Папки-передвижки

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы «Звук [ч]. Буква Ч» по мотивам сказок К. И. Чуковского

Елена Автомонова
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы «Звук [ч]. Буква Ч» по мотивам сказок К. И. Чуковского

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №32 Выборгского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

логопедического занятия с детьми подготовительной группы

Тема «Звук [ ч,].Буква Ч» (по мотивам сказок К. И. Чуковского)

Инновационные педагогические технологии, используемые в данной разработке:

- Здоровьесберегающие технологии;

-личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми

Публикация «Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы „Звук [ч], Буква Ч“ по мотивам сказок К, И, Чуковского» размещена в разделах

- информационно-компьютерных технологий (ИКТ)

Разработал : Автомонова Е. В. учитель-логопед

Санкт - Петербург

2017

Использованы образовательные технологии:

- здоровьесбережения;

-личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми

- информационно-компьютерных технологий (ИКТ)

Цель: познакомить детей со способом образования согласного звука [ ч,]. Знакомство с буквой Ч.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

• Закрепить навыки различения и произношения звук [ ч,] в слогах, словах различной слоговой структуры и предложениях

• Дифференциация понятия «звук» и «буква»

• Закрепить деление слова на слоги с выделением ударного слога

• Закрепить звукослоговой анализ и синтез слова, учить преобразовывать слова

• Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

• Совершенствование фонетической стороны речи (контроль за правильным произношением звуков в речи)

• Познакомить с графическим образом буквы Ч.

Коррекционно-развивающие:

• Развитие слухового, зрительного внимания и памяти.

• Развитие фонематического восприятия

• Развитие артикуляционной и тонкой моторики

• Развитие координации речи с движением.

• Развитие словесно-логического мышления, сообразительности, находчивости

Развитие личностных качеств: активности, самостоятельности.

Оборудование: мяч, предметные картинки, в названии которых есть звук [ч,] в различной позиции, «волшебное чудо дерево», карточки с буквами, коромысла, музыкальный молоточек, экраны с ниточкой, символы-фишки, персональный компьютер.

Предварительная работа: знакомство со сказкой «Чудесное дерево» и другими произведениями К. И. Чуковского

I. Огр. момент: Звучит музыка. Дети входят в зал под музыку («В гостях у сказки»).

Посмотрите у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними. Здороваются.

Логопед. Ребята подойдите все ко мне. Дети переворачиваются лицом к экрану.

II.Знакомство с темой

Ход занятия:

На экране появляется портрет К. И. Чуковского.

Л. Ребята, знаете ли,вы, кто такой Корней Иванович Чуковский?

Л. Молодцы. Скажите, пожалуйста, какие произведения Корнея Ивановича Чуковского вы знаете?

Л. : А, хорошо ли вы знаете эти произведения?

Л. Вот сейчас, мы и проверим, как хорошо вы их знаете. А поможет нам в этом волшебный предмет, как вы думаете какой?

Посмотрите на экран и выберите этот предмет из картинок.

Картинки на экране: бабочка, волшебная палочка, ключ, чайка

Л: назовите какие картинки остались. Запомните их картинки- они нам пригодятся в играх.

Логопед достает волшебную полочку, звучит музыка, открывается «Чудо дерево».

Л. Посмотрите, какое необычное дерево.

Чудо - дерево

Чудо -чудное. Расчудесное!

Не листочки на нем,

Не цветочки на нем.

А чулки да башмачки.

Словно яблочки!

Л. Ребята, скажите, а как называется эта сказка у К. И. Чуковского?

Л. Подойдите к «чудо - дереву» и возьмите себе башмачок или чулочек.

Переверните их, в башмачках и чулочках спрятались буквы.

Дружат буквы, посмотрите,

Ну-ка, вместе их прочтите.

Дети читают слова, которые написаны на обратной стороне по очереди.

Л. Хорошо, теперь положите чулочки и башмачки под дерево.

Надеюсь, что на дереве ещё появятся чудеса.

III.Повторение

Л. Теперь скажите, чем отличаются буквы от звуков речи?

IV. Основная часть.

Л. : Отгадайте загадку.

Может плавать в океане,

Может ползать по саванне,

Панцирь в клетку как рубаха…

Кто же это? … (черепаха)

Л. Ребята, а вы знаете, что у К. И. Чуковского есть стихотворение про черепаху и живет она на болоте. И сей час мы к ней отправимся в гости. Надо будет пройти по кочкам и подойти к болоту.

Дети выполняют действия (речь с движениями).

Л. : До болота идти далеко

До болота идти нелегко / 2раза (дети идут друг, за другом наступая на «кочки»).

«Вот камень лежит у дороги.

Присядем и вытянем ноги. (дети присели на корточки)

И на камене лежит узелок.

Л. Да, вот и черепаха. И узелок?

Подскажите, а какой первый звук вы слышите в слове черепаха?

Логопед : Ребята, поиграем со звуком [ч,].Давайте узнаем как располагается язычок во рту при произнесении звука [ч,] .Возьмите все зеркала (достаю из узелочка-мешочка).

IV.АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА.

Определяем положение органов артикуляции:

-губы немного выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка вверху, касается бугорков Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка от неба отрывается и продвигается вперед. Голосок спит. Горлышко не дрожит.

V.ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.

Произнесение звука[ч,] .

Если преграда, когда мы произносим звук[ч,]?

Что образует преграду?

Звук [ч,] – гласный или согласный?

Дрожит ли горлышко при произнесении звука [ч,]?

Звук [ч,] всегда мягкий. У него нет твердой пары. Запомните!

Выставляются символы-фишки для звука [ч,] на панно.

Л. : Повторим. Согласный, глухой, всегда только мягкий.

VI. Выделение звука [ч,] в слогах, в словах:

Логопед : Сейчас я проверю,умеете ли вы ловить звук [ч,]

Если я назову один звук [ч,] ---вы его ловите одной рукой,зажимая кулачок.

Если я назову звук [ч,] с другим звуком---вы его ловите двумя руками, зажимаете

два кулачка.

Ч Ч ЧА Ч ОЧ Ч ЧУ Ч ЫЧ

Логопед : Молодцы! Справились с заданием. У нас прекрасное настроение и нам надо отправляться дальше.

Ребята! Звук [ч,] нам сможет помочь в этом. Если звук [ч,] произносить сначала ---

Громко, а потом тихо,, то можно услышать как движется паровоз.

Встаньте. На первый, второй--- рассчитайсь! Запомните свои номера

Произносят: Ч ч Ч ч Ч ч Ч

Нашу песенку услышал паровоз и готов вас повести.

VII. Динамичная пауза. Звучит музыка.

Дети проговаривают слова со звуком [ч,]

«Загудел наш паровоз чох—чох,чух—чух

Пыхчу, пыхчу. Стоять на месте не хочу.

Колесами стучу---стучу. Чу,чу.

В гости к сказкам прикачу.

Дети переходят и становятся лицом к экрану.

VIII. Л. : Посмотрите на экран. Кто это? Из какой сказки?

Логопед : Повезло нам, что сейчас Айболит гостит у нас.

Вы, знаете, дети. Доктор Айболит прекратил приём больных, так как потерял свои важные предметы. Поможем ему.

Логопед : Для этого надо разгадать ребусы. (Первые номера работают с левой стороны, вторые номера с правой стороны) Работа на 2-х мольбертах.

Логопед : Сегодня звук [ч,] будет нам будет встречаться повсюду. Где спрятался звук

[ч,] в слове очки, чемодан

Логопед : Подойдите все ко мне. Посмотрите на экран,

бочка кирпичи чайник

червяк бабочка ключ

мяч сачок чайка

Назовите картинки, и вспомните, какие из них нам встречались на занятии раньше. А каких не было. Произнесение слов хором. Индивидуальные ответы.

Картинки: бочка, кирпичи, бабочка, червяк, чайник, ключ, мяч, сачок, чайка (в таблице)

.Л. : Сейчас проверим правильно ли вы запомнили название картинок. Убираются все лишние.

Логопед : Айболиту помогли.

Он в свой тимоданчик, симоданчик, щимоданчик положит очки. Ой, что то не так?

На экране картинка по сказке «Айболит», где Айболит лечит зверей.

Л: Всех на свете он добрей.

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор… (Айболит) «Айболит»

Логопед : Мы помогли Айболиту. И теперь он снова может лечить своих зверей. Переходят дети к коромыслам.

Логопед : Ребята поиграем в игру «Доскажи словечко».

В этой игре вы должны закончить предложение рифму, выбрав картинку, с наших коромысел.

XI. РАБОТА С КОРОМЫСЛАМИ.

ЧА---ЧА---ЧА--- была Таня у ___(врача)

ЧА---ЧА---ЧА--- мы увидели___(грача)

ЧА---ЧА---ЧА---нет ___(зеленого мяча)

ЧА---ЧА---ЧА---на столе горит___(свеча)

XII.Звучит музыка.

Логопед : Посмотрите. Выносится черный ящик. Это черный ящик, и что-то лежит в нем.

Отгадайте дети: Кто потушил море в сказке «Путаница»

Логопед : Ой, что-то не открывается «Черный ящик».Давайте скажем волшебное заклинание.

XIII.ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОГОВЫХ РЯДОВ.

АЧ---ОЧ---УЧ

ЧА---ЧО---ЧУ

Ответы детей по выбору и хором. Дети воспроизводят слоговые ряды.

Л. : Достаю и показываю БАБОЧКУ.

В слове бабочка есть звук [ч,] .Где он слышится в начале слова, в середине или в конце?

Л. : Интересно сколько слогов в слове бабочка. Давайте разделим.

Л. : Посмотрите, а бабочка принесла нам конверты

Раздаю конверты. Дети сидят за столами. Достают элементы букв.

Л. Посмотрите. Эта буква «Ч».Звук «Ч» на письме обозначается буквой «Ч».

В какую сторону смотрит буква «Ч»?

XV.Складывание буквы Ч из элементов.

На что же похожа буква «Ч»?

Стихотворение про букву.

«Да,вы, правильно решили

«ЧЭ» похожа на «четыре»

Только с цифрою, друзья.

Букву путать нам нельзя

В чем разница буквы и цифры.

Рисование по методике Г. А. Шичко. Рисование носом.

XVI .

Л: Подойдите ко мне. Посмотрите на экран. Нам надо разгадать очень трудное задание.

Может ли из слова «бабочка» получится слово «бочка»?

Дети: ответы

Л. : Есть ли звук [ч,] в слове «бочка». Поделим слово на слоги. Выделим ударный слог.

XVII. ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА СЛОВА.

Выложим из кубиков схему слова «БОЧКА». Первые номера возьмите кубики.

Вторые номера возьмите кубики.

1. Сколько всего звуков в слове.

2. Назовите согласные звуки.

3. На каком месте в слове звук «Ч».

4. Сколько в слове гласных звуков. Назовите их.

5. Обозначить эти звуки буквами.

Л. : Вот такие чудеса происходят со словами.

Логопед :

Ой, что за звук? Посмотрите на экран.

V.Заключительная часть

Л. : Отгадайте загадку:

Чашки, ложки и кастрюли.

Ищет их она, зовёт,

И в дороге слёзы льёт.

Л: Кто же эта героиня?

Дети: Федора.

Л: Из какой сказки?

Д. : «Федорино горе»

Л. : в этой сказке всё отлично кончается.

Всё на место возвращается.

А Федора вам хочет подарить свою любимую игру. Она научилась общаться с посудой и называет её всегда ласково. Звук «Ч»- самый нежный и если его вставить в любое слово, это слово произносится ласково.

Закрепление уменьшительно-ласкательных суффиксов у существительных.

Дети играют со словами: чашка, блюдце, кастрюля, чайник, стакан, сковорода, тарелка, самовар, вилки, ложки.

VI.Итог (рефлексия)

Логопед : Молодцы. С каким звуком мы путешествовали по сказкам К. И. Чуковского?

Что узнали о звуке [ч,] ?

Какой буквой он обозначается на письме?

Логопед : Проведение рефлексии

Подойдите все к своим столам.

Кому наше путешествие понравилось и задания вас не затрудняли, возьмите зеленый листочек, кому было что-то не понятно, или не совсем всё получалось, возьмите желтых листочек, а кто затруднялся возьмет красный листочек.

Все листочки прикрепим к Чудо-дереву.

И так наше дерево принесло нам опять чудеса. Вы радовали нас своими ответами.

Наше путешествие по сказкам К. И. Чуковского закончилось. Спасибо.

Публикации по теме:

«Звук [ж]. Буква ж». Конспект логопедического занятия. Цель: закреплять умение детей правильно произносить звук [ж], выделять, различать этот звук в звучащей речи; познакомить с буквой Ж. Задачи:.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук и буква И» в подготовительной к школе логопедической группе .

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [Т] и буква Т» в подготовительной к школе логопедической группе Занятие №6 Тема: Звук и буква Т Цели: познакомить детей со звуком Т, уточнить его артикуляцию, упражнять в произношении звука Т изолированного,.

Конспект логопедического подгруппового занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи «Звук [ш]. Буква ш» Цель: закреплять умение детей правильно произносить звук [ш], выделять, различать этот звук в звучащей речи; закрепить знания зрительного.

Конспект логопедического занятия для подготовительной группы «Звук [Ц] и буква «Ц» Конспект логопедического занятия для подготовительной группы Тема: «Звук и буква «Ц» Цель: Закрепление знаний о букве и звуке «Ц», различение.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: звук [Щ], буква Щ Образовательные задачи: 1. Закрепить навыки различения и произношения звука [Щ] в слогах, словах, фразах. 2. Упражнять детей в умении выделять.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звук [А] и буква А» (подготовительная к школе группа) Тема: Звук и буква «А». Цель: Познакомить детей с буквой А, объяснить различие понятий «звук», «буква». Задачи: 1. Определение позиции.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей старшей группы «Звук [З]. Буква З» Коррекционно-образовательные задачи: Учить детей характеризовать звук 3 с опорой на акустические и артикуляционные признаки. Познакомить.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему: «Звук [Ш] и буква Ш» — закрепление Конспект открытого подгруппового занятия в подготовительной логопедической группе. на тему : «Звук и буква Ш.» (закрепление) Цель: Закрепить.

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Звук [К] и буква К» Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы (6-7 лет) «ЗВУК И БУКВА К» Воспитатель: Фоменко Татьяна Сергеевна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы «Звук [ч]. Буква Ч» по мотивам сказок К. И. Чуковского
Опубликовано: 1 ноября 2017 в 12:32
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД