МААМ-картинки

Методические рекомендации для педагогов «Сказочные сюжеты к артикуляционным упражнениям». Часть 1

Ирина Румянцева
Методические рекомендации для педагогов «Сказочные сюжеты к артикуляционным упражнениям». Часть 1

Одним из основных направлений руководства речевым развитием детей является – работа над артикуляцией.

Упражнения преподносятся детям в виде сказки с продолжением (артикуляционные сказки). Каждая часть сказки представляет собой знакомство с определенным упражнением.

Рассказывание артикуляционной сказки желательно проводить два раза в день по 2-3 минуты. Дети слушают сказку и в определенном месте выполняют артикуляционное упражнение. Разучивание нового упражнения происходит в следующем порядке: в первой половине дня воспитатель рассказывает сказку, показывает картинку, изображающую это упражнение, и называет его. Дети выполняют новое упражнение еще раз, но уже не по показу воспитателя, а по картинке. Педагог при этом проверяет правильность выполнения артикуляционного упражнения каждым ребенком. Во второй половине дня упражнение повторяется по картинке.

Публикация «Методические рекомендации для педагогов „Сказочные сюжеты к артикуляционным упражнениям“, Часть 1» размещена в разделах

Каждая последующая часть сказки начинается с повторения одного или двух предыдущих упражнений. Так складывается артикуляционная минутка, которая включает в себя 2-3 упражнения.

Упражнения вводятся, разучиваются и закрепляются постепенно. Темп разучивания зависит от возрастного состава группы и индивидуальных темпов речевого развития детей. Поэтому временной диапазон разучивания артикуляционных упражнений может колебаться.

В последующем воспитатели манипулируют частями артикуляционной сказки (соединяют две разные части; используют картинки-образы, по которым дети повторяют части сказки с показом упражнений).

1. Артикуляционное упражнение «Улыбочка»

Цель: развивать круговые мышцы губ.

Выполнение: губы растянуты в виде улыбки, обнажая сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15с.

Сюжет к артикуляционному упражнению «Улыбочка»

- Жили-были Петя и Маша. Они приехали в гости к бабушке. Бабушка испекла к их приезду Колобок. Она его долго месила из теста, выпекала в печке. Получился Колобок кругленький, румяный, ароматный, и очень веселый. Он всем улыбался вот так (воспитатель показывает). Давайте и мы улыбнемся Колобку точно так же, как он нам.

Пете и маше так понравился Колобок, что они решили его не есть. Они решили с ним дружить. Колобок очень обрадовался новым друзьям. И снова им улыбнулся. (Воспитатель старается активизировать каждого ребенка: Петя, улыбнись Колобку», Колобок улыбается Оле, Лизе. Девочки, улыбнитесь Колобку» и т. п.).

А сейчас Колобок пойдет отдыхать, но обязательно вернется к нам опять.

2. Артикуляционное упражнение «Дудочка»

Цель: развивать круговые мышцы губ.

Выполнение: губы сомкнуты и вытянуты вперед в виде трубочки. Удерживать губы в таком положении следует 10-15с.

Сюжет к артикуляционному упражнению «Дудочка»

- Петя и Маша умели играть на дудочке. А бабушка любила слушать, как они играют. Услышал Колобок, как играют дети, заслушался. Как ему захотелось, исполнять такие же приятные мелодии, песни! Но где взять инструмент дудочку? Думал Колобок, думал и придумал. Сомкнул свои губы, вытянул их вперед – получилась дудочка. Увидели это дети, удивились. Без рук. Без ног, а дудочку изобразил! Молодец, Колобок! Колобок научил машу и Петю складывать дудочку из губ. У них получилось. И у вас обязательно получится!

3. Артикуляционное упражнение «Заборчик»

Цель: упражнять в умении удерживать зубы сжатыми; развивать круговые мышцы губ.

Выполнение: зубы плотно сжаты. Губы находятся в положении улыбки. Упражнение выполнить 5-6 раз, продолжительность каждого упражнения 10-15 с.

Сюжет к артикуляционному упражнению «Заборчик»

- Однажды дети с бабушкой поехали в город за покупками. А Колобка с собой не взяли. Сначала Колобок обиделся, потом загрустил. И решил он покатиться в город к своим друзьям. Решено – сделано. Покатился колобок по саду, потом по огороду. Только разогнался, как – стоп! На его пути встал крепкий высокий заборчик. Не перепрыгнуть его, не обойти.

«Заборчик, заборчик! Пропусти меня к моим друзьям», - стал просить Колобок. А заборчик ему в ответ: «Извини, дружок. Никак не могу тебя выпустить. Сделали меня крепким, дощечка к дощечке. И поставили здесь хозяйство охранять и тебя, Колобок, тоже».

Пригляделся Колобок. Хороший заборчик стоит! Улыбнулся Колобок заборчику, зубы сжал (как дощечки). У Колобка славно получилось! И у вас получится!

Пока мы изображали заборчик, Маша, Петя и бабушка вернулись домой.

4. Артикуляционное упражнение «Мясорубка»

Цель: вырабатывать продвижение тонкого и широкого языка между зубами.

Выполнение: губы в положении улыбки. Зубы плотно сжаты. Кончик языка проталкиваем между сжатыми зубами. Язык становится широким и тонким выдвигаем его вперед до предела. Упражнение повторить 3-4 раза.

Сюжет к артикуляционному упражнению «Мясорубка»

- Однажды Колобок почувствовал знакомый запах теста. «Ой! Наверное, бабушка что – то печет. Будут у меня друзья!» - обрадовался Колобок и покатился на кухню. Там на тарелочке лежали блины. Они были круглые и вкусно пахли.

Познакомился Колобок с блинами. И те рассказали Колобку, что они блины не простые, а с мясом. Колобок удивился: «Но мяса-то нет!» «Скоро будет, - отвечали блины. – Бабушка крутит мясо».

Только сейчас Колобок обратил внимание на бабушку. Крутить мясо ей помогал удивительный предмет – мясорубка. Бабушка клала большие кусочки мяса, а выходили они тоненькими колбасками. Смотрел Колобок, смотрел и не заметил, как сжал плотно зубки и стал проталкивать между ними кончик своего язычка. Язычок становился широким и тонким. Ну, точь-в-точь мясорубка!

Так Колобок научился изображать мясорубку. И мы попробуем!

5. Артикуляционное упражнение «Лопаточка»

Цель: развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать язык в таком положении длительное время.

Выполнение: расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Верхняя губа приподнята и не прикасается к поверхности языка.

Сюжет к артикуляционному упражнению «Лопаточка»

- Сегодня Колобок спал очень долго, а когда проснулся, то детей в доме не было. «Где Маша? Где Петя?» - подумал Колобок и покатился их искать. Маша и Петя играли в песочнице. Они насыпали песок в ведра, переворачивали их, и получались отличные куличи. Дети были так увлечены своей игрой, что не заметили Колобка. А он не стал беспокоить детей. Колобок как зачарованный смотрел, как дети разноцветными лопатками насыпали песок в ведра. «Как ловко у них получается, - подумал Колобок. – Вот бы мне так научиться! Но где мне: у меня рук нет. Но у меня есть мой ловкий язычок. Я могу сложить его лопаточкой!». Попробовал Колобок, и у него получилось. И у вас получится!

6. Артикуляционное упражнение «Иголочка»

Цель: развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать язык в таком положении.

Выполнение: узкий кончик языка высунуть из полости рта, не прикасаясь им к губам. Удерживать язык в таком положении под счет педагога до 10.

Сюжет к артикуляционному упражнению «Иголочка»

- Петя любил бегать, прыгать и особенно лазать. Поэтому на его одежде часто появлялись дырки. Бабушка вздохнет, возьмет рваную одежду и унесет ее. А на следующее утро приносит чистую, и главное без дырок. «Куда деваются дырки? – думал Колобок. Что бабушка с ними делает?» Однажды Колобок решил посмотреть, куда бабушка прячет дырки.

Закатился Колобок в бабушкину комнату и видит: сидит хозяйка с каким – то предметом в руке. Предмет тонкий, металлический; один конец – острый преострый, а другой – с дырочкой. Из дырочки длинный хвостик – ниточка торчит. Предмет в руках бабушки то вверх, то вниз летает, а дырочки на одежде исчезают.

«Ты кто?» - спросил Колобок острый тонкий предмет. «Иголочка, - послышался ответ. – Ты мне сейчас не мешай, я очень занята». Притих Колобок, но не ушел. Уж больно понравилась ему труженица – иголочка. Иголочка твердая и очень острая. Сам Колобок мягенький и пухленький. Но он умеет напрягать свой язычок — вот так (педагог показывает). Язычок становится похож на иголочку.

7. Артикуляционное упражнение «Часики»

Цель: развивать напряжение боковых мышц языка и координацию движения (справа налево).

Выполнение: рот приоткрыт. Узкий язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так.

Сюжет к артикуляционному упражнению «Часики»

- В доме на стене висели старинные часы. На их лице виднелись цифры и две стрелочки. Стрелочки обходили каждую цифру, ни одну не пропускали. Только одна стрелочка была шустрая и двигалась быстро, а другая была ленивая и двигалась медленно. У часов был маятник. Маятник – это язык у часов. Часы гордились своим маятником – языком и тикали: тик-так. Однажды часы увидели, что Колобок наблюдает за маятником. «Смотри не смотри, а у тебя так никогда не получится», - протикали часы Колобку. Сначала Колобок хотел обидеться, но потом передумал. «Я тоже научусь так делать своим язычком», - сказал Колобок и научился. (Показ упражнения).

8. Артикуляционное упражнение «Сердитая кошечка»

Цель: развивать подвижность мышцы спинки языка.

Выполнение: рот приоткрыт. Кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет педагога до 10.

Сюжет к артикуляционному упражнению «Сердитая кошечка»

- Однажды в сад пришла кошечка. Она учуяла вкусный запах и подошла к Колобку. «Колобок, Колобок, я тебя съем», - сказала кошечка. Бедняжка! Она не знала, что наш Колобок был всегда горячий. Потянулась кошечка к Колобку да обожглась. Рассердилась она и выгнула спинку.

Жалко стало Колобку кошечку. Он и говорит ей: «Не ешь меня! Давай лучше дружить». Подумала кошечка и согласилась.

С тех пор Колобок и кошечка дружат. Вместе весело играют. А в минуты отдыха любят они вспоминать свою первую встречу. Колобок выгнет свой язычок, показывает, как сердитая кошечка спинку свою выгибала. А кошечка смотрит и смеется.

Уважаемые коллеги! Благодарю вас за внимание!

Публикации по теме:

Методические рекомендации для педагогов по обучению слабослышащих первоклассников С момента появления на свет, ребёнок познаёт окружающий мир с помощью различных анализаторов: зрения, слуха, обоняния, осязания. С помощью.

Конспект открытого занятия по физическому воспитанию в младшей группе с опорой на сказочные сюжеты ЗАНЯТИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ С ОПОРОЙ НА СКАЗОЧНЫЕ СЮЖЕТЫ ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СКАЗОК» Цель: Закреплять.

Консультация для педагогов «Методические рекомендации, которых необходимо придерживаться в ходе проведения дидактических игр» Важно отметить, что дидактические игры для детей дошкольного возраста, направлены на развитие познавательных интересов. В соответствии,.

Методические рекомендации для педагогов «Утренний совет, или Дружно в садике живем» Методические рекомендации для педагогов «Утренний совет или дружно в садике живем» как один из способов организации свободного общения воспитанников.

Методические рекомендации для педагогов и родителей. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить.

Методические рекомендации для педагогов в формировании временных представлений, через художественные образы. Со временем человек сталкивается постоянно: срывая листок календаря, глядя на часы. Во времени живут и дети, поэтому формирование представлений.

Методические рекомендации для родителей «Занимательные пуговицы» Многим детям очень нравится играть с пуговицами. Дома с ребенком игру с пуговицами можно превратить в увлекательные, развивающие занятия,.

Методические рекомендации для воспитателей по взаимодействию с родителямиМетодические рекомендации для воспитателей по взаимодействию с родителями При организации совместного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями необходимо соблюдать основные принципы: •.

Методические рекомендации организации и проведения экскурсий и целевых прогулок в ДОУ для педагогов С незапамятных времен человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Наблюдения.

Методические рекомендации по проведению недели «Игра и игрушки» для педагогов ДОУМетодические рекомендации по проведению недели «Игра и игрушки» для педагогов ДОУ Среди различных мероприятий нашего ДОУ широко любима и интересна неделя "Игра и игрушки". Неделя "Игра и игрушки" проводится Департаментом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации для педагогов «Сказочные сюжеты к артикуляционным упражнениям». Часть 1
Опубликовано: 7 августа 2017 в 20:19
+251Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 110.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД