Лучший педагог года

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей детей дошкольного возраста по музыкальной деятельности.

Ирина Боткарёва
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей детей дошкольного возраста по музыкальной деятельности.

Музыкальная психорегуляция.

Боткарёва Ирина Владимировна

Музыкальный руководитель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Колосок»

Публикация «Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей детей дошкольного возраста по музыкальной деятельности,» размещена в разделах

Музыка и развитие умственных способностей неразрывно связано. Существует программа М. Л. Лазарева «Здравствуй» -программа формирования здоровья детей дошкольного возраста. В ней даются главные принципы и технология метода музыкальной психорегуляции дыхания (метода дыхательной экспрессии).

В основу методологии положено формирование физического здоровья на базе личностного (духовного) роста через дыхательно-эмоциональную деятельность с использованием музыки. Процесс эмоционально-дыхательного музыкального тренинга (который является как бы хордой развития личности, названной нами «духовной осанкой») осуществляется в основном через вокально-речевую деятельность. За счёт данной деятельности возникает эффект стимуляции работы правого полушария мозга, что изменяет межполушарные взаимоотношения и приводит в результате многолетней работы к творческому развитию личности. Этот эффект назван креативацией личности (от англ. слова-творить, а принцип- принципом креативации.

Креативация личности является первым принципом метода музыкальной психорегуляции дыхания (метода дыхательной экспрессии). На стержень эмоционально-дыхательного музыкального тренинга нанизывается программа интеллектуального и физического развития ребёнка.

Первым этапом формирования духовного стержня личности является по методологии дородовое музыкальное воспитание. Для этого разработана программа «Сонатал», позволяющая сформировать импринтинговое психическое образование.

Второй этап- музыкальное общение с мамой и близкими родственниками (возраст от 0 до 3 лет). Для него разработана программа «Интоника».

Третьим этапом является вокализация образовательного процесса (3-17 лет, называемая аутоникой (от греч. аутос- сам и тонос-повышение голоса, в музыке-звук)- самоозвучиванием.

Невостребованность чувственной сферы не развивает её, что в дальнейшем (наглядно видно на детях-воспитанниках домов ребёнка) может привести к задержкам психического развития и соматическим заболеваниям.

Построение психического и физического здоровья на духовном стержне – вот особенность принципа креативации и вытекающих из него технологий формирования здоровья.

Организован соответствующий технологический процесс, названный витонингом (от лат. виталис- жизненный и греч. тонос. - повышение голоса, в музыке-звук)-жизненным вибротренингом.

Алгоритм витонинга выглядит следующим образом:

1. Вибрационно-вокальные упражнения (звуки).

2. Дыхательные упражнения.

3. Эмоционально-образные упражнения.

4. Двигательные упражнения.

5. Экологическое воздействие.

6. В практике образовательного процесса это выглядит так.

Ребёнок сначала имитирует звук изучаемого животного, а затем тип его дыхания; далее изображает его на рисунке (с возможностью дальнейшей театрализации образа животного, после этого имитирует его движения, затем выходит на улицу и продолжает занятие там. Считается, что ребёнок дошкольного возраста не способен дать хорошие показатели в физическом упражнении, если он эмоционально не «проживёт» предварительно это упражнение.

К примеру, чтобы изобразить льва, нужно прежде войти в образ льва, зарычать и лишь затем совершить прыжок. Следует сказать, что в дальнейшем, в школьный период детства, ребёнок уже может самостоятельно «проживать» движения, но в дошкольном периоде необходимо, чтобы движения не отделялись от эмоции, а наоборот, были её материализацией, завершением, её реализацией.

В программе «Здравствуй!» музыка занимает центральное место. Есть убеждение, что в ней заложен колоссальный потенциал для оздоровления.

Во-первых, музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический, психологический.

1. Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменных процессов на уровне клетки. Сегодня научные исследования показывают, что с помощью вибрации можно воздействовать даже на процесс катализа, подбирая точную вибрацию и стимулируя деятельность отдельных ферментов. Более того, звуковой вибрационный фактор через звуки имени ребёнка в буквальном смысле слова формирует его организм. Каждое имя имеет свой набор звуков, создающих уникальное вибрационное поле.

2. Физиологический фактор музыки способен изменять различные функции организма, такие, как дыхательная, двигательная, сердечно-сосудистая.

3. Психологический фактор через ассоциативные связи, медитацию способен значительно менять психическое состояние ребёнка.

Во-вторых, музыка имеет фундаментальные начала всего живого: ритм, мелодию и гармонию. Она учит ребёнка чувствовать ритмы жизни, гармонизирует его собственные биоритмы, синхронизирует биохимические процессы организма. Музыка позволяет ребёнку почувствовать себя частью космоса, выйти за пределы своих личных проблем.

В- третьих, музыка позволяет точно дозировать психофизическую нагрузку, начиная с прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмов аэробики и танцев. Разные виды музыки воздействуют на различные функции организма. Например, при нарушении дыхательной функции можно использовать духовые инструменты, при нарушении мелкой моторики пальцев –клавишные инструменты, при психоневрологических нарушениях-прослушивание музыки и др. Важно отметить, например, что дыхательная музыкотерапия позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения.

В-четвёртых, музыка позволяет совершенствовать дыхательную функцию опосредованно. Например, исполняя музыкальное произведение на духовом инструменте, ребёнок должен подчинить своё дыхание тому размеру, который заложен в пьесе. Это справедливо и для других нюансов музыки.

Следует отметить, что эмоции тесно связаны с дыханием. Например, радость сопровождается дыханием в 17 вдохов в минуту, пассивная грусть -9 вдохов в минуту, активная грусть-20 вдохов в минуту, страх-60 вдохов в минуту, гнев-40 вдохов в минуту.

В соответствии с этим, влияя на ритм дыхания через музыкальную фразу (пение, игра на духовом инструменте, моделируется эмоциональное состояние.

В-пятых, на занятиях музыкой цель и сам процесс занятий, по существу, сливаются.

В-шестых, музыка, оживляя эмоциональную сферу,восстанавливает иммунобиологические процессы. Имеется в виду, что при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается иммунитет человека, и он чаще болеет.

Музыка действует на эмоции человека, а любая эмоция, как известно, связана с определёнными биологическими реакциями в организме. Поэтому в определённом смысле можно считать, что каждое музыкальное произведение вызывает различные изменения в биохимических процессах. Образно говоря, музыка Баха отличается от музыки Бетховена тем, что по-разному воздействует на эмоции слушателя: одна вызывает одни биохимические реакции, другая-иные.

Кроме того, специально подобранная музыка позволяет дозированно «тренировать» эмоциональный мир ребёнка и повышать уровень иммунных процессов в организме, т. е. приводит к снижению его заболеваемости.

Литература

1. Бочкарёв Л. Л. «Психология музыкальной деятельности» М., 1997

2. Брунер Д. С. «Психология познания» М., 1999.

3. Маляренко Г. Ю. «Музыка и мозг ребёнка» ТГУ, 1998

4. Михель П. «Музыкальное воспитание» М, 1980

5. Найссер У. «Познание и реальность» М, 1998.

6. Натадзе Р. Г. «Воображение как фактор поведен

Публикации по теме:

Проект «Социо-игровой подход к воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста» Отчет Реализация инновационного проекта муниципальной экспериментальной площадки за 2011 – 2013 учебный год по теме: «Социо-игровой.

Путешествие по городу Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 139 Мы рады видеть Вас видеть на нашей странице.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей детей дошкольного возраста по музыкальной деятельности.
Опубликовано: 29 июля 2013 в 14:20
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД