.

• Родители и дети отмечают, что стали больше времени уделять подготовке семейных праздников, используя при подготовке знания, полученные на занятиях и консультациях.

• Повысилась убежденность детей в бесценности своего здоровья. Дети не только убедились в необходимости вести здоровый образ жизни, но и пропагандировать его.

• Автоматизировалась привычка соблюдать гигиенические нормы и правила поведения.

Реализованы проекты «Традиции питания русских православных праздников», «Обучение дошкольников основам кулинарии».

Проект «Традиции питания русских православных праздников» позволил объединить программу «Разговор о правильном питании» с программой «Воспитание маленького волжанина», добавить в программу нравственно-патриотический компонент, познакомить детей не только с тем, что ели наши предки, но и с традициями, бытом, песнями, играми народов Нижнего Поволжья.

Проект «Обучение дошкольников основам кулинарии» традиционно дополняет теоретические занятия с детьми практической деятельностью, закрепляет интерес к полезным продуктам, позволяет детям попробовать свои силы в приготовлении несложных блюд.

Проектная деятельность выбрана педагогами нашего дошкольного учреждения неслучайно. Она позволяет включить в творческий процесс наибольшее количество детей, сделать их активными соучастниками, режиссерами и исполнителями любой доступной для детей деятельности.

Идея проекта может быть, как спланирована заранее, так и быть ситуативной. Педагог идет вслед за детьми, корректируя, направляя их деятельность. Воспитанники самостоятельно планируют деятельность, опираясь на собственный опыт, в реализации проекта каждый ребенок принимает посильное участие. Если планов множество, в группе организовывается конкурс идей, на котором каждый ребенок презентует свой план и голосованием выбирается лучший.

Результатами проектной деятельности могут стать выставки рисунков, конкурсы, праздники и развлечения. Это позволяет детям продемонстрировать свои достижения родителям, которые могут быть членами жюри, зрителями, болельщиками и даже соучастниками презентации!

Представляем вашему вниманию методическую разработку, проект «Булочки с изюмом».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 39 «Солнышко»

г. Волжского Волгоградской области

Творческий проект «Готовим сами подарки маме!»

Казачкова Е. В., старший воспитатель

Толстолыткина Л. С., воспитатель

Предварительная работа:

• экскурсия на кухню детского сада,

• занятия в рабочей тетради «Плох обед, если хлеба нет», «Время есть булочки»,

• беседа с детьми «Хлеб всему голова»,

• разучивание стихов, песен, подготовка к праздничному концерту, посвященному 8 марта.

Цель: Подготовить сюрприз для совместного чаепития с родителями после праздника 8 марта.

Участники: воспитанники подготовительной группы № 9

Определение сферы деятельности: Что делаем? – Печем булочки с изюмом к чаепитию после праздника.

Выбор модели деятельности: Как делаем? – Разрабатываем технологическую карту, проводим практическое занятие.

Ресурсный анализ: Что мы имеем? – Фартуки, колпачки, разделочные доски, кухонная и столовая посуда. Что нужно? – продукты для приготовления булочек.

Задачи:

• развивать интерес детей к правильному, здоровому питанию, к кулинарии;

• обогащать и расширять знания детей о приготовлении различных блюд;

• моделировать ситуации, побуждающие нравственные чувства детей;

• продолжать обучать детей пользоваться алгоритмами, рецептами (технологическими картами) для приготовления различных блюд;

• продемонстрировать родителям успешность детей в освоении программы «Разговор о правильном питании

Организованная образовательная деятельность

в форме практического занятия

«Булочки с изюмом».

Воспитатель готовится к предстоящему занятию: вместе с дежурными раскладывает на столах необходимую посуду, разделочные доски, продукты, вывешивает на доску технологическую карту «Булочки с изюмом». Дети на ковре, заняты свободной деятельностью. Открывается дверь, в группу забегает запыхавшийся домовёнок Кузька.

Кузя: Скорее, скорее! Я слышал тут сегодня булочками угощают! А я три дня ел не досыта, спал без просыпа… Недосыпал, вобщем. Давайте, кормите меня поскорее! Есть хочу!

Воспитатель подзывает детей, все подходят к Кузьке.

Воспитатель: Во-первых, Кузя, здравствуй!

Кузя: Привет!

Воспитатель: Во-вторых, Кузя, как порядок в группе наводить, игрушки убирать, как заниматься, так тебя мы в группе не видим! А как про угощение прослышал, так ты тут как тут!

Кузя: А что угощенье все-таки есть?

Воспитатель: Есть, да не про твою честь! Мы с ребятами договорились мамам и бабушкам праздничный сюрприз испечь.

Кузя: А зачем им ваш сюрприз? Они и сами пироги – булочки печь умеют. Вот я не умею, мне сюрприз и испеките.

Воспитатель: Ребята, давайте объясним Кузе, почему мы решили приготовить мамам вкусный сюрприз!

1-й ребенок: Мы долго думали, решали, что нам мамам подарить?

Ведь подарок нашим мамам самым лучшим должен быть!

2-й ребенок: Мы не купим им путевку, не отправим на курорт,

И поэтому решили – испечем им вкусный торт!

3-й ребенок: Нет, не торт, скорее тортик, небольшой, но от души,

Чтоб сказали наши мамы: «Поварята хороши!».

Кузя: Так вот оно что! Тогда давайте скорее делать мамам ваши тортики – булочки! Я – ваш самый первый помощник!

Кузя бежит к столам, начинает примерять фартуки, колпачки, сует нос в пакет с мукой, рассыпает по столу изюм.

Воспитатель: Кузя, Кузя! Подожди! Ты сейчас нам все испортишь! Ведь испечь хлеб, даже самую маленькую булочку – большой труд!

Кузя: Да чего тут трудного? Тяп-ляп! И готово!

Кузя имитирует работу с тестом, незаметно достает кусочек теста (подготовленный заранее). Кусочек серый, липкий. Кузя пытается слепить из него булочку, у него ничего не получается. Он обижается, швыряет тесто на стол, отходит в сторону, бурчит.

Воспитатель с детьми подходят к столам, поднимают тесто.

Воспитатель: Эх, Кузя, Кузя! Разве так можно с хлебом обращаться? Смотри, обиделся на тебя хлеб и не получилась булочка!

Кузя: Как это обиделся? Он живой, что ли? Я его бил, что ли?

Воспитатель: Нет, Кузя! Хлеб обиделся за то, что ты нарушил правила, по которым его готовят. Ребята, какие правила нарушил Кузя?

Дети:

• Кузя не вымыл руки перед тем, как начать готовить!

• Он неправильно надел фартук, колпачек!

• Кузя готовил не по рецепту!

• Кузя торопился, плохо смешивал продукты!

• Кузя не подготовил рабочее место, он неаккуратный! И др.

Воспитатель: Да, ребята, правильно. И самое главное – Кузя не старался, не вкладывал в свою булочку свою любовь к маме, а хлеб он любит добрые руки и душевное обращение. Помните пословицы и поговорки о хлебе, там отражается отношение к хлебу всего нашего народа. Давайте расскажем их Кузьме.

Дети:

• Хлеба к обеду в меру бери! Хлеб – драгоценность, его береги!

• Каков у хлеба, таков и у дела!

• Пот на спине – хлеб на столе.

• Допелись, доплясались – без хлеба остались.

• Плох обед, если хлеба нет.

• Не потрудиться – хлеба не добиться.

Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.

• Без хлеба куска везде тоска, и др.

Кузя: Ребята, вы уж меня простите, уму-разуму научите!

Воспитатель: Простим, ребята? Научим?

Дети соглашаются. Воспитатель напоминает о том, что перед работой нужно вымыть руки. Дети и Кузя идут мыть руки, с чистыми руками подходят столу, помогают друг другу надеть и завязать фартуки, готовят рабочие места: разбирают разделочные доски, тарелки, ножи.

Воспитатель обращает внимание детей на технологическую карту «Булочки с изюмом». Ещё раз разбирается последовательность действий приготовления булочек:

• Просеиваем муку в большую чашку.

• Выливаем туда подготовленную смесь теплого молока, соли, сахара и дрожжей, добавляем яйца, растительное масло.

• Начинаем вымешивать, если необходимо, добавляем еще муки.

• Даем тесту время подойти.

• Добавляем изюм.

• Вымешиваем еще раз.

Формуем булочки.

• Раскладываем их на противень, смазанный растительным маслом.

• Накрываем чистым полотенцем.

• Несем на кухню печь.

Тесто замешивается в общей чашке. Еще одну порцию теста необходимо подготовить заранее, чтобы дети не ждали, пока тесто поднимется, а смогли бы работать с ним непосредственно после замешивания.

Воспитатель и Кузя помогают детям сформировать булочки.

Воспитатель: А перед тем, как положить булочку на противень, наклонитесь и пошепчите булочке ваше пожелание для любимой мамочки. И я уверена, все ваши пожелания обязательно сбудутся, и ваши мамы будут еще красивее, моложе и здоровей.

Кузя прощается с ребятами. Дети приглашают его на праздник и на праздничное чаепитие.

Воспитатель вместе с детьми относят противень с булочками на кухню, где его ставят в духовку. Повар говорит, что булочки можно забрать через 40 минут. Дети засекают время ожидания.

Публикации по теме:

Презентация предметно-развивающей среды по формированию основ здорового образа жизни в первой младшей группе Ивестно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек.

Программа «Вкусные истории» «Вкусные истории» из «Незабудки». Будущее России – это дети, здоровье которых во многом зависит от правильного и здорового питания. К сожалению,.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Деревья и листья
  • Геометрические фигуры
Автор публикации:
Реализация программы «Разговор о правильном питании» посредством активных форм работы с детьми
Опубликовано: 31 июля 2013 в 10:42
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий праздника «Общероссийский день библиотек»
27 мая - Общероссийский день библиотек. Важность профессии библиотекаря продиктована временем. Сотрудникам библиотеки им А. Пешкова адресованы теплые слова...
Фотоотчёт продуктивной деятельности детей по художественному творчеству «Мы рисуем!»
"Каждый смело нарисует Всё, что его интересует Всё вызывает интерес: Далёкий космос, ближний лес Цветы, машины, сказки, пляски. Всё нарисуем! Были б краски,...
Спортивно-музыкальное мероприятие «Будущие защитники» во второй младшей группе
В преддверии празднования 72 годовщины Великой Победы, у детей второй младшей группы прошло праздничное, спортивно-музыкальное мероприятие «Будущие...
Просто весенняя прогулка. Фотоотчет
Просто весенняя прогулка. Фотоотчет Уважаемые коллеги и друзья, доброе время суток! В центре социальной помощи семье и детям воспитанники находятся с...
Конспект образовательной деятельности по театрализованной деятельности «Задания от...
Конспект образовательной деятельности по театрализованной деятельности «Задания от Бармалея». Средняя группа. Составитель Горбатовская Т. В. Программное...