МААМ-картинки

Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».

Ольга Костина
Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».

Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».

Система российского образования на современном этапе вызвана серьезными и значимыми социально-экономическими изменениями в обществе и приобретает все большую актуальность. Система образования усложняется, возрастают требования к развитию интеллектуальных, творческих способностей детей, а также к усовершенствованию коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер направленных на активное познавательное развитие каждого ребенка. В этих преобразовывающихся условиях педагогам требуется ориентироваться в многообразии объединяющихся подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Перед педагогами встает проблема создания целостной системы непрерывного образования, которая охватывает все сферы воспитания и обучения детей, начиная с дошкольного возраста.

Публикация «Методическая разработка: „Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения“,» размещена в разделах

Введение Федерального государственного образовательного стандарта вносит в работу дошкольного образования основные критерии: социализация ребёнка и его индивидуальное всестороннее развитие, внимание к личности каждого. Главный принцип Стандарта – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в развитии человека. В рамках образовательного процесса педагоги должны обеспечить живое, заинтересованное общение ребенка со взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности, ведущее место среди которых по – прежнему отводится игре.

Универсальность перестройки образования касаются и специальных (коррекционных) образовательных организаций для детей с нарушением зрения.

По сравнению с многочисленными общеобразовательными учреждениями вопросы совершенствования управления специальными образовательными учреждениями решаются намного сложнее. В коррекционной образовательной организации структура и содержание образования имеют свои особенности. Это связано с тем, что возможности детей, имеющих нарушение зрения, значительно отличаются от познавательных способностей обычных детей. Поэтому от педагогов, работающих в специализированных группах, требуется особый подход к их обучению и воспитанию. Совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов коррекционно-педагогической работы, заключается в организации образовательной и развивающей деятельности, направленной на преодоление недостатков психофизического развития детей, связанных с дефектным зрением. В этой работе администрации образовательной организации и педагогам необходимо дать значительно больше самостоятельности. От педагогов, работающих в коррекционных организациях, требуется разработка новых приемов и методов обучения, коррекции, инновационных форм организации занятий, оригинальных пособий, средств обучения.

В настоящее время, по данным Министерства Здравоохранения, заболевания глаз различной этиологии и сложности имеют более миллиона детей. И с каждым годом число таких детей растет. Среди болезней отмечаются: косоглазие, близорукость, дальнозоркость, амблиопия и др. При нарушении зрения у детей заметно усложняется ориентировка в пространстве, следствием чего является малоподвижность. Малоподвижность же, в свою очередь, приводит к развитию мышечной гипотонии, т. е. к слабости мышц. Навыки ориентировки можно развить лишь при постоянном использовании других сохранных анализаторов таких как: слух, кожно-кинестетическая и тактильная чувствительность, восприятие вибрации и др. При нарушениях зрения также нарушено психическое развитие ребенка. Его уровень зависит от времени появления зрительного дефекта, от степени его тяжести, от наличия нарушений других структур организма, а также от атмосферы в семье, наличия психолого-педагогической коррекции и эффективности лечения.

На формирование личности ребенка с нарушенным зрением оказывают влияние и социальные факторы: неблагоприятные условия семьи или социального окружения, гипер и гипоопека, ограничение возможности доступа к получению информации и общения с другими людьми. Поскольку ребенок не может в достаточной степени исследовать ближнее окружение, это порой приводит к задержке речевого развития. Однако у большинства детей со зрительными нарушениями речь не нарушена, но сужена сфера активного общения, познавательной деятельности и подражания. При обучении таких детей нужно как можно чаще применять элементы наглядности, учить их практически использовать знания, умения и навыки.

Обучение – процесс двусторонний, предполагающий, с одной стороны, деятельность педагога по организации и активизации познавательной деятельности воспитанников; с другой стороны – деятельность воспитанников по восприятию учебной информации, ее переработке, осмыслению, формированию умений и навыков. Таким образом, содержательную основу обучения составляет взаимодействие педагога как субъекта и ребенка как объекта целостного педагогического процесса.

Особенности процесса обучения в специальной (коррекционной) образовательной организации:

• целенаправленность;

• двусторонность;

• противоречивость;

• систематичность;

• комплексность;

• коррекционная направленность и т. д.

Учет этих особенностей процесса обучения обеспечивает его динамичность и результативность.

Одной из основной целью коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими нарушение зрения, является обучение их приемам визуального обследования. Обучение визуальному обследованию предполагает специально организованное педагогом зрительное восприятие предметов или явлений окружающей действительности на общеобразовательных занятиях и в повседневной жизни детей. Необходимо научить детей использовать полученную зрительную информацию в той или иной самостоятельной деятельности.

Главные задачи обучения в специальной (коррекционной) образовательной организации:

1. Организация познавательной деятельности детей по приобретению знаний, формированию практических умений и навыков, расширению кругозора.

2. Развитие задатков, способностей, познавательной деятельности воспитанников.

3. Стимулирование познавательной активности и самостоятельности.

4. Формирование у детей познавательной активности.

5. Формирование основ научного мировоззрения.

6. Всестороннее развитие самоценной, самодостаточной личности, формирование предпосылок для адаптации в социуме.

Публикации по теме:

Активные методы и приемы обучения детей дошкольного возраста Активные методы и приемы обучения для детей дошкольного возраста АМ начала образовательного мероприятия Метод «Поздоровайся локтями» Цель.

Современные технологии обучения и воспитания как средство повышения качества предшкольной подготовки детей в ДОУ Последний нормативный документ – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – определяет, что дошкольное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».
Опубликовано: 24 мая 2015 в 11:45
+130Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 63.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД