Семинар-практикум для воспитателей «Образовательные области. Формы и методы их реализации»

Раиса Зайцева
Семинар-практикум для воспитателей «Образовательные области. Формы и методы их реализации»

Семинар – практикум «Образовательные области. Формы и методы их реализации»(для воспитателей ДОУ)

Теоретическая часть.

Выступление старшего воспитателя.

В рамках программы «Детство» выделяется 10 образовательных областей. Каждая образовательная область имеет свою цель и свои задачи. В соответствии с задачами используются разные формы и методы реализации той или иной области. Методы становятся более разнообразнее с увеличением возраста дошкольников.

Физическая культура: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоническое физическое развитие

- развитие физических качеств;

- накопление и обогащение двигательного опыта детей;

- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности.

В младшем возрасте дети постепенно узнают и называют разные способы ходьбы, построений, ползания, катания, новые физкультурные пособия (мячи, ленты, погремушки, кубики и др., их свойства и возможные варианты их использования. Дети осваивают простейшие правила в подвижных играх, знакомятся со спортивными упражнениями. Данная область интегрируется с таким областями, как «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Музыка».

В старшем возрасте добавляются такие методы, как рассматривание физкультурных пособий, беседы. Чтение детской художественной литературы, рассматривание картин, просмотр видеофильмов, компьютерных презентаций о различных физических упражнениях, видах спорта, спортсменах разного возраста. Дидактические игры, моделирующие структуру основного движения, общеразвивающего упражнения, расширяющие представления о физических упражнениях. Изобразительная деятельность, позволяющая детям в рисунке отразить свое отношение к физической культуре, свои интересы.

Здоровье: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

- воспитание культурно-гигиенических навыков;

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Здесь можно использовать не только физ. минутки, пальчиковые гимнастики, самомассажи и др., но и такие формы работы, как игра (д/и «Мой организм», «Здоровые зубы», беседы, чтение и рассказывание произведений детской литературы( «Почему надо чистить зубы?», «Научу одеваться и братца» и др.)

Безопасность: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания

- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

- передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- формирование осторожного осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Здесь так же можно использовать разные формы работы: и беседа о безопасном поведении, опасных ситуациях, и игры («Опасные ситуации», «Правильно - не правильно», «Пешеход», загадки, чтение детской литературы по теме безопасность.

Социализация: освоение первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений

- развитие игровой деятельности;

- приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Формы работы:

- Игры (сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные и др.)

- Чтение художественной литературы («Что такое хорошо, что такое плохо»)

Труд: формирование положительного отношения к труду

- развитие трудовой деятельности;

- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека

Формы работы:

• Дежурство в группе, поручения

• Наблюдение конкретного трудового процесса (на прогулках, экскурсиях)

• Беседы о профессиях

• Загадки, чтение художественной литературы

• Д/и, моделирующие структуру трудового процесса

• Игровые ситуации («Научим Незнайку мыть чашку»)

Познание: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей

- сенсорное развитие

- развитие познавательно- исследовательской и продуктивной (конструктивной)деятельности;

- формирование элементарных математических представлений;

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Образовательная область «Познание» по своему содержанию обширная и поэтому формы работы можно использовать практически все.

Формы работы:

• Наблюдение за природными объектами

• Моделирование и экспериментирование

• Рассматривание иллюстраций, художественных картин о природе

• Чтение художественной литературы о природе

• Экскурсии

• Экологические игры

• Поделки из природного материала

• Игры

• Конструирование

• Беседы

Коммуникация: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми

- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

- развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;

- практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Дети учатся говорить правильно практически во всех видах своей деятельности, поэтому формы работы разнообразны:

• Сюжетно-ролевая игра

• Чтение художественной литературы

• Продуктивная деятельность

• Составление описательных рассказов

• Беседа

Чтение художественной литературы: формирование интереса и потребности в чтении книг

- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

- развитие литературной речи;

- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятие и эстетического вкуса

Формы работы:

• Чтение

• Рассказывание

• Беседа по прочитанному произведению

• Рассматривание иллюстраций

• Моделирование

• Театрализованные игры (по сказкам)

Художественное творчество: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребности детей в самовыражении

- развитие продуктивной деятельности детей;

- развитие детского творчества;

- приобщение к изобразительному искусству.

Формы работы:

• Продуктивная деятельность

• Экспериментирование с изобразительным материалом (получить зеленый цвет, «Можно ли рисовать вишневым соком»)

• Рассматривание, обсуждение (картины художников, предметы народных промыслов, виды росписи)

• Настольно – печатные игры («Народные промыслы», «Подбери цвета»)

Музыка: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку

- развитие музыкально-художественной деятельности;

- приобщение к музыкальному искусству

* Музыкальные игры

* Д/и («Определи музыкальный инструмент»)

* Театрализованные игры

Практическая часть

Педагоги делятся на группы по два человека. Каждая группа выбирает схему паутинку (Приложение) по образовательным областям по определенной теме и в течении 7 минут заполняет. Далее идет обсуждение со всеми педагогами

Приложение (пример паутинки)

Здоровье

Дых. гим. «Разноцветный снег», «Приятный запах»;

Пальч. гим. «Елочка» Безопасность

Беседа «Безопасный Новый год» Социализация

С/р игра «Мы встречаем Новый год», «Магазин елочных игрушек» Труд

Изготовление снежинок, гирлянды для украшения елки на участке, группы;

Украшение группы и елки на участке

Познание

Д/и «Собери фигуру»(из треугольников сделать елку), «Что на елке, что под елкой?»;Беседа «Откуда пришел Новый год?» «Новогодний праздник»

Развивающая среда: иллюстрации новогоднего праздника, украшенных елок;

Книги про новогодний праздник в уголке для чтения; цвет. бумага, клей для изготовления новогодних украшений в уголке для творчества; атрибуты для с/р игры «Магазин елочных игрушек»; разрезные картинки;

Работа с родителями: разучивание с детьми стих-ий к новогоднему утреннику; изготовление костюмов, масок для утренника; подборка книг про Новый год для уголка чтения; помощь в украшении группы и елки на участке

Коммуникация

Д/и «Один-много», «Назови ласково»;

Рассматривание картины и беседа по ней «У елки»;

Рассказ-описание елочной игрушки;

Диалог «Медведь», «Елочка»;

Речевая игра «Повтори за мной»

Чтение художественной литературы

Чтение рнс «Снегурушка и лиса»; А. С. Пушкин «Ель растет перед дворцом…»;

Разгадывание загадок про деда мороза, снегурочку, снеговика и т. д.

Разучивание стих-ий к новогоднему утреннику

Художественное творчество

Аппликация «Новогодняя елка»

Лепка «Новогодние игрушки»

Физическая культура

П/и «Снежная баба»

Музыка

Разучивание песен к новогоднему утреннику

Публикации по теме:

«Организация условий работы по художественно-эстетическому развитию детей» с ФГТ Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют.

Методическая разработка для старших воспитателей. План деятельности постоянно действующего семинара педагогов ДОУ «Реализация традиционной программы воспитания и обучения в детском саду в аспекте ФГТ»Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Буквы, алфавит
  • Осень
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей «Образовательные области. Формы и методы их реализации»
Опубликовано: 11 декабря 2013 в 06:13
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...