Лучший педагог года

Методическая рекомендация для педагогов по теме: «Дидактические игры в работе логопеда».

Елена Орлова
Методическая рекомендация для педагогов по теме: «Дидактические игры в работе логопеда».

Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя речи – одна из важнейших задач воспитания детей с различными нарушениями речи. Работа по развитию речи – это составная часть логопедической работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения. Логопед занимается исправлением и воспитанием звуковой стороны речи у детей. Недостатки произношения могут быть обусловлены либо тем, что ребенок не различает на слух некоторые звуки, либо тем, что у него не сформировались необходимые движения артикуляции (губ, языка) или выработались неправильные артикуляционные движения.

Публикация «Методическая рекомендация для педагогов по теме: „Дидактические игры в работе логопеда“,» размещена в разделах

Поэтому при организации занятий по развитию речи нужно исходить из того, что работа по формированию высказывания, которое является единицей речевой деятельности, причем каждое занятие кроме отработки техники речи одновременно ориентируется и на развитие коммуникативных возможностей детей.

Отрабатываемые слова и словосочетания должны включаться в детские высказывания. Необходимо развивать речевую инициативу детей, поощрять их речевую активность. Работа над речью должна проводиться в тесной связи с предметно-практической, игровой деятельностью детей, являющейся стимулом к развитию речи.

Игра – это «дитя труда». Наблюдая за деятельностью взрослых, дети переносят её в игру. Ребенок играет сначала с окружающими предметами, затем с воображаемыми, которые ему физически недоступны. В игре он овладевает элементами абстракции. Малыш познает предметы окружающего его мира и как бы овладевает ими.

Особенно важно отметить, что интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Дидактическая игра является средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к познанию. Игра помогает сделать учебный материал интересным, увлекательным, создает радостное настроение, ускоряет процесс усвоения знаний.

По структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры- упражнения, включающие в себя только отдельные элементы игры. В дидактической игре её замысел, правило, действие и включенная в нее умственная задача представляют собой единую систему. Дидактические игры особенно необходимы при воспитании и обучении детей, имеющих различные нарушения речи и письма.

Подбирая игры, необходимо помнить, что они должны содействовать полноценному и всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, воспитанию навыков правильной речи, опыта и умения общаться со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помочь ребенку анализировать, сравнивать, обобщать.

Некоторые рекомендации для организации речевых игр и упражнений.

1. Игры не должны быть длительными по времени (7-10 мин).

2. Они должны проводиться в неторопливом ритме.

3. Игра должна быть живой, интересной.

4. В игре должен присутствовать элемент соревнования.

5. Выигравший должен быть отмечен.

6. В игре нужно добиваться активной речевой деятельности всех детей.

7. Необходимо в процессе игры развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью.

8. Особое место в игре отводится логопеду. Он должен внимательно корректировать речь детей в соответствии с их речевыми возможностями.

Игры, проводимые на логопедических занятиях, можно разделить на 3 группы в соответствии с их целями.

- Обучающие игры

Это игры на развитие внимания, слухового восприятия, слухового внимания, различение на слух близких по звучанию звукосочетаний и слов; игры, закрепляющие правильное произношение и обучающие произнесению определенных звуков в слогах, словах, предложениях.

- Игры на выявление у детей простейших представлений и умений различать окружающие их предметы по цвету, форме и расположению в пространстве.

- Игры, помогающие формированию грамматического строя речи, формированию связной речи

Сюда можно отнести игры, занимательные задания и упражнения по русскому языку. Они охватывают большой круг тем: существительные, прилагательные, числительные, местоимения и наречия, предлоги, простые и сложные предложения и т. д.

Предлагаю примеры нескольких игр.

Игра «Наоборот»

Дидактическая цель. Развитие речи детей, включение в их активный словарь понятий «толстый», «тонкий», «широкий», «узкий», «большой», «маленький», «высокий», «низкий», «глубокий», «мелкий», «тяжелый», «легкий», «длинный», «короткий».

Содержание и ход игры.

Ребенку даются картинки, которые надо классифицировать по данным признакам.

1 вариант

БОЛЬШОЙ МАЛЕНЬКИЙ

дом мальчик

танк гриб

самолет зайчик

2 вариант

Можно бросать мяч ребенку и называть слово. Ребенок ловит мяч, отвечая противоположным словом и возвращает мяч.

ЛОГОПЕД РЕБЕНОК

толстый тонкий

высокий низкий

длинный короткий и т. д.

Здесь также можно использовать и другие игры такие, как- «Построим домики и посадим рядом деревья», «Закончи предложение», «Мы учимся летать» и др.

Игра «Геометрические фигуры»

Дидактическая цель. Развитие внимания детей, зрительного представления, развитие зрительной памяти.

Оборудование. Геометрические фигуры( 5-7 комплектов); круги – красные, зеленые, желтые, треугольники- синий, белый, квадраты – красный, зеленый, желтый.

Содержание и ход игры.

Детям раздаются комплект геометрических фигур. Они должны будут их разложить в определенном порядке.

Например:

- круг – круг – круг

- квадрат- квадрат- квадрат

-треугольник – треугольник.

Дети называют фигуры и их цвет. Логопед обращает внимание детей на форму геометрических фигур и ее особенности.

ЛОГОПЕД ДЕТИ

Имеет ли круг углы? нет

Сколько углов у квадрата? четыре

Сколько углов у треугольника? три и т. д.

Также здесь можно использовать игры – «Телевизор», «Отгадай загадки Буратино», «Сконструируй из геометрических фигур» и многие другие игры.

Не забывайте о том, что подбирая игры необходимо помнить, что они должны содействовать полноценному и всестороннему развитию психики детей. Надеюсь, что моя рекомендация поможет вам в работе с детьми.

Публикации по теме:

Перспективное планирование работы учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы СЕНТЯБРЬ Участие педагогов в обследовании речевого развития детей. Круглый стол: «Приоритетные задачи психолого-педагогического состава.

Принципы речевых анализов, речевых нарушений 1. Принцип развития. Предполагает эволюционно динамический анализ возникновения дефекта: - анализ в соответствии с возрастной нормой. Принципы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая рекомендация для педагогов по теме: «Дидактические игры в работе логопеда».
Опубликовано: 2 апреля 2015 в 11:17
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД