МААМ-картинки

Методическая разработка урока географии в 5 классе на тему «План местности и географическая карта»

гульназ пинигина
Методическая разработка урока географии в 5 классе на тему «План местности и географическая карта»

Пинигина Г. Г.

учитель географии и биологии

МБОУ «ООШ» пгт Парма

Методическая разработка урока географии в 5 классе

Тема «План местности и географическая карта»

урока по теме : урок №18

Цель: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию новых знаний о видах изображения земной поверхности

Задачи урока :

Публикация «Методическая разработка урока географии в 5 классе на тему „План местности и географическая карта“» размещена в разделах

Образовательные: Сформировать понятия план местности, масштаб, географическая карта, градусная сеть. Изучить основные условные знаки плана. Создать представление у учащихся о масштабе.

Развивающие: Формировать умения применять полученные знания при решении практических задач, выделять главное из увиденного и услышанного, заполнять таблицу и контурные карты.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся умение работать в малых группах (парах, умения выслушивать ответы одноклассников, анализировать и оценивать их.

Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников.

Планируемые результаты обучения :

Предметные результаты:

знать – основные виды изображений земной поверхности, строение плана и географической карты; условные знаки; градусную сеть

уметь – объяснять значение понятий: «план местности», «географическая карта», «меридиан», «параллель»; уметь читать простейшие планы местности; показывать и наносить на контурную карту меридианы, параллели, экватор, начальный меридиан.

понимать - отличие плана от географической карты, их значение в жизни человека.

Метапредметные результаты обучения (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД)

Учить:

• ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

• работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

• выделять главное, существенные признаки понятий;

• участвовать в совместной деятельности;

• высказывать суждения, подтверждая их фактами;

• искать и отбирать информацию в учебных пособиях;

• работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

• оценивать работу одноклассников.

Личностные результаты обучения.

Учить:

• ответственному отношению к учебе;

• осознанному, уважительному и доброжелательному отношению к другому человеку, его мнению;

• коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,

учебно-исследовательской деятельности.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Методы обучения : наглядно – иллюстративный, объяснительно- иллюстративный, частично – поисковый, исследовательский, практическая работа с контурной картой.

Приемы: Анализ, синтез, умозаключение, обобщение.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Виды изображений поверхности Земли», физическая карта полушарий, план местности; фрагменты различных карт (для групп, задания группам, компасы, альбом с топографическими знаками

Используемые учебники и учебные пособия:

1 Учебник География. Начальный курс. Авторы; Баринова, Плешаков, Сонин. Издательство «Дрофа» Вертикаль. 2014г.

2. Атлас География. 5 класс.

3. Контурные карты. 5 класс

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся

Организационный этап

Доброе утро, ребята! Посмотрели друг на друга – улыбнулись. А теперь посмотрели на меня – улыбнулись. Прекрасно. Присаживаемся.

Меня зовут Гульназ Гизаровна. Я желаю вам плодотворной работы, думаю что сегодняшний день нам позволит подняться на ступеньку выше. Успехов и удачи нам всем.

Повторение ранее изученного материала

- вопрос-ответ

-карточки с топографическими знаками

Прежде чем раскроем следующие секреты географии, нам необходимо обновить знания об одном из способов изображения Земли, который вы проходили на прошлых уроках :

1. Что такое глобус?

2. Когда и кем изобретён первый глобус?

3. Зачем люди изобрели глобус?

4. Назовите достоинства и недостатки аэрофотоснимков.

5. Какую информацию можно получить из космических снимков?

6. Что такое географические планы и карты?

7. Что такое легенда плана и карты, зачем она нужна?

8. Перед вами на партах лежит ребус, куда необходимо внести ответы и отгадать 7 число.

1 - АЗИМУТ

2 – МАСШТАБ

3 – ОРИЕНТИРОВАНИЕ

4 – ПЛАН

5 – КОМПАС

6 – КАРТА

9. Какие условные обозначения изображены на карточках?

1-Глобус – уменьшенная объемная модель Земли.

2-Первый глобус: 2 в. до н. э. древнегреч. ученый Кратет Малльский.

3-глобус дает правильное представление о форме, о размерах, взаимном расположении крупнейших географических объектов : материки, острова, моря, океаны, реки.

4-«+» снимки поверхности Земли с подробным изображением всех деталей местности;

«-» местность снимается по частям.

5- от высоты космич. аппарата зависит обхват снимаемой территории.

6- Географический план и карта – это плоские уменьшенные изображения участков земной поверхности с помощью условных знаков.

7- Легенда карты – изображение всех условных знаков, которые использованы на данном плане с объяснением их значений. Легенда помогает читать план или карту.

Болота Родник

Вырубленный лес Мельница

Линии эл. передачи Жилые и нежил. строения

Грунтовая дорога Река

Мост деревянный Обрыв

Лес смешанный Кустарники

Луг Пашня

Наш прекрасный полярный город расположен в 4 км от бравого берега реки Уса, от которой и получил свое название.

Посёлок Усинск был основан в 1966 году, статус города получил в 1984 году.

Посмотрите на герб Усинска: зеленый фон символизирует лесные богатства, в центре изображён чум оленевода в отражениях северного сияния, указывая на то, что оленеводство является исконным занятием населения. Внизу изображена нефтяная вышка, которому город обязан своим рождением.

Наш город богат и памятниками природы: геологические памятники Скала «Кольцо», «Средние Ворота реки Шаръю» и природными заповедниками:

• Усинский комплексный заказник, для сохранения уникального комплекса водно-болотных угодий международного значения.

• Болото Небесанюр,

• Усинский ихтиологический заповедник, Создан для охраны нерестилищ сиговых.

Постановка учебной задачи.

Выявление места и причины затруднения.

Отлично! Сегодня мы с вами работаем в картографической мастерской.

Попробуйте начертить в тетради участок города Усинска, занятый лесами, оврагами, холмами и болотами. (ответы учеников).

- Что не получается?

- Почему не можем составить карту?

-Что нам не хватает?

Вы знаете, что на земной поверхности есть овраги и холмы, но карта плоская. Как на плоской карте изобразить неровности земной поверхности? (ответы учеников)

-Вы не можете ответить мне на этот вопрос, зато вы сможете сформулировать проблему, которую нужно решить. Определение этой проблемы и будет темой нашего урока.

Сформулируйте тему урока.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство со способами изображения земной поверхности на плане и карте.

Записываем число: 17 января.

Тема урока : «Изображение неровностей земной поверхности на планах и на картах».

Целеполагание Итак, ребята, давайте вместе сформулируем цель нашего урока? Изучить способы изображения неровностей земной поверхности

Изучение

новой темы Земная поверхность нигде и никогда не бывает ровной. На ней встречаются возвышенные участки и понижения, горы, холмы, овраги и многое другое. Все неровности земной поверхности называются РЕЛЬЕФОМ.

С помощью эхолота

С помощью нивелира узнают на сколько метра вершина холма выше его подошвы.

Работа с атласом.

Стр. 18-19.

Задание: по физ. карте в атласе определить абсолютную высоту горы Джомолунгма (Эверест) в Гималаях и глубину РЕЛЬЕФ

понижения, горы, холмы, овраги и многое другое

чтобы

изобразить эти неровности

на планах и картах

необходимо

измерить высоту измерить глубину

возвышенных участков понижений

нивелир эхолот

-Представьте себе, что вы хотите купить себе домик в деревне на берегу реки. Есть информация, что во время половодья вода поднимается на несколько метров, до отметки 2м. Затапливается ли дом, который вы купить водой.

Рисунок на доске:

У нас с вами сейчас две версии: затопит и не затопит.

-Почему вы не можете мне сказать сразу: затопит или нет? (не знает высота места, на котором стоит дом)

В этом нам с вами может помочь специальный инструмент называется он – нивелир. (демонстрация прибора)

Нивелир представляет собой деревянный брусик длиной 1м. с прикрепленной к его концу поперечной планкой. В середине планки вбивается гвоздь к которому привязывается отвес – тонкая крепкая нить с небольшим грузом.

Чтобы измерить высоту склона нивелиром, необходимо установить прибор у подножия, в нашем случае, у уреза воды, строго вертикально, по отвесу. Горизонтальная планка должна быть направлена к склону холма. Глядя вдоль планки, необходимо отметить, в какую точку она направлена. В эту точку вбивается кол. Поскольку высота прибора 1м, вбитый колышек показывает превышение в 1м над уровнем воды. Затем нивелир переносят в место вбитого колышка и смотрят, куда необходимо вбить второй колышек. Таким образом, проводится измерение до вершины холма. В нашем случае вершина холма оказалась на высоте м. Зальет ли наш домик водой? (нет)

Мы нашли высоту склона относительно реки. (относительную –

превышение по отвесу одной точки земной поверхности над другой)

Построение проекта выхода из затруднения На доске рисунок.

К доске вызвать двух учащихся, каждый измеряет по нивелиру высоту склонов: западного и восточного.

У западного склона высота - 3м, у восточного - 2м.

- Какая же высота у данного холма?

Чтобы правильно ответить на вопрос, нам необходимо выяснить, а что же такое абсолютная высота.

Найдите определение в учебнике стр. 21 (это превышение точки земной поверхности по отвесу над уровнем моря.)

-Чего не хватает на нашем рисунке? (уровня морового океана)

Каждый раз изображать океан нам неудобно, да и делать этого не нужно, это уже сделали за нас картографы. Взгляните на топографическую карту в ваших атласах, как изображается там высота местности? (работа с атласом) 1. Узнать, что такое абсолютная и относительная высоты, горизонталь, берг-штрихи?

2. Уметь определять высоты и глубины географических объектов.

Изучение нового материала Взгляните на доску.

• Определите абсолютную высоту холма (159,3м)

• Относительная высота относительно западной подошвы (159,3-127=32,3м)

• Относительно восточной подошвы (159,3-140=19,3м)

• Абсолютная высота – измеряется относительно моря.

• Относительная высота – относительно его подошвы.

Определите абсолютную высоту точки А. (дети затрудняются ответить на этот вопрос)

-Для этого необходимо заполнить отметки высот, а можно показать с помощью горизонталей – линий на карте, соединяющих точки с одинаковой высотой.

Горизонтали проводят по типографической карте через 1,5,10,15,25,50 метров.

-Представьте, что вы пошли на экскурсию.

Придя к холму, вас разбили на 4 группы и дали задание: измерить высоту склонов (западного, восточного, северного, южного). Вы это сделали, а затем один из вас в каждой группе взял ведро с краской и побежал соединять вбитые колышки. Причем один соединил все колья с отметкой 1м, другой 2м, третий 3м и т. д. Затем вы поднялись на воздушном шаре, что вы увидели? (линии)

Про такие линии говорят, что они проведены сечением в 1м.

Если сечение 1м., то горизонтали будут 1,2,3,4,5 и т. д.

Если сечение 5м., то горизонтали будут 5,10,15,20 и т. д.

-Как же нам определить по какому склону легче всего подняться на вершину? Для этого необходимо посмотреть на расстояние между горизонталями. Чем они ближе друг к другу, тем склон круче и наоборот.

Определите, какой склон круче по рисункам на доске.

Показать на карте

- Мертвое море,

- Прикаспийскую низменность.

МЁРТВОЕ МОРЕ –

Отметка на карте 424 м (Аравийский п-о, Средизем. море и Красное море)

8848 м

200-50=150 м

Относительная высота холма

200 м - Абсолютная высота холма

На доске изображения холма и ямы:

-Чем отличаются эти рисунки?

Эти черточки называются берг-штрихами. Это короткие линии, которые показывают направление склонов. Если черточки наружу – это холм; если во внутрь – это яма.

домашнее задание: §6, вопрос 4,5 письменно. Линейка, карандаш.

закрепление.

• Какая форма рельефа изображена на рисунке? (холм)

• Какова абсолютная высота? (49м)

• Через сколько метров проведены горизонтали? (10м)

• Определите относительную высоту склона (39м)

• Какой склон более крутой? (северо – восточный)

Начертите холм, абсолютная высота которого 23м, относительная 18м, северный склон пологий, южный крутой, сечение горизонтали 5м.

Мы сейчас все дружно встанем (Дети встают)

И немножко отдохнем. (Потягиваются)

К западу вы повернитесь, (Повороты)

А на юге, поклонитесь (Наклоны)

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад)

Повернулись на восток, (Движения руками)

И на месте прыг да скок! (Прыжки на месте)

Голова устала тоже. Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (вращение головой)

Хоть зарядка коротка. Отдохнули мы слегка.

Практическая работа На слайде задания для учащихся:

1) На контурной карте полушарий (стр. 6, атлас стр. 24-25) выделить цветными карандашами два меридиана: начальный и 180 меридиан, и две параллели и экватор

2) Подписать Западное и Восточное полушарие, Северное и Южное полушарие

3) Выполнение задания в рабочей тетради стр. 44. Задание 4 Работают с картами атласа и контурной картой

Учащиеся оценивают работу друг друга в парах

Обсуждают и проверяют выполненное задание с учителем Формирование умения смысловой организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля и взаимопроверки.

Умение работать по картам атласа, применять полученные знания, осуществлять пошаговый контроль.

Домашнее задание Учитель дает домашнее задание и комментирует его.

1) §18, повторить понятия

2) Выполнить задание 2, 3.

3) Творческое задание: Самостоятельно составить рассказ, письмо, зашифровав географические объекты условными знаками (по выбору). Записывают домашнее задание в дневник. Слушают пояснения учителя по домашнему заданию Учить выполнять творческую работу, используя информацию, полученную на уроке

Стадия рефлексии -Какая была цель урока?

- Мы смогли ответить на поставленные вопросы?

- Как работали на уроке, где добывали информацию?

- Что показалось трудным?

Предлагает дополнить предложение:

1) Я знаю, что такое…

2) Я могу…

3) Я научился…

Оцените свою работу:

Если было интересно, легко

на уроке, во всем разобрались

– зелёный цвет

- Если иногда были трудности,

сомнения, – жёлтый цвет.

- Если не разобрались в теме, было не очень интересно –синий цвет

Подводят итог изучения новой темы, отвечают на вопросы учителя, оценивают свою работу на уроке Оценка процесса и результата деятельности

Волевая саморегуляция, осознание учащимися того, что уже усвоено.

Умение выражать свои мысли.

Публикации по теме:

Конспект урока географии в 8 классе коррекционной школы «Тикси — северные ворота Якутии» Конспект урока географии в 8 классе по теме: «Тикси – северные ворота Якутии» Е. К. Андреева, учитель С (К)ОШ-4 Цель: Познакомить учащихся.

Методическая карта урока «Экономика фирмы» Проектирование и проведение учебного занятия с активной оценкой Дисциплина: Экономика Тема урока «Экономика фирмы», группа ЭБУ-17-1 специальность.

Методическая разработка для урока физики в 7 классе «Давление. Единицы Давления. Способы увеличения и уменьшения давления» «Давление. Единицы давления. Способы увеличения и уменьшения давления.» Тип урока: комбинированный, урок открытия нового знания. Используемые.

Методическая разработка итогового урока-обобщения по русскому языку в 6 классе .

Методическая разработка урока математики на тему «Умножение на двузначное число» в 3 классе Математика 3 класс Шугайлова Светлана Владимировна, МБОУ гимназия №19 Петерсон, Л. Г. Математика. 3 класс: учебник / Л. Г. Петерсон. – М. :.

Конспект обобщающего урока-игры по географии «Внутренние воды и водные ресурсы России» в 8 классе Цели: - Закрепить и обобщить знания по изученной теме: знания особенностей вод России, размещение внутренних вод, типы вод, режим и питание,.

Технологическая карта урока по математике во 2 классе «Квадрат» Технологическая карта урока по математике Учитель: Фефилова Е. С. Предмет: математика Класс: 2В Учебник: М. И. Моро Математика, 2 класс 2.

Технологическая карта урока математики в 1 классе «Число и цифра 2» Урок математики 1 класс. Программа «Школа России» Тема урока: Число и цифра 2. Цели: в ходе практической работы и наблюдений познакомится.

Технологическая карта урока по ИЗО «Цвет. Основы цветоведения» в 6 классе Технологическая карта урока изобразительного искусства в 6 классе Учитель: Сергиенко Марина Петровна Тема урока: ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ.

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе Технологическая карта урока Учитель: Ковалева Юлия Александровна Школа: МБОУ СОШ №10 п. Моревка Ейский район УМК: Школа России Предмет:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка урока географии в 5 классе на тему «План местности и географическая карта»
Опубликовано: 29 сентября 2019 в 22:22
+38Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД