Методические рекомендации для воспитателей «Формы и методы обогащения эмоционального опыта дошкольника»

Бердникова Наталья Григорьевна
Методические рекомендации для воспитателей «Формы и методы обогащения эмоционального опыта дошкольника»

«Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего ребёнка».

Л. Выготский

В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально-личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка.

У детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свое эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость агрессивность, замкнутость.

Таким образом, проблема развития эмоциональной сферы является актуальной, поскольку в настоящее время учеными, психологами установлено много случаев нарушения развития эмоций у детей дошкольного возраста, а эти нарушения мешают нормальному физическому, умственному, эмоциональному развитию ребенка.

Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает определённый уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития их эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции.

Основные средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка дошкольника:

сюжетно-ролевые игры — эмоциональная отзывчивость ребенка к сверстникам, решение проблемных ситуаций;

трудовое воспитание — элементарные трудовые поручения;

театрализованная деятельность — передача эмоций, характера героев и отношение их друг к другу;

совместные праздники, досуги;

использование художественной литературы — мир словесного искусства несет в себе безграничные возможности для формирования эмоциональной сферы дошкольника. Потешки, сказки, вызывают эмоциональный отклик; учат сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами; побуждают дать эмоциональную оценку словам и действиям героев (веселый, грустный, хороший, обиделся);

использование музыки — вслушиваясь в слова и музыку песен и хоров, ребенок приобретает первоначальные понятия настроения музыки, приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами;

изобразительная деятельность - использование цветовой гаммы, создание образов, отражающих настроение и впечатления ребенка;

наглядность — один из основных и наиболее значительных методов обучения дошкольников. Метод наглядности — пример взрослого. Как педагог выражает свои чувства, реагирует на эмоциональные проявления других людей, его мимику, жесты, телодвижения, дети не только видят и отличают и порой попируют. Целесообразно ввести в практику игры с зеркалом.

моделирование - использование моделей для решения поставленных задач. Освоение детьми метода моделирования влияет на развитие абстрактного мышления, умение соотносить схематический образ с реальным. В качестве моделей эмоционального состояния можно использовать:

– пиктограммы;

– графические изображения лица;

– силуэты людей, пантомимически отражающие эмоции;

«подвижные аппликации».

развитие речи — активизируется и обогащается словарь ребенка за счет слов, обозначающих чувства и эмоциональные состояния человека. Чтение наизусть потешек, стихов, пересказ сказок формирует эмоционально выразительную диалогическую и монологическую речь.

Совершенствование эмоциональной сферы позволяет ввести в обиход ребенка установленные формы вежливого общения (здороваться, благодарить, просить прощение и т. д.)

11. подвижные игры — высокая эмоциональная насыщенность подвижных игр позволяет использовать их для воспитания детей бодрыми, жизнерадостными. Они доставляют детям радость, чувство удовольствия, вызывают интерес, захватывают воображение, побуждают к творческому выполнению игровых действий.

Развивающая среда ДОУ должна быть обогащена различными элементами, создающими у детей положительную установку и впечатление о детском саде, которые помогут:

– преодолеть стресс поступления;

– успешно адаптироваться в дошкольном учреждении;

–будут способствовать психологическому и эмоциональному здоровью личности каждого ребенка.

Рекомендации по созданию эмоционально-развивающей среды в группе.

Мы предлагаем создать множество уголков в группе, они не занимают много места, и способствуют развитию эмоционально-чувственной сферы. Такие как:

«Уголок приветствия».

Цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка, сплочение детского коллектива, создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия; умения замечать положительные качества в людях и говорить об этом.

Используемый материал:

– Стенд «Здравствуй, я пришел!» с фото детей (приходя в д/с, ребенок переворачивает лицом свое фото к окружающим, т. о. заявляя о своем присутствии в группе);

– Стенд «Мое настроение» (дети с помощью заготовок - пиктограмм определяют свое настроение в течение дня);

– Картотека игр-минуток «вхождения в день» («Комплименты», «Эхо», «Ласковое имя» и т. п.).

«Уголок достижений».

Цель: повышать самооценку, уверенность детей в себе, предоставлять позитивную информацию для родителей, способствующую установлению взаимопонимания между ними; научить детей чуткому, уважительному и доброжелательному отношению к людям.

Используемый материал:

«Цветок успехов»/«Звезда недели»: в серединке цветка «ромашки» — фото, на лепестках (в течение недели) записывается информация о результатах ребенка за день, которыми он гордится;

«Копилка добрых дел»: панно с кармашками на каждого ребенка, куда вкладываются «фишки» за каждый добрый и полезный поступок/дело (в конце недели дети поощряются).

«Уголок гнева».

Цель: дать возможность детям в приемлемой форме освободиться от переполняющего их гнева, раздражения и напряжения.

Используемый материал:

«Коврик злости» — резиновый шипованный коврик, на котором дети могут потоптаться;

«Коробочка гнева и раздражения»— темного цвета коробочка, куда дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего» или смяв/порвав листы больших газет);

«Подушка-колотушка», мешочек «Для крика».

«Уголок уединения» (их должно быть несколько)».

Цель: создать условия для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями, привыкания к новому режимному моменту и т. п.

Используемый материал:

– Мягкий диванчик, удобные кресла, полупрозрачная ширма;

– Мобильный «Домик-трансформер» — дает возможность уединиться ребенку в случае необходимости от «шумного» окружения сверстников, восстановить психическое и эмоциональное состояние/равновесие;

– Подушки — «думки», подушки — «плакушки», мягкие игрушки разных размеров — обняв такую подушечку или игрушку, ребенок может поделиться с ней своим настроением;

– Альбом с семейными фотографиями воспитанников — в любой момент ребенок может его открыть и мысленно оказаться рядом со своими близкими людьми, почувствовать их любовь, дающую чувство уверенности и защищенности в окружающем мире;

– Телефон, по которому малыш «звонит» маме или папе поделиться чем-то сокровенным и т. д. ;

«Сонные» игрушки помогают преодолеть испытываемые ребенком негативные состояния в период адаптации к новому коллективу, способствуют созданию положительной мотивации на режимный момент, имеют релаксирующую особенность, используются во время укладывания ребенка на сон.

«Уголок настроения».

Цель: формировать у детей экспрессивные эталоны, способствовать обогащению эмоциональной сферы, дать понятие о разделении положительных и отрицательных эмоций, учить распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие им адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого.

Используемый материал:

– Полочка «Мое настроение» — дети обозначают свое настроение в течение дня с помощью «фишек-пиктограмм», а педагог получает возможность определить эмоциональное состояние каждого ребенка, причины его возникновения и оказать своевременную эмоциональную поддержку нуждающимся детям. В каждой группе панно имеет определенную форму: домик, цветок и т. д. В центре каждого панно есть карманы, изготовленные из цветных лент, обозначающих определенное настроение (фиолетовый — «я злюсь», голубой — «мне грустно», зеленый — «я спокоен», красный — «мне весело»). Каждая цветовая полоска разделена на 6 равных частей (карманов). Первый кармашек содержит в себе схематическое изображение лиц мальчиков и девочек с определенным настроением. Остальные пять карманов обозначают дни недели. Для того, чтобы дети могли отразить свое настроение, из цветного картона изготавливаются схематические изображения лиц мальчиков и девочек с соответствующими эмоциями;

– Различные дидактические игры по изучению эмоциональных состояний, кубики-пиктограммы, картотека портретов с различной мимикой и выдержками из разных стихов к ним.

- Плакат «Азбука эмоций» — представляет собой набор фотографий детей, выражающих различные эмоции (радость, злость, ужас, страх и т. д.).

«Уголок общения с природой».

Цель: научить детей снимать мышечный и эмоциональный зажим, агрессивность, используя образы природы (на основе наблюдения, включая их в игру, задействовав при этом все свое тело.

Используемый материал:

– Режиссерские игры;

– Наборы семейств домашних и диких животных;

– Игры с песком (необходимы совки, формочки, различные моющиеся некрупные игрушки, например, для закапывания/зарывания образа обидчика; откапывания «сюрприза», не дотрагиваясь до него и т. п.);

– Игры с глиной (например, лепка образа, вызывающего напряженное состояние, его дальнейшее расплющивание и т. п.);

– Игры с водой (соревнования среди бумажных корабликов, подгоняемых ветром из соломинки, сбивание «брызгалками» легких игрушек, экспериментальная деятельность «тонет — не тонет» и т. п.).

«Театрально-музыкальный уголок».

Цель: способствовать интеллектуально-эстетическому развитию, открытому проявлению эмоций и чувств через возможность перевоплощения в сказочных героев, привнося в роль персонажа свою личность, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения своих переживаний, обогащать и активизировать эмоциональный словарь.

Используемый материал:

– Различные виды театров (пальчиковые, варежковые, настольные, театральная ширма);

– Маски, с возможностью изменения настроений литературных персонажей/героев, во время обыгрывания детьми не только сказок, но и подвижных игр;

– Музыкально-дидактические игры, инструменты;

«Музыкальная шкатулка» — подборка аудиокассет с разнообразными мелодиями для создания благоприятного музыкального фона в группе (не только привычные детские песенки, но и народные, классические произведения);

– Салон — ряжений «Модница».

«Уголок волшебных красок».

Цель: учить выражать эмоции, настроение художественными приемами, способствовать отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения, развитию воображения и самовыражения личности;

Используемый материал:

– Краски, гуашь, кисти, карандаши, мелки, бумага/ватман, заготовки «масок-настроений», незаконченные рисунки для дорисовывания, нитки.

Совет: при обсуждении рисунков следует избегать оценок по технике их выполнения, необходимо обратить внимание на приемы, передающие настроение и переживания автора.

«Уголок сюрпризов».

Цель: снять психоэмоциональное напряжение, мышечный тонус, развивать воображение, способствовать созданию доброжелательной атмосферы, вводить элемент новизны, неожиданности (например, новая музыкальная или говорящая игрушка).

Публикации по теме:

Дистанционная педконференция. Методические рекомендации по использованию педтехнологии «Методы выявления детской одарённости» Автор: Сызранцева Елена Евсеевна Должность: воспитатель Место работы: МБДОУ-детский сад "Берёзка" р. п. Лысые Горы,Лысогорский район, Саратовская.

Формы и методы реализации познавательно-речевого направления развития дошкольника «Формы и методы реализации познавательно-речевого направления развития дошкольника». Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от.

Консультация для воспитателей «Методы, повышающие познавательную активность дошкольника» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №5» ДО №19 Консультация для воспитателей на тему:Методы повышающие познавательную.

Консультация для воспитателей «Формы и методы правового воспитания дошкольников в условиях ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21 «Золотой ключик» " Формы и методы правового воспитания.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Методические рекомендации для воспитателей «Формы и методы обогащения эмоционального опыта дошкольника»
Опубликовано: 17 января 2018 в 00:19
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс «Цветочек аленький в технике «айрис фолдинг»
Мастер-класс "Цветочек аленький в технике "айрис фолдинг" Здравствуйте, уважаемые коллеги, дорогие друзья и гости моей странички! Предлагаю вам еще...
Мастер-класс по изготовлению праздничных блокнотов к 23 февраля.
Добрый день уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по изготовлению праздничных блокнотов к 23 февраля в подарок папе. Для...
Фотоотчет о Посткроссинге на МAAM «Далекая и удивительная Якутия»
Предлагаю вашему вниманию вторую ( сюрпризную) часть беседы об удивительной Республике Саха ( Якутия. Начало можно посмотреть здесь У нас появились...
Фотоотчет об экскурсии в Темрюк: Мемориальный комплекс «Вечный огонь»
В городе Темрюк свято чтят память героев Великой Отечественной войны. Вместе с детьми мы посетили Мемориальный комплекс Вечный огонь. Он находится на...
Подвижная игра «Самолеты» для младшего дошкольного возраста
Подвижная игра «Самолеты» Цель игры. Упражнять детей в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга, выполнять все движения по сигналу. Материал....