Папки-передвижки

Методическая разработка занятия «Фольклор. Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки» (1 фото)

Сердюк Ольга Николаевна
Методическая разработка занятия «Фольклор. Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки»

Методическая разработка занятия «Фольклор.

Колыбельные песни,

пестушки, потешки,прибаутки»

Знакомство с жанром «Фольклор»

Март, 2016 год

Ознакомление детей с художественной литературой старшего дошкольного возраста

Сердюк Ольга Николаевна, воспитатель МДОУ д/с «Солнышко» Черепановского района, р. п. Дорогино

Публикация «Методическая разработка занятия „Фольклор, Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки“» размещена в разделах

Цель: Познакомить дошкольников с понятием «фольклор», с видами устного народного творчества.

Задачи:

Образовательные:

- дать знания об этом виде жанра, истории возникновения «фольклора»

- закрепить знания о многообразии потешек, пестушек, прибауток, колыбельных песнях

Развивающие:

- способствовать формированию интереса к устному народному творчеству.

- развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности (игровой, продуктивной в общении)

- развивать самостоятельность и инициативу, художественно- эстетический вкус

- дать информацию о важности знаний этого жанра

Воспитательные:

- воспитывать умение слушать и понимать произведения этого жанра, выражать эмоции

- воспитывать дружелюбие и любовь к окружающему.

Используемые технологии: ИКТ

Материалы и оборудование: иллюстрации «мать и дитя», различные книжки с потешками, колыбельными песнями, пестушками, прибаутками, костюмы «курицы и кошки»

Ход занятия : под музыку входит курица и кошка.

-Доброго здравия, Вам, гости дорогие (кланяются). А зовут нас курочка Рябушечка и Кисонька -Мурысенька. А пришли мы к вам в гости, чтобы рассказать о творчестве нашем народном.

-Как у нас на Руси уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто и никто не скучал

Сам народ для себя песни-шутки слагал.

Наши дедушки,бабушки, нам говорили,

Как плясали они хороводы водили.

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели

Своих деток учили петь еще с колыбели!

Кисонька: - А вы знаете что такое фольклор (ответы детей)

Хотите послушать? Ну тогда слушайте!

Нет на свете ни одного человека, которому бы не нравилось многообразие детских колыбельных песен, различных потешек и пестушек, шуток и прибауток. В них можно найти всё- непосредственность, грусть и напевность. И, наверное, самое главное, что привлекает в них нас всех так это неповторимое ощущение чего -то родного, теплого, светлого.

Итак, фольклор-это устное народное творчество. Произведения устного народного творчества создавались всем народом, но народные песни и сказки, разные прибаутки и потешки, поговорки и пословицы, не могли складываться сами собой, без автора. Каждое произведение выдумывал или создавал какой-нибудь рассказчик. Имя этого рассказчика никем не запоминалось, но иногда это произведение было таким удачным, что люди услыхав его, сразу запоминали и передавали его из уст в уста. Поэтому эти произведения и приживались в народе.

Фольклор включает в себя очень много жанров, но мы хоти вас познакомить сегодня только с малыми жанрами, такими как колыбельные,пестушки, потешки и прибаутки.

Колыбельные песни-это особые песни, с помощью которых мамы убаюкивали своих деток. Колыбельные песни-это главная песня в мире, она является началом всех человеческих песен. Для каждого младенца и колыбельная песня своя, потому что каждому младенцу ее поёт родная мать, поэтому считалось, что эта песня являлась оберегом для этого ребенка.

Колыбельные песни несут в себе ласку, нежность, успокоение, душевный покой

Колыбельная песня-это как бы руки мамы, обнимающие ребенка и не допускающие проникновение зла.

Курочка: Послушайте колыбельную песню

Котя-Котенька-коток,

Котя-серенький хвосток,

Приди, котя, ночевать

Нашу деточку качать.

Уж как я тебе,коту

За работу уплачу,

шубку новую сошью

Да сапожки закажу

Дам кувшин молока

И кусок пирога.

Ешь ты, котя, не кроши

Котя, больше не проси

-Дети, а вы сможете спеть какую-нибудь колыбельную песню (дети по желанию поют)

-Ребята, а вы знаете что у каждого произведения есть свой автор?

-А кто же создал колыбельные песни (Ответы детей)

-Скорее всего, колыбельная песня когда-то была придумана чьей-то мамой или няней, только мы не знаем их имен.

Затем эта песня переходила от мамы к дочке, а от дочки к ее дочке.

Один человек сочинил, другой услышал, запомнил, добавил что-то свое и передал третьему, так и сохранились колыбельные песни до наших дней. А вы знаете, что колыбельные песни создаются и в наше время, их можно услышать по телевидению или радио.

-А в какой же детской передачи можно услышать колыбельную песню ( ответы детей:спокойной ночи,малыши)

Кисонька: за колыбельными песнями в жизнь ребенка приходят и пестушки.

Пестушки-это еще один жанр русского народного творчества, предназначенный для самых маленьких детей.

Пестушки-это короткие песенки и стишки, которыми сопровождается движение ребенка в первые месяцы жизни.

Проснется младенец, потягивается, его гладят по животику и нараспев приговаривают :

Цыпа-цыпа-цыпочка!

Встанем мы на цыпочки

Ручки вверх потянем

Бо-о-льше, вы-ы-ше станем!

Тянем,тянем ушки

Прямо до макушки

По-тя-гушки, по-тя-гушки!

Курочка: Послушайте пестушку и скажите для чего она нужна?

Цыть,цыть,не плачь,

Неси котик калач

Недалеко на мостике

Несет калач на хвостике

(ответы детей)

-Вспомните, какими словами, вас успокаивают когда вы плачете?

-Какими словами успокаивают малыша в прочитанной пестушке?

-Как вы думаете, а для чего придумывали пестушки? Кто же в них особенно нуждался? (ответы детей)

Физ. минутка-пестушка :

Ходит котик с веничком (шагают на месте)

Подметает семечки (метут влево)

Подметает крошки (метут вправо)

Да кладет в лукошко (складывают)

Кормит он птичек голубей, синичек (посыпают крошки щепотью)

А ты крошки собери,

Тоже птичек покорми (кидают вверх крошки)

Кисонька: А вот потешки они всегда забавные. Они учат детей различать звуки близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, учат улавливать повышение и понижение голоса. Для детей по старше использовались потешки для утешения и развлечения. Запоминая слова и сочетающиеся с ними движения, ребенок тренирует память и мелкую моторику, запоминает название частей тела, животных и многое другое.

Курочка: Давайте вспомним любую потешку (дети называют)

А послушайте мою потешку :

Здравствуй. Солнышко!

Как цветочек мой спал?

Как по маме скучал?

Сейчас на ручки возьму,

Прямо к сердцу прижму

Поцелую, обниму

К небу сына подниму.

-Дети, а что я сейчас сделала? (рассказала потешку)

-А о ком идет речь (о малыше)

-А кто к нему обращается (мама)

-Как нужно читать эту потешку? (ласково, с любовью)

А теперь давайте по играем?

Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте. И Кисонька- Мурысенька тоже

Кисонька- Мурысенька,

Ты где была?

-На мельнице

-Ксонька-Мурысенька

Что там делала?

-Муку молола.

-Кисонька-мурысенька,

Что из муки пекла?

-Прянички.

-Киснька-Мурысенька,

С кем прянички ела?

-Одна

-Не ешь одна! Не ешь одна!

-Ребята, какие слова вам не понятны?

-Для каких ребят придумана эта потешка-шутка (для жадных)

-А как вы догадались (Кисонька-Мурысенька все съела одна)

-С какой интонацией вы произнесли последние слова (с наставлением и укором за жадность)

Кисонька: Что же такое прибаутки? Оказывается это один из самых интересных жанров детского фольклора. В народе их называют «забавушки», прибаутки созданы для развлечения малых деток.

Курица: Послушайте прибаутку.

Пошёл котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку

Купил котик булочку

Самому ли есть?

Или Бореньке снесть

Я и сам укушу,

Да и Бореньке снесу.

Итог: Что нового вы сегодня узнали?

-Что вам особенно понравилось, запомнилось?

-Что же это такое устное народное творчество?

- как давно это творчество было придуманно?

- назовите одну прибаутку, пестушку, потешку и колыбельную песню.

Методическая разработка занятия «Фольклор. Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки»
Публикации по теме:

«Колыбельные песни». Конспект непрерывной образовательной деятельности по музыкальному развитию. Старшая группа Конспект непрерывной образовательной деятельности по музыкальному развитиюСтаршая группаТема: «Колыбельные песни» Цель: Познакомить детей.

Конспект по развитию речи во второй младшей группе «Котенок в детский сад пришел». Потешки, колыбельные песни Цель: закрепить знания детей о некоторых видах устного народного творчества (потешка, колыбельная). Задачи: Обучающая: организовать деятельность.

Консультация для родителей «Колыбельные песни — счастливый мир детства»Консультация для родителей «Колыбельные песни — счастливый мир детства» Родившись, ребёнок попадает в новый удивительный мир. И первый, кто его встречает – мама, её это забота и внимание. С первых дней ребёнок.

Методическая разработка занятия «Путешествие по лабиринту живой природы» Методическая разработка МОУ детского сада по теме: «Путешествие по лабиринту живой природы» Вид методической разработки - конспект занятия.

Методическая разработка. Памятка «Ребенок и дополнительные занятия» 1) Зачем ребенку дополнительные занятия? Посещение кружка это прежде всего возможность развития. Область этого развития варьируется в пределах.

Методическая разработка занятия «Зачем людям нужна одежда» Методическая разработка занятия на тему: «Зачем людям нужна одежда». Цели: - рассказать, для чего людям нужна одежда; - различать мужскую.

Методическая разработка занятия по ознакомлению с куклой-закруткой «Куватка» Тема: «Кукла-закрутка Куватка». Цель - прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.

Методическая разработка занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ Методическая разработка занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма.

Методическая разработка занятия с элементами театрализованной деятельности «Путешествие колобка»Методическая разработка занятия с элементами театрализованной деятельности «Путешествие колобка» Конспект НОД с элементами театрализованной деятельности на тему: «Путешествие колобка» Форма проведения: подгрупповая Количество детей:.

Методическая разработка занятия по физкультуре «В гости к солнышку» Организационный момент: Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие, в гости к Солнышку. Дружно за руки возьмёмся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка занятия «Фольклор. Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки»
Опубликовано: 22 января 2018 в 16:39
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД