Лучший педагог года

Методическая разработка урока по теме: «Политика «гласности» в СССР и ее последствия».

Сапронова Светлана
Методическая разработка урока по теме: «Политика «гласности» в СССР и ее последствия».

Тема урока : «Политика «гласности» в СССР и ее последствия».Цели и планируемые результаты.

Цели:

Образовательные:

Сформировать у обучающихся представление о развитии гласности и демократии в СССР, как об одном из направлений перестройки. Рассмотреть проявление гласности в разных сферах общественной жизни. Изучить итоги проявления гласности советском обществе.

Развивающие:

Публикация «Методическая разработка урока по теме: „Политика „гласности“ в СССР и ее последствия“,» размещена в разделах

Продолжить формировать навыки аналитического мышления. Продолжить развивать навыки работы с текстом учебника, выделять главную информацию,

навыки работы с дополнительной информацией, включающие анализ информации, выделение главного и представление в виде схемы. Уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения

Воспитательные:

Воспитывать чувство гражданской ответственности у обучающихся. Продолжать воспитывать чувство к друг к другу во время самостоятельной работы, уметь выслушать точку зрения своих товарищей

Планируемые результаты.

Предметные:

Сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике

Личностные:

Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

Метапредметные:

Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;

Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.

Технологии обучения.

Технология критического мышления

Тип и цель урока

- урок-практикум.

Ход урока.

Приветствует, проверяет отсутствующих, проверяет готовность класса. Называют отсутствующих. Проверяют готовность к занятию.

Стадия вызова – создание мотивации

Преподаватель: На нескольких уроках мы с вами рассматривали влияние перестройки на политическую, экономическую, социальную жизнь советского общества и внешнюю политику государства. Какая сфера осталась нами неизученной?

Учащиеся: Это – духовная сфера.

Преподаватель: Наряду с экономикой также отставала как духовная, так и культурная жизнь страны. И если в экономике перестройка началась с постановки задач “ускорения” социально–экономического развития, то в духовной и политической сфере ее лейтмотивом стала «гласность».

Преподаватель: - Как вы понимаете слово «гласность»?

(прием «Корзина идей»)

Класс разбивается на 4 группы.

Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

Гласность – это …

- … свобода

- … правда

- … критика

- … перемены.

Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.

На данном этапе идет просто сбор информации.

Все идеи и предложения осмысливаются и анализируются в дальнейшем ходе урока. Постепенно из «корзины» должны исчезнуть все неправильные или некорректные утверждения, а остаться "выжимка" из верных.

Стадия осмысления

Преподаватель: Сформулируйте цель урока

Учащиеся: Узнать о политике гласности : в чём она проявлялась и какие последствия для общества имела.

Преподаватель: Как вы думаете, до 1985 года, до перестройки этот термин использовалось?

В истории нашей страны это слово не новое. Как политический термин, слово «гласность» впервые стало использоваться в России в конце 1850-х гг. обозначая ослабление цензурного контроля за периодической печатью, а позже также открытость в принятии решений и процессе работы некоторых органов власти — прежде всего судов, в рамках судебной реформы Александра II.

Преподаватель: На столах перед вами лежат фрагменты документов. Прочтите, какое значение имеет термин «гласность» (1 обучающийся читает вслух).

Преподаватель:

Гласность — политический термин, обозначающий политику максимальной открытости в деятельности государственных учреждений и свободы информации. В узком смысле, в современном словоупотреблении, основной компонент политики перестройки, проводимый М. С. Горбачёвым во второй половине 1980-х в СССР и заключавшийся в существенном ослаблении цензуры и снятии существовавших в советском обществе многочисленных информационных барьеров.

- Как вы думаете, почему в СССР началась политика «гласности»?

Класс продолжает работать по группам, каждая группа получает листок с заданием и указанием страницы учебника для чтения.

(работа в группах, приём «Фишбоун»)

Использование технологии Фишбоун развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы. Основная цель метода — стимулировать творческое и развивать критическое мышление обущающихся.

После 15 мин работы в группах озвучиваются результаты обсуждения.

Вопросы для обсуждения.

1. Что такое «гласность»? Чем она отличается от свободы слова?

2. В чем вы видите главные причины развития «гласности» в годы перестройки?

3. Дайте оценку итогов политики «гласности» в годы перестройки.

4. Какие издержки несла в себе реализация курса на развитие «гласности»?

Стадия рефлексии.

На этапе рефлексии снова обращаемся к «Корзине идей», чтобы подвести итог урока.

«Три М»

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Оценивание работы на уроке на основе самооценок групп (по вкладу каждого в работу группы)

Домашнее задание.

Провести мини-исследование на основе интервью со старшими членами семьи о перестройке и их отношении к событиям этого периода.

Список литературы

Основные источники:

История : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. — 15-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2014. — 448 с.

Дополнительные источники:

Кириллов В. В. Отечественная история XX – начала XXI века в схемах, таблицах и диаграммах. – М., 2003. – 64с.

Россия, которую мы не знали: 1939 – 1993. Хрестоматия/Под ред. проф. М. Е. Главацкого. – Челябинск, 1995.

Согрин В. В. Политическая история современной России. 1985-1991: от Горбачева до Путина. М., 2001.

Уколова И. Е., Кацва Л. А. СССР в годы перестройки : Эксперимент. Учебное пособие. М., 1998.

Публикации по теме:

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Советская Россия. СССР. Российская Федерация». Учитель: Жабуева С. А. Окружающий мир Раздел: Наша Родина: от Руси до России Тема урока: Советская Россия. СССР. Российская Федерация. Тип.

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Бусы» Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Бусы» Возраст воспитанников: младший (третий год жизни) Виды деятельности:.

Методическая разработка по теме «Насекомые»Методическая разработка по теме «Насекомые» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня хочу предложить Вашему вниманию материал, который будет полезен для старших и подготовительных.

Методическая разработка по теме «Ранние признаки весны. Первые цветы».Методическая разработка по теме «Ранние признаки весны. Первые цветы». Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вам материал, который будет полезен для старших воспитателей, а также.

Методическая разработка урока истории по теме: «Отечественная война 1812 года» Тема «Отечественная война 1812 года». Цели урока: 1. Определить причины, цели и характер войны России с наполеоновской Францией в 1812.

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: «Басня С. В. Михалкова «Зеркало» Учебные задачи: 1. Развитие умений прогнозировать содержание литературного произведения и сопоставлять свои предположения с авторским текстом.

Методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме «А. Е. Кулаковский. Поэма «Дары реки» Урок литературы 6 класс. Учитель Сергеенко Людмила Вячеславовна. Алексей Елисеевич Кулаковский (1877 – 1926) Поэма «Дары реки» Цель: 1.

Методическая разработка урока по предмету «Русский язык» 1 класс. Учебник В. П Канакина, В. Г. Горецкий УМК «Школа России» Технологическая карта урока по предмету «Русский язык» в 1 «в» классе Тема урока «Как проверить безударный гласный звук в слове». Цели.

Методическая разработка урока самопознания «Мудрость великого Абая» 2 класс тема 1 Мудрость великого Абая Расширение понимания общечеловеческой ценности Истина через знакомство с мудростью жизни и творчеством.

Разработка интерактивного урока для 1–2 класса по теме: «Спеши делать добро» Ход урока. Знакомство Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Викторовна и я очень рада вас видеть и хочу познакомиться с вами. (Игра.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка урока по теме: «Политика «гласности» в СССР и ее последствия».
Опубликовано: 19 октября 2017 в 09:50
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД