Круглый стол для родителей по речевому развитию «Как слово наше отзовется»

Наталья Волкова
Круглый стол для родителей по речевому развитию «Как слово наше отзовется»

Цель: -Создание условий для речевого развития дошкольника;

-Формирование педагогической культуры родителей

- Повышение роли родителей в речевом развитии ребенка

Задачи: -Познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи;

- Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье

Форма проведения: встреча с элементами практикума

Участники: Воспитатели, родители, логопед, музыкальный руководитель

План проведения:

-Вступительная часть

-Выступление родителей (с домашним заданием)

-Практикум

-Педагогический всеобуч (характеристика детей пятого года жизни)

-Прослушивание аудиозаписи высказываний детей, обсуждение

-Развлекательная игровая часть

-Заключительная часть

Ход мероприятия:

1. Подготовительный этап

-Подбор материала (карточки для обогащения словаря, для составления рассказов по картинкам)

-Аудиозаписи высказываний детей

-Диагностика речевого развития

2. Вступительная часть

-Краткое выступление воспитателя: разъяснение целей и порядка действий участников

3. Выступление родителей с домашним заданием

Чтение стихотворений:

Когда ты хочешь молвить слово

Мой друг, подумай- не спеши

Оно бывает то, сурово,

То рождено теплом души

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет

Пока ты слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить,

И радость людям отравить,

Им можно лед зимой расплавить,

И камень в крошку превратить!

Оно одарит и ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя,

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

В. Солоухин

Много слов на земле,

Есть дневные слова

В них весеннего неба сквозит синева.

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

За собой повести.

Ты не делай их слугами

В мелком быту,

Береги изначальную их чистоту.

Когда радость - как буря,

И горе - как ночь,

Только эти слова

Тебе могут помочь!

В. Шефнер

4. Практикум

Обсуждение факторов успешного речевого развития ребенка.

Родителям предлагается выбрать из перечня факторов наиболее значимые, прокомментировать свой выбор (на столах лежат карточки с текстом).

1. Эмоциональное общение родителей с ребенком

2. Общение ребенка со сверстниками

3. Строение артикуляционного аппарата

4. Речь взрослых- образец

5. Разитие мелкой моторики рук

6. Чтение детям художественной литературы

7. Игра ребенка со взрослыми и сверстниками

Разбор проблемных ситуаций

-Ответы детей на вопросы по картинкам

-Проработать примеры несовершенства речи детей

-Какие недостатки в речи детей выявились?

-Что следует делать взрослым, чтобы исправить эти недостатки в речи дошкольника?

Взрослым важно демонстрировать ребенку правильный образец речи, развивать фонематический слух с помощью специальных игр и упражнений.

5. Педагогический всеобуч «Характеристика речи детей пятого года жизни» (приложение 1)

Воспитатель знакомит родителей с содержанием раздела образовательной программы, по которой в детском саду осуществляется педагогический процесс.

Воспитатель: речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения с окружающих его взрослых (и прежде всего родителей, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Обратите внимание: ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее- обратиться за помощью к логопеду.

Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами.

Необходимо знакомить малышей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.

Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

6. Прослушивание аудиозаписи высказываний детей.

Вопрос для обсуждения. Какие ощущения возникли у вас, когда вы узнавали голоса своих детей, слышали их речь?

Воспитатель. В процессе обучения детей правильному произношению, обогащению словаря, выработки грамотной и связной речи участвуют не только воспитатели группы, но и узкие специалисты детского сада- логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре.

Процесс закрепления речевых навыков происходит на специальных занятиях по развитию речи, а также во время праздников, развлечений, в течение дня во всех режимных моментах.

Предлагаем вашему вниманию развлечение.

7. Развлекательно-игровая часть

«Наши игры»

1. Игра «Словарь вежливых слов»

Ведущий. Придумано кем-то просто и мудро-

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

«Доброе утро!» - солнцу и птицам.

«Доброе утро!»- улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро длится до вечера.

Н. Красильников

Итак, отгадайте, вежливые слова.

- Зазеленеет старый пень, когда услышит: добрый (день!

- Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече (здравствуйте!

- Растает даже ледяная глыба от слова теплого… (спасибо).

- Когда бранят за шалости, мы говорим, прости (пожалуйста).

- Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо).

-И во Франции, и в Дании говорят, прощаясь… (до свидания).

- Всем вам с большой любовью желаю крепкого (здоровья).

2. Игра «Звериные приветствия»

Проводят родители.

Очень правильно, очень мудро,

Да не будет помехой лень,

Утром говорить всем «доброе (утро)»,

Ну а днем говорить «добрый… (день)».

И ломать тут голову нечего,

Надо просто быть добрым очень.

Вечером мы скажем «добрый (вечер)»,

Пожелаем на ночь: «доброй… (ночи)».

Ведущий. Ребята, как вы думаете, животные здороваются друг с другом? Я думаю, что да. Как здороваются, например, хрюшки?

Дети. Хрю-хрю!

Вед. Как приветствуют друг друга собаки?

Д. Гав-гав!

Вед. А петухи?

Д. Ку-ка-ре-ку!

Вед. Кукушки?

Д. Ку-ку!

Вед. Лягушки?

Д. Ква-ква!

Вед. Вороны?

Д. Кар-кар!

Вед. Ну а волки?

Д. У-у-у!

3. Игра «Слово на ладошке»

Проводят родители.

Все участники встают вкруг, берутся за руки, произносят считалку.

Мы найдем слова везде:

И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке.

Вы не слышали такого?

Не беда, играем в слово.

На ком считалочка закончится, «ищет» слова на небе, на земле, в шкафу, в супе и т. д., «передает» слово соседу, тот- своему соседу и т. д.

4. Игра «Волшебна коробочка»

Проводят воспитатели.

Под музыку по кругу передается большая красивая коробка. Когда музыку выключают ребенок, у которого оказалась коробка, открывает ее и вынимает коробочку поменьше. На ней изображение предмета о котором нужно прочитать стихотворение или загадать загадку. Игра продолжается. В самой маленькой последней коробочке –призы для тех, кто читал загадки и загадывал стихи.

5. Игра «Загадки в чемодане»

Проводят воспитатели.

Руками не трогать не дают,

Зато ногами ловко бьют. (мячик)

Удивительный ребенок!

Только вышел из пеленок.

Может плавать и нырять,

Как его родная мать. (утенок)

Хвост с узорами, сапоги со шпорами,

Песни распевает, время считает. (петух)

8. Заключительная часть.

-Встреча родителей с логопедом

-Подведение итогов родительского собрания. Принятие решений.

Приложение 1. Характеристика речи детей пятого года жизни.

Главное направление в развитии ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.

Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки («мяч- это игрушка, в него играют», начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением). Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний- описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимания смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т. е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

В речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения:

• Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;

• У некоторых недостаточно развита интонационная выразительность;

• Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласовании существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа).

Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднения. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.

Публикации по теме:

Перспективный план работы с родителями в старшей группе Тема родительского собрания Форма проведения «Знаете ли вы своего ребенка?». План проведения: 1. Вступительное слово. 2. Анализ рисунков.

План-конспект круглого стола для родителей «Растим любознательных почемучек» с включением тренинга «Метод кинезиологии» Участники: родители и педагогический коллектив (воспитатели, логопед) логопедической группы Программное содержание: • продолжать привлекать.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Круглый стол для родителей по речевому развитию «Как слово наше отзовется»
Опубликовано: 5 февраля 2014 в 22:34
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима»
Доброго всем! Давно не появлялась на сайте, так как было очень много работы. Но все же не терпится поделиться своими новыми творениями. Одно из который это...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...