Папки-передвижки

Методическая разработка: «Экологическая направленность физкультурно-оздоровительной работы с детьми с нарушением интеллекта» (4 фото)

Татьяна Петровна Курганская
Методическая разработка: «Экологическая направленность физкультурно-оздоровительной работы с детьми с нарушением интеллекта»

Наше дошкольное учреждение компенсирующего вида. Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции в психическом и физическом развитии детей.

Одним из таких условий считаю экологическую направленность физкультурно-оздоровительной работы. Непосредственное общение с природой: физкультура на свежем воздухе; туристические прогулки; включение в занятия упражнений, игр с экологической тематикой, использование природного материала - всё это значительно повышает положительный эмоциональный фон, побуждает ребёнка к активному поведению, что, в свою очередь, способствует воспитанию у дошкольника осознанного стремления к здоровому образу жизни, а значит - сохранению здоровья.

Публикация «Методическая разработка: „Экологическая направленность физкультурно-оздоровительной работы с детьми с нарушением интеллекта“» размещена в разделах

Такая работа с детьми, должна обеспечивать выявление особых образовательных потребностей детей с проблемами психического и физического характера, возможность освоения детьми коррекционной программы. Создаё т условия для эмоционально-психологического благополучия: оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создаёт определённый духовный настрой, пробуждает интерес к самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику, а также на оздоровление детского организма в целом.

Уже в этом возрасте у детей должны формироваться первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Воспитательную роль природы трудно переоценить. Общение с ней положительно влияет на ребёнка, особенно на детей с проблемами в психическом развитии, будит в детях лучшие чувства. Что касается физического здоровья, то и здесь роль природы первостепенна.

Задача педагога - научить ребё нка чувствовать и поддерживать эту связь: ты заботишься о природе - природа помогает тебе.

Наше дошкольное образовательное учреждение работает по основной общеобразовательной программе, разработанной в дошкольном учреждении, в основе которой лежит программа Е. А Екжановой, И. А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». В этой программе выделен раздел «Физическое воспитание в коррекционном детском саду для детей с нарушением интеллекта».

Ведущие цели этой программы - создание благоприятных условий для полноценного физического воспитания и развития ребёнка в дошкольном детстве, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости, силы и других) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирование разнообразных способностей, подготовка ребёнка к жизни в школе и современном обществе.

В программе выделены оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического воспитания, которые предусматривают охрану жизни и укрепление здоровья ребёнка; поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения; профилактику негативных эмоций и нервных срывов; совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие (координации движений, равновесия, умения ориентироваться в пространстве); формирование способности к самоконтролю за качеством выполняемых движений; воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности; формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно-волевых качеств.

Анализируя теоретическую и методическую литературу я обратила внимание на то, что физическое воспитание и оздоровление зачастую, так или иначе связаны с экологией. Данному вопросу уделялось много внимания еще в период зарождения педагогики как науки. Это труды Я. А. Каменского, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, которые говорили о природосообразности воспитания детей дошкольного возраста. В настоящее время существует множество интересных практических разработок по этой теме. Однако для детей с интеллектуальным нарушением разработок по данной проблеме недостаточно. Данное обстоятельство побудило меня подобрать и систематизировать материал, касающийся экологической тематики и оздоровления детей при помощи природных факторов, материалов, для того, чтобы использовать его в своей деятельности последовательно и регулярно.

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной обще-образовательной программы дошкольного воспитания выделен раздел программы по коррекционной работе с детьми. Содержание коррекционной работы с детьми направлено на обеспечение недостатков в физическом и психическом здоровье детей. Содержание образовательной области физическая культура направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценности отношения непосредственной образовательной деятельности, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладения основными движениями);

- формирование у воспитанников потребности двигательной активности и физическом совершенствовании.

Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение цели охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

- воспитание культурно-гигиенических навыков;

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Для правильной организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми, необходимо владеть всем арсеналом информации об организме ребёнка, об основных закономерностях его роста и развития, о специфических особенностях каждого. К. Ф. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

Работа по физическому воспитанию детей должна опираться на показатели (исходные и в динамике) здоровья, уровня физической подготовленности, а также на данные, полученные в результате анализа индивидуальных психолого-педагогических особенностей детей.

Учитывая вышесказанное, свою работу по физическому воспитанию детей я строю с учётом их физических возможностей и имеющихся отклонений в состоянии здоровья.

В современных условиях развития общества к системе коррекционного образования и воспитания предъявляются высокие требования. Сложная структура дефекта, многообразие клинических проявлений, требуют многоступенчатого дифференцированного обследования и наблюдения.

Учитывая актуальность и значимость экологической направленности в физкультурно-оздоровительной работе с детьми с нарушением интеллекта

я поставила цель: развитие двигательного аппарата, укрепление здоровья, повышение работоспособности организма, преодоление множества отклонений.

На основании мониторинга я поставила перед собой задачи, которые следует решить в текущем 2013 - 2014 учебном году с детьми четвёртого года обучения.

1 .Сохранение и укрепление физического здоровья ребё нка:

а) профилактика простудных заболеваний, закаливание организма при помощи природных факторов;

б) профилактика нарушений осанки и плоскостопия при помощи пособий, изготовленных из природных материалов; упражнений с экологической тематикой.

2. Воспитание осознанного отношения к своему здоровью, понимания неразрывной связи между здоровьем и окружающей средой.

3. Развитие уверенности в себе и своих силах при помощи физкультурно-познавательной деятельности с экологической тематикой.

4. Добиваться гармоничного физического развития детей. Для чего особое внимание обратить на силовые и скоростные физические качества, координацию движений, используя аналогии в природных явлениях, повадках животных.

5. Обогащение внутреннего мира, его эмоционального состояния, развитие способности к сопереживанию при помощи игр, упражнений, занятий, развлечений с экологической тематикой.

Реализация данных задач осуществлялась поэтапно.

Работу по данной теме я начала с проведения первичного мониторинга, используя приказ по проведению диагностики № 186/272 и указания по проведению диагностики Ноткиной Е. А. и Сафроновой Н. В., а так же программу Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.

Организация мониторинга психофизических систем детей с интеллектуальным недоразвитием – сложное дело. Невозможно учесть и выразить цифрами и точными данными всю совокупность фактов деструктивного поведения воспитанников, просчитать риски в условиях непредсказуемых вариантов и альтернатив развития ребёнка-инвалида, имеющих свою специфику развития.

Тем не менее, опираясь на опыт работы, я выделила систему критериев и показателей в физкультурно-оздоровительной работе, которые выступают в роли инструментария для получения базовой информации, отражающей реальные возможности детей в двигательной деятельности.

Результаты мониторинга позволили выявить следующие проблемы:

1. У детей недостаточно сформированы навыки выполнения основных движений (бег, метание, равновесие, прыжки, лазание).

2. У пяти детей из двенадцати обследуемых есть нарушения в постановке стоп, опорно-двигательного аппарата.

По результатам первичного мониторинга был составлен план работы с детьми. Далее я начала практическую работу.

Профилактика простудных заболеваний, закаливание организма.

Работу над решением этой задачи я начала с летнего оздоровительного периода.

Методическая разработка: «Экологическая направленность физкультурно-оздоровительной работы с детьми с нарушением интеллекта»
Фото «Экологическая направленность физкультурно-оздоровительной работы с детьми с нарушением интеллекта»
Методическая разработка: - фото
Фото №1 Наше дошкольное учреждение компенсирующего вида

се занятия проводила на открытом воздухе. Это позволило мне начать закаливание детей путём применения световоздушных ванн и босохождения. В прохладные дни дети занимались в футболках и шортах. Для поддержания более высокой двигательной активности (во избежание переохлаждения детей) в такую погоду я строила занятия в игровой форме, в основном с бегом, прыжками. Занятия были построены так, чтобы дети не вспотели и не переохладились. В тёплые дни (вначале для выполнения общеразвивающих упражнений, а позже - на время всего занятия) раздевала ребят до трусиков. В жаркую погоду занимались в тени деревьев; проводили упражнения в тех видах движений, которые требуют меньшей двигательной активности (равновесии, лазании, метании, игры малой подвижности, на ориентировку в пространстве.

Спортивной площадки в нашем детском саду, к сожалению, нет. Но участки, где гуляют дети, оснащены спортивным оборудованием. Это лесенки, стремянки, бумы, корзины для метания, лабиринты, яма для прыжков. Участки покрыты травой, по периметру проложена асфальтовая дорожка. Это очень удобно для босохождения. Я использовала её в водной части двигательной деятельности: дети идут босиком по прогретому асфальту, а потом бегают по траве. Такие упражнения, помимо закаливающего эффекта, являются прекрасной профилактикой плоскостопия.

В настоящее время для оздоровления детей я обучаю их правильному носовому дыханию и точечному массажу. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Например, специальные дыхательные упражнения, выполняемые через левую и правую ноздрю, улучшают функционирование мозга. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека, повышает сопротивляемость организма простудным и другим заболеваниям. Для того чтобы правильно дышать, нужно научиться управлять дыхательными мышцами, всячески их развивать. В каждый комплекс общеразвивающих упражнений я включаю упражнения, укрепляющие основную дыхательную мышцу (диафрагму, межрёберные мышцы, мышцы брюшного пресса, содействующие более глубокому дыханию. Но у детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабы, поэтому необходимы специальные дыхательные упражнения.

Точечный массаж - элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье и являются профилактикой простудных заболеваний.

Я запланировала разучить с детьми три комплекса точечного массажа и дыхательной гимнастики, которые использую постоянно перед общеразвивающими упражнениями в течение трёх месяцев каждый. Комплексы тематически выстроены по временам года: осень, зима, весна. Специальные дыхательные упражнения я провожу в начале занятия, так как они требуют внимания и, кроме того, создают благоприятные условия для дальнейшей физической деятельности, положительный эмоциональный настрой. Продолжительность каждого комплекса, состоящего из нескольких упражнений точечного массажа и дыхательной гимнастики, составляет 1-2 минуты. На первом этапе по разучиванию комплексов дети становятся в шеренге лицом ко мне. Так дети лучше смогут понять цель и смысл упражнений, а мне удобнее исправлять ошибки при разучивании. Далее, разученный комплекс дети могут выполнять, стоя на своих местах, перед общеразвивающими упражнениями, в течение 1 - 2-х минут. Каждое упражнение выполняется 8-10 раз.

Так как восприятие окружающей действительности у дошкольников носит во многом ассоциативный характер, то все упражнения я построила в виде подражательных движений («ёж устал и запыхтел», «улитка, не спеша, ползёт», «ветер листья поддувает» и т. д., что значительно облегчает их запоминание и усвоение. Экологическая тематика способствует позитивному психологическому настрою детей во время выполнения упражнений, вызывает их заинтересованность и активное участие в проведении занятия.

Таким образом, цель комплексов массажа и дыхательных упражнений заключается не только в профилактике простудных и других заболеваний, повышении жизненного тонуса у детей, но и в привитии им чувства ответственности за своё здоровье, уверенности в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.

После разминки, для того, чтобы сконцентрировать внимание детей на выполнении общеразвивающих упражнений, я провожу игровой момент «Логоритмика» - это маленькая разминка для пальцев рук. Я произношу, а дети повторяют слова и выполняют движения в соответствии с текстом.

Кроме упражнений, я использую игры, тренирующие дыхательную систему. Такие игры - замечательная профилактика простудных заболеваний. Особенно полезны они для часто болеющих детей.

Для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей я обучала детей правильному носовому дыханию. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное кровообращение, препятствует разрастанию аденоидных вегетаций, предохраняет от переохлаждения, сухости и инфицирования слизистой оболочки носа, рефлекторно помогает регуляции мозгового кровообращения. При проведении игр с детьми учила одновременно контролировать правильность осанки и смыкание губ. Некоторые из этих игр проводила индивидуально или небольшими подгруппами. Например, игру «Пастушок дудит в рожок». Поэтому на занятиях я использую её как часть подвижной игры «Пастух и стадо», назначая на роль пастушка ослабленного ребёнка.

Для профилактики бронхиальных заболеваний необходимы:

^ поддержание эластичности лёгочной ткани, дренажной функции бронхов, согласованной работы функции бронхов и дыхательной мускулатуры, координации в деятельности дыхательных и соматических мышц;

^ профилактика нарушения осанки, адаптация дыхания и организма в целом к физической нагрузке посредством общей тренировки, повышение тонуса, оздоровление нервно-психической сферы.

Для решения этих задач я провожу:

игры с произношением во время выдоха различных звуков, стихотворных строк, пение песенок в такт ходьбе - это звукоречевая гимнастика, которая является своеобразным вибромассажем, укрепляющим дыхательную мускулатуру;

^ игры с дозированным бегом, ходьбой в чередовании с упражнениями по расслаблению, дыхательными упражнениями.

Такие игры, как «Мартышки и кокосовые орехи», «Тараканьи бега», я включаю в занятие в качестве подвижных игр, игр - эстафет в основной части. Игры «Совушка-сова», «Пёрышки и листочки» - в заключительной части.

Игру «Пёрышки и листочки» (с поддуванием) я придумала сама и изготовила для неё специальные атрибуты: перья и листочки, подвешенные на нитке к деревянным палочкам. Эту игру можно проводить индивидуально, с подгруппой детей, или со всеми одновременно. При индивидуальной работе я даю ребё нку две короткие палочки: к одной подвешено пёрышко, к другой - засушенный осенний листок. Сначала ребёнок дует на пёрышко (оно легкое и подлетает даже от слабого выдоха, затем - на листок (он тяжелее, поэтому выдох должен быть энергичнее). При работе с группой использую пёрышки или листочки на длинной палке, подвешенной чуть выше головы ребёнка. Чтобы подуть на листочек или пёрышко, дети должны подпрыгнуть, соревнуясь, у кого выше подлетит.

Профилактика плоскостопия и нарушений осанки.

В связи с тем, что у многих детей в нашем дошкольном учреждении диагностированы нарушения в постановке стоп, а так же, учитывая, что в дошкольном возрасте опорно-двигательный аппарат только формируется, я считаю необходимой систематическую работу по профилактике плоскостопия и нарушений осанки.

Одним из самых доступных и эффективных методов профилактики плоскостопия является босохождение. Я использую для этого массажную дорожку с природным материалом ( в пластиковые тазики насыпаны: галька, фасоль, каштаны, арбузные семечки, пемза, речной песок). Хождение босиком по материалам различной фактуры (гладкой, шероховатой, твёрдой, мягкой и т. д.) заставляет работать мелкие мышцы стопы, укрепляя тем самым её свод.

Реализуя двигательную деятельность, я использую специальные корригирующие упражнения, включая их в комплексы общеразвивающих упражнений. Подражательный характер упражнений («Любопытный щенок», «Кошка ловит мышей», «Обезьянка лезет на дерево», «Упрямый жеребёнок» и. т. д.) помогает детям лучше их запомнить, повышает интерес к их выполнению.. Для того, чтобы выработать у детей привычку к правильному положению тела, я использую большое зеркало, находящееся в зале, в котором они видят себя в полный рост. Таким образом, мышечная память подкрепляется зрительной.

Воспитание осознанного отношения к своему здоровью.

Для эффективности всех вышеперечисленных оздоровительных мероприятий необходимо, чтобы ребёнок сам осознавал их необходимость, активно принимал в них участие, стремился к здоровому образу жизни. Для решения этой задачи я использую различные формы работы.

Одной из таких форм является работа с карточками, на которых изображены упражнения для разных групп мышц. Чтобы детям было легко и интересно работать с такой карточкой, рядом со схематичным изображением движения я помещаю картинку животного, растения или явления природы, которому ребёнок должен подражать, выполняя это упражнение. Такие карточки я применяю на физкультурно-познавательной деятельности с тем, чтобы в дальнейшем дети могли использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.

Определяя содержание физкультурно-познавательной деятельности, я исхожу из того, что элементарные знания по физической и экологической культуре, приобретаемые детьми с нарушением интеллекта, являются основополагающими, на них строится вся сложнейшая конструкция приобретаемых научных и практических знаний, что в дальнейшем будет способствовать эффективному обучению в школе.

Задачи и содержание такого вида деятельности определяются его тематикой. Например, тема «Зарядка в океане». Это учить детей использовать карточки в самостоятельной деятельности, правильно выполнять корригирующие и дыхательные упражнения, развивать мышцы спины, развивать самостоятельность в подвижной игре: самостоятельно рассказывать правила игры по карточке, выбирать водящего. Воспитывать интерес к зарядке.

Важнейшим условием формирования потребности в здоровом образе жизни является заинтересованность ребёнка. Экологическая направленность моей работы наилучшим образом помогает созданию и поддержанию положительного эмоционального фона в физкультурно-познавательной деятельности. Я широко использую природную тематику в подвижных играх. Например, в игре «К дереву - беги!», помимо упражнения в беге, дети закрепляют знания о деревьях, произрастающих на участке детского сада; в игре «Кроты» - закрепляют умение проползать на четвереньках под дугами, опираясь на стопы и ладони, подражая продвижению крота под землёй и т. д. С детьми подготовительных групп я запланировала разучить комплекс восточной гимнастики по методике Е. Ю. Александровой (Программа «Остров здоровья»). Все упражнения этого комплекса также объединены природной тематикой и носят подражательный характер («Кувшинка», «Водоросли», «Змея», «Птичка и птенчики» и т. д.). Комплекс гимнастики состоит из пятнадцати постепенно усложняющихся упражнений, в которых невысокая физическая нагрузка чередуется с расслаблением отдельных частей руки. Такая гимнастика способствует развитию у детей навыков самоконтроля, правильной осанки.

Эти упражнения используются в основной части непосредственной образовательной деятельности по физической культуре, в общеразвйвающих упражнениях или во время физкультурных пауз. Для гимнастики не требуется специально организованного места, её можно проводить в любом помещении, в любой лёгкой одежде, не нужно ни атрибутов, ни пособий. Все упражнения дети выполняют сидя на полу по-турецки или сидя на стуле, босиком или в лёгких носочках.

В заключительной части НОД я использую релаксацию. Умение расслабляться - замечательный навык самоконтроля, осознанного отношения к состоянию своего организма, способ почувствовать слияние с природой.

Развитие уверенности в себе и своих силах.

Желание заниматься каким-либо видом деятельности возникает у ребёнка только в том случае, если он уверен в себе, своих силах. Это наглядно проявляется на физкультуре, особенно, когда вводится соревновательный элемент. Есть опасность, что дошкольник, имеющий меньшую физическую подготовленность по сравнению со своими одногодками, потеряет интерес к физкультуре. Поэтому так важен дифференцированный, индивидуальный подход к детям на занятиях.

Для решения этой задачи, я максимально стараюсь учитывать двигательную активность, психологические особенности и уровень физической подготовленности детей. В процессе физкультурной деятельности я предлагаю детям разные двигательные задания, направленные на регулировку их двигательной активности. Для этого в основной части делю детей на подгруппы. Это позволяет мне распределять упражнения в основных видах движений разной степени интенсивности для детей с разным уровнем двигательной активности. Например, детям с высоким и средним уровнем двигательной активности говорю: «Вы будете командой «Черепашек». «Черепашки» все упражнения должны выполнять старательно, не спеша». Этой подгруппе я отвожу больше времени для упражнений с низкой степенью интенсивности (метании, бросании и ловле мяча, упражнений в равновесии, требующих большей сосредоточенности. В то же время детям с низким уровнем говорю: «Вы будете командой «Тигрят». «Тигрята» выполняют упражнения быстро, ловко», - и даю им упражнения с высокой степенью интенсивности (бег, прыжки, лазание, ползание). По ходу упражнений всё время напоминаю детям, чтобы они соотносили свои действия с аданным образом. Затем подгруппы меняются, время выполнения упражнений сокращается. Так же делю детей на подгруппы с учётом их физической подготовленности. Таким образом, дети получают возможность больше потренироваться именно в тех видах движений, которые им труднее даются. К тому же, ребёнок не испытывает неловкости от того, что у него не очень хорошо получается упражнение, так как рядом дети с примерно такими же навыками. При проведении подвижных игр я также учитываю индивидуальные возможности детей, стараясь давать те задания, с которыми они заведомо хорошо справятся. Если ребёнок хорошо смог объяснить правила игры, успешно справился с ролью водящего, проявил ловкость, сообразительность и т. п., уровень его самооценки повышается. Чтобы закрепить полученный положительный эффект, обязательно использую похвалу, обращаю внимание других детей на успехи каждого, используя аналогии с животными. Например, говорю: «Молодец, Дима, ловко ты ловишь мячик, прямо как кот клубочек «цап-царап»». Или: «Посмотрите, как Олеся пролезает под дугой! Такая маленькая, а шустрая, как мышка!»

Для того чтобы закрепить в сознании детей, что даже маленький и слабый может стать сильным и здоровым, если будет заниматься физкультурой использую соответствующую тематику в проведении НОД. Например, физкультурно-познавательное тематика «Как стать сильнее волка?». Сначала проводится предварительная работа : прошу воспитателя прочесть с детьми рассказ «Заячья дорожка», задать детям вопросы:

1. Про кого этот рассказ? Почему маленький Зайчишка Длинное Ухо перегнал большого Волка Серая Лапа? Как стать сильнее волка? Что нужно сделать, чтобы стать сильным, ловким и здоровым?

Далее по ходу занятия сравниваю детей с маленькими зайчишками, отмечаю их ловкость, старательность, поддерживаю общий положительный настрой. Подводя итог занятия, снова задаю вопросы:

2. Как стать сильным? Какие упражнения для этого надо делать?

Такая форма проведения НОД значительно повышает уверенность детей в себе, в своих силах.

Гармоничное физическое развитие детей.

Для гармоничного физического развития очень важно давать пропорциональную нагрузку на все группы мышц, необходимо, чтобы дети получили хорошие навыки всех основных видов движений.

Для решения данной задачи я проводила с детьми дополнительные упражнения для развития таких физических качеств, как метание, бег, прыжки.

Для улучшения показателей в беге:

1. Увеличила продолжительность различных видов бега в водной части на 1 минуту: «цирковые лошадки» - с высоким подниманием колен, прямой и боковой галоп; «страусы» — широкий шаг; «мышки» - мелкий шаг.

2. Не менее одного раза в неделю провожу игры-эстафеты с бегом или парный бег на скорость: «Ребята-жеребята», «Котята и щенки».

3. Один раз в неделю обязательно включаю подвижную игру с бегом: «Кошки-мышки», «Гуси и волк», «Караси и щука».

4. Рекомендую воспитателям на прогулке проводить подвижные игры с бегом не менее двух раз в неделю: «К дереву беги», «Ветер и птицы».

Для улучшения показателей в прыжках:

1. При проведении утренней гимнастики ежемесячно, каждый день в течение двух недель включаю в комплекс прыжки с перепрыгиванием через предметы, линии: «Весёлые бельчата», «Кузнечики» и т. п.

2. Не реже одного раза в месяц провожу в основной части занятия упражнения со скакалкой в холодный период года и еженедельно - в тёплый.

3. Рекомендую воспитателям проводить на прогулке подвижные игры с прыжками не менее двух раз в неделю: «Поймай комара», «Цапли и лягушки», «Кенгуру», «Кот и воробышки».

Для улучшения силовых показателей:

1. В каждый комплекс общеразвивающих упражнений обязательно включаю по одному упражнению на укрепление мышц брюшного пресса.

2. Не менее двух раз в месяц включаю в игры-эстафеты задания с силовой нагрузкой: перетягивание каната; «улитки» - проползти по скамейке на животе, спине, подтягиваясь на руках; «крабы» - ходьба и бег с опорой на руки и ноги из положения «сидя, руки упор сзади»; игра «Скарабеи» - сидя на полу, отталкивать мяч ногами и т. п.

Обогащение внутреннего мира ребёнка, его эмоционального состояния, развитие способности к сопереживанию.

Одним из самых действенных приёмов для решения данной задачи считаю обращение к экологической тематике при проведении оздоровительных досугов и развлечений. В игровой форме ребята знакомятся с природно-климатическими зонами, различными видами ландшафтов; животными, растениями и местами их обитания. Активно участвуя в развлечении, дети закрепляют уже полученные знания, узнают новые сведения, обогащающие их представления о мире, и получают радость от общения со сверстниками.

Я провела с детьми четвёртого года обучения физкультурный досуг на свежем воздухе «За золотым ключиком в лес». Сценарий построен так, что дети, передвигаясь по территории детского сада, должны были выполнять различные задания (перебраться через «овраг по мосту», пройти по «тропинке ловкости», не наступая на цветы и корни деревьев, торчащие из земли, и т. д., находя их в записках, развешанных на ветках кустарников и деревьев. Цель «путешествия» - помочь Буратино найти золотой ключик. Таким образом, досуг был направлен на поддержание у детей эмоционально-положительного настроения и взаимоотношений играющих, развитие способности ловко и быстро действовать в создавшейся ситуации, оказывать товарищескую поддержку; развитие интереса к повадкам животных; воспитание бережного отношения к живой природе.

Я подготовила сценарий и провела эколого- оздоровительное развлечение «В гостях у Водяного». Дети «отправляются в путешествие», чтобы помочь Водяному найти Волшебной Кристалл, поддерживающий чистоту водного мира, который украден Смогом. Развлечение направлено на решение следующих задач:

1. Формировать у детей экологическую культуру, бережное отношение к воде и её источникам. Подчеркнуть роль воды в жизни человека и всего живого на Земле.

2. Совершенствовать навыки различных видов двигательной деятельности.

3. Развивать мышление, воображение, умение оценить ситуацию проблемного характера.

4. Воспитывать положительные нравственно-волевые качества: дружеские взаимоотношения между детьми, желание помочь нуждающимся в трудной ситуации.

5. Воспитывать осознанное стремление к здоровому образу жизни, желание самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

Для обогащения внутреннего мира ребёнка, его эмоционального состояния, развития способности к сопереживанию я так же использую нетрадиционные занятия, комплексы общеразвивающих упражнений, построенные в виде упражнений, выполняемых в соответствии с произносимым стихотворным текстом. Такой приём значительно повышает интерес детей к занятию, помогает создавать положительный эмоциональный настрой. Ритм стихотворения поддерживает темп выполнения движений. Помимо этого, дети в игровой форме закрепляют знания о природных явлениях, повадках животных, учатся любить и беречь родную природу. Например, во время краеведческой прогулки «Мы идём в осенний лес» ребята изображают зайчиков, играющих в лесу. По пути они встречают муравейник с муравьями, прячутся от ос, собирают цветы на поляне, танцуют с пчёлками, попадают под дождик и возвращаются домой. Отождествляя себя в игре с каким-либо животным, ребёнок испытывает к нему симпатию и в его сознании закрепляется положительный образ этого существа («я такой же, как он - он такой же, как я», желание помочь ему. Кто же захочет обижать самого себя?

Очень важно для обогащения внутреннего мира детей их непосредственное общение с природой. С этой целью в январе я запланировала зимний туристический поход в лес.

Во время этого похода мы будем загадывать загадки о зиме, любоваться окружающей природой; проводить подвижные игры с использованием естественного природного ландшафта (деревья, кусты, горка, овражек и т. п., спортивного инвентаря (санки, лыжи).

Учитывая тот факт, что работа с детьми будет эффективней только в случае активного участия родителей, я проводила большую работу по привлечению родителей в образовательный процесс. Так по закаливанию, я проводила для родителей консультации и давала рекомендации, практические советы. Было проведено анкетирование.

Родителям детей с частыми заболеваниями дыхательных путей, рекомендую проводить такие игры дома, особенно те, которые требуют индивидуального подхода. Например, «Летучая мышь», «Перекати-поле», «Гейзер».

Поскольку важнейшим условием формирования свода стопы является правильный подбор обуви, в том числе, для физкультурно-оздоровительной деятельности. Я предлагаю родителям приобрести детям спортивную обувь (кеды, лёгкие кроссовки) на хорошей эластичной подошве. Это необходимо для амортизации стопы во время бега, прыжков.

Помимо наглядной информации в работе с родителями использую активные формы – привлекаю родителей к участию в досугах и вечерах-развлечениях, приглашаю родителей для совместных игр с детьми….

На заключительном этапе был проведен мониторинг, результаты которого позволили увидеть эффектиность работы.

Перспектива: в следующем учебном году я хочу продолжить эколого-оздоровительную работу я планирую :

1. Использовать экологическую тематику и природный материал во всех возрастных группах.

2. Начиная со средней группы, привлекать детей к сбору природного материала для изготовления атрибутов к упражнениям и подвижным играм.

3. Продолжать обучать детей старшего возраста комплексам упражнений точечного массажа и дыхательной гимнастики.

4. Совершенствовать навыки правильного дыхания и точечного массажа у детей 6-7 лет. Изготовить карточки с этими упражнениями для индивидуальной работы и для того, чтобы в дальнейшем дети могли использовать их в самостоятельной деятельности.

5. Предложить родителям материал по темам: «Учите детей правильно

дышать», «Гуляем в любую погоду», «К гармонии здоровья и природы через прану и релаксацию», используя различные формы работы с родителями.

6. Продолжить работу по взаимодействию с воспитателями и специалистами в данном направлении : предоставить им для разучивания подвижные игры, считалки с экологической тематикой, консультировать по проведению предварительной и индивидуальной работы, подвижных игр на прогулках и пр.

Мы все прекрасно понимаем, что наше здоровье напрямую зависит от благополучия экологической среды, в которой мы обитаем. В настоящее время проблемы экологии носят всеобщий характер, касаются каждого из нас. Поэтому так важно воспитание поколения с экологическим мышлением. Такое мышление - залог нравственного, психического и физического здоровья общества.

С самого раннего, дошкольного, детства следует прививать ребёнку любовь к природе, бережное отношение к ней, а так же, учить его использовать природные факторы для оздоровления своего организма. Почувствовать эту неразрывную связь человека с природой, научиться осознанно сохранять своё здоровье как раз и поможет детям эколого-оздоровительная работа в дошкольном учреждении.

У меня накоплен достаточный опыт в этом направлении, я могу отметить неплохие результаты: повысился положительный эмоциональный настрой, дети охотно идут на физкультуру, стали заметно активнее и доброжелательней.

Публикации по теме:

Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду. Презентация Здоровье детей - богатство нации; этот тезис не утратит актуальности во все времена, а сегодня он не просто актуален, он самый главный,.

Структура годового плана работы ГДОУ Структура годового плана работы ГДОУ1. Титульный лист. 2. Анализ работы ДОУ за прошедший учебный год. 3. Основные задачи работы ДОУ на будущий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка: «Экологическая направленность физкультурно-оздоровительной работы с детьми с нарушением интеллекта»
Опубликовано: 22 июля 2013 в 10:57
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД