Реализация программы «Разговор о правильном питании» посредством активных форм работы с детьми

Елена Казачкова
Реализация программы «Разговор о правильном питании» посредством активных форм работы с детьми

Пояснительная записка.

В последнее время во всём мире наметилась тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.

Воспитание основ здоровья и умения его сохранить у детей дошкольного возраста ставит перед собой цель сохранить и преумножить здоровье подрастающего поколения. Однако особенности развития дошкольников заставляют искать специальные методы и приёмы для обучения этих детей.

Необходимость данной работы подтверждается тем, что при успешном овладении знаниями и умениями по укреплению и сохранению собственного здоровья, увеличивается степень успешной адаптации детей к школьной жизни, а привычка правильно питаться останется у ребенка на всю жизнь.

Как правило, задачи по формированию положительного отношения к собственному здоровью редко ставят перед собой родители, хотя они должны являться основными участками педагогической помощи в этом направлении. Свои приоритеты они отдают получению знаний, умений, навыков, которые облегчат переход ребенка к обучению в школе. Вопросы оздоровления остаются закрытыми, а ведь зачастую плохая успеваемость ребенка в школе напрямую зависит от его состояния здоровья.

Коллектив нашего дошкольного учреждения ставит перед собой одной из главных задач обеспечение конституционного права каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни и правильному питанию, как его составляющей, несомненно, также является одной из задач сохранения и укрепления здоровья детей нашего дошкольного учреждения.

Программа «Разговор о правильном питании» реализуется в детском саду с 2008 – 2009 учебного года, и за эти годы удалось добиться следующих результатов:

• Значительно расширился диапазон знаний и умений воспитанников, связанных со здоровым образом жизни, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей.

• У детей повысилась осведомленность о правилах здорового питания.

• Изменились предпочтения детей в питании. Дети охотнее выбирают продукты, полезные для здоровья.

• Родители и дети отмечают, что стали больше времени уделять подготовке семейных праздников, используя при подготовке знания, полученные на занятиях и консультациях.

• Повысилась убежденность детей в бесценности своего здоровья. Дети не только убедились в необходимости вести здоровый образ жизни, но и пропагандировать его.

• Автоматизировалась привычка соблюдать гигиенические нормы и правила поведения.

Реализованы проекты «Традиции питания русских православных праздников», «Обучение дошкольников основам кулинарии».

Проект «Традиции питания русских православных праздников» позволил объединить программу «Разговор о правильном питании» с программой «Воспитание маленького волжанина», добавить в программу нравственно-патриотический компонент, познакомить детей не только с тем, что ели наши предки, но и с традициями, бытом, песнями, играми народов Нижнего Поволжья.

Проект «Обучение дошкольников основам кулинарии» традиционно дополняет теоретические занятия с детьми практической деятельностью, закрепляет интерес к полезным продуктам, позволяет детям попробовать свои силы в приготовлении несложных блюд.

Проектная деятельность выбрана педагогами нашего дошкольного учреждения неслучайно. Она позволяет включить в творческий процесс наибольшее количество детей, сделать их активными соучастниками, режиссерами и исполнителями любой доступной для детей деятельности.

Идея проекта может быть, как спланирована заранее, так и быть ситуативной. Педагог идет вслед за детьми, корректируя, направляя их деятельность. Воспитанники самостоятельно планируют деятельность, опираясь на собственный опыт, в реализации проекта каждый ребенок принимает посильное участие. Если планов множество, в группе организовывается конкурс идей, на котором каждый ребенок презентует свой план и голосованием выбирается лучший.

Результатами проектной деятельности могут стать выставки рисунков, конкурсы, праздники и развлечения. Это позволяет детям продемонстрировать свои достижения родителям, которые могут быть членами жюри, зрителями, болельщиками и даже соучастниками презентации!

Представляем вашему вниманию методическую разработку, проект «Булочки с изюмом».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 39 «Солнышко»

г. Волжского Волгоградской области

Творческий проект «Готовим сами подарки маме!»

Казачкова Е. В., старший воспитатель

Толстолыткина Л. С., воспитатель

Предварительная работа:

• экскурсия на кухню детского сада,

• занятия в рабочей тетради «Плох обед, если хлеба нет», «Время есть булочки»,

• беседа с детьми «Хлеб всему голова»,

• разучивание стихов, песен, подготовка к праздничному концерту, посвященному 8 марта.

Цель: Подготовить сюрприз для совместного чаепития с родителями после праздника 8 марта.

Участники: воспитанники подготовительной группы № 9

Определение сферы деятельности: Что делаем? – Печем булочки с изюмом к чаепитию после праздника.

Выбор модели деятельности: Как делаем? – Разрабатываем технологическую карту, проводим практическое занятие.

Ресурсный анализ: Что мы имеем? – Фартуки, колпачки, разделочные доски, кухонная и столовая посуда. Что нужно? – продукты для приготовления булочек.

Задачи:

• развивать интерес детей к правильному, здоровому питанию, к кулинарии;

• обогащать и расширять знания детей о приготовлении различных блюд;

• моделировать ситуации, побуждающие нравственные чувства детей;

• продолжать обучать детей пользоваться алгоритмами, рецептами (технологическими картами) для приготовления различных блюд;

• продемонстрировать родителям успешность детей в освоении программы «Разговор о правильном питании

Организованная образовательная деятельность

в форме практического занятия

«Булочки с изюмом».

Воспитатель готовится к предстоящему занятию: вместе с дежурными раскладывает на столах необходимую посуду, разделочные доски, продукты, вывешивает на доску технологическую карту «Булочки с изюмом». Дети на ковре, заняты свободной деятельностью. Открывается дверь, в группу забегает запыхавшийся домовёнок Кузька.

Кузя: Скорее, скорее! Я слышал тут сегодня булочками угощают! А я три дня ел не досыта, спал без просыпа… Недосыпал, вобщем. Давайте, кормите меня поскорее! Есть хочу!

Воспитатель подзывает детей, все подходят к Кузьке.

Воспитатель: Во-первых, Кузя, здравствуй!

Кузя: Привет!

Воспитатель: Во-вторых, Кузя, как порядок в группе наводить, игрушки убирать, как заниматься, так тебя мы в группе не видим! А как про угощение прослышал, так ты тут как тут!

Кузя: А что угощенье все-таки есть?

Воспитатель: Есть, да не про твою честь! Мы с ребятами договорились мамам и бабушкам праздничный сюрприз испечь.

Кузя: А зачем им ваш сюрприз? Они и сами пироги – булочки печь умеют. Вот я не умею, мне сюрприз и испеките.

Воспитатель: Ребята, давайте объясним Кузе, почему мы решили приготовить мамам вкусный сюрприз!

1-й ребенок: Мы долго думали, решали, что нам мамам подарить?

Ведь подарок нашим мамам самым лучшим должен быть!

2-й ребенок: Мы не купим им путевку, не отправим на курорт,

И поэтому решили – испечем им вкусный торт!

3-й ребенок: Нет, не торт, скорее тортик, небольшой, но от души,

Чтоб сказали наши мамы: «Поварята хороши!».

Кузя: Так вот оно что! Тогда давайте скорее делать мамам ваши тортики – булочки! Я – ваш самый первый помощник!

Кузя бежит к столам, начинает примерять фартуки, колпачки, сует нос в пакет с мукой, рассыпает по столу изюм.

Воспитатель: Кузя, Кузя! Подожди! Ты сейчас нам все испортишь! Ведь испечь хлеб, даже самую маленькую булочку – большой труд!

Кузя: Да чего тут трудного? Тяп-ляп! И готово!

Кузя имитирует работу с тестом, незаметно достает кусочек теста (подготовленный заранее). Кусочек серый, липкий. Кузя пытается слепить из него булочку, у него ничего не получается. Он обижается, швыряет тесто на стол, отходит в сторону, бурчит.

Воспитатель с детьми подходят к столам, поднимают тесто.

Воспитатель: Эх, Кузя, Кузя! Разве так можно с хлебом обращаться? Смотри, обиделся на тебя хлеб и не получилась булочка!

Кузя: Как это обиделся? Он живой, что ли? Я его бил, что ли?

Воспитатель: Нет, Кузя! Хлеб обиделся за то, что ты нарушил правила, по которым его готовят. Ребята, какие правила нарушил Кузя?

Дети:

• Кузя не вымыл руки перед тем, как начать готовить!

• Он неправильно надел фартук, колпачек!

• Кузя готовил не по рецепту!

• Кузя торопился, плохо смешивал продукты!

• Кузя не подготовил рабочее место, он неаккуратный! И др.

Воспитатель: Да, ребята, правильно. И самое главное – Кузя не старался, не вкладывал в свою булочку свою любовь к маме, а хлеб он любит добрые руки и душевное обращение. Помните пословицы и поговорки о хлебе, там отражается отношение к хлебу всего нашего народа. Давайте расскажем их Кузьме.

Дети:

• Хлеба к обеду в меру бери! Хлеб – драгоценность, его береги!

• Каков у хлеба, таков и у дела!

• Пот на спине – хлеб на столе.

• Допелись, доплясались – без хлеба остались.

• Плох обед, если хлеба нет.

• Не потрудиться – хлеба не добиться.

Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.

• Без хлеба куска везде тоска, и др.

Кузя: Ребята, вы уж меня простите, уму-разуму научите!

Воспитатель: Простим, ребята? Научим?

Дети соглашаются. Воспитатель напоминает о том, что перед работой нужно вымыть руки. Дети и Кузя идут мыть руки, с чистыми руками подходят столу, помогают друг другу надеть и завязать фартуки, готовят рабочие места: разбирают разделочные доски, тарелки, ножи.

Воспитатель обращает внимание детей на технологическую карту «Булочки с изюмом». Ещё раз разбирается последовательность действий приготовления булочек:

• Просеиваем муку в большую чашку.

• Выливаем туда подготовленную смесь теплого молока, соли, сахара и дрожжей, добавляем яйца, растительное масло.

• Начинаем вымешивать, если необходимо, добавляем еще муки.

• Даем тесту время подойти.

• Добавляем изюм.

• Вымешиваем еще раз.

Формуем булочки.

• Раскладываем их на противень, смазанный растительным маслом.

• Накрываем чистым полотенцем.

• Несем на кухню печь.

Тесто замешивается в общей чашке. Еще одну порцию теста необходимо подготовить заранее, чтобы дети не ждали, пока тесто поднимется, а смогли бы работать с ним непосредственно после замешивания.

Воспитатель и Кузя помогают детям сформировать булочки.

Воспитатель: А перед тем, как положить булочку на противень, наклонитесь и пошепчите булочке ваше пожелание для любимой мамочки. И я уверена, все ваши пожелания обязательно сбудутся, и ваши мамы будут еще красивее, моложе и здоровей.

Кузя прощается с ребятами. Дети приглашают его на праздник и на праздничное чаепитие.

Воспитатель вместе с детьми относят противень с булочками на кухню, где его ставят в духовку. Повар говорит, что булочки можно забрать через 40 минут. Дети засекают время ожидания.

Публикации по теме:

Презентация предметно-развивающей среды по формированию основ здорового образа жизни в первой младшей группе Ивестно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек.

Программа «Вкусные истории» «Вкусные истории» из «Незабудки». Будущее России – это дети, здоровье которых во многом зависит от правильного и здорового питания. К сожалению,.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Деревья и листья
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Реализация программы «Разговор о правильном питании» посредством активных форм работы с детьми
Опубликовано: 31 июля 2013 в 10:42
+15
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает» Цель: Систематизировать знания детей о транспорте. Задачи:...
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 год!»
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год! » Автор: Курбатова Маргарита Михайловна Организация: ГБОУ ЦО «Тропарево» Населенный пункт:...
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...