Методические рекомендации для педагогов по работе с семьей.

Ольга Клещук
Методические рекомендации для педагогов по работе с семьей.

Работа с педагогами ДОУ по организации взаимодействия

с семьёй.

Важной формой осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа.

А условием - соблюдение педагогического такта и гибкости. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ МЕТОДЫ :

- Ближе познакомиться с родителями.

- Установить контакт с родителями с помощью верного тона разговора, конкретных, точных ответов.

- Выявить структуру семьи и её психологический климат (сколько человек, возраст, образование, отношения между взрослыми в семье, профессия взрослых).

- Выявить формы семейных отношений:

а) гуманизм или жестокость

б) ответственность или стихийность

в) взаимопонимание или недоверие

г) взаимопомощь или неуважение

- Определить микроклимат в семье:

а) какой фон семейной жизни преобладает - положительный или отрицательный

б) каковы причины семейных конфликтов

в) причины отрицательных переживаний детей и родителей

г) как разрешаются конфликты

Выявить положение матери и отца в семье:

а) степень участия в воспитательном процессе

б) степень участия в семейной жизни (хозяйственно-бытовая деятельность, отдых)

в) наличие желания воспитывать ребёнка

Определить педагогические возможности семьи:

а) наличие или отсутствие системы в воспитания (осознание целей, задач и методов воспитания)

б) уровень педагогической культуры и потенциальные педагогические возможности родителей

в) знание своего ребёнка

г) объективность в оценке его поведения

д) характер влияния родителей на детей

е) какие черты характера ребёнка вызывают у родителей тревогу

ж) какие методы воспитания родители используют

- Чем наполнена жизнь ребёнка в семье:

а) наблюдение за ребёнка в сюжетно-ролевых играх «Дочки - матери», «Семья» и т. д.

б) изучение рассказов детей на тему «Наша семья»

в) изучение рисунков детей «Мой дом», «Моя семья» и т. д.

г) опрос детей

Результаты многочисленных психолого-педагогичеких исследований свидетельствуют о том, что эффективность взаимодействия воспитателя с родителями во многом зависит от изучения воспитателем семейной микросреды. Учёные рекомендуют традиционные методы :

- наблюдения ;

- опросные методы (беседы, анкетирование, интервью, тестирование, изучение продуктов детской деятельности) ;

Изучение семьи способствовать её посещение, беседы с родителями и детьми, наблюдения за их общением во время утреннего прихода в детский сад и ухода домой.

В процессе наблюдения воспитателю необходимо обратить особое внимание на содержание обращений, вопросов родителей к детям, их форму (мягкая, жёсткая) потребление уменьшительно- ласкательных или грубых слов, реакцию родителей на просьбы, рассказы детей, их шалости, капризы. Следует также оценить эмоциональную окраску общения: громкость, тон голоса родителей (спокойный, резкий ироничный и т. д.) ,мимику,контакт глаз, телесные контакты - касания, поглаживания или жёсткие толчки. Эффективными являются и наблюдения за детьми в сюжетно-ролевой игре «Семья», так как дошкольники в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семей отношения и общение. Поведение детей, их действия, высказывания позволяют воспитателю сделать вывод о характере внутрисемейных отношений.

Содержательную информацию о психологическом климате семьи воспитатель может получить также из рисунков ребят на темы: «Моя семья», «Мой самый любимый человек», «Самый добрый человек» .При анализе детских работ надо обратить внимание а цветовую гамму рисунков, состав семьи (полный, уменьшенных, увеличенных). Отметить расположение и последовательность рисования членов семьи, особенности нарисованных фигур, время рисования и т. п.

Для изучения семьи воспитатель может воспользоваться проективными методиками. Полезно использовать следующие ситуации:

1. У тебя 2 билета в цирк, Кого бы ты взял (а) с собой на представление?

2. Твоя семья идёт в гости, но один человек заболел и должен остаться.

Кто это?

3. Ты строишь из конструктора дом, у тебя не получается.

Кого ты позовёшь на помощь?

4. Ты потерял (а) что-то дорогое для тебя. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?

5. У тебя болит зуб, и ты должен (должна) идти к зубному врачу.

С кем ты пойдёшь к врачу?

Публикации по теме:

План МО для воспитателей по проектной деятельности План работы методического объединения воспитателей ДОУ Александровского района на 2012-2013 учебный год Тема: «Использование проектной.

Работа с родителями в ДОУ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ «НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является.

Библиотека изображений:
  • День семьи
  • День семьи
  • День семьи
Автор публикации:
Методические рекомендации для педагогов по работе с семьей.
Опубликовано: 30 января 2013 в 10:04
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД по развитию речи в первой младшей группе «Домашние животные и их детеныши».
НОД по развитию речи в первой младшей группе «Домашние животные и их детеныши». Цель занятия: обобщение знаний малышей о жизни домашних животных и их...
Лэпбук «Путешествие в Северную Америку».
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию свой первый лэпбук "Путешествие в Северную Америку". Увидев варианты лэпбука на сайте, я пришла к...
Мастер-класс по созданию аппликации «Врач»
Дети садятся за столы Воспитатель: Сели все правильно: спинка прямая, ножки стоят на полу. Вспомним правила безопасной работы с ножницами 1. работай...
Приятные воспоминания о конкурсе «Учитель года 2017» — фоторепортаж
Как - то осенью я шла по коридору МБДОУ "Чебурашка" и поравнялась с заведующим Новик Н. В. Она мне сказала, что я буду защищать честь детского сада на...
«Разноцветные бабочки и цветы»». Дидактическое пособие своими руками. Мастер-класс
Продолжая тему дидактических пособий для работы с детьми дошкольного возраста, предлагаю ещё один мастер-класс по изготовлению оригинального и яркого...