Получи документы

Примерный план занятий по ознакомлению с родным краем в музее краеведения ДОУ (подготовительная группа)

Ильсияр Ахметова
Примерный план занятий по ознакомлению с родным краем в музее краеведения ДОУ (подготовительная группа)

Наш детский сад уже много лет приобщает дошкольников к истокам народной культуры. Народная мудрость гласит : "Когда я слушаю – узнаю, когда делаю - запоминаю". Ребёнок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания. Поэтому в образовательную деятельность познавательного цикла входят экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, игры, сказки, музыка. Особое место занимает знакомство детей с фольклором народов Башкортостана, который близок и понятен им и вызывает яркие эмоции. Традиционными в ДОУ стали такие праздники, как "Каз мсе" ("Гусиное перо", "Сабантуй", "Масленица", "Науруз", "Аулак й" (“Посиделки”, "Колядки", "Праздник урожая", "Веснянка", "Осенины на Руси", которые готовит музыкальный руководитель Елизарьева И. К., где дети – активные участники действа.

Публикация «Примерный план занятий по ознакомлению с родным краем в музее краеведения ДОУ (подготовительная группа)» размещена в разделах

В ДОУ функционируют группы с обучением татарской и башкирской разговорной речи. Специалисты и воспитатели проводят консультации для коллег и родителей по вопросам сохранения родного языка. Также воспитатели Янгирова Р. Ф. и Садыкова А. М. ведут в своих группах кружки по ознакомлению с родным краем, культурой, обычаями, традициями народов, населяющих нашу республику.

В группах проводятся беседы по формированию представлений детей о родном крае, о народах, населяющих нашу республику, их труде и культуре. Воспитатели используют в работе чтение народных сказок, рассказов русских, татарских и башкирских писателей, рассматривание альбомов о видах архитектуры городов, о здравницах и о природе нашей республики.

Важным моментом при знакомстве с национальными особенностями края является посещение краеведческих музеев, выставок, экскурсии по городу.

Для ознакомления с бытом народов нашей республики в ДОУ имеется музей краеведения, в создании которого активное участие принимали не только сотрудники, но и родители воспитанников. Они приносили старинную домашнюю утварь, вышитые полотенца, лампы, безмены, часы и многое другое. В музее проводятся занятия по ознакомлению с культурой, бытом, традициями народов Башкортостана.

Данная разработка направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского и башкирского народов. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности воспитанников к наследию прошлого. На занятиях в музее детям предоставляется возможность не только увидеть предметы быта, но и рассмотреть их, поиграть с ними. Поэтому приобретённые знания о культурных ценностях народов способствуют развитию духовности, которое в конечном итоге определяет меру нравственного воспитания личности ребёнка.

Целью данной работы является реализация направления «Музейная педагогика».

Задачи:

- формировать представления у дошкольников о музее,

- формировать знания о многонациональной республике,

- знакомить дошкольников с культурой и бытом русского и башкирского народов.

При разработке занятий в музее для детей среднего и старшего возраста я использовала учебно – методические пособия Князевой О. Л., Маханевой М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» и Рыжовой А. Н., Логиновой Л. В., Данюковой А. И. «Мини-музей в детском саду». Представляю примерный план занятий для детей подготовительной к школе группы.

Примерный план занятий по ознакомлению с родным краем

в подготовительной группе детского сада

СЕНТЯБРЬ 1 неделя

Тема: Будет хлеб – будет песня

Программное содержание: Беседа о способах уборки хлеба в прошлом и в настоящее время, объяснить значение хлеба для людей

2 неделя

Тема: Осень – сноп последний косим Закреплять представления о временах года и их приметах (частые дожди осенью)

3 неделя

Тема: Русская изба

Программное содержание: Формировать представление детей о деревенской избе, об интерьере и предметах обихода

4 неделя

Тема: Башкирская юрта

Программное содержание: Знакомить детей с внутренним убранством юрты, формировать представление о народном быте

ОКТЯБРЬ 1 неделя

Тема: Батюшка - Покров

Программное содержание: Формировать представление об обрядовом празднике, к приходу которого заканчивались все работы в поле и на гумне

2 неделя

Тема: Наш край родной - Башкортостан

Программное содержание: Формировать знания о многонациональной республике. Познакомить с играми русского, башкирского, татарского народов.

3 неделя

Тема: Осенние посиделки

Программное содержание: Знакомство с ремеслом русского и башкирского народов

4 неделя

Тема: Осень – пора свадеб

Программное содержание: Закреплять представления о деревенской свадьбе с её самобытной обстановкой, сохранившей яркие пережитки старины

НОЯБРЬ 1 неделя

Тема: Каз эмэсе

Программное содержание: Формировать представление о народных праздниках, к каким событиям они были приурочены

2 неделя

Тема: Поэзия народного костюма

Программное содержание: Рассказ о народном костюме, о значении некоторых его элементов

3 неделя

Тема: Елян, чекмень, камзол, сарыки…

Программное содержание: Формировать представления об элементах башкирской народной одежды

4 неделя

Тема: Зимние посиделки

Программное содержание: Знакомить детей с особенностями сезонных народных праздников

ДЕКАБРЬ 1 неделя

Тема: Сказки на печи

Программное содержание: Учить детей составлять описательные и повествовательные монологи, формировать представление об их структуре

2 неделя

Тема: Народная игрушка

Программное содержание: Беседа о связи игрушки с древними культовыми обрядами, дать представление о разных фигурах, что они символизировали

3 неделя

Тема: Деревянная посуда

Программное содержание: Формировать представления о русской посуде, учить понимать выражение «Деревянная Русь», составлять загадки о предметах быта (деревянная скамья, лавка, полати и т. д.)

4 неделя

Тема: Пришла Коляда – отворяй ворота

Программное содержание: Знакомить с древним обрядом русского народа: что люди готовили, какие обычаи существовали

ЯНВАРЬ 3 неделя

Тема: Рождество

Программное содержание: Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях, о традициях разных народов

4 неделя

Тема: Малые формы фольклора

Программное содержание: Уточнить представления детей о жанровых особенностях, о назначении пословиц, поговорок, загадок

ФЕВРАЛЬ 1 неделя

Тема: Живёт в народе песня

Программное содержание: Беседа о народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне

2 неделя

Тема: Гжель, Городец, Хохлома

Программное содержание: Знакомство детей с разными образами в русском народном декоративно – прикладном творчестве. Рассказ о мастерах

3 неделя

Тема: Славные сыны народа

Программное содержание: Знакомить детей с героями защитниками Отечества, беседа о смелости, отваге, патриотизме

4 неделя

Тема: Башкирский орнамент

Программное содержание: Дать детям представление о башкирском народном творчестве, объяснить значение узоров в башкирском орнаменте

МАРТ 1 неделя

Тема: Весна – красна!

Программное содержание: Беседа о характерных признаках начала весны.

2 неделя

Тема: Нет милее мамы моей

Программное содержание: Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок

3 неделя

Тема: Масленица блинная

Программное содержание: Продолжать знакомить с обрядовыми праздниками русского народа

4 неделя

Тема: Народная кукла

Программное содержание: Учить описывать куклы в национальных костюмах, обогатить словарь детей новыми для них словами

АПРЕЛЬ 1 неделя

Тема: А за ним такая гладь – ни морщинки не видать

Программное содержание: Знакомить детей со старинными утюгами, учить находить сходства и различие в утюгах старинных и современных

2 неделя

Тема: Весенние заботы

Программное содержание: Знакомить детей с трудом крестьян весной (пахота, сев и т. д.)

3 неделя

Тема: Щи да каша – пища наша

Программное содержание: Знакомить детей с русской и башкирской национальной кухней

4 неделя

Тема: Русская изба

Программное содержание: Рассказ об устройстве и убранстве русской избы

МАЙ 1 неделя

Тема: Музыкальные инструменты

Программное содержание: Знакомить детей с русскими и башкирскими народными музыкальными инструментами

2 неделя

Тема: Победный Май!

Программное содержание: Рассказ о Великой отечественной войне, о героях, заплативших жизнью за мир на Земле

3 неделя

Тема: Башкирская юрта

Программное содержание: Познакомить детей с внутренним убранством башкирской юрты, с элементами народного быта

4 неделя

Тема: Край родной, навек любимый…

Программное содержание: Заключительная беседа о прошлом родного края, о предметах обихода, о героях - земляках

Публикации по теме:

Музыкальный фольклор — средство развития личности ребенкаМузыкальный фольклор — средство развития личности ребенка Цель:Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре Задачи:Охарактеризовать музыкальный фольклор как явление.

Презентация на тему: «Приобщение детей к русскому народному творчеству.» Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства. Обращение к народным истокам,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Примерный план занятий по ознакомлению с родным краем в музее краеведения ДОУ (подготовительная группа)
Опубликовано: 27 февраля 2014 в 09:47
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД