Семинар-практикум для воспитателей «Образовательные области. Формы и методы их реализации»

Раиса Зайцева
Семинар-практикум для воспитателей «Образовательные области. Формы и методы их реализации»

Семинар – практикум «Образовательные области. Формы и методы их реализации»(для воспитателей ДОУ)

Теоретическая часть.

Выступление старшего воспитателя.

В рамках программы «Детство» выделяется 10 образовательных областей. Каждая образовательная область имеет свою цель и свои задачи. В соответствии с задачами используются разные формы и методы реализации той или иной области. Методы становятся более разнообразнее с увеличением возраста дошкольников.

Физическая культура: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоническое физическое развитие

- развитие физических качеств;

- накопление и обогащение двигательного опыта детей;

- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности.

В младшем возрасте дети постепенно узнают и называют разные способы ходьбы, построений, ползания, катания, новые физкультурные пособия (мячи, ленты, погремушки, кубики и др., их свойства и возможные варианты их использования. Дети осваивают простейшие правила в подвижных играх, знакомятся со спортивными упражнениями. Данная область интегрируется с таким областями, как «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Музыка».

В старшем возрасте добавляются такие методы, как рассматривание физкультурных пособий, беседы. Чтение детской художественной литературы, рассматривание картин, просмотр видеофильмов, компьютерных презентаций о различных физических упражнениях, видах спорта, спортсменах разного возраста. Дидактические игры, моделирующие структуру основного движения, общеразвивающего упражнения, расширяющие представления о физических упражнениях. Изобразительная деятельность, позволяющая детям в рисунке отразить свое отношение к физической культуре, свои интересы.

Здоровье: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

- воспитание культурно-гигиенических навыков;

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Здесь можно использовать не только физ. минутки, пальчиковые гимнастики, самомассажи и др., но и такие формы работы, как игра (д/и «Мой организм», «Здоровые зубы», беседы, чтение и рассказывание произведений детской литературы( «Почему надо чистить зубы?», «Научу одеваться и братца» и др.)

Безопасность: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания

- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

- передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- формирование осторожного осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Здесь так же можно использовать разные формы работы: и беседа о безопасном поведении, опасных ситуациях, и игры («Опасные ситуации», «Правильно - не правильно», «Пешеход», загадки, чтение детской литературы по теме безопасность.

Социализация: освоение первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений

- развитие игровой деятельности;

- приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Формы работы:

- Игры (сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные и др.)

- Чтение художественной литературы («Что такое хорошо, что такое плохо»)

Труд: формирование положительного отношения к труду

- развитие трудовой деятельности;

- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека

Формы работы:

• Дежурство в группе, поручения

• Наблюдение конкретного трудового процесса (на прогулках, экскурсиях)

• Беседы о профессиях

• Загадки, чтение художественной литературы

• Д/и, моделирующие структуру трудового процесса

• Игровые ситуации («Научим Незнайку мыть чашку»)

Познание: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей

- сенсорное развитие

- развитие познавательно- исследовательской и продуктивной (конструктивной)деятельности;

- формирование элементарных математических представлений;

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Образовательная область «Познание» по своему содержанию обширная и поэтому формы работы можно использовать практически все.

Формы работы:

• Наблюдение за природными объектами

• Моделирование и экспериментирование

• Рассматривание иллюстраций, художественных картин о природе

• Чтение художественной литературы о природе

• Экскурсии

• Экологические игры

• Поделки из природного материала

• Игры

• Конструирование

• Беседы

Коммуникация: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми

- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

- развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;

- практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Дети учатся говорить правильно практически во всех видах своей деятельности, поэтому формы работы разнообразны:

• Сюжетно-ролевая игра

• Чтение художественной литературы

• Продуктивная деятельность

• Составление описательных рассказов

• Беседа

Чтение художественной литературы: формирование интереса и потребности в чтении книг

- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

- развитие литературной речи;

- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятие и эстетического вкуса

Формы работы:

• Чтение

• Рассказывание

• Беседа по прочитанному произведению

• Рассматривание иллюстраций

• Моделирование

• Театрализованные игры (по сказкам)

Художественное творчество: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребности детей в самовыражении

- развитие продуктивной деятельности детей;

- развитие детского творчества;

- приобщение к изобразительному искусству.

Формы работы:

• Продуктивная деятельность

• Экспериментирование с изобразительным материалом (получить зеленый цвет, «Можно ли рисовать вишневым соком»)

• Рассматривание, обсуждение (картины художников, предметы народных промыслов, виды росписи)

• Настольно – печатные игры («Народные промыслы», «Подбери цвета»)

Музыка: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку

- развитие музыкально-художественной деятельности;

- приобщение к музыкальному искусству

* Музыкальные игры

* Д/и («Определи музыкальный инструмент»)

* Театрализованные игры

Практическая часть

Педагоги делятся на группы по два человека. Каждая группа выбирает схему паутинку (Приложение) по образовательным областям по определенной теме и в течении 7 минут заполняет. Далее идет обсуждение со всеми педагогами

Приложение (пример паутинки)

Здоровье

Дых. гим. «Разноцветный снег», «Приятный запах»;

Пальч. гим. «Елочка» Безопасность

Беседа «Безопасный Новый год» Социализация

С/р игра «Мы встречаем Новый год», «Магазин елочных игрушек» Труд

Изготовление снежинок, гирлянды для украшения елки на участке, группы;

Украшение группы и елки на участке

Познание

Д/и «Собери фигуру»(из треугольников сделать елку), «Что на елке, что под елкой?»;Беседа «Откуда пришел Новый год?» «Новогодний праздник»

Развивающая среда: иллюстрации новогоднего праздника, украшенных елок;

Книги про новогодний праздник в уголке для чтения; цвет. бумага, клей для изготовления новогодних украшений в уголке для творчества; атрибуты для с/р игры «Магазин елочных игрушек»; разрезные картинки;

Работа с родителями: разучивание с детьми стих-ий к новогоднему утреннику; изготовление костюмов, масок для утренника; подборка книг про Новый год для уголка чтения; помощь в украшении группы и елки на участке

Коммуникация

Д/и «Один-много», «Назови ласково»;

Рассматривание картины и беседа по ней «У елки»;

Рассказ-описание елочной игрушки;

Диалог «Медведь», «Елочка»;

Речевая игра «Повтори за мной»

Чтение художественной литературы

Чтение рнс «Снегурушка и лиса»; А. С. Пушкин «Ель растет перед дворцом…»;

Разгадывание загадок про деда мороза, снегурочку, снеговика и т. д.

Разучивание стих-ий к новогоднему утреннику

Художественное творчество

Аппликация «Новогодняя елка»

Лепка «Новогодние игрушки»

Физическая культура

П/и «Снежная баба»

Музыка

Разучивание песен к новогоднему утреннику

Публикации по теме:

«Организация условий работы по художественно-эстетическому развитию детей» с ФГТ Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют.

Методическая разработка для старших воспитателей. План деятельности постоянно действующего семинара педагогов ДОУ «Реализация традиционной программы воспитания и обучения в детском саду в аспекте ФГТ»Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
  • 23 февраля
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей «Образовательные области. Формы и методы их реализации»
Опубликовано: 11 декабря 2013 в 06:13
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Если ребенку надо выучить стихотворение…
Прочитайте стихотворение про себя, мысленно расставьте смысловые акценты, подготовьтесь читать стихотворение вслух для ребенка «как артисты». Прочитайте...
Конспект занятия на тему «Дружба»
Тема «Дружба» Цели. 1. Продолжать знакомить детей друг с другом, сплотить группу. 2. Развивать невербальное и вербальное общение. 3. Развивать...
Визитная карточка пособия: Тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка»
Доброго времени суток посетители моей странички. Представляю вашему вниманию тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка». Участие в...
Эссе «Почему я выбрала эту профессию?»
Почему я выбрала именно эту профессию? Наверное , потому, что в жизни ничего не бывает случайно. Я всегда считала профессию педагога лучшей для женщины. Ведь...
«Тыква — чудо — овощ». Мои впечатления об Арт — объектах из тыкв.
С 22 сентября по 8 октября 2017 года в Москве проходит Фестиваль сезона «Золотая Осень 2017». В рамках Фестиваля проводится специальная программа,...