Методические рекомендации для родителей, чьи дети не посещают детский сад по определённым причинам…

АВ
Методические рекомендации для родителей, чьи дети не посещают детский сад по определённым причинам…

Для начала нужно дать детям представления о понятиях «звук» и «буква».

Звуки мы слышим и произносим. Буквы пишем и видим. Буква-это значок для записи звука. Например у звука [а] есть своя буква, которая так и называется А. Речь бывает устной, когда мы говорим, и письменной, когда мы пишем. Поэтому для каждого звука придумали свой значок, свою букву, чтобы мы, например, могли писать друг другу письма. Хорошо, что сейчас есть телефоны и скайп, а раньше ведь этого всего не было и поэтому люди живущие на расстоянии писали друг другу письма.

Очень важно то, что детям нужно давать понятия именно звука, а не буквы, по крайней мере это будет звучать так: буква звука М, но не в коем случае не МЭ, ЭЛЬ, ЭР, ЭС, ТЭ и т. д. Потому что от этого могут возникнуть трудности при складывании слогов, вместо РА получится РЭА. Поэтому всегда называем буква звука [Н] и т. д.

Дать понятия о гласных звуках.

Гласные звуки поются, произносятся с голосом, воздух выходит свободно не встречая преград. Познакомить с гласными в определённой последовательности: А, О, У, Ы, Э.

Занятия лучше проводить в виде игры, ведь игра- ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Конечно же закрепить артикуляцию звука, т. е. при произнесении звука смотреть в зеркало, длительно тянуть звук и объяснять ребёнку, что в этот момент делают губы, зубы, язык. Например, при произнесении звука О - губы похожи на овал, зубы на расстоянии, язык напряжённый во рту. Можно пропеть с этим звуком песни на любой мотив. Выучить с ребёнком стихи на изучаемый звук. Уточнить на что похожа буква изучаемого звука. Предложить придумать слова на изучаемый звук или назвать слова и попросить определить, где находится звук в словах (в начале, в середине или в конце слова, т. е определить место звука в слове. Чтобы закрепить зрительный образ, можно вылепить букву из пластилина, солёного теста, нарисовать пальцем в воздухе, выложить из счётных палочек, из шнурочков, в общем насколько хватит фантазии. Конечно же традиционно напечатать букву, напечатать – значит писать печатными буквами. Объяснить то, что гласные звуки- артисты, поют на сцене, поэтому носят красные кафтанчики и сарафанчики. Закрепить представление о том, что гласные обозначаем красным цветом. С пройденными гласными складываем слоги типа: АУ, УА, ИА…

Затем Я, Ё, Ю, Е, И, что эти буквы дают смягчение предшествующим согласным. Рассказать о том, что буквы Я, Ё, Ю, Е – двузвучные гласные. Так у буквы Я – 2 звука, длительно произносим эту букву, слышим звуки [йа], аналогично Ё - [йо], Ю - [йу], Е - [йэ]. Но не всегда, а только в начале слова и после гласных, а после согласных один звук и обозначают мягкость согласных.

Дать понятия о звуках согласных. При произнесении встречают преграды: губы, зубы, язык. Познакомить с согласными Й, М, Н, Л, Р. Объяснить, что один и тот же звук может быть твёрдым и мягким (мягкие согласные обозначаем зелёным цветом, а твёрдые согласные синим). Дать понятие о том, что эти звуки самые звонкие из всех согласных. Складываем слоги и показываем разницу, эффективнее использовать ленты из гласных букв. Первая (вертикальная) лента из гласных А, О, У, Ы, Э, вторая из гласных Я, Ё, Ю, И, Е, подставляем согласную, например букву звука [л], читаем ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ и наоборот АО, ОЛ, УЛ, ЫЛ, ЭЛ, звук [л] произносится твёрдо. ЯЛ, ЁЛ, ЮЛ, ИЛ, ЕЛ – то же самое, твёрдо, а теперь посмотрим: ЛЯ, ЛЁ, ЛЮ, ЛИ, ЛЕ. Разница налицо, звук [л] – смягчился, значит эти гласные дают смягчение тому согласному, который стоит перед ними. И после согласного произносятся как один звук, например, лес (л* эс).

Дальше в таком порядке: Б-Бь, В-Вь, Г-Гь, Д-Дь, З-Зь, П-Пь, Ф-Фь, К-Кь, Т-Ть, С-Сь. Затем парно: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С. Почему, например звуки З-С живут парой, потому что они произносятся одинаково, но разница в том, что один произносится с голосом, другой без. Таким образом выяснили, что согласные могут быть звонкими и глухими. А чтобы определить звонкий или глухой звук: прикладываем тыльную сторону ладошку к горлышку и смотрим, голос песенки поёт и «стенки домика» дрожат или голос «спит».

Знакомить с остальными Ж, Ш, Ч, Щ, Х, Ц. очень важно уточнить, что Ч, Щ, Й – всегда только мягкие, которые никогда не бывают твёрдыми. А Ж, Ш, Ц – всегда только твёрдые. Познакомить с Ъ и Ь знаками, у которых нет звуков, они просто обозначают мягкость или твёрдость.

Закрепить понятия: Слог- часть слова, состоит из букв; слово- часть предложения, состоит из слогов; предложение- часть речи, состоит из слов, объединённых между собой по смыслу; речь – состоит из предложений.

Чтобы определить количество слогов в слове, можно выучить «Золотое» правило: сколько в слове гласных, столько и слогов, это знает каждый из учеников. То есть сколько раз протянули, значит столько и слогов (частей) в слове. Гласный звук уже образует слог, например слово А-КУ-ЛА.

Переходим к звуковому анализу слова: ДОМ. Сколько звуков? (3)

[д]- согласный, твёрдый, звонкий, обозначим синим цветом.

[о]- гласный, красным цветом.

[м]- согласный, твёрдый, звонкий, обозначим синим цветом.

И помните, что переходить нужно от простого к сложному, если ребёнку 5-6 лет, то не обязательно давать понятия звонкие и глухие звуки и повторять правила, а если 6-7 лет, то не помешает. В один день знакомить только с одним звуком и эффективнее закреплять в течение недели.

Желаю Вам терпения, результаты не заставят Вас ждать! Я сама мама и занимаюсь каждый день со своим сыночком, результаты моего упорного труда меня очень радуют!

Публикации по теме:

Буквенный фотоальбом.Буквенный фотоальбом. При обучении детей грамоте, знакомству со звуками и буквами, я использовала различные пособия. Но в этом году я решила сделать буквенный.

Вязаные буквыВязаные буквы Если ребенок еще не знает буквы. Ребенок уже знает звуки. Тогда ему легко будет объяснить, что такое буква. Ведь звук — это то, что мы.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Осень
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Методические рекомендации для родителей, чьи дети не посещают детский сад по определённым причинам…
Опубликовано: 6 февраля 2013 в 17:37
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...
Новогодняя ёлочка из фетра. Мастер-класс.
В ожидании нового года есть что - то волшебное. Каждый год в это сказочное время хочется сделать маленькое чудо своими руками. Мы с дочкой всегда с...
«В ожидание Чуда». Фото отчёт.
Приближается самый долгожданный, волшебный праздник – Новый год, который очень любят и взрослые, и дети! Все ждут от него исполнения желаний, подарков и...
Стихи. «Лесная гостья», «Елочка», «Елочка — краса!»
ЛЕСНАЯ ГОСТЬЯ Гостья к нам пришла лесная, Ах, красавица, какая! Огоньки на ней горят, Бусы яркие блестят! Зайцы, белочки на елки И снежинок хоровод,...