Конспект урока русского языка в 5 классе «Урок-кроссворд. Обобщение и закрепление темы «Синтаксис»

Вера Новакова
Конспект урока русского языка в 5 классе «Урок-кроссворд. Обобщение и закрепление темы «Синтаксис»

Методическая разработка

урока русского языка

Тема: Урок-кроссворд

Обобщение и закрепление темы «Синтаксис»

Учитель: Новакова В. П.

Цель урока: повторить в форме занимательной игры разделы синтаксиса, пунктуации, закрепить пунктуационные навыки, способствовать развитию любознательности и любви к родному языку.

Задачи урока:

Образовательные:

закрепить и совершенствовать знания учащихся о предложении, главных и второстепенных членах предложения

закрепить умение различать виды предложений по наличию второстепенных членов предложения, виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по наличию главных членов предложения

актуализировать знания учащихся о признаках предложения с однородными членами

закрепить умение постановки знаков препинания при однородных членах предложения и обобщающих словах при них

закрепить умение распознавать простые и сложные предложения; правильно употреблять запятую в сложных предложениях и предложениях с однородными членами без союзов и с союзами

систематизировать и обобщить знания учащихся об обращении

Коррекционно - развивающие:

развивать умение работать с художественным текстом

развивать способности детей правильно формулировать свои мысли в процессе актyализации знаний по данной теме

развивать логическое мышление, память, внимание, речь

развивать слуховое восприятие на материале урока

корригировать звукопроизношение в течение урока

Воспитательные:

воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи

воспитывать интерес к урокам русского языка через разнообразные виды работы

прививать уважение и любовь к русскому языку и литературе на примере художественных текстов.

Тип урока: обобщение, повторение и закрепление изученного материала.

Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Материалы: листочки с кроссвордами и заданиями, портрет А. С. Пушкина, иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина.

Оборудование урока: мультимедийная установка, компьютер, экран, кроссворд, иллюстрации, презентация.

Ход урока:

1. Оргмомент.

- Ребята, сегодня наш урок русского языка будут снимать на видео.

Не смущайтесь, не волнуйтесь. Вы у меня сообразительные и творческие ученики. Давайте настроимся на работу, будем внимательны и сосредоточены, вдумчивы и активны, тогда всё у нас получится хорошо.

2. Речевая зарядка.

3.- Сегодня у нас необычный урок. Урок-кроссворд. Раньше мы использовали кроссворды лишь на некоторых этапах урока или в качестве домашнего задания. А сегодня целый урок будет посвящен этой занимательной и полезной игре.

- Но сначала давайте проверим домашнее задание. Я просила вас составить короткий рассказ о слове «кроссворд» по вопросам:

Какая орфограмма есть в слове

Проверяемая она или нет

Что сказано об этом слове в словаре С. И. Ожегова?

- Кто хочет рассказать об этом слове?

(В слове «кроссворд» орфограммой является удвоенная согласная «с» в корне слова, она непроверяемая, это слово словарное. В словаре С. И. Ожегова о нём сказано: «Игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры».

- Ребята, определив, что такое кроссворд, вы дали этому слову толкование или лексическое значение.

- Что же помогает разгадать слово в кроссворде? (точное лексическое значение)

- Где мы можем найти лексическое значение слов? (в Толковых словарях)

- Какие вы знаете словари? (Толковый словарь Дмитрия Николаевича Ушакова, Сергея Ивановича Ожегова, В. И. Даля) - Что еще мы можем узнать о слове из «Толкового словаря»? (правописание, произношение сложных случаев, ударение, грамматические категории – род, число примеры употребления)

-А теперь приступим к разгадыванию нашего кроссворда. Все примеры взяты из произведений одного из самых известных русских поэтов. Думаю, его имя вы мне сразу же назовёте. (Слайд № 4)

И если мы правильно отгадаем кроссворд, то сможем прочитать в выделенных клеточках название вида предложения по наличию главных членов.

4. Разминка.

Сначала мы узнаем писателя, отрывки из произведений которого будут сегодня звучать.

Предложение даётся на слух в аудиозаписи.

-Внимательно послушайте.

Мороз и солнце; день чудесный!

- Знакомо вам это предложение? Из какого произведения? Кто автор? (А. С. Пушкин. «Зимнее утро»)

- Назовите вид этого предложения по эмоциональной окраске.

(Восклицательное)

Какие еще виды предложений по интонации вы знаете? (Невосклицательные)

- Чем отличаются восклицательные предложения от невосклицательных?

(В восклицательных предложениях выражаются какие-либо сильные чувства: радость, печаль, удивление, восторг, страх и т. д. Они произносятся с особой интонацией (с особым чувством) и в конце таких предложений ставится восклицательный знак. А невосклицательные – произносятся спокойно).

- Выразительно прочитайте это предложение.

-Итак, мы с вами выяснили, что сегодня на уроке будут звучать предложения из произведений… А. С. Пушкина.

- Немного размялись, идём дальше. У вас на партах лежат листочки с кроссвордом, с заданиями и листочки, на которых вы будете выполнять письменные задания.

-Возьмите листочек с кроссвордом.

Работа над кроссвордом

- А сейчас задание для кроссворда

- Задания буду давать вам не по порядку. Так интереснее!

1. (Слайд № 6)

И днем и ночью кот ученый всё ходит по цепи кругом.

- Из какого произведения эти строки? («Руслан и Людмила»)

- Как вы думаете, почему здесь выделены слова? Что это такое?

(Это главные члены предложения, подлежащее и сказуемое, грамматическая основа предложения) (Главные члены составляют его грамматическую основу)

- А теперь запишите в клеточки кроссворда название этих членов предложения

кот (№ 6, ходит (№ 7)

Проверим, что у вас получилось?

подлежащее, сказуемое

- У всех так?

- Давайте вспомним правила. Что такое подлежащее? Что такое сказуемое?

(Подлежащее – это главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние, обладает определённым признаком; отв. на вопрос кто? или что? может быть выражен существительным или местоимением в им. п.)

(Сказуемое – главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего; отв. на вопросы что делает предмет, каков (какой) предмет? что такое предмет? кто такой предмет? обычно выражается глаголом, но может быть выражено также именем существительным и именем прилагательным.)

- Следующее задание: выделите устно в этих предложениях грамматическую основу.

1. Из тёмного леса навстречу ему идёт вдохновенный кудесник.

2. С дружиной своей, в цареградской броне, князь по полю едет на верном коне.

3. Твой конь не боится опасных трудов.

4. Так вот где таилась погибель моя!

- Из какого произведения эти строки? («Песнь о вещем Олеге»)

2. Теперь следующее задание.

- Возьмите карточку №1. Задание первое.

-Прочитайте предложение.

Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня.

- Из какого произведения это предложение? («Няне»)

- Подчеркните как члены предложения слова меня (№1, сосновых (№2, давно (№ 10, занесите в кроссворд под соответствующими номерами названия этих членов предложения.

- Какое слово вы записали под № 1? дополнение, …№2? определение, …№10? обстоятельство.

- Как называются эти члены предложения? (Второстепенные)

? Что такое дополнение? определение? обстоятельство?

(Дополнение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет. Дополнения могут быть выражены существительным или местоимением в косвенном падеже. Дополнение подчёркивается пунктирной линией.)

(Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. Определения обычно выражаются прилагательными; подчёркиваются волнистой линией)

(Обстоятельство – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? как? почему? зачем? Обстоятельства обычно выражаются наречиями или существительными в косвенных падежах; подчёркиваются так ___

? Какую роль выполняют второстепенные члены предложения? (Поясняют главные члены или другие второстепенные члены).

- А сейчас запишите предложение и подчеркните все второстепенные члены, которые здесь есть.

1. Там королевич мимоходом пленяет грозного царя.

- Откуда эти строки? («Руслан и Людмила»)

-Проверяем.

3. Разгадываем кроссворд дальше.

- В клеточки под №3 запишите, какое это предложение по наличию второстепенных членов предложения?

- Проверяем, что у вас получилось?

распространённое

? Какие предложения называются распространёнными?

(Предложения, в которых, кроме главных членов, есть хотя бы один второстепенный, называются распространёнными.)

- Какие ещё бывают предложения по наличию второстепенных членов? (Нераспространённые).

? Какие предложения называются нераспространёнными?

(Предложения, которые состоят только из главных членов, называются нераспространёнными.)

• Устное задание.

Определите вид предложений по наличию второстепенных членов.

1. Жил старик со своею старухой у самого синего моря.

2. Удивился старик, испугался.

3. Стал он кликать золотую рыбку.

4. Воротился старик ко старухе, рассказал ей великое чудо.

- Молодцы! А откуда эти строки? (Из «Сказки о рыбаке и рыбке»).

4. - Прочитайте следующее предложение.

Подари ты мне девицу, Шамаханскую царицу.

- Кто догадался, из какого произведения строки? («Сказка о золотом петушке»)

- Определите вид этого предложения по цели высказывания. Запишите термин (название, слово, определение, понятие) в кроссворд под № 12.

- Какое слово получилось? побудительное

? Какие ещё виды предложений по цели высказывания вы знаете? (Повествовательные, вопросительные)

- Дополните предложения.

Продолжи предложение

Повествовательные предложения… (сообщают о чём-либо).

Вопросительные предложения … (содержат вопрос).

Побудительные предложения … (побуждают кого-либо к действию, содержат просьбу, совет, приказ).

Устное задание.

-Определите виды предложений по цели высказывания.

1. Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете? (вопросительное)

2. Караул, лови, лови, да дави его, дави! (побудительное)

3. Белка песенки поет да орешки все грызет. (повествовательное)

(Сказка о царе Салтане)

5. – Следующее задание.

-Читаем предложение.

Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет. «Сказка о царе Салтане»

- Сколько сказуемых в этом предложении? Запишите термин в клеточки под № 11, как называются эти сказуемые.

-Проверяем.

однородные

? Какие члены предложения называются однородными?

(Однородные члены предложения – это такие члены предложения, которые:

произносятся с интонацией перечисления;

отвечают на один и тот же вопрос;

связаны с одним и тем же членом предложения;

не зависят друг от друга;

являются одним и тем же членом предложения).

? Какие члены предложения могут быть однородными?

(И главные, и второстепенные члены предложения).

? Когда ставится запятая между однородными членами?

(Между однородными членами запятая ставится, если однородные члены не соединены союзами или соединены союзами А, НО.

? Когда запятую между однородными членами ставить не нужно?

(Между однородными членами запятая не ставится, если союз И соединяет два члена предложения).

- А сейчас письменное задание. Возьмите карточку №1, Задание второе.

Письменное задание

Расставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены, начертите схемы однородных членов.

1. Слуги, сватья и сестра с криком ловят комара. O, O и O

2. Снова князь у моря ходит, с синя моря глаз не сводит. O, O

3. Войско в горы царь приводит и промеж высоких гор видит шёлковый шатёр.

O и O

4. Дом царевна обошла, все порядком убрала, засветила богу свечку, затопила жарко печку, на полати взобралась и тихонько улеглась. O, O, O, O, O и O

? Можно ли считать однородными определениями голубыми и великолепными в предложении «Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит?» Почему?

(Нельзя считать однородными, потому что они относятся к разным членам предложения)

Физминутка на внимание и на закрепление изученного материала.

– Если я произнесу правильное высказывание, то вы делаете такие движения:

Правильное высказывание

1. хлопок над головой

2. движение «глазки»

3. движение «глазки»

4. подвигать бёдрами

1. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и члены предложения, называется фонетикой.

2. По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.

3. По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

4. Если грамматическая основа предложения состоит только из одного главного члена, оно двусоставное.

5. Грамматическая основа предложения - это подлежащее и сказуемое.

6. Предложение, состоящее только из грамматической основы, называется распространённым.

7. Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, называются второстепенными.

8. Предложения, имеющие второстепенные члены, называются распространёнными.

1 2 3 4 5 6 7 8

- - + - + - + +

6.- Прочитайте следующее предложение

Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей. («Руслан и Людмила»)

- Назовите грамматическую основу предложения. Определите вид предложения по количеству грамматических основ. (Простое)

-Дайте определение простому предложению.

Задание для кроссворда: запишите термин под № 5

Как называется предложение с несколькими основами?

- Проверяем.

сложное

? Ещё раз уточним, какое предложение называется сложным.

7. - В клеточки кроссворда под № 8 запишите ответ на вопрос:

- Какой знак препинания разделяет простые предложения в составе сложного?

запятая

-А сейчас вы поработаете парами. Возьмите карточку №2.

Определите, простое или сложное предложение. Поставьте, где необходимо, запятые. Объясните постановку знаков препинания.

1. Дверь тихонько отворилась и царевна очутилась в светлой горнице своей.

2. Отпустил старик рыбку золотую и сказал ей ласковое слово.

3. Вдруг раздался лёгкий звон и в глазах у всей столицы петушок спорхнул со спицы.

4. Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет.

5. Меньшую дочь он выдавал за князя храброго Руслана и мёд из тяжкого стакана за их здоровье выпивал.

- Из каких произведений Пушкина эти предложения?

- И ещё одно задание:

Сделайте устно синтаксический разбор предложения.

В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит.

В своих листочках начертите схему этого предложения. (Один ученик идёт к доске).

[ — = ], а [ — = ].

8. - Определите синтаксическую роль выделенного слова. Запишите под №9.

Пора красавица проснись!

-Откуда это предложение( «Зимнее утро»)

обращение

? Что такое обращение?

(Обращение – это слово (или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение произносится с особой – звательной - интонацией).

? Как выделяются обращения на письме? (Запятыми)

? Сколько запятых нужно поставить в этом предложении? (Две) Почему?

Поупражняемся:

- Найдите и выделите обращения.

Чего тебе надобно, старче?

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

Воротись, дурачина, ты к рыбке.

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня.

(«Зимнее утро»)

9. – А сейчас на листочках для письменных заданий запишите предложение, расставьте знаки препинания.

Сегодня мы вспоминали любимые произведения стихи сказки поэмы А. С. Пушкина.

Задание для кроссворда: - Как называется слово ПРОИЗВЕДЕНИЯ с точки зрения его синтаксической роли в предложении, это будет ваш ответ под № 13.

обобщающее

- Какие слова называются обобщающими?

(Обобщающее слово — это слово или сочетание слов, которое является общим обозначением для однородных членов предложения. Обобщающие слова в

предложении являются тем же членом предложения, что и однородные. Обобщающие слова могут стоять перед однородными членами или после них).

10. – И последнее задание:

Под № 4 напишите, как называется знак препинания, который нужно ставить после обобщающего слова перед однородными членами.

двоеточие

- Теперь проверим, как вы расставили знаки препинания в этом предложении.

- Кто хочет объяснить?

- Начертите схему этого предложения (однородных членов). Один человек идёт к доске.: O, O, O.

? - А если обобщающее слово стоит после однородных членов, то какой ставится знак препинания? Начертите схему. O, O, O - .

11. Итак, кроссворд разгадан. Прочитайте, какое слово мы получили в выделенных клетках.

- Какие же предложения называются односоставными?

(Односоставные предложения - это предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена: или подлежащего, или сказуемого).

- Найдите односоставные предложения в предложении, с которого начался урок.

Мороз и солнце; день чудесный!

Заключительная часть.

- Что мы сегодня делали на уроке? Разгадывали кроссворд. Повторяли правила. Какие темы мы сегодня повторили? (Грамматическая основа предложения, второстепенные члены предложения, виды предложений по цели высказывания, по наличию второстепенных членов, простые и сложные предложения, однородные члены предложения, обобщающие слова, обращение, знаки препинания в сложных предложениях, при однородных членах и обобщающих словах)

Чьё творчество вспоминали? (А. С. Пушкина)

- А сейчас я предлагаю вам самим оценить свою работу на уроке.

У вас на партах лежат цветные кружочки:

Отлично: я всё понял и запомнил

Хорошо: я всё понял, но не всё запомнил

Удовлетворительно: я не все понял и запомнил

Плохо: я ничего не запомнил

- Поднимите кружочки и оцените свою работу.

Д/з: Попробуйте составить кроссворд по разбору простого и сложного предложения по басням И. А. Крылова.

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка во 2 классе «Единственное и множественное число глагола» Тема урока Класс Единственное и множественное число глаголов 2 Тип урока Урок изучения нового материала Цель урока познакомить с единственным.

Конспект урока математики в 4 классе. Закрепление темы «Среднее арифметическое» Конспект урока математики (Закрепление: Среднее арифметическое, проведенного в 4 классе Будаевой Екатериной Олеговной Москва, 2017г Тема:.

Конспект урока русского языка в 6 классе «Повторение изученного об имени существительном». .

Конспект урока русского языка в 3 классе «Обобщение и систематизация знаний об имени существительном» УМК «Перспектива» Тема урока: «Обобщение и закрепление знаний об имени существительном» Цель урока: организация деятельности учащихся направленная на обобщение.

Конспект урока русского языка в 5 в классе Тема: Урок-закрепление. Цели: 1. Закрепить умение детей различать слова, обозначающие название, действие и признак предмета, правильно.

Конспект урока русского языка в 7 классе «Наречие» Открытый урок русского языка в 7-м классе по теме "Наречие» Цели урока: Обобщить знания учеников по теме “Наречие”, развивать память, мышление,.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Космос
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Конспект урока русского языка в 5 классе «Урок-кроссворд. Обобщение и закрепление темы «Синтаксис»
Опубликовано: 9 марта 2018 в 13:25
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Цветок с сюрпризом»
Данный мастер-класс предназначен для детей от 5 лет , педагогов , творческих родителей. Цель : создание поделки "Цветок с сюрпризом" в подарок маме....
Консультация для воспитателей и родителей «Игры с водой в детском саду и дома»
Игры с водой относятся к наиболее любимым забавам малышей. Они доставляют удовольствие детям, улучшают настроение, регулируют мышечный тонус, развивают...
Игры на развитие познавательной активности ребенка
Игра «Плохо-хорошо» Играть лучше вдвоем. Предлагается любой предмет. Может быть игрушка, бытовой предмет и др. Нужно рассмотреть с разных точек зрения. Один...
Комплексы динамических часов для детей дошкольного возраста.
Динамический час. Организация динамического часа Динамический час проводится после дневного сна при от крытых фрамугах. Его цель — сделать более...
Проверочный диктант для детей старшего дошкольного возраста.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Как здорово, что у нас есть такой замечательный сайт, где мы обмениваемся своим интересным и бесценным опытом. В работе мне...