МААМ-картинки

Методические материалы по математическому развитию старших дошкольников

Фатима Карасова
Методические материалы по математическому развитию старших дошкольников

Актуальность проблемы.

На современном этапе развития общества происходят изменения и в системе дошкольного образования. В условиях реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, принципиальным отличием, которой является – исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства, перед педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми.

Публикация «Методические материалы по математическому развитию старших дошкольников» размещена в разделах

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития детей : чувствовать – познавать – творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.

Но сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях – перестало работать. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (Барби, роботы, монстры, киборги и т. д.) может привести к кризису игровой культуры.

Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание современным нетрадиционным дидактическим и развивающим компьютерным играм, способствуя адекватной социализации ребенка.

Из опыта роботы могу сказать, что развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, формированию предпосылок учебной деятельности способствуют следующие нетрадиционные игры: логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры В. Воскобовича.

Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны - предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях, идет успешная подготовка к школе.

Основные противоречия решаемые в проекте:

между необходимостью повышения уровня сформированности математических представлений, логического мышления дошкольников и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения в системе дошкольного образования.

Между реализацией воспитателями технологии работы с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера и большой наполняемостью групп в ДОО, что значительно затрудняет индивидуализацию обучения детей, согласно требованием ФГОС.

Цель проекта:

Разработать систему деятельности по развитию математических представлений у детей с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.

Развитие творческого мышления и познавательных способностей дошкольников.

Задачи проекта:

-Повысить собственный уровень знаний путём изучения современной научной и педагогической литературы по вопросу «Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша - средство познания логики и математики в дошкольном возрасте»;

-Разработать систему работы по НОД с детьми старшего дошкольного возраста с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.

- Вооружить родителей знаниями и методикой по интеллектуальному развитию дошкольников, знакомить с образовательной технологией «Цветные палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша».

- Создавать условия для индивидуального развития дошкольников.

Тип проекта:

По доминирующей деятельности – информационный, творческий, игровой.

По содержанию – творческий, познавательный.

По числу участников – групповой.

По времени проведения – долгосрочный (2 года, 2013 – 2014г.).

По характеру контактов – дети, воспитатели, родители.

Реализация проекта:

строится на следующих принципах: системности, наглядности, интеграции, креативности, индивидуальности.

Работа с детьми строится поэтапно, каждый этап имеет цель и направления работы:

Первый этап: самые простые игры, цель которых в усвоении свойств геометрических фигур, форм предмета, размера, цвета; усвоение определенного круга математических понятий.

Второй этап: игры, на развитие элементарных навыков алгоритмической культуры мышления: счет, счетные операции при помощи чисел, измерение, вычисление., направленные на изучение качественной и количественной классификации, развитие творческого и абстрактного мышления, приобретение навыков измерения, счета, представлений о размере, форме предметов, об ориентировке во времени и в пространстве.

Третий этап: более сложные игры на замещение и моделирование свойств, кодирование и декодирование информации. Развитие логических операций : сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, сериация.

Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность: изучение научной и методической литературы, характеризующую психические особенности развития детей дошкольного возраста и особенности работы с ними, создание развивающей среды с учетом возрастных особенностей детей, использование игр в совместной и самостоятельной деятельности, изучение опыта работы других педагогов.

Публикации по теме:

Методические рекомендации для педагогов по развитию лексико — грамматического строя речи у дошкольников старшего возраста «Методические рекомендации для педагогов по развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников старшего возраста» Речь занимает.

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи у старших дошкольников с ОНР Тема: Составление эмпатийного рассказа «Чудеса на колесах». Лексическая тема: «Наземный транспорт» Коррекционно-образовательные цели: активизировать.

Конспект занятия по познавательному и речевому развитию старших дошкольников «В тридесятом царстве» Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию в старшей группе ТЕМА: «В тридесятом царстве» Программное.

Консультация для родителей «Преемственность в работе детского сада и семьи по математическому развитию дошкольников» Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания,.

Занятие по развитию мыслительных процессов у старших дошкольников «Математическое лото»Занятие по развитию мыслительных процессов у старших дошкольников «Математическое лото» Цель: Учить детей отгадывать логико-математические загадки. Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Доставить.

Материалы из опыта работы «Экскурсия как метод социализации дошкольников» В дошкольный период детства у человека формируются первоначальные представления об окружающем мире. И от того, насколько грамотно построен.

Непосредственная образовательная деятельность работы по развитию связной речи старших дошкольников. Непосредственная образовательная деятельность работы по развитию связной речи старших дошкольников. Тема: «Зима. Признаки зимы. Птицы зимой».

Проект по математическому развитию дошкольников «Круг, квадрат и треугольник — подружись с ними, дошкольник» Номинация проекта - «Дошкольный возраст». Вид проекта: долгосрочный, фронтальный. Участники проекта: подгруппа детей средней группы, воспитатель.

Проект по математическому развитию дошкольников «Познаем, исследуем, творим» Название проекта: «Познаем, исследуем, творим». Тип проекта: исследовательско – творческий. Участники проекта: дети средней группы, воспитатели,.

Самоанализ педагогической деятельности по математическому развитию дошкольников. Тема:«Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе формирования первоначальных математических представлений». Проблема обучения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические материалы по математическому развитию старших дошкольников
Опубликовано: 17 октября 2015 в 14:24
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД