Праздник «Масленица» в подготовительной группе

Ольга Соколова
Праздник «Масленица» в подготовительной группе

Пояснительная записка

В своем предновогоднем выступлении в конце 2012 года президент Российской Федерации В. В. Путин говорил о бездуховности народа в стране, об утрате русских корней, дававших много веков силу, энергию русскому народу. Он призывал к возрождению народных, национальных традиций, ставил задачи возрождения нации, знакомства с народными традициями, историей, народной культурой, привития любви к фольклору и народной мудрости. Нет корней у народа – нет будущего. Силен был русский дух и за «тридевять земель» было его не вытравить, не потерять и, как говорится, в русских сказках: «Фу, фу, русским духом пахнет», - ведь он был во всем: и в широте душевной, присущей русскому характеру, и в волевой непоколебимости, и в доброте и отзывчивости, и в патриотизме, который укреплял и силу, и смекалку, и волю к победам. А начинать надо с детства, как говорится, по-русски «впитывать с молоком матери».

Таким образом, перед нами педагогами-дошкольниками, прежде всего, стоят задачи поднятия русской духовности. А вот мониторинг в группе показывает очень низкий уровень интереса детей к народности, разве что, чтение сказок в разделе «чтение художественной литературы» еще показывает утешительные результаты. Так, что, прежде всего, осуществляя благую цель поднятия духовности русского народа, надо ставить задачи повышения интереса детей к народным традициям, знакомство с обрядами, русским народным творчеством, сказаниями, обучение игре на исконно русских инструментах, знакомство с народным костюмом, народными играми, куклами, - всем тем, что делает загадочно непостижимым русскую душу, ее самобытность, колоритность, приносит живость уму, открытость и сердечность поступкам.

«Кто не знает культуры, не чтит традиций своего народа, тот, что дерево без корней, стоит - шатко, живет - валко». (народная мудрость)

Методическая разработка

Народные традиции. Русский народный праздник «Масленица»

Цели:

1) знакомство детей с культурой и традициями русского народа;

2) постижение смысла древнеславянского праздника «масленица», создание условий для осмысления масленичных обрядов.

Задачи:

1) приобщение к русскому фольклору (знакомство с русской народной песней, частушками, колядками, закличками);

2) знакомство с русскими народными инструментами;

3) разучивание русских народных хороводных танцев;

4) воспитание любви и уважения к русской народной культуре, к русскому народу;

5) развивать интерес к истории своего народа;

6) развивать артистические наклонности детей;

7) развивать смекалку, как черту русского характера;

8) развивать широту души, удаль, хлебосольство, дружбу;

9) знакомить с основами русского народного костюма;

10) познакомить детей с народными играми, забавами, праздничными народными развлечениями;

11) дать понять «народный обряд» на примере празднования «широкой Масленицы»;

12) познакомить с символикой: блин – символ Масленицы (солнце).

Предварительная работа

- беседа о празднике «Масленица»;

- подготовка к празднику по сценарию;

- изготовление костюмов и атрибутов по сценарию;

- создание афиши;

- оформление зала;

- приглашение гостей;

- подготовка праздничных угощений с блинами.

Оборудование к празднику

- рисунки детей;

- инструменты (трещотки, ложки);

- угощение: квас, сбитень (кисель, выпечка блинов;

- воздушные шары;

- костюмы (русские расшитые платки, шали, картузы, косоворотки);

- посуда (гжель, хохлома);

- костюм «масленицы»;

- костюм медведя;

- костюмы «петрушек».

Конспект открытого музыкального досуга «праздник Масленица»

Проводится в музыкальном зале детского сада (возраст детей – подготовительная или старшая группа)

Ход праздника

Ведущий:

Здравствуйте, дорогие ребята, маленькие и большие!

Здравствуйте, гости! Милости просим!

Уж ты, зимушка – зима, вьюжная была.

Все кутила и мела, примораживала.

Полно зимушке зимовати,

Пора матушке-весне наступати.

Масленицу широкую открываем,

Веселье начинаем.

Живет масленица 7 деньков,

Оставайся, Масленица, 7 годков.

Вбегают скоморохи (2 мальчика, 1 девочка, лица разукрашены, дурачатся, зазывают честной народ.

1) Мальчик-скоморох:

Как у нас на Руси в этот день блины пекли,

Зиму провожали, масленицу привечали!

2) Девочка-скоморох:

Душа ты моя, Масленица,

Раскрасавица, Масленица.

Приезжай ко мне в гости на широкий двор,

На горах покататься, в блинах поваляться,

Сердцем потешиться.

3) Мальчик-скоморох:

Масленица – кривошейка,

Встретим тебя хорошенько,

С блинами, с каравайцами, с вареничками,

С сыром, с маслом, калачом и с печеным яйцом.

Выходят к ним все другие дети в руках у них ложки и другие музыкальные инструменты. Поклон.

Все говорят хором. Добро пожаловать! Милости просим!

Входит Масленица – переодетый воспитатель, в шубке, в расшитом платке. Выходит на середину зала, стоит, прихорашивается.

Ведущий: первый день – понедельник – встреча, величание.

Первый ребенок:

Дорогая наша гостья, Масленица,

Авдотьюшка Изотьевна, Дуня белая,

Дуня румяная, коса длинная, триаршинная.

Все хором: Здравствуй!

Второй ребенок:

Лента алая, двухалтынная,

Платок беленький, новомодненький,

Брови черные, наведенные,

Шуба синяя, лапотки красивые.

Все хором: Здравствуй!

Третий ребенок:

Лапти частые, головастые,

Портки белые, набеленные.

Все хором: Добро пожаловать! Милости просим! Поклон.

Масленица танцует русский народный танец. Дети подыгрывают на музыкальных инструментах. Масленица закончила танец, поклонилась, ушла. Дети сели на стулья.

Ведущий: А второй денек вторник зовется. Заигрыш. Девицы и молодицы присмотрите суженого, да ряженого. Потанцуем, на людей посмотрим, себя покажем.

Дети танцуют парный танец «Ручеек». После танца кавалеры провожают барышень на место с поклоном.

Ведущий: А среда-то у нас – лакомка. Теща зятька блинами угощает, родню созывает. Блинов напекли и нам дали.

Дети исполняют игру с движением «Блины».

Мы печем, печем блины, Очень вкусные они.

Дети хлопают в ладоши, поворачивают их так, чтобы сначала правая рука сверху, затем левая сверху.

Мужу сначала насыпаем.

«Сжать» в руке ложку и имитировать насыпание муки.

И молоко мы наливаем.

Имитация наливания из кувшина молока.

Соль и сахар добавляем.

Насыпают щепоткой пальцев.

Долго все потом мешаем.

Одной рукой, как бы, обнимаем кастрюлю, а другой быстро мешаем.

А теперь печем блины, -

Очень сладкие они.

Ешьте! Вкусные они.

Дети руки протягивают вперед, будто подают блюдо с блинами.

С маслом, со сметаной,

Облизывают языком губы.

С корочкой румяной!

Правую руку протягивают вперед с поднятым большим пальцем.

Ведущий: А вот и четверг, разгуляем подоспел.

Звучит веселая музыка. Ребенок выходит со связкой шаров, делает вид, что их едва удерживает.

Ребенок:

Ай, да шар летучий!

Вот он как взвивается!

Вот как подымается!

Весь честной народ любуется, удивляется!

Выше лесу-то стоячего!

Выше облака ходячего

Ребенок привязывает все шары.

Музыка замолкает. В зал входит ребенок, одетый в костюм медведя и ребенок – поводырь в русском костюме.

Поводырь:

Расступись, народ честной!

Идет медведюшка со мной!

Много знает он потех,

Будит шутки, будит смех!

Обращается к медведю.

Ну-ка, Мишенька, поклонись честным господам,

Да покажи всю нашу науку,

Чему в школе тебя пономарь учил,

Каким разумом наградил.

Медведь раскланивается.

Поводырь: Мишенька, как красные девицы – молодицы белятся, румянятся, да в зеркальца смотрятся?

Медведь охорашивается, как перед зеркалом. Все смеются.

Поводырь: А как малые детки лазят горох воровать?

Мишка ползет на животе.

Поводырь: а покажи нам, как Дуняша в круг заходит, лихо пляшет.

Опять играет плясовая музыка, медведь пляшет. Все встают в круг вокруг нег, хлопают в ладоши, водят хоровод. Поют песню про Масленицу. Потом все садятся в кружок вокруг медведя и поводыря.

Ведущий: Пятница подошла к нам вечерком, привела со сказами, с загадками, да с блинами. Кто смелый не зевает, да загадку отгадает?

Ведущий загадывает загадку.

1. Отворилась тихо дверь

И вошел усатый зверь,

Сел у печки, жмурясь сладко

И умылся серой лапкой.

Берегись мышиный род,

На охоту вышел. (кот).

2. Летало одеяло мягкое, белое.

Солнце припекло, одеяло припекло… (снег)

3. Что вверх корнем растет?. (сосулька)

4. В воздухе летает, на земле лежит, на дереве висит? … (снег)

И др.

Ведущий:

Суббота, субботень,

Не жди целый день,

На улицу выходи,

Косточки разомни,

Свою удаль покажи,

Веселясь, зевай,

Да весну закликай!

Заклички:

Весна красна, тепло солнышко,

Приди скорей, согрей детей.

Дети играют в снежки (имитация).

Дети приговаривают заклички.

Первый ребенок:

Весна красная,

Приди весна с радостью!

Второй ребенок:

С радостью, с радостью,

С великой милостью!

Третий ребенок:

Со льном высоким,

С корнем глубоким!

Четвертый ребенок:

С хлебом обильным,

С калиной – малиною!

Пятый ребенок:

С черной смородиною,

С грушами, с яблоками!

Шестой ребенок:

С цветами лазоревыми,

С травушкой – муравушкой.

Ведущий:

Нету без гармошки пляски,

Небылицы нет без сказки,

Поделок – без подружки,

А веселья – без частушки!

Ведущий: А теперь объявляю конкурс частушек! (приз - конфеты)

1) В нашем славном Петербурге,

На окошке цветики,

Ну, а мы лихи ребята,

Чистые портретики. (исполняют 2 мальчика)

2) Кабы не было погоды,

Не крутил бы белый снег,

Петь, плясать и веселиться,

Не устанем мы во век. (исполняют 3 девочки)

3) Пойду, выйду на ледок,

На холодный ветерок,

Погляжу я на дружка,

Согреюсь, как от солнышка. (исполняют 2 девочки)

4) Ах, на небе облака,

Снеговые, белые,

Поскорее мы проводим,

Зиму оголтелую. (исполняют 2-3 ребенка)

Ведущий раздает призы, и дети садятся.

Ведущий:

Вот седьмица и проходит,

Расставанья час приходит.

Выбегают коробейники, в руках у них продукты.

Первый коробейник:

Вот сбитень (кисель). Вот горячий!

Кому сбитню моего! Все кушают его.

И воин, и подьячий, лакей и скоморох,

И весь честной народ!

Честные господа, пожалуйте сюда!

Ходит по залу и наливает из кувшина желающим сбитень или кисель (в пластиковые стаканчики).

Второй коробейник:

Вот так квас! В самый раз!

Пробки рвет! Дым идет!

В нос шибает, в рот икает!

Ходит по залу наливает квас из бутылки.

Третий коробейник:

Оладьи, оладьи! Для деда, для бабушки!

Для малых ребяток! На гривну – десяток!

Выходит с блюдом оладьев и угощает желающих.

Четвертый ребенок:

Едет Масленица дорогая,

Наша гостьюшка дорогая,

На саночках расписных,

На коньках вороных.

Выезжает масленица (нарисованы картонные сани).

Пятые ребенок:

Живет Масленица семь деньков,

Оставайся, Масленица семь годков.

Масленица, не скупися,

Масленица, кусочком поделися.

Все дети поют песню «Ой, блины, блины, блины, вы, блиночки мои».

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели,

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои.

В квашне новой растворили,

Два часа блины ходили,

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои.

Моя старшая сестрица,

Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои.

Напекла она поесть,

Сотен пять, наверно, есть.

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои.

На поднос она кладет,

И сама к столу несет.

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои.

Гости, будьте же здоровы,

Вот блины мои готовы.

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои.

Масленица берет блюдо, угощает блинами гостей.

Первый ребенок:

Настает Великий пост,

Дадут нам редьки хвост.

А мы редьку не берем,

Кота за уши дерем.

Второй ребенок:

Ах, ты, Масленица!

Ты - обманщица!

Оставила нам кислый квас,

На постные щи, на голодные харчи.

Масленица уезжает, машет, прощается.

Третий ребенок:

Масленица, воротись!

На тот год покажись!

Прощай, Масленица!

Прощай, красная!

Ведущий:

Вот и прогнали зиму студеную. Время ручьев весенних настает, да солнышка теплого.

Да, какая же масленица без блинов горячих, да румяных.

Угощение на славу, а ребятам на забаву!

Всем нам надо подкрепиться, и блинами угоститься.

Милости просим, гости дорогие, угощайтесь.

Дети и гости угощаются блинами.

Публикации по теме:

Виват Россия! В 2012 году в России будет праздноваться немало важных исторических дат. Главная из них – 1150-летие зарождения российской государственности.

Всероссийский конкурс «Виват, Россия!»Всероссийский конкурс «Виват, Россия!» В 2012 году в России будет праздноваться немало важных исторических дат. Главная из них – 1150-летие зарождения российской государственности.

Библиотека изображений:
  • Грибы
Автор публикации:
Праздник «Масленица» в подготовительной группе
Опубликовано: 13 марта 2013 в 23:26
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Снеговик из ватных дисков (мастер-класс)
Хочу предложить вашему вниманию идею как сделать снеговика из ватных для оформления интерьра. Он не мал и не велик, Снежно белый снеговик. У него...
«Зайка беленький сидит» — детский мастер-класс.
Здравствуйте, коллеги! Сегодня хочу предложить вашему вниманию детский мастер - класс «Зайка беленький сидит». «Кто в горку бегом, а с горы кувырком… » В...
Конспект открытого занятия по экологии во второй младшей группе «Волшебница вода»
Цели: -познакомить детей с основными свойствами воды, основываясь на проведенном опыте. - формировать представление о том, что вода является жизненно...
Фотоотчет «В царстве елок» Поделки родителей с детьми в рамках проекта «Берегите...
Проект «Берегите елочку! » Вид проекта: исследовательско-творческий, агитационный. Продолжительность: краткосрочный. Цель: Воспитывать любовь к...
Композиция «В ожидании Нового года…» — использование нетрадиционных техник...
Описание: в мастер-классе представлено описание изготовления поделки к Новому году. Работа предназначена для детей младшего дошкольного возраста,...