Лучший педагог года

Методическая рекомендация «Организация подвижных игр в семье для детей раннего возраста»

Марина Яборова
Методическая рекомендация «Организация подвижных игр в семье для детей раннего возраста»

Введение

Подвижная игра имеет большое значение, прежде всего как средство физического воспитания. В подвижные игры включаются основные движения: ходьба, бег, метание, лазание, равновесие, а также некоторые специальные движения для укрепления и развития отдельных групп мышц. Движения, входящие в игру, развивают и укрепляют организм, улучшают обмен веществ, функциональную деятельность всех органов и систем (способствуют более активному дыханию, усилению кровообращения). В играх закрепляются навыки движений, которые становятся более точными, координированными; дети приучаются выполнять движения в различных изменяющихся условиях, ориентироваться в обстановке.

Публикация «Методическая рекомендация „Организация подвижных игр в семье для детей раннего возраста“» размещена в разделах

Подвижные игры - одно из самых любимых и полезных занятий детей. Играя, двигаясь, ребенок становится более крепким, ловким, выносливым, уверенным в своих силах, возрастает его самостоятельность.

Народная мудрость справедливо утверждает, что «Человек познается в беде, а ребенок в игре». Важнейшее значение в подвижных играх состоит в том, что дети приобретают конкретные взаимоотношения между играющими. Они определяют не только общий характер, формы соревновательной борьбы и взаимной дружбы, но и особенности выполнения многих игровых действий, остроту некоторых переживаний.

Актуальность:

Не малую роль в физическом развитии ребёнка принадлежит семье. В совместных занятиях родителей и детей заключён большой воспитательный смысл, такие занятия приносят радость общения, создают хороший контакт между родителями и детьми. Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и доступны для семейного досуга. Доказано, что они улучшают физическое развитие детей, развитие речи, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Родители знают лучше своего ребёнка, как никто другой и имеют возможность развивать ребёнка, исходя из его индивидуальных возможностей, а при умелом руководстве со стороны взрослых эти игры способны творить чудеса.

Таким образом, целью методической рекомендации является, научить родителей имеющих детей раннего возраста, организовывать и использовать подвижные игры в семье для физического развития и укрепления здоровья ребёнка.

Характеристика подвижных игр

В раннем возрасте в основном используются сюжетные подвижные игры. Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющегося у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях (летчик, шофер, пожарный и т. п., средствах транспорта (автомобиль, поезд, самолет, явлениях природы (солнышко, дождик, ветер, образе жизни и повадках животных и птиц (хитрая лиса, злой волк, неуклюжий медведь и т. д). Сюжет игры и правила обусловливают характер движений играющих, в одном случае дети, подражая лошадкам, выполняют бег прямым галопом, в другом - прыгают, как зайчики, в третьем - им надо летать, как воробушки, и т. д. В сюжетных играх, таким образом, выполняемые движения носят в основном имитационный характер.

Бессюжетные игры виде ловишек, перебежек очень близки к сюжетным. Первыми бессюжетными играми для детей 2-3 лет являются такие игры, как «Догони меня». Затем вводятся игры, в которых есть более сложные задания на внимание, на ориентировку в пространстве. Так, например, дети должны двигаться туда, где расположен флажок, соответствующий цвету фляжка в руках у ребенка, или туда, где звенит колокольчик («Найди домик», «Где звенит колокольчик?»). Такие игры требуют от детей знания основных цветов, определения на слух места, откуда раздается звук, и в соответствии с этим умения регулировать свои действия. В таких играх, как «Бери предмет», «Кто быстрей?», к детям предъявляются требования выполнить действия как можно быстрее, найти свое место, сохранить свой предмет (кубик, игрушку, погремушку). В бессюжетных играм также относятся игры-забавы с предметами (кегли, кольцеброс, мяч, верёвочки) – «Прокати мяч», «Закати в воротца», «Попади ведёрко» и др. Упражняясь в этих движениях, дети постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами, у них развивается глазомер, координация движений, ловкость. Участвуя в таких играх, малыши приобретают много полезных навыков.

Требования к подбору игр

1. Соответствие содержания игровых действий, правил возрастным особенностям детей и уровню развития;

2. Содержание игр должно быть доступным и интересным для них, ребёнок должен иметь представление об окружающем мире, игровые образы понятны;

3. Начинать надо с игр с песенным и стихотворным сопровождением движений, в которых участие взрослого обязательно;

4. Брать наиболее простые игры, постепенно усложняя их за счет введения новых элементов;

5. Наличие атрибутов для игр. Для многих игр нужны мячи, обручи, флажки, игрушки, маски и т. п. Маленьких детей необходимо предварительно ознакомить с теми предметами и движениями, которые будут использованы в игре. Надо дать им возможность рассмотреть пособия, игрушки, попробовать действовать с ними, приподнять, поиграть.

Такая подготовка обеспечивает радостное и активное отношение ребенка к выполнению задания, помогает более быстрому усвоению им основного смысла и правил игры или игрового упражнения.

Руководство подвижной игрой

Подвижные игры с малышами всегда организует взрослый, хотя часто они могут быть начаты по желанию детей.

При проведении подвижной игры необходимо помнить:

1. Чему вы должны научить ребёнка. Одной из задач является развитие и совершенствование движений детей (бегать, прыгать, пролезать и т. п.). Вторая задача — приучать детей действовать в соответствии с правилами игры. Малыш должен соблюдать, хотя бы в общих чертах, обусловленный сюжетом и правилами способ выполнения движений. При этом большое внимание уделяется воспитанию у детей организованности, дисциплины, умения сдерживать себя, выполнять двигательные задания по сигналу.

2. Взрослый руководит самостоятельной деятельностью ребенка. Это руководство осуществляется путем показа, а также посредством словесного рассказа, объяснений и указаний. В освоении детьми новых движений, в развитии самостоятельной двигательной активности ребенка взрослому принадлежит ведущая роль. Игровые упражнения также сопровождаются пояснениями, проговариванием от начала до конца.

3. Воспитательная и образовательная сторона подвижных игр усилится, если при повторении их несколько видоизменять и усложнять. Это можно достичь разными путями. Игру можно усложнить, немного изменив правила, повысив требования к их выполнению, включив в нее новые движения (пройти или пробежать, перешагнуть или пролезть, изменив их темп, потребовав более точного выполнения двигательного задания.

4. При проведении подвижных игр с детьми важно следить за тем, чтобы дети не переутомлялись, не слишком возбуждались. При проведении игры не допустить чрезмерной физической нагрузки, отрицательно влияющей на еще не окрепший детский организм. Сильное покраснение лица у детей, у некоторых, наоборот, излишняя бледность, выделение пота, резко учащенное дыхание, излишняя возбудимость, рассеянное внимание свидетельствуют о том, что игру надо прекратить или приостановить, чтобы дети могли отдохнуть.

5. Не забывать поощрять ребёнка - это очень эффективный способ воспитания, являющийся дополнительным стимулом для успеха.

6. Играть в подвижные игры с малышом нужно в том случае, когда он идёт к вам навстречу, принуждать насильно не надо.

Создание условий для подвижных игр

1. Место для проведения игр. Игры могут проводиться в комнате, просторном коридоре, на воздухе, соблюдая безопасность передвижения ребёнка. Если игра проводятся в помещении, то его необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать, позаботиться о том, чтобы дома было много свободного места.

Наиболее полезны и целесообразны подвижные игры на свежем воздухе, во время прогулки, поэтому родители должны по возможности чаще ходить с детьми в парки, на спортивные и детские площадки, стремясь к тому, чтобы ребенок ежедневно как можно дольше находился на свежем воздухе в любое время года. В выходные дни обязательно выходите с детьми на прогулку не менее двух раз в день. Предоставляйте ребёнку на прогулке возможность больше двигаться, играть в подвижные игры. Со сменой времен года меняется и характер двигательной деятельности ребенка на открытом воздухе, однако он должен иметь постоянную возможность во что-то играть.

2. Важное значение имеет одежда и обувь ребёнка во время двигательной деятельности. Костюм и обувь не должны стеснять движений, поэтому перед игрой надо по возможности облегчить одежду детей, предложить им снять лишние теплые вещи. При проведении подвижных игр на участке в холодные периоды года надо следить за тем, чтобы дети не были излишне тепло укутаны: во время игры это стесняет движения и быстрее приводит к перегреванию, что может вызвать простудные заболевания.

3. Достаточное количество игрушек, стимулирует движение детей. К ним относятся спортивный инвентарь, всевозможные подручные материалы, большинство динамических игрушек, некоторые игрушки-тренажеры для сенсорного развития. Обязательно должны быть под рукой у малыша и мамы мячики: текстильные – для перекатывания; надувные – для отбивания и подбрасывания; небольшие пластиковые шары для закатывания в воротца, скатывания с горки; резиновые – пригодятся для игр на улице. Для развития мелкой моторики, координации руки и глаза очень полезны:- игрушки-кугельбаны – конструкции для скатывания шариков или колесиков. Хорошо тренируют руку игра в кегли и кольцеброс. Для малыша детали игры должны быть достаточно крупными и легкими, как правило, пластмассовые. Если в доме нет места для постоянных спортивных сооружений, в качестве равноценной замены может послужить временная полоса препятствий из складного туннеля и, например, низкой скамейки. Малыши обожают серии упражнений, которые нужно выполнить последовательно. Дополнительный материал для таких заданий всегда можно изобрести на ходу – им могут стать обычные кубики, веревочка или мешочки с наполнителем (целым горохом, песком и пр.)

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что родителям вполне доступно дома, во дворе, на даче или на прогулке проводить подвижные игры, во время которых дети приобретают жизненно важные навыки, развиваются физически. Задача педагогов лишь объяснить родителям значимость подвижных игр и научить в них играть.

Публикации по теме:

Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,.

Картотека подвижных игр для детей раннего возраста РАЗВИТИЕ БЕГА, ПРЫЖКОВ Медведь и дети (1 год 6 месяцев — 2 года) Задачи. Учить бегать в одном направлении, действовать в соответствии.

Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста Картотека подвижных игр для старшего дошкольного возраста. Хитрая лиса Цель: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять.

Консультация для воспитателей «Планирование и организация подвижных игр с воспитанниками в режимных моментах в течение дня» Консультация для воспитателей «Планирование и организация подвижных игр с воспитанниками в режимных моментах в течение дня». Автор Базарова.

Особенности проведения игровых упражнений и подвижных игр с детьми раннего возраста Особенности проведения игровых упражнений и подвижных игр с детьми раннего возраста. «У кого есть здоровье – у того есть надежда, у кого.

Отчет по самообразованию за 2016–2017 год «Развитие физических качеств детей раннего возраста по средствам подвижных игр» Моей темой по самообразованию является "Развитие физических качеств детей раннего возраста по средствам подвижных игр". Как известно игра.

Памятка «Организация подвижных игр» - Воспитатель должен знать наизусть ход и правила игры. -Игры должны быть доступны детям, подбираться в соответствии с программными требованиями.

Организация подвижных игр с детьми 3–5 лет для сплочения детского коллектива и психоэмоционального развития детей Педагогическая разработка «Организация подвижных игр с детьми 3-5 лет, способствующие сплочению детского коллектива и психоэмоциональному.

Подборка игр народов севера в ДОУ. Игротека подвижных игр для детей дошкольного возраста Игротека подвижных игр для детей дошкольного возраста. Бег по-медвежьи. Перед началом состязания в начале и в конце дистанции проводятся.

Картотека развивающих подвижных игр для детей дошкольного возраста Одна картошка. Игра на развитие счета обучает весело и с пользой проводить время с друзьями. Рассадите детей в круг. Попросите их сжать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая рекомендация «Организация подвижных игр в семье для детей раннего возраста»
Опубликовано: 21 января 2018 в 15:45
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД